Для связи в whatsapp +905441085890

Методика автопортрета Романовой-Потемкиной — Методика «Автопортрет»

Для диагностики самооценки вместе с другими методиками полезно одновременно использовать тест «Автопортрет». По определению, автопортрет — это образ человека, созданный им самим. Для психодиагностики важно, насколько автопортрет как образ своего создателя исчерпывает свою модель и ограничен ею, а также по каким типологическим признакам его можно выделить.

Автопортрет имеет несколько линий развития, а также вершин своего художественного воплощения. Обобщая многообразие форм автопортретов в живописи, можно выделить следующие:

  • изображение лица как центрального; очень часто это графическое изображение;
  • изображение портрета в интерьере, который дополняет и оттеняет портрет;
  • изображение одновременно нескольких автопортретов, различных по возрасту, характеризующих разные возрастные этапы жизни;
  • автопортрет-метафора — получает в последнее время широкое распространение, являясь ареной для всевозможных психологических экспериментов, рассчитанных на самое изощренное воображение зрителя: например, изображение молодой женщины в подчеркнуто экстравагантном модном костюме, балансирующей на подвешенном в воздухе канате;
  • исключительная ситуация, но вполне реальная, в которой изображается участие в каком-то важном событии, происходящем в действительности;
  • изображение вымышленной, фантастической ситуации, в которой автор никогда не был, и все произошло без него.

Интерпретация I. Тест «Автопортрет» был адаптирован Р. Бернсом (США, Институт развития человека, Сиэтл. 1972), который предлагал нарисовать себя в одиночестве или с членами семьи, коллегами по работе. «Вы можете прийти домой и кричать или плакать, — пишет Р. Бернс, — но вы не можете делать этого на работе. Все это будет отражено в вашем рисунке». Р. Бернс трактует элементы, которые можно найти в автопортрете, следующим образом.

Голова. Рисование большой головы обычно говорит о больших интеллектуальных притязаниях или неудовлетворенности своим интеллектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.

Глаза. Большие глаза на рисунке говорят о подозрительности, а также о проявлении озабоченности и повышенной чувствительности к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно говорят о самопоглощенности и склонности к интроверсии.Уши и нос.Большие уши говорят о чувствительности к критике. Акцент, перенесенный на нос, говорит о сексуальных проблемах. Выделенные ноздри указывают на склонность к агрессии.

Рот. Выделенный рот указывает на примитивные оральные наклонности или возможные трудности с речью. Отсутствие рта указывает либо на депрессию, либо на вялость в общении.

Руки. Символизируют контакт человека с окружающим миром; жесткие руки указывают на ригидную, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки говорят о неэффективности. Хрупкие, слабые руки говорят о физической или психологической слабости. Длинные, сильные руки говорят об амбициозности и сильной вовлеченности в события внешнего мира. Очень короткие руки говорят об отсутствии амбиций и чувстве неадекватности.

Ноги. Длинные ноги указывают на потребность в независимости. Большие ноги подразумевают потребность в безопасности. Отсутствие ног подразумевает нестабильность и отсутствие опоры. Отступники, например, часто рисуют людей без ног.

Интерпретация II (интегративно-оценочная). Нашей задачей было разработать тест «Автопортрет» для выявления индивидуально-типологических особенностей человека, его представлений о себе; его внешности, личности и отношения к себе.

Методика автопортрета Романовой-Потемкиной - Методика «Автопортрет»
Методика автопортрета Романовой-Потемкиной — Методика «Автопортрет»

Методика «Автопортрет»

Цель методики — выявить индивидуально-типологические особенности человека.

Материал, карандаш или ручка, лист бумаги размером 10х15 см.

Инструкции: «Нарисуйте свой портрет.

При анализе рисунков выделяются особенности образа, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом.

Эстетический образ — проводится лицами, обладающими художественными способностями. По графическим тестам и тесту «автопортрет», в частности, всегда можно выделить лиц, у которых есть «рука художника». Легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность изображения отличают рисунки этих людей.

