Для связи в whatsapp +905441085890

Методика преподавания литературы — Методика преподавания литературы как наука

Многообразие содержания литературы как учебного предмета в школе требует и многообразия методов и приемов обучения, которые в своей совокупности обеспечили бы сознательное, глубокое и прочное усвоение школьниками знаний, овладение ими умениями и навыками, способствовали бы их эстетическому, нравственному и умственному развитию.

Метод обучения — способ совместной целенаправленной деятельности педагога и учащихся в ходе учебного процесса. Приемы обучения – конкретные виды деятельности, составные части или отдельные шаги в той деятельности, которая происходит при применении данного метода.

В методике преподавания литературы существует достаточно много классификаций методов. Методисты ХХ века в разное время предлагали различные классификации: В.В. Голубков (1930-е гг.), В.А. Никольский (1950-е гг.), М.Г. Качурин (1970-е гг.): Н.И. Кудряшев (1970-е гг.): В.Г. Маранцман (1990-е гг.):

Остановимся подробнее на классификации Н.И. Кудряшева, в которой при каждом методе перечислены конкретные приемы, виды деятельности отдельно учителя и учащихся.

Методика преподавания литературы - Методика преподавания литературы как наука

Методика преподавания литературы как наука. Литература как учебный предмет в школе

Можно сказать, что методика преподавания литературы – это и наука и искусство одновременно. Наука потому, что имеет свой предмет – процесс изучения литературы в школе, ее истории и теории; понятийный аппарат, свидетельствующий о систематизированности информации о предмете; описание закономерностей, характеризующих целостный процесс изучения литературы.

Наука потому, что неотъемлемой ее частью является методическое прогнозирование. Как наука, она представляет собой совокупность знаний, лежащих в основе научной картины целостного процесса преподавания литературы в школе (методическая теория). Особенностью данной науки является то, что она объединяет методическую теорию и школьную практику. Искусство – потому, что это высокая степень методического мастерства, то есть методических умений, ядром которых являются психолого-педагогические и методические знания, осмысленные педагогом, принятые им как истинные. Методическое искусство – это реализация методической теории на практике на высоком уровне психолого-педагогического и метод. мастерства.

Как для науки для методики характерны следующие методы исследования.

1. Метод теоретического анализа исследований в области методики и других гуманитарных наук (философии, психологии, культурологи, литературоведения, педагогики).

2. Метод срезов: анкетирование, беседы, контрольные работы учащихся, тесты, анализ творческих работ. Этот метод хорош тем, что констатирует уровень знаний, достижения, недостатки преподавания, но, однако, не указывает на причину успехов или недостатков.

3. Метод целенаправленного наблюдения за процессом обучения в совокупности с методом теоретического анализа в области методики позволяет выявить причины или их предположить. При этом методе изучается ход процесса обучения в соответствии с поставленной проблемой. Разрабатывается система заданий для учащихся.

4. Метод естественного эксперимента позволяет вносить значительные изменения в содержание и методы обучения. Он проходит непосредственно в классе.

5. Метод анализа результатов экспериментального обучения.

Специфика литературы как учебной дисциплины определяется сущностью литературы как вида искусства. Литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в словесных художественных образах. Словесная природа литературы определяет ее способность постигать действительность во всей универсальности. Образы литературы, лишенные прямой зрительной достоверности, обращенные к человеческой фантазии, к миру эмоций, к разуму обладают большой силой воздействия на читателя, приглашая его к диалогу, к осмыслению художественного текста, к сотворчеству, тем самым приобщают его к духовным исканиям художников слова, нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Цель изучения литературы в школе сформулирована в современной программе: «приобщение учащихся к искусству слова в контексте движения духовной и социально-исторической жизни народа и развитие на этой основе у них художественного мышления и эстетических чувств, творческих способностей, читательской и речевой культуры, формирование нравственно-эстетических ориентаций». Кратко, в «рабочем виде» цель литературного образования может быть представлена следующим тезисом: через подготовку квалифицированного читателя – к формированию духовно полноценной личности.

Задачи изучения литературы можно сформулировать следующим образом:

  • освоение историко-литературных знаний и теоретико-литературных понятий, формирование умения функционально использовать знания;
  • развитие устойчивых читательских и речевых умений, способности применять их в новой ситуации и в собственном литературном творчестве;
  • развитие творческих начал личности, в том числе литературно-художественных способностей (литературно-критических, литературно-творческих, исполнительских);
  • воспитание духовно развитой личности, обладающей культурно-историческим типом мышления, гражданской и нравственно-эстетической позицией, гуманистическим мировоззрением.

