Для связи в whatsapp +905441085890

Методика организации и проведения деловой игры — Определение деловой игры (ДИ)

С каждым годом повышается требование к учебному процессу, профессиональных учебных заведений связанное с поиском путей решения задач, повышением качества обучения, развития активности как черты личности, становление новых отношений между преподавателем или мастером производственного обучения и обучающимися.

Повышение умственной нагрузки на занятиях заставляет задуматься над тем, как поддерживать у обучающихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов и приемов обучения, которые активизировали бы мысль обучающихся. Внимание сосредотачивается на обнаружении нового неисследованного, интересного. Оно составляет окно, через которое обучающийся смотрит в мир знаний, открывает в них новое. Таковыми являются деловые игры при обучении.

Данная тема выпускной работы «Методика подготовки и проведения деловых игр в процессе обучения профессии, специальности», данная тема дает возможность раскрыть потенциал обучающихся на практическом обучении.

Объектом исследования выпускной работы является деловая игра, как имитационный метод подготовки обучающихся при овладении ими умениями и навыками в процессе производственного обучения.

Методика организации и проведения деловой игры - Определение деловой игры (ДИ)

Определение деловой игры (ДИ)

В последнее время деловые и имитационные игры находят все более широкое применение в самых разных областях: в основном в экономике и политике, а также в социологии, экологии, администрировании, образовании, городском планировании, истории. Имитационные игры используются для подготовки специалистов в соответствующих областях, а также для решения задач исследования, прогноза, апробирования намечаемых нововведений. Разрабатываются имитационные игры и как способ коммуникации между специалистами разных областей, как особый язык будущего.

При описании этого метода встречаются разные термины. Обычно, если игра проводится экономистами, то она называется деловой игрой (business game), реже -управленческой (management game) или операционной. В сфере политики, городского планирования, как правило, используется термин «имитационная игра» (simulation game). Наиболее распространенным и общим, пожалуй, на Западе является термин «имитационная игра», или «игровая имитация», хотя единого мнения по вопросам терминологии среди специалистов нет. Использование термина «имитационная игра» связано с выделением существенных характеристик этого метода. С одной стороны, имитация понимается очень широко как замена непосредственного экспериментирования созданием и манипулированием с моделями, макетами, замещающими реальный объект изучения. В социальных науках широкое распространение получила машинная имитация, реализующая формальную модель той или иной исследуемой системы. С другой стороны, существуют собственно игровые методы, в которых участники принимают на себя определенные роли, вступают в непосредственное взаимодействие друг с другом, стремясь достигнуть своих ролевых целей. Предполагается, что «игровая имитация» или «имитационная игра» объединяет эти два подхода. Она основывается на конкретных ситуациях, взятых из реальной жизни, и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Таким образом, в основе деловой игры лежит имитационная модель, однако реализуется данная модель благодаря действиям участников игры. Они берут на себя роли административных работников или политических деятелей и разыгрывают заданную хозяйственную, управленческую или политическую ситуацию в зависимости от содержания игры. Традиционно также подчеркивание того факта, что деловые или имитационные игры являются «серьезными» играми для взрослых, а не развлечением, не отдыхом и т.п.

Следует специально отметить, что деловую или имитационную игру необходимо отличать от других активных методов обучения, с одной стороны, и от методов социально-психологического тренинга — с другой. Надо признать, что в этом вопросе существует большая путаница: термины употребляются небрежно и подчас такие разные методы как групповая дискуссия, ролевые игры (также сама по себе достаточно разнородная область) и деловые игры попадают в одну компанию и обозначаются общим понятием «деловая игра». Трудность заключается как в недостаточной теоретической рефлексии данных эмпирически сложившихся методов, так и в отсутствии тех теоретических критериев, на основе которых можно было бы проводить сравнение подобных практик и их классификацию. Существующие попытки классификации носят или сугубо эмпирический (перечисление разных методов как они исторически сложились в разных областях знания и практики) или квазитеоретический характер.

Деловая игра как метод исследования в психологии

1. Для психологического исследования оказывается крайне важным тот факт, то в деловых или имитационных играх воспроизводится некая экономическая или политическая ситуация и деятельность человека в ней в ее существенных компонентах. Игра (определенный класс деловых игр) воспроизводит взятые из действительности ситуации, что позволяет исследовать человека в условиях, максимально приближенных к жизненным.

2. Деловые игры задействуют личность участников. Наличие
личностной вовлеченности участников в разыгрываемые ситуации,
выраженность и глубина переживаний в ходе имитаций являются ярким
эмпирическим фактом.

Практически в каждой работе, посвященной методу деловой или имитационной игры, отмечается присущая им эмоциональная насыщенность, эмоциональная напряженность, указывается на повышение мотивации обучения, возбуждение интереса к изучаемому предмету.