  1. Схематическое изображение в виде человека, схемы тела, бюста, нарисованного в профиль и анфас; чаще к этому типу изображений тяготеют интеллектуалы (мыслители, по И.П. Павлову), для которых важно получить самые общие представления о явлении; частностями и деталями они интересуются по мере необходимости. По-видимому, такое изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.
  2. Реалистическое изображение — выполнено с большей детализацией, т.е. прорисовка лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся высокой педантичностью, склонностью к детализации, аналитическим когнитивным стилем.
  3. Метафорическое изображение — человек изображает себя в виде предмета, например, чайника или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т.д. Такое изображение выполняют лица художественного типа, обладающие развитым воображением, творческими способностями и, конечно, определенной долей чувства юмора.
  4. «Автопортрет в интерьере» — изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т.д.

Видимо, такой вид изображения чаще делают люди, способные к повествовательному описанию, а также акцентирующие внимание на внешнем предметном окружении.

  1. эмоциональный автопортрет — человек отразил себя в каком-либо эмоциональном состоянии и часто является карикатурой или напоминает его. По-видимому, люди, которые более эмоциональны и отражают собственное состояние, более склонны к этому типу рисунка. Более того, переживаемая эмоция часто может быть противоположна изображаемой. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т.д.
  2. Изображение позы или движения — человек изображает себя во время выполнения определенного действия. Возможно, такой тип изображения характерен для людей с выразительными движениями, увлекающихся спортом, танцами и т.д.
  3. Изображение автопортрета со спины — вместо лица рисуется затылок; обычно такое изображение характерно для людей, непоследовательных в своем отношении к инструкциям, например, к экспериментатору и т.п., или при нежелании рисовать лицо и другие изображения.

Выделенные группы рисунков позволяют выполнить первый этап обработки материала. Способы обработки данного теста могут быть самыми разнообразными — от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений и сравнения с фотографией.

Для обработки этого теста мы разработали специальную схему, которая позволяет выявить как качественные, так и количественные показатели изображения.

Методы психографического анализа текста

За относительно короткую историю графических методов__.

психодиагностических тестов — было разработано множество специальных приемов и процедур, вошедших в классический диагностический инструментарий. К ним, в частности, относятся рисунок человека

тест Ф.Гудината (127), Д.Харриса (129), тест «Дерево» К.Коха (134), «Дом-дерево-человек» Д.Бака (120; 121), рисунок семьи В.Вольфа (77), который с различными модификациями использовали W.H. Hulse (131), L.W. Hughes (131) и др. Hulse (131), L. Korman (126), R. Burns и S. Kaufman (124), А.И. Захаров (43), Е.Т. Соколова (94), Г.Т. Хоментаускас (106; 107) и др. В отечественной практике чрезвычайно популярной оказалась диагностическая методика «Пиктограмма», первоначально предложенная А.Р. Лурия в качестве методики для изучения особенностей опосредованного запоминания, а затем достаточно подробно исследованная в работах Г.В. Биренбаума (9), С.Я. Рубинштейна (85), С.В. Лонгиновой (69; 70), Б.Г. Херсонского (102; 103; 104; 105) и др.

Однако при всем многообразии методов, которые называют графическими, их возможности до сих пор широко не раскрыты. С одной стороны, в практической сфере используется небольшое количество вариантов заданий и изобразительных тем, а с другой — не уделяется внимания проверке их валидности, достоверности полученных данных и интерпретаций.

Графические методы, относящиеся к классу проективных методов, дают человеку возможность проектировать реальность и интерпретировать ее по-своему. Поэтому естественно, что полученный результат в значительной степени несет на себе отпечаток личности, ее настроения, состояния, чувства, особенностей представления, отношения и т.д. В общем, в каждом графическом изображении, которое можно рассматривать как невербальное сообщение для другого, остается нечто специфически индивидуальное. И сложность методологической задачи состоит в том, чтобы как можно контрастнее выделить то, что принадлежит автору изображения, отделив это от того, что составляет нормативную, «неавторскую» сторону изображения — канву стандартной ситуации, влияние стандарта задания, содержание общего смысла сообщения и т.д. Но сделать это достаточно сложно, так как в субъективном графическом продукте (письме, рисунке и т.д.) слиты воедино и выражены весь смысл (сообщение), отношение автора, его способности и т.д., а с другой стороны, на это выражение существуют ограничения со стороны культуры (в данном случае графических стандартов), изобразительного материала, структуры графических заданий (дом, дерево, человек и т.д.) и, наконец, возраста человека (например, конкретные этапы развития графических навыков и способностей ребенка). Указанные ограничения образуют упомянутую выше своеобразную нормативную структуру и выступают в качестве эталонного фона, на фоне и в связи с которым могут быть выявлены личностные особенности человека. Весь опыт человеческой культуры подтверждает это. Известно, что рукописный текст оставляет своеобразный «след» пишущего, отражая его личностные особенности, переживания, отношение к смыслу сообщения, наконец, его состояние. Классическим примером, подтверждающим сказанное выше, является аналитическое сопоставление рукописных текстов и рисунков выдающихся русских писателей и художников, которое было сделано, в частности, при изучении творчества Пушкина, Достоевского, Эйзенштейна. Этот пример показывает, что существует общий (для разных форм выражения) стиль графики всех индивидуумов. С теоретической точки зрения это означает, что возможно и решаемо решение задачи психологической идентификации человека по результатам анализа его графической продукции. Это позволяет нам рассмотреть два различных варианта психодиагностических методик в зависимости от видов графического продукта:

  • методы психографического анализа текста,
  • психодиагностические рисуночные тесты.

Очерк историко-психологического анализа графической деятельности

Рисуночные тесты, как особый вид психографических методик, часто используются в практической диагностике и нередко служат единственным инструментом для развития диалога между психологом и консультируемым; рисунки содержат множество «сигналов» для психолога, которые могут быть использованы для построения диалога с консультируемым. Последний, в свою очередь, в общении с психологом использует не только слова, но и образы. Опыт показывает, что рисунки имеют яркие индивидуальные отличия, позволяющие строить на их основе естественные психологические классификации и типологии, и достигаются они гораздо быстрее, чем при использовании других методов.

Анализ рисунков, письма, «изобразительного языка» в целом не только расширяет диагностические возможности, но и способствует более глубокому пониманию всего душевного состояния человека, его видения мира и социальной ориентации.Рассматривая историю развития изобразительной продукции человека, целесообразно обратиться к филогенезу письма как особой формы изобразительной деятельности. Здесь мы видим долгие и сложные этапы развития письма и рисунка от первоначальных пиктограмм до современного письма, развитие изобразительной деятельности от первого наброска тени, отбрасываемой человеком, до современной живописи и графики, передающих сложнейшие авторские чувства и видение события.

Время, сохранившее наскальные рисунки древнего человека, отразило как особенности жизнедеятельности древних людей, так и их изобразительные возможности. Изобразительная деятельность изначально была необходима для передачи сообщений другим людям, для фиксации опыта. Считается, что таким образом охотники предупреждали своих товарищей о передвижениях, численности и породах животных с помощью различных примитивных знаков, основной целью которых было информирование о том или ином факте. История возникновения письменности отражена в фундаментальном труде «Челокотка» (71).

Предполагается, что первоначально все эти знаки были независимы от языка, так как они действительно были лишь сигналами, простыми знаками, часто предопределенными, но всегда понятными. Прежде всего, сюда можно отнести знаки, столь необходимые, когда охотник шел по следам стаи. Один из таких сигналов (их очень много, особенно в этнографии) — ветка, поставленная концом в нужном направлении. Позже в таких случаях стали класть непригодные для охоты стрелы наконечниками в нужном направлении. Этот обычай, уходящий корнями в далекое прошлое человечества, сохранился до наших дней, и мы рисуем стрелки, указывающие направление. Но одних направлений было недостаточно. Вскоре к ним присоединилось желание визуально передать отсутствующего товарища и некоторые детали ситуации — так появились рисунки. Люди разработали целую систему сообщений, основанных на рисунках, которые могут использоваться для передачи еще более сложных наборов значений, чем простое указание видов животных и направлений их движения. Тем не менее, это еще не письменность, а лишь намек на нее.

Ведь письмо тоже начинается с рисунков, которые по своей традиционной форме предполагают логическое содержание сообщений и всегда более конкретны, более однозначны, что уменьшает возможность ошибки при восприятии их содержания. Однако не все рисунки, дошедшие до нас из прошлых веков, являются письмом, посланием. На современном этапе нам, цивилизованным людям и людям, далеким от первобытного мышления, трудно точно установить, имеем ли мы дело в том или ином случае с «чистым» рисунком — воплощением индивидуальной эстетической эмоции — или с письмом, посланием. Иногда происходит смешение.

Изображения, содержащие сообщение, выполненные с помощью рисунков, называются пиктограммами. Различают пиктограммы и петроглифы. Их отличие в том, что пиктограммы — это исключительно рисунки, а петроглифы включают также геометрические и другие элементы. Например, пиктограммы преобладают в рисуночных посланиях, найденных на севере американского континента, а петроглифы — на юге.

Развитие графических продуктов 

Второй тип известен как охотничьи послания, существовавшие почти у всех народов мира еще в доисторический период; третий тип образован магическими и заклинательными формулами, особенно распространенными у североамериканских индейцев, а также в Индонезии. Четвертый — это сообщения о стычках, набегах, нападениях и походах, а также надписи на могилах. Наконец, пятый и последний тип — это пиктограммы политического характера, такие как петиции, договоры, информация о переписи населения, а также различные заявления, предупреждения и т.д. Анализ пиктографических посланий показал, что для них наиболее характерна стихотворная форма с присущей ей ритмической устойчивостью, которая лучше всего соответствует постоянному смыслу отдельных рисунков. Некоторые народы особенно любят использовать эту форму, поэтому мы иногда говорим о пиктографических стихах или песнях.

«Наибольший интерес, — пишет К. Лаукотка, — представляют знаки марийцев (восточная часть Европейской России) и саамов (Швеция), жителей Южной Европы, а также арабов и бразильских индейцев, в которых наблюдаются первые попытки стилизации изображений. Стилизация также заметна в некоторых наскальных рисунках Южной Европы и Северной Америки, например, мы находим стилизованные руки, головы быков и т.д.». (71. (71. с.22-23). Можно считать, что различные виды пиктограмм составляют первую ступень в развитии письменности (71).

Значительным прогрессом, по сравнению с неопределенными неясными пиктограммами, является следующий этап в развитии письма, так называемый идеографический, который логически развился из пиктографического. Поскольку слово и рисунок — это два возможных способа выражения одного и того же объекта, люди уже на ранней стадии начали отождествлять определенные рисунки с определенными словами. Они начинают использовать символы, знаки, которые приобретают условный характер. При этом мы видим, что очень многие знаки и символы происходят от так называемых

кинетической речи. Это чисто графический визуальный эквивалент определенного жеста, который уже вошел в обиход. Он вводится в письменность в основном там, где кинетическая речь оперирует символическими движениями (часто заимствованными из магии).

Например: здесь прикладывание пальца к губам означает «Молчи!», а у североамериканских индейцев этот жест означает «ребенок», указывая на то, что ребенок не может говорить. Из этого жеста впоследствии возник знак «ребенок», графически изображаемый двумя параллельными черточками, пересеченными вертикальной третьей линией.

Идеографическое письмо в определенном смысле уже можно назвать символическим — в тех случаях, когда с помощью рисунков хотят зафиксировать и передать другим известные понятия, выраженные словами. Идеограммы широко используются современными народами, особенно в магических целях, но чаще это чисто религиозные символы, доступные только посвященным (рис. 1,2,3).

Стадия символического письма характеризуется тенденцией к быстрому прогрессивному развитию. Символы приобретают универсальный характер, их форма и логическое содержание становятся стандартизированными, а их использование — более традиционным. В то же время сложные в прошлом образы упрощаются, стилизация исчезает, и в конце концов преобладающим становится чисто звуковой эквивалент. Теперь знак уже не отображает значение слова, а лишь фиксирует звуковой комплекс. И хотя эта письменность продолжает использоваться в основном для исторических и религиозных сообщений, сокращение количества знаков в ней делает ее относительно более доступной для широких слоев населения.

Таким образом, если на первых этапах «искусство» письма было почти исключительной собственностью жрецов и знахарей, хранивших его в тайне, то позднее оно порывает с религией, перестает быть инструментом ритуала, проникает во дворцы знати и купеческие лавки и оттуда, в совершенно измененном виде, прокладывает путь в массы.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Типичные семейные конфликты и пути их решения
  2. Психологические средства повышения креативности команды
  3. Психологические условия морального развития личности
  4. Психологический статус внимания и его природа
  5. Особенности проявления привязанности старшего дошкольника к родителям в зависимости от типа семейной структуры — Специфика семейного воспитания. Стили семейного воспитания
  6. Фрейд о детских страхах
  7. Восприятие и эмпатия в период молодости — Эмпатия в структуре личности
  8. Социальный статус младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
  9. Дыхательные техники в психологии
  10. Самореализация личности