Компоненты содержания литературного образования в школе

Компонентами содержания литературного образования в школе являются 1) знания; 2) умения; 3) опыт творческой деятельности и 3) система норм отношения к миру, к людям и к самому себе.

При получении знаний по русской литературе учащиеся осваивают произведения русского фольклора и литературы (знание текстов), отдельные достижения словесного искусства зарубежной литературы, сведения об основных периодах русского и мирового литературного процесса, сведения о жизни и творчестве писателей, основные литературоведческие понятия.

Умения по литературе складываются из речевых и читательских. Речевые умения определены в программе по русскому языку. К читательским умениям относятся следующие:

– умения, связанные с художественным восприятием литературного произведения (представлять, воображать картины и образы, созданные писателем; эмоционально откликаться на «зов автора», высказывать первичные впечатления);

– аналитические умения (анализ эпизода, сюжета, композиции, художественного языка и т.д.);

– синтезирующие умения (умения сопоставлять, обобщать, делать выводы);

– умения, связанные с оценкой художественного произведения.

Опыт самостоятельной литературно-творческой деятельности приобретается учащимися при обучении устным и письменным сочинениям разных жанров, творческом пересоздании текста (словесное рисование, иллюстрирование, мизансценирование, составление кадроплана и т.д.).

Изучение литературы способствует формированию системы взглядов ученика на мир, ценностных ориентаций, самопознанию. Это происходит тогда, когда произведение словесного искусства осмысливается на уроках на мировоззренческом, философском и эстетическом уровнях.

Становление и развитие методики преподавания литературы в 19 веке

Методика преподавания литературы – молодая наука, так как всеобщее образование – относительно недавнее завоевание человечества. В России до XVIII века образование было церковным и являлось привилегией духовенства и знати. В XVIII веке светских учебных заведений – не более десяти. Словесность была выделена в отдельный предмет только в конце столетия, в основе курса словесности – риторика, которая изучалась в связи с латынью, затем появилась поэтика, преподававшаяся уже на русском языке.

XIX век ознаменовал существенный прорыв в деле, как тогда именовалось, народного просвещения: учреждается Министерство народного просвещения, открываются гимназии в крупнейших губернских городах (к началу 1809 г. их было 32). Русская словесность как отдельный предмет появляется впервые в учебном плане Петербургской гимназии (1811 г.). В младших классах предусматривалось чтение гражданское и церковное, грамматика и упражнения в слоге, в старших – риторика, логика, словесность, ее история и упражнения в слоге. Уже в конце 1820-х годов курс русской словесности значительно расширен: в младших классах он включает в себя сведения из грамматики и этимологии, устные и письменные упражнения в грамматическом разборе и правописании, синтаксис и стопосложение, упражнения в слоге, а в старших классах – начала логики и риторики, упражнения в логическом и риторическом разборе, переводы с иностранных языков, поэтику с чтением и кратким разбором образцов и краткую историю российской словесности. Как видим, русская словесность пока является интегрированным предметом, изучению произведений художественной литературы отводится незначительное место: только в старших классах и только краткий разбор образцов произведений, а также краткая история литературы.

В начале 50-х годов XIX века был принят новый учебный план, появляются так называемые классические (филологические) и реальные гимназии. Методические руководства и пособия той поры (Срезневский И.И. «Наставление преподавателям русского языка и словесности» (1852); Галахов А.Д. «Историческая хрестоматия церковнославянского и русского языка» (1848), «История русской словесности, древней и новой» (1863–1875) отражают главную тенденцию в филологическом образовании – выделение русского языка и литературы в будущем в отдельные предметы, хотя предмет пока называется «Русская словесность». Уже в 60-80-е годы учебные гимназические программы предлагают в младших классах изучение языка и объяснительное чтение образцов русской литературы, а в старших – изучение теории и истории литературы. Русская литература прочно вошла в школьный курс, разрабатываются методики ее практического изучения, не только истории и теории, а непосредственно самих произведений. Возникает целая полемика о преподавании литературы, в которой отражаются противоречия между литературоведческими школами той эпохи (культурно-исторической, революционно-демократической, психологической). В методике появляются два противостоящих направления в преподавании литературы – академическое и воспитательное. «Академисты» (Ф.И. Буслаев, А.Д. Галахов, Л.И. Поливанов и др.) считали, что цель уроков – умственное развитие учащихся, изучение основ науки о языке и литературе, разрабатывали основы логико-стилистического анализа произведений. В их методической системе преобладали лекции, устные выступления и письменные работы учащихся. Сторонники воспитательного направления (В.И. Водовозов, В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский, Ц.П. Балталон и др.) видели в литературе, прежде всего, средство нравственного и эстетического воспитания учащихся. Основой методики воспитательного направления были беседы, в ходе которых и происходил разбор произведения, выявлявший его тематику и проблематику.