  1. Воспроизводимая деятельность осуществляется в условиях относительной неопределенности в отношении того решения, которое должно быть принято. В разных играх эта неопределенность задается по-разному. В случае «жесткой» имитации предполагается выбор из имеющихся альтернатив решения. В свободных» имитациях, более полно приближенных к условиям реальной действительности к воспроизводящих ее более целостно, участники сами формулируют проблемы и не ограничены в своих решениях и действиях. В одних случаях участникам четко задается игровая цель и способ выигрыша в данной игре, в других – ситуации, возникающие в игре, предоставляют игрокам большую свободу; они могут сами поставить перед собой цель и использовать для ее достижения те средства, которые им предоставляют правила игры. Каков характер неопределенности игровых ситуаций, предстоит решать в каждом конкретном случае специально.
  2. Деловые игры представляют собой искусственные ситуации со специально разработанными правилами, в которых играющего постоянно ставят в неожиданные положения, «загружают» решением конфликтов, проблем и т.п. Следствия условности игровых ситуаций является ненаказуемость поведения участников со стороны социальных институтов, отсутствие санкций и последствий от игровых действий в реальной жизни. Психологическим следствием данных и ряда других особенностей игры является то, что она позволяет снять или уменьшить сознательный контроль личности за своим поведением.
  3. Сравнивая имитационную игру с другими методами исследования личности, следует отметить, что деловые игры обладают рядом преимуществ как по сравнению с лабораторными методами, так и с исследованием личности в естественных условиях.

Имитационная игра предоставляет возможность наблюдать актуальные проявления личности, ее сиюминутную жизнь, а не ограничиваться результатами ретроспективного характера.

Игровые ситуации воспринимаются участниками не как особые экспериментальные ситуации, а как продолжение их обычной жизни, как реальные жизненные ситуации.

Можно выделить следующие приемы и подходы к использованию деловой игры в психологическом исследовании:

  1. Игра выступает как модель реальных ситуаций и событий, исход
    которых известен; в имитациях принимают участие разные группы
    испытуемых, подобранные на основе предварительно выявленных
    психологических качеств к черт; исследуется роль тех или иных
    психологических переменных в формировании реального решения.
  1. Игра используется как модель возможных в будущем ситуаций, событий; в имитациях принимают участие психологически разные группы испытуемых; группы подбираются на основе данных тестирования; исследуется роль личностных факторов в формировании конкретных решений, прогнозируется возможный исход моделируемых событий в действительности.
  2. Логика самого метода наталкивает исследователей на такой подход, когда изучение личности осуществляется в ходе ее направленного изменения, воздействия на нее в ходе имитационной игры.
  3. Ряд исследований посвящен валидизации метода имитационной
    игры, сравнению результатов данного метода с другими методами и с
    поведением в реальной жизни.

В других работах, наоборот, именно игровая имитация выступает как аналог реального поведения и, таким образом, позволяет проверить валидность других «вербальных» тестов.

Основные компоненты деловой игры

Деловая игра – это разновидность непродуктивной деятельности, в результате которой имитирующая конкретные производственные ситуации, реальные взаимоотношения между людьми, заданные их профессиональными обязанностями. Во время игры отрабатываются профессиональные, личностно – коммуникативные навыки, идеи и стратегии поведения.

  • Компоненты игровой деятельности:
  • Задание участникам – выиграть согласно правилам;
  • Распределение игровых ролей;
  • Определение игровых действий;

Определение механизмов и критериев деятельности учащихся; Тип взаимодействия – конкуренция; Результат – выявленный победитель.

Игровые действия определяются целевым аспектом игры. Они могут задаваться сценарием игры или формироваться самими игроками в зависимости от их личного понимания ситуации и поставленными перед конкретными задачами.

Моделирование в игре – это создание макетов, которые заменяют объекты реальной ситуации. Модель игры реализуется в соответствии правил которые относятся ко всем компонентам игры. Они могут быть перенесены в игру из реальной жизни или придуманы учащимися.

Задачи деловых игр:

  • Выявить индивидуальные и коллективные способности учащихся, степень их подготовленности и профессиональной деятельности;
  • Повысить интерес учащихся к учебному процессу;
  • Обучать учащихся в условиях имитации реальных ситуаций;
  • Развивать навыки решения проблем в условиях максимально приближенных к реальной ситуации.

Игра выступает как модель реальных ситуаций и событий, исход
которых известен; в имитациях принимают участие разные группы
испытуемых, подобранные на основе предварительно выявленных
психологических качеств к черт; исследуется роль тех или иных
психологических переменных в формировании реального решения.

Игра используется как модель возможных в будущем ситуаций, событий; в имитациях принимают участие психологически разные группы испытуемых; группы подбираются на основе данных тестирования; исследуется роль личностных факторов в формировании конкретных решений, прогнозируется возможный исход моделируемых событий в действительности.

