Для связи в whatsapp +905441085890

Методика работы над басней на уроках чтения в начальной школе — Теоретический раздел. Методика.

  Методика работы с литературными произведениями на уроках чтения является одной из наиболее важных задач обучения младших школьников, входящих в изучение русского языка в начальных классах. Круг чтения младшего школьника охватывает достаточно большое число разнообразных жанров, в которые входят как стихотворные произведения, так и проза.     Исходя из психологических особенностей развития детей данного возраста, можно сказать, что ими лучше воспринимаются произведения, несущие в своем содержании яркий и эмоциональный литературный или поэтический образ, чем строгие и наукообразные рассказы, лишенные авторского стиля и не активизирующие фантазию или мышление школьника. Кроме того, школьники  психологически более настроены воспринимать стихотворные произведения, поскольку внешнее строение, рифма и общий ритм стиха способствует созданию гармоничного стиля текста и улучшает его восприятие, что повышает интерес учеников к изучению данного литературно-поэтического произведения.
     

Одной из задач на уроке литературного чтения является обучение детей выразительному чтению, для чего наиболее удачно используются стихотворения, т.к. уже в самом тексте заложен определенный ритм чтения, темп, паузы, логические ударения и своеобразная мелодика устного воспроизведения. Ученик, читая стихотворение и правильно применяя средства выразительного чтения или воспринимая их на слух при чтении учителем, гораздо лучше проникается общим настроением стиха и способен создать в своем воображении личный, опосредованный в своем сознании художественный образ.

Методика работы над басней на уроках чтения в начальной школе - Теоретический раздел. Методика.

Теоретический раздел. Методика.

Методика работы  над басней обусловлена ее спецификой как вида художественного произведения. В литературоведении басня определяется как аллегорический рассказ нравоучительного характера. Таким образом, выделяются такие существенные признаки басни, как наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания). В баснях часто действующими лицами являются животные, но этот признак не выступает в качестве обязательного, персонажами басни могут быть и люди. Также не обязательным для басни является стихотворная форма. Например, басни Л.Н.Толстого написаны в прозе.

Методика работы над басней предполагает следующую работу:

  • — познакомить учащихся с понятием «Басня». Басня – это иносказательный, аллегорический рассказ, в котором есть нравоучение. Относится басня к животному эпосу.
  • — познакомить с происхождением басни. От какого слова произошло слово  басня – баять – баян — говорить.

Для понимания учащимися басни  учитель должен научить их:

  • — определять время написания (Крылов, Толстой –XIX век, Михалков – ХХ век)
  • — устанавливать структуру (2 части: повествование и мораль), выделять мораль.
  • — определять характер героев: через поступки, внешний облик, язык, оттенки речи.
  • — выявлять авторское и личностное отношение к героям;
  • -подготовиться  к выразительному чтению.

Учитель может применять такие приемы работы с басней, как определение структуры, определение характера героя, чтение по ролям (инсценировка), составление плана, «живые картинки»,  анализ композиции, сравнение басен, выразительное чтение.

Урок литературного чтения следует построить следующим образом:

  1. Работа с текстом до чтения – подготовить учащихся к восприятию текста, т.к. много незнакомых, трудных слов.
  2. Рассказ об авторе.
  3. Чтение басни. Первый раз басню читает учитель.

Ряд следующих вопросов выводит учеников на характеристику героя, подготавливает к выразительному  чтению:

«Кому вы сочувствовали, слушая басню?»

«Кто был вам симпатичен?»

«Чью роль вы хотели бы сыграть?»

  • Самостоятельное чтение басни учащимися. После прочтения учитель задает вопросы по тексту, которые помогают детям приготовится к выразительному чтению.

«Найдите слова, которые помогут нам увидеть этого героя.»

«Действительно ли животные могут действовать так как в басне или это качества кого-то другого?» (т.е. в басне действуют животные, а подразумеваются люди)

  1. Составление плана. Выделяем смысловые части. Находим опорные слова для каждой смысловой части.
  2. Басня имеет  дидактический (научительный) характер, этим она близка пословице. Поэтому при работе с басней обращение к пословице очень логично.

«Может ли пословица быть моралью басни?»

  1. Выразительное чтение (ударения, логические паузы, интонация).
  2. Инсценировка.

Практический раздел. Анализ методики в учебнике.

Авторы учебников литературного чтения УМК «Перспектива» предлагают начинать работу над басней и использовать вышеизложенную методику с третьего класса.

Однако, во втором классе авторы учебника уже обращаются к ней.

В первой части в разделе «Мы- друзья» учащимся предлагаются два произведения: в рубрике «Самостоятельное чтение» басня С.В. Михалкова «Как друзья познаются» и в рубрике «Наш театр» басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей». Авторы не случайно располагают эти произведения в соответствующих рубриках: во втором классе не предполагается заниматься анализом басни. Произведение Михалкова предназначена именно для самостоятельного чтения детьми и пока не относится авторами к специальному жанру, басне. Учащимся предлагается ответить на вопросы по тексту, которые выводят на выразительное чтение и помогают раскрыть главную мысль произведения.

Произведение Крылова также не рассматривается авторами как материал для подробного анализа, а лишь предполагает инсценировку. А следующие за текстом вопросы позволяют детям задуматься над смыслом произведения, характерами героев. Во второй части авторы помещают такие произведения, как басня И.А. Крылова «Лебедь, щука и рак» — в рубрике «Семейное чтение» и басня С.В. Михалкова «Не стоит благодарности» — в рубрике «Наш театр».

Снова прослеживается четкая линия постепенного знакомства с новым жанром. Рубрика « Семейное чтение» предполагает чтение дома со взрослыми и дальнейшее совместное обсуждение. Рубрика «Наш театр» предлагает инсценировку произведения С.В. Михалкова и несколько вопросов к тексту, которые помогают учащимся раскрыть характеры героев, увидеть мораль, т.е. пронаблюдать за басней.

Следует отметить, что авторы к каждому из вышеперечисленных произведений подобрали пословицы, которые по смыслу соответствуют морали каждой басни. Учащимся предлагается сопоставить смыслы пословиц и басен. Таким образом, можно заметить, что авторы постепенно подводят учащихся к новому жанру, знакомят с ним, но не вводят понятие «басня», а только помогают пронаблюдать за ней.

Специфика жанра басни

Басни как жанр литературного творчества имеют свои особенности как в построении, так и в содержании, что требует определенного подхода к чтению басни в начальной школе. Басню можно определить, как од-

Ну из своеобразных форм эпического жанра (или поэзии), который выделяется в отдельную категорию литературных произведений.

История басни происходит от древнейших времен: ещё в Древней Греции были эмпирическим путём выявлены основные закономерности создания и написания басни, определены основные сюжетные линии и принципы построения данных произведений, вследствие чего более современные авторы могли использовать опыт и структуру создания произведений данного эпического жанра, накопленные предыдущими поколениями. басня чтение урок аллегория

Наибольшего развития жанр басни достиг в творчестве известного