В 1890-ом году утверждается новые учебные планы и программы, определяющие содержание изучения русского языка и русской словесности как отдельных дисциплин. Отныне русская словесность – это курс, который включает объяснительное чтение, чтение и разбор произведений древней и новой литературы, теорию слога, прозы и поэзии. В последующие годы, до октябрьской революции 1917-го года, в методике преподавания русской словесности активно обсуждаются вопросы, связанные с качеством обучения, в частности с направленностью в изучении историко-литературного курса: что изучать в большей степени – историю и теорию или упор делать на анализе произведения.

Становление и развитие методики преподавания литературы в 20 веке

Литературное образование в советской школе пережило как позитивные, так и негативные моменты. Несомненной заслугой советской школы была установка на всеобуч и ликвидацию неграмотности. Всеобщее образование стало национальным достоянием (от обязательного начального, а потом семилетнего – к обязательному среднему образованию).

Авторитет школы и школьного учителя высок, школа рассматривается как важный институт идеологического воспитания «человека новой формации». Поэтому так высок статус предметов гуманитарного цикла – истории и литературы. До стабильной программы 1933 года был период действия так называемых «комплексных программ» (1925), в которых литература как учебный предмет теряет самостоятельное значение, литературные произведения превращаются в иллюстрации к комплексным обществоведческим темам «Город», «Деревня», «Капитализм и рабочий класс», «Борьба и раскрепощение рабочего класса» и т.п.

Отдельно следует остановиться на методическом наследии М.А. Рыбниковой. В 20-е годы она приобрела широкую известность как талантливый педагог и методист, автор ряда первоклассных методических трудов: «Работа словесника в школе» (1922), «Голос словесника» (1924), «Русская литература в вопросах, темах и заданиях» (1927), «Методика преподавания литературы» (1930). До сих пор ценной и нестареющей книгой являются её «Очерки по методике литературного чтения» (1941).

Узловые моменты её методической системы:

Во-первых, считала Рыбникова, огромное значение необходимо придавать эмоциональному воздействию текста. Во-вторых, анализ литературного произведения должен представлять прохождение того «мыслительного процесса», которым автор идёт к своим выводам.

В-третьих, метод изучения литературного произведения следует избирать с учётом жанрово-родовой его специфики. Лирическое произведение должно быть выразительно прочитано, драматическое следует читать по ролям, изучение романа полезно сопровождать художественной иллюстрацией.

Свои методические принципы Рыбникова сконцентрировала вокруг четырёх основных дидактических правил:

Обучение должно воздействовать на различные стороны восприятия учащихся, на разные органы чувств (слух, зрение), на разные сферы сознания.

Учащиеся должны ясно понимать поставленную задачу, предъявляемые к ним требования, характер работы класса и степень своей личной ответственности в этой общей работе.

Искусство методиста должно заключаться в том, что сложное показывается в простом, новое в знакомом, а в старом узнаётся нечто новое.

1990-е годы принесли много нового в литературу, литературоведение, эстетику, философию, в саму методику. Можно обозначить следующие теоретические проблемы, привлекавшие и до сих пор привлекающие внимание методистов.

Проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова; формирование читателя, его духовного мира. Взаимообогащение литературоведения и методики преподавания литературы. Проблемы и перспективы изучения поэтики художественного произведения на уроках литературы.

Углубление связей между восприятием произведения, его интерпретацией, анализом и самостоятельной деятельностью учащихся.

Проблема изучения литературного развития учащихся, причем не только в исследовательском аспекте, а как основы школьного преподавания литературы, вариативности программ, концепций изучения произведений, технологий уроков на разных этапах литературного образования школьников.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем
  2. Сущность профессионально-педагогической культуры
  3. Причины неправильного родительского воспитания
  4. Проблемы музыкально-исполнительского искусства в образовании
  5. Основные задачи и цели педагогики
  6. Ключевые компетенции отечественного образования
  7. Влияние конфликтных ситуаций в среде младших школьников на качество усвоения учебного материала
  8. Теория нравственного воспитания
  9. Соотношение дизорсрографических и орфографических ошибок в письме младших школьников
  10. Коммуникативный метод обучения иностранным языкам