Логика самого метода наталкивает исследователей на такой подход, когда изучение личности осуществляется в ходе ее направленного изменения, воздействия на нее в ходе имитационной игры.

Ряд исследований посвящен валидизации метода имитационной
игры, сравнению результатов данного метода с другими методами и с
поведением в реальной жизни.

В других работах, наоборот, именно игровая имитация выступает как аналог реального поведения и, таким образом, позволяет проверить валидность других «вербальных» тестов.

В последние годы появились работы, посвященные деловым и
имитационным играм в советской психология. Деловые игры в них
выступают прежде всего как метод исследования целостной деятельности.

Предметом анализа является моделируемая сложно-организованная и многоуровневая деятельность человека.

Проект деловой игры

  1. Название деловой игры, ее цели.
  2. Состав участников.
  3. Время, необходимое для проведения каждого фрагмента игры и на игру в целом.
  4. Суть проблемы, подлежащей решению.
  5. Состояние исследуемого вопроса.
  6. Руководство деловой игрой.
  7. Перечень необходимого оборудования, литература для предва рительного изучения.

Для разработки деловой игры необходимо создать имитацион ную и игровую модели, которые должны органически наклады ваться друг на друга, что и определяет структуру игры.  

Приступая к разработке модели деловой игры, необходимо чет ко сформулировать ее цели: закрепление полученных знаний, вы работка необходимых навыков; изучение опыта; формирование твор ческого мышления; обучение культуре взаимоотношений; совершен ствование навыков принятия коллективных решений и т.д.

Формулируя общие цели, мы предоставляем возможность каж дому участнику найти средства достижения собственных целей.

В каждой игре выделяются свои роли и определяется необходимое количество игроков. Роли могут быть профессиональ ные и межличностные, исполнение которых способствует созданию проблемных ситуаций («лидер», «конформист», «консерватор» и т.д.).

Подготовка деловой игры — это не только продумывание целей, конструирование модели, но и выбор технических, наглядных и других средств обеспечения занятий. В сценарии должно быть учте но, где, когда, кем и какие средства будут использоваться, какие условные обозначения, графики необходимо подготовить.

Важно продумать, как лучше расположить участников игры с учетом требований педагогической техники общения, выбрать свою оптимальную организацию отведенного пространства, при которой цель общения достигается ясно и свободно.

Вот несколько вариантов размещения участников общения, предло женных В.П. Дубровой и Е.И. Милашевич (Витебский государственный педагогический институт им. С.М. Кирова). Прямоугольником с кру жочком внутри обозначен организатор, кружочками — члены группы.

Блочный метод размещения: подходит для организа ции диспутов, дискуссий. Участники обеспечены микрофонами (могут быть условные). В случае необходимости микрофоны выставляются и в зале.

 Расположение лицом к лицу: применяется в случае, если между педагогами предполагается полемика или предстоят «перего воры».

Треугольники: если педагогический коллектив немногочислен, воспитатели могут непосредственно общаться друг с другом

 Круглый стол: круговые формы размещения участников позволяют сделать пе дагогический коллектив самоуправляемым. Возможность взаимных контактов становится максимальной, минимизируется роль организатора. Если участников много, образуется «круглый стол с аквариумом». В этом случае создаются особые правила для участни ков внешнего круга, которые наблюдают за ходом общения во внут реннем круге. Результаты их наблюдения излагаются в общей дис куссии.

Продумывая все элементы деловой игры, важно определить формы оценки. Часто применяются балльная система за каждый этап и подсчет всех оценок в конце игры. Иногда используется анкетиро вание. Отметим, что продуманная система оценки связана с функ цией стимулирования, поэтому иногда следует продумать оценку личного вклада каждого в достижение общей цели, например: от мечается группа-победитель, а в ней выделяется лидер (по сумме баллов). Иногда возможно оценивать то или иное решение словами: «творческий подход», «красивая мысль», «корректное решение».

Для оценивания в деловые игры вводятся роли экспертов, ана литиков, представителей заказчика и т.п. Целесообразно наглядно оформить оценки на специальных табло, схемах, экранах.

В заключение следует предложить игрокам объективно оценить результаты всей игровой деятельности, таким образом провести за ключительный анализ: что нужно учесть в дальнейшем, какой ин формацией овладеть. Это станет важным фактором после игрового интереса участников к познавательной деятельности.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Специфика возрастных особенностей подростка в сфере обучения и воспитания
  2. Содержание и методика формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
  3. Урок в системе обучения: отечественный и зарубежный опыт
  4. Задачи музыкального воспитания детей
  5. Основные виды педагогической деятельности
  6. Моделирование как метод научного исследования
  7. Классификация методов профессионального обучения по Л Г.Семушиной
  8. Как оформить мини музей
  9. Типы семейных отношений
  10. Особенности ролевой игры в раннем возрасте