Для связи в whatsapp +905441085890

Метафизический этап в позитивизме — Метафизика — это философия перехода от первой к третьей стадии позитивизма

Позитивистская концепция взаимоотношений философии и науки представляет собой третий логически возможный вариант решения указанной проблемы. Старая философия («метафизика») объявляется псевдонаукой и псевдознанием, спекулятивной схоластикой, которая, наряду с мифологией, религией и другими формами человеческих заблуждений, принадлежит к «исторической мусорной куче знаний». Вместо этого предлагается создать новую, научную философию, которая будет отличаться от всех других наук только своим предметом, а не методом. А для любой науки может быть только один метод: накопление эмпирической информации об объекте исследования, ее систематизация и обобщение. Позитивистская концепция взаимоотношения философии и науки была четко сформулирована и серьезно обоснована только в 1930-е годы в работах французского философа О. Конта, который утверждал, что в своем историческом развитии мысль проходит три основных состояния (стадии): мифологическое и религиозное, философское («метафизическое») и конкретно-научное («позитивное»). Каждая из последующих стадий является более зрелой, чем предыдущие. Научная мысль — это не только наиболее зрелая форма человеческого знания, но и его завершающая стадия. По мнению О. Конта, главная историческая заслуга прежней, традиционной философии («метафизики») состоит только в одном — в подготовке и формировании научного способа мышления. Необходимость обращаться к философскому мышлению для познания мира полностью исчезает с появлением и утверждением в обществе научного способа познания. Более того, эта ссылка становится не только лишней, но и крайне вредной, поскольку тормозит научный путь решения проблем и заменяет его менее ценным гносеологическим подходом. Главная опасность такой подмены — мимикрия традиционной философии («метафизики») под науку, что неизбежно приводит к «загрязнению» научного знания различными спекулятивными схоластическими построениями, выступающими в данном случае во имя абсолютной истины. Отличие конкретно-научного (или «позитивного») способа мышления от философского состоит в том, что позитивная наука, будучи зрелой и ответственной, принципиально отказывается от поиска и формулирования абсолютных и универсальных истин о мире, считая это иллюзорной и нереализуемой целью познания, и, напротив, ориентируется только на относительные и конкретные истины, факты и законы отдельных сфер действительности, поскольку традиционная философия ненаучна, а конкретные науки не философские по своему содержанию, как считают позитивисты, между ними не может быть продуктивного взаимодействия.

Зрелая наука, утверждают позитивисты, может и справляется со своими проблемами, не нуждаясь в помощи философии. «Наука — это собственная философия» — таково кредо и суть позитивизма по отношению к традиционной философии. Но это лишь одна «негативная» часть позитивистской концепции отношения между философией и наукой. Другая, позитивная, была более амбициозной и заключалась в идее построить вместо метафизической философии новую философию, которая отвечала бы всем стандартам научности. С точки зрения позитивистов, многие проблемы старой философии были вполне приемлемы сами по себе и легитимны с научной точки зрения, например: познание законов природы, окружающей человека; организация общества; природа человека и его возможности; пути к истинному познанию реальности и т.д.

Метафизический этап в позитивизме - Метафизика - это философия перехода от первой к третьей стадии позитивизма

Метафизика — это философия перехода от первой к третьей стадии позитивизма

Создателем позитивизма был французский философ Огюст Конт (1798-1857), автор книг «Курс позитивной философии» (1832-1842) и «Система позитивной политики» (1851-1854). Концепцию Конта можно рассматривать как переход от философии Просвещения к постметафизической современности. С эпохой Просвещения связана идея поступательного движения от суеверий к науке, представление о единстве наук (на основе позитивного метода), обращение к человеческой природе, которая отчасти определяет процесс познания. Критика спекулятивной мысли, которая имеет дело с абстракциями, включая концепцию познающего субъекта, стоящего вне социально-исторических форм его организации, указывает на Комте как на одного из первых постметафизических философов.

Позитивизм Конта функционирует, с одной стороны, как философия науки, основанная на изучении научного метода и его истории, а с другой — как доктрина социально-политической реформы. Ядром философии пауки является «закон трех стадий духовной и социальной эволюции человечества», анализ позитивного метода и классификация наук. Согласно «закону трех стадий», идею которого Конт позаимствовал у Сен-Симона, человечество проходит три стадии.

На теологической или фиктивной стадии человеческий разум, стремясь объяснить мир и обрести абсолютное знание, ищет первопричины явлений. Этот этап начинается с фетишизма, культа неодушевленных предметов, который перерастает в политеизм и заканчивается монотеизмом, что свидетельствует о высокой ступени развития обобщающей мысли, когда множественность явлений выводится из одной причины, единого божественного абсолюта. Комте отмечает важность теологической стадии: человеческая мысль, хотя и руководствуется спекулятивными взглядами, осуществляет накопление наблюдений и их первичную комбинацию. Теологическая «философия» возникает под давлением врожденной предрасположенности человеческого разума и определенных социальных условий, основанных на религиозном авторитете. Это соответствует военному типу общества: первобытному периоду и военно-феодальному строю Средневековья.

Следующий, метафизический этап характеризуется Комтом только отрицательно. Способ познания явлений остается прежним — причинно-следственный, но сверхъестественные силы устраняются, а на их место ставятся метафизические «сущности». Метафизика соответствует периоду социальных потрясений, в ходе которых разрушается старый порядок. Метафизика, увлеченная спекуляцией, не способна сформулировать научные социологические теории, которые должны лечь в основу конструктивной политики; она является лишь философией перехода к последней, третьей стадии, стадии позитивной.

Новый этап, позитивный или научный, наступает тогда, когда разум отказывается от поиска причин, от абсолютного знания и концентрируется на наблюдении за явлениями и формулировании законов, их согласованности и сосуществовании. Позитивная философия соответствует «индустриально-позитивному порядку», новому социальному порядку, определяемому научной политикой.

Возникновение позитивной стадии Комте объясняет несколькими причинами. Во-первых, он подчеркнул возрастающую роль науки в практической жизни в эпоху «современной цивилизации», которая возникла в XIV веке. Во-вторых, он писал о «спонтанном происхождении позитивного разума», или о том, что позитивное мышление, появившееся в математике, распространилось на другие науки «путем самовозникающего сходства и инстинктивного подражания». Комте даже сформулировал особый закон интеллектуального развития, который заключается в том, что с переходом к позитивной стадии роль воображения в познании уменьшается, а роль фактического знания, наблюдения, возрастает.

Критика метафизики в философии

В критических выступлениях махистов против «метафизики» в философии и науке можно найти некоторые разумные суждения, несмотря на реакционный характер их основной философской позиции (критика механистического понимания причинности, а также идей классической физики об «абсолютности» пространства и времени). Однако методологические рекомендации, предложенные представителями второй исторической формы позитивизма, сбили ученых с пути. Курс, последовательно проводимый махистами в сторону феноменалистических, описательных теорий, резко противоречил основным тенденциям развития естествознания в XX веке, успехи которого были достигнуты именно потому, что оно отказалось от махистских рекомендаций. С помощью позитивистских рецептов невозможно было осуществить теоретический синтез, который избежал бы всех и всяческих мировоззренческих (в терминологии позитивизма — «метафизических») проблем.

Позитивистское отождествление науки с описанием непосредственно данного в социальных дисциплинах означает принятие существующих социальных условий и сложившейся системы ценностей (в буржуазном обществе — буржуазной идеологической системы) как чего-то неизменного, не подлежащего критике, а только подтверждению. На практике такая позиция была защитой системы буржуазных общественных отношений. Материализм и эмпириокритицизм разработали основные принципы критики позитивизма в целом.

Необходимо очистить научный опыт от метафизических сущностей, абстракций. Накопилось слишком много метафизических сущностей. Необходимо отбросить понятие материи (так говорил Мах — удар по науке), понятие атома, понятие причинности. Раньше люди думали, что изучают причинность, но на самом деле они изучали последовательность событий, их функциональные связи. Сказать, что одно является причиной другого, — это преувеличение. Принцип принципиальной координации (производный от плотности): субъект не отделим от объекта, объект дан вместе с его восприятием. Где есть объект, там есть и субъект. «Я вижу дерево» не имеет смысла, если мы выделим дерево в отдельный предмет. Существует ситуация, когда «я» и дерево выравниваются. Нейтральный элемент опыта — это одновременное участие ментального и материального. Принцип экономии мысли: не следует использовать метафизические сущности, следует описывать (несоответствие). Это экономическое освоение окружающего нас мира. С точки зрения биоэволюции, когнитивный аппарат необходим для комфорта. Каждый новый закон помогает человеку вписаться в мир. Далее, поведение становится эффективным. (Этот этап не состоялся. Оно подверглось серьезной критике. Критика исходила от самих ученых). Чистый опыт опровергает все законы физики. Ничто в физике не может устоять. Без общих понятий физика не может развиваться. Вместо экономии мысли — роскошь мысли. Обилие мнений необходимо для того, чтобы сохранить истину.

Все науки имеют специфические методы

Три стадии развития человека соответствуют различным умственным способностям (свободное воображение, критический ум и объективное наблюдение). В позитивную эпоху доминирует наблюдение, которое обеспечивает эмпирические данные, на основе которых строится научная теория. У человека есть естественная потребность в теории (к теориям такого рода Комте причислял и религиозные верования, и метафизические построения), которая связывала бы факты. Таким образом, задавая вопрос о генезисе науки, Конт обращается как к человеческой природе, так и к практическим потребностям общества.

Комте формулирует определенные требования, которым должно отвечать позитивное мышление. Она позитивна, а не негативна, потому что призвана не разрушать, а организовывать. Научное мышление также носит скорее относительный, чем абсолютный характер. Стоя в традициях идеалистического эмпиризма и агностицизма, Комте ограничил науку описанием явлений чувственного опыта, данного «в соответствии с нашей организацией и нашей ситуацией». Таким образом, наука занимается изучением феноменальной реальности, но вещь-в-себе («вещь в себе») непознаваема. Более того, позитивное мышление реально, а не химерично; оно основано на прямом контакте с реальностью. В духе сенсуализма, Комте требует, чтобы наука основывалась на доступном нам чувственном опыте. Она также не должна быть расплывчатой, но точной и, таким образом, совместимой с природой явлений. Такое мышление надежно, а не сомнительно, оно способствует сплочению, а не сеет раздор между людьми.

Наконец, научное мышление должно приносить практическую пользу в отличие от бесполезности метафизики, а также теологического провиденциализма, которые обрекают человека на пассивность. Знания необходимы, чтобы «развить нашу способность судить о своей природе и состоянии». Комт, как и Ф. Бэкон, подчеркивал «великую практическую цель наук», но утверждал, что наука не должна ограничиваться изучением непосредственной пользы. В начале курса он пишет, что как бы ни были велики услуги, оказанные науками промышленности, мы не должны забывать, что они имеют прежде всего более прямую и возвышенную цель — удовлетворить наш разум в его основной потребности — знании законов явлений.

Все науки имеют специфические методы, поэтому каждая из них рассматривается Контом отдельно и классифицируется по принципу возрастающей сложности предмета, что соответствует историческому порядку возникновения наук. Исторический порядок наук представляет собой общую картину развития научного метода. На первом месте стоит геометрия, которая является наиболее абстрактной. Она представляет собой «набор логических инструментов, подготовленных для целей дедукции и координации наук». Но даже здесь «наблюдение служит основой для размышлений». Механика менее рациональна, потому что она обращается к реальности в своих построениях. Далее следует астрономия; она «столь же рациональна, сколь и позитивна», поскольку основана непосредственно на наблюдениях. В результате астрономия является образцом «философского единства, которое должно быть целью всей науки». Более сложная природа объектов физики и химии соответствует новой форме наблюдения — эксперименту. Целостность живого организма заставляет биологию ограничить роль аналитического метода в пользу сравнительного метода. Науку об обществе — социологию — Конт дополняет историческим методом.

Принцип социального консенсуса

Социология рассматривалась Контом как самая важная наука в практическом плане. Социальные явления изучаются систематически как социальный порядок, исторически как социальный прогресс. Комт видит здесь сходство с изучением биологических явлений, которые он делит на явления организации живых существ и их роста. Как в организме не может быть жизненной силы без надлежащей организации, так и в обществе не может быть прогресса без порядка. Комте пытался сформулировать точные, даже количественные законы социальной статики и динамики, подобные законам механики. Основным принципом социального порядка и, соответственно, основным законом социальной статики является принцип целостности социального организма: все части должны функционировать согласованно. Из примата целого над частями вытекает специфически противоречивое понимание прав личности: «Позитивизм признает за индивидом только одно право — его обязанность делать».

Основные социальные институты, такие как семья, государство, изучались Контом на основе принципа социального консенсуса. Семья — это простейшая ячейка общества, в которой главная роль принадлежит женщине, воспитывающей детей в духе альтруизма. Государство служит для сохранения социальной сплоченности, предотвращения анархии, расхождения идей, интересов. Она выполняет экономические, но прежде всего политические и моральные функции. Комте, ссылаясь на Средневековье, высказал мысль о необходимости разделения духовной и мирской власти. Духовная власть, отвечающая за нравственность и разум, должна принадлежать философам-позитивистам, «просветителям народа»; светская власть должна принадлежать практическим людям, буржуазии, под руководством банкиров. В развитии общества Конт придавал большое значение нравственному совершенствованию, преодолению природного индивидуализма, формированию хороших эмоциональных и моральных отношений.

В последние годы жизни Конта его философия приобретает религиозное значение. Он разработал «позитивную религию» с культом «Великого существа» (фр. legrand Eire), человечества, объекта любви и поклонения. Эта религия, по мнению ученого, дает наивысшую санкцию идеям позитивизма, которые смогут объединить людей в новую церковь. В своем катехизисе Комт вводит имена «святых» — людей, совершивших заслуги в истории человечества (Моисей, Гомер, Данте и т.д.), предлагает календарь для их особого почитания и т.д. Один из последователей Конта, отец Лаффит, возглавил «Церковь человечества» в Париже, и «позитивная религия» до сих пор существует в некоторых странах.

Философия Конта повлияла как на историю позитивистской философии, так и на другие течения, особенно на историческую и социальную эпистемологию. Это стимулировало историко-научные исследования (Ж. Сартон, П. Таннери, П. Дюэм) и создание различных программ по философской истории науки. Роль Конта как основателя социологии трудно переоценить. Его политическое учение оказалось влиятельным и во Франции (И. Тэн, Ш. Моррас), особенно в период Второй империи. В 1860-х годах контизм проник в рабочее движение: французская группа «пролетарских позитивистов» приняла участие в Первом Интернационале.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Методология и методы научного познания — Научное познание как объект методологического анализа
  2. Антропология л. Фейербаха. Г. Гегель и к. Маркс об отчуждении человека
  3. Методология социальной философии
  4. Онтологические и ценностные теории человека. Проблема необходимости и свободы личности
  5. Идеи современной синергетики
  6. Общественное сознание: сущность, уровни и активная роль в жизни человека и общества
  7. Структура знания. Чувственное и рациональное познание
  8. Атеизм
  9. B.C. Соловьев: Учение о Софии. «Смысл любви» — Идея всеединства
  10. Эволюция постмодернизма