Для связи в whatsapp +905441085890

Метафизика аристотеля — Научные и философские интересы Аристотеля

Метафизика — это учение Аристотеля о причинах и началах бытия и знания, о том, что есть истинное бытие само по себе. Трактат по метафизике, состоящий из 14 книг, является самым важным трудом Аристотеля по теоретической философии. Это изложение «первой философии» не является целостным произведением; оно не закончено самим Аристотелем. Трактат о метафизике, скорее всего, является компиляцией, составленной после его смерти из различных черновиков, отрывков и заметок, относящихся к метафизической части его системы. Этот сборник составлен довольно плохо, а порядок расположения 14 книг плохо систематизирован. Одной из главных тем «Метафизики» является рассмотрение взаимосвязи между идеальным и материальным. Аристотель отвергает платоновское учение об идеях как об отдельных от разумных вещей сущностях и доказывает, что «идея» — это лишь форма, в которой материя становится самостоятельным объектом, и что материя приобретает форму благодаря действию третьего принципа, который Аристотель называет движением. Согласно метафизике Аристотеля, форма дает объекту его действительное существование, в то время как материя объекта существует только в возможности своего существования. Форма — это действительность, материя — это возможность. Только когда возможное становится действительным, то есть когда бесконечная и бесформенная материя приобретает определенность, форму, материя становится конкретным явлением, и только тогда мы можем ее познать. Движение — это деятельность, благодаря которой возможное становится реальным, материя становится определенным объектом с определенными свойствами. Первой причиной всякого движения является Бог, существо нематериальное, не имеющее частей, стоящее вне пространства, неподвижное; одним словом, это необусловленная деятельность, чистая энергия. Но только чистая мысль может быть необусловленной деятельностью. Итак, в метафизике Аристотеля Бог — это абсолютно активная мысль; он — абсолютно живое существо, первоисточник всего живого. Субъектом деятельности этого абсолютного мышления может быть только высшее и совершеннейшее, то есть только сам Бог. Таким образом, в Боге мысль и объект мысли совпадают. Бог — это абсолютная цель Вселенной. Вселенная стремится к Божеству, но неэффективно соотносит себя с этим стремлением. Самое важное учение Аристотеля — это учение о человеческой душе. На ней основана аристотелевская этика. Все живые существа на земле имеют свою энтелехию, душу. Он считал, что если у тела есть душа, то это значит, что оно живое, и поэтому тело будет подобно душе. В своей философии Аристотель разделил душу на три типа: кормящую (растительную), чувствующую (животную) и разумную (человеческую). Как любая форма не может существовать без материи, так и душа не может существовать без тела. Однако Аристотель, похоже, применял это утверждение только к первым двум видам души, а в некоторых отрывках он считает бессмертной третью, разумную сторону души, которая принадлежит Богу.

Метафизика аристотеля - Научные и философские интересы Аристотеля

Научные и философские интересы Аристотеля

Античная философия зародилась в Древней Греции как попытка открыть фундаментальные принципы мира (космоса). Расцвет философии в Греции имел множество причин и факторов. Слабое развитие сельского хозяйства, свободное отношение к своим богам (что освободило греческую мысль от консерватизма), символическая форма царской власти, выборные формы власти — все это способствовало возникновению философии. Полисная структура греческих государств позволяла различным культурам взаимодействовать и обогащать друг друга. Это общество было одаренным от природы и проявляло не меньший талант в науке, чем в поэзии, скульптуре или военном искусстве. Греческое мировоззрение фокусировалось в основном на внешнем мире (космосе), который удивлял греков своей упорядоченностью и организованностью. Аристотель (384-322) был древнегреческим философом. Он был учеником Платона. Он был воспитателем Александра Македонского. Он был сыном Никомаха и Фестиды из Стагира. Аристотель был самым выдающимся учеником Платона. Беседовал со своими учениками о философии, прогуливаясь взад и вперед, за что их называли «перипатетиками». Он оказал сильное влияние на дальнейшую европейскую научно-философскую мысль. Основные труды Аристотеля — «Метафизика», «Никомахова этика», «Политика» и «Риторика». Аристотель разделил всю философию на практическую и теоретическую. Практическая философия включала в себя этику и политику, а теоретическая философия — физику и логику. Во всем этом он исходил из двух целей: Вероятность и истина. Для каждого конца исследования он использовал два средства — диалектику и риторику для вероятности, аналитику и философию для истины.

В данной работе я рассматриваю основные взгляды и научно-философские интересы Аристотеля, категории, с помощью которых он мыслил и учил, а также рассматриваю метафизику как учение о четырех причинах вещей, уделяя внимание этике и политике по Аристотелю.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) родился в Стагире, греческой колонии на фракийском побережье. Его родной город находился в Македонии, которая считалась провинцией по отношению к Афинам, признанному культурному центру. Правда, на глазах Аристотеля статус Македонии сильно изменился, связанный с победоносными завоеваниями Александра Македонского.

Как истинный представитель греческой культуры, Аристотель высоко ценил мудрость, которую он понимал как умение, способность и мастерство. Такое понимание мудрости также связывает его с его предшественниками в античной философии — «любовь к мудрости».

В 367 году Аристотель отправился в Афины и, после возвращения Платона из поездки на Сицилию, стал его учеником. На протяжении многих лет выясняется, что жизнь Аристотеля связана с Академией, наполнена общением с ее основателем и внимательным изучением платоновской философии. Здесь Аристотель приобретает самый широкий научный кругозор и разрабатывает собственные философские и научные подходы.

Аристотель был настоящим энциклопедистом.

Труды Аристотеля делятся на две группы: «экзотерические» и «эзотерические». Первые были написаны в форме диалога и предназначались для широкой аудитории. Последние не были предназначены для широкой публики, а только для учеников школы. История распорядилась так, что до нас дошли произведения, относящиеся ко второй группе. Следовательно, у нас есть возможность судить о тех взглядах Аристотеля, которые он сам считал «сокровенными» и наиболее полно выражающими истину. Точное количество работ, произведенных Стагиритом, неизвестно, но совершенно ясно, что они огромны. Более поздние авторы приписывают ему от ста сорока до четырехсот произведений.

Аристотель был настоящим энциклопедистом, чьи знания были удивительно разнообразны и поистине универсальны. Наиболее известные из его сохранившихся работ включены в Corpus Aristotelicum — свод сочинений, считающихся каноническими. Его первой работой является «Органон», содержащий трактаты по логике (Категории, Об истолковании, Первая аналитика, Вторая аналитика, Топика, О софистических опровержениях). Далее следуют «Физика», «О небесах» и «О душе». Наиболее известным его трудом является «Метафизика», состоящая из 14 книг. Работы по этике (моральному учению): «Никомахова этика», «Большая этика», «Политика». За ними следуют «Риторика» и «Поэтика». Наконец, биологические труды: «История животных», «О происхождении животных», «О частях животных» и др.

Обширность и тематическое разнообразие трудов Аристотеля затрудняют определение точки, с которой лучше всего начать изложение его системы. В учебниках по истории философии, написанных в советский период, страдавший от подавления обязательной идеологии, внимание обычно уделялось критике Аристотелем платоновского учения об идеях. Аристотель критикует платоновское учение об идеях не с позиции «мнения» (то, что Платон называл «докса»), а с позиции демонстративного, то есть эпистемического, знания. Поэтому аристотелевский подход согласуется с восхищением Платона доказательствами и логической убедительностью и исключением личных и других посторонних мотивов в научных и философских рассуждениях. В свете этой точки зрения знаменитое высказывание Аристотеля «Платон — мой друг, но истина мне дороже», которым, согласно традиции, он ответил на обвинения в отклонении от теории своего учителя, становится понятным и ясным.

В трудах Аристотеля ярко отражены его подходы к изучению философской мысли, а также четко прослеживаются подходы, привнесенные непосредственно самим Аристотелем в методологию этой науки.

Исторический подход. Аристотель сознательно отстаивал принцип, согласно которому, прежде чем сформулировать собственное мнение, необходимо тщательно изучить взгляды своих предшественников, то есть тех мыслителей, которые уже занимались данной проблемой. В современном языке этот подход известен как изучение истории и литературы предмета. Аристотель считал своим долгом тщательно изучить и бесстрастно изложить достижения своих предшественников, и только потом подвергнуть сомнению то, что было известно, или добавить что-то новое.

Систематически и методично. Хорошо известно, что аристотелевские сочинения зрелого периода отличаются систематичностью и последовательностью изложения. При самом поверхностном взгляде видно, что труды Аристотеля являются подлинно научными трактатами, и в этом они разительно отличаются от диалогов Платона, сходство которых с мифопоэтическим творчеством подчеркивается обильным присутствием в них мифологических действий и образов.

Бытие по Аристотелю

Универсальность принципа становления. Платон исключил из мира идей, то есть из мира истинного и прекрасного, всякую текучесть, подвижность, изменчивость. В отличие от Платона, Аристотель связывает познание с наблюдением того, что является общим в вещах, то есть с детальной проработкой. Это познание предстает как источник удовольствия, которое по своей природе оказывается таким же, как и то, которое мы получаем от чувственных вещей. Точнее, существует не два отдельных удовольствия, интеллектуально-созерцательное (высшее) и витально-чувственное (низшее), а одно удовольствие, которое реализуется в познании через внимательное и чуткое отношение к богатству и разнообразию мира.

Познание, таким образом, — это непрерывная детализация, раскрывающая законы становления вещей. Чем глубже и микроскопичнее исследование, проводимое разумом, тем больше удовольствия оно доставляет и тем ближе человек подходит к блаженному состоянию внутреннего равновесия души.

Истина как эстетико-рациональное отношение к миру. Разумное знание выступает мысленным охватом всех деталей, но уже лишенным всякого хаоса и суеты, т.е. того, что характерно для неразумной деятельности и повседневной жизни. Согласно Аристотелю, разум — это динамически движущийся и активный организм. Таким образом, разум (рассудок) выражает образование, жизнь и удовольствие. По словам Аристотеля, философ — это тот, кто, несмотря на трудности и препятствия, находит в знании источник радостного отношения к миру. Истинное знание раскрывает рациональность и «разумную красоту мира».

Резюмируя вышесказанное, хотелось бы привести смысл слов самого Аристотеля, которые, как мне кажется, отражают все его научно-философские интересы и взгляды: Философия — самая общая из всех наук, поэтому она является «факультетом всех факультетов», выраженным в терминах чистого знания. Поэтому по отношению ко всем другим наукам она выступает как то, что формирует наиболее общие принципы, действующие во всех науках. Однако сама философия не имеет практических или эмпирических целей; она не связана с использованием своих знаний для удовлетворения материальных потребностей. Только философия может выразить и разрешить самую глубокую потребность человека, желание получить ответ на вопрос «почему». Философия выражает чистую жажду знаний, страсть к истине, которая держит ложь на расстоянии. «Таким образом, — заключает Аристотель, — все другие науки более необходимы, чем она, но нет ни одной лучше ее.
Бытие, согласно Аристотелю, — это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Человек обычно способен воспринимать только свойства бытия, но не сущность. Также, согласно Аристотелю, категории — это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которого немыслимо само бытие.

Четыре причины всего сущего

Название «Метафизика» (то, что идет после «Физики») имеет позднее происхождение. «Метафизика» — это название, данное группе трактатов Аристотеля в издании Андроника Родосского после физики. В этих трактатах было изложено учение об основаниях бытия, постигаемых посредством умозрения. Впоследствии, на протяжении целых двух тысячелетий, среди философов господствовал обычай называть любое философское учение, содержащее спекулятивное исследование бытия, «метафизикой». Таким образом, получилось, что то, что в издании Андроника Родосского просто следовало за физикой в порядке публикации, рассматривалось как превосходящее физику по сути предмета: Если физика изучает «потусторонние» явления природы, постигаемые посредством опыта, то «метафизика» изучает сущность бытия не посредством опыта, а посредством умозрения. Начиная с Гегеля, в этой характеристике предмета и способа исследования «метафизика» стала подчеркивать свой метод. Основатели марксизма позволили термину «метафизика» означать лишь название антидиалектического метода.

Аристотель начинает свою первую книгу с утверждения, что все люди по своей природе стремятся к знаниям. Источником знаний являются ощущения и память, которые вместе составляют опыт. Умение опирается на опыт, знания для общего блага. Но практическое умение — это не высшее знание, а только самопознание, мудрость, знание причин и начал. Аристотель говорит, что обычно мудрыми считаются те, кто много знает, но невозможно знать все, зато можно знать причины всего. С самого начала философов интересовали причины: как происхождения Вселенной, так и того, что есть добро. Такое знание он называет божественным. Более того, в главе 3 книги 1 Аристотель перечисляет четыре причины всего сущего:

  • Сущность.
  • Материя.
  • Происхождение движения
  • Хорошо

Аристотель критиковал своих предшественников за их особый акцент на материальной причине: вода (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит) или все элементы сразу (Эмпедокл).

Он обозначил такие начала движения, как разум, дружба и вражда. Далее Аристотель рассматривает учения пифагорейцев и Платона.

Аристотель делит науки на теоретические, целью которых является знание ради знания, практические и «поэтические» (творческие) науки. Теоретические науки — это физика, математика и «первая философия» или теологическая философия (позже названная метафизикой). Практические науки — это этика и политика (также называемая политологией). Одной из центральных идей «первой философии» Аристотеля является его учение о четырех следствиях.

Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой главной характеристикой была «сущность» или «субстанция», а остальные рассматривались как ее атрибуты. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект — 9 предикатов.

В многочисленных сочинениях Аристотеля собраны почти все имевшиеся в то время знания, которые в его трудах получили более глубокое философское обоснование, были приведены в строгий, систематический порядок, а их эмпирическая база значительно расширилась. Некоторые из этих работ не были опубликованы им самим при жизни, а многие другие позже были ошибочно приписаны ему. Заслугой Аристотеля является то, что академическое деление предметов философского диспута на логические, этические и физические приобрело значение схоластического деления философии на логику, этику и физику, которое было принято всеми философскими школами эллинизма и которое даже Кант признавал естественным.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Культурные ценности и нормы
  2. Анри Бергсон и его философия
  3. Попытки реализации нравственных идеалов в жизни (этика насилия)
  4. Истоки и начала русской философии
  5. Софисты и софистика
  6. Теория постиндустриального общества и проблемы модернизации
  7. Проблема направленности функциональных связей
  8. Функции философии в управленческой деятельности
  9. Сравнение философии нового времени и эпохи просвещения
  10. Проблема закономерности исторического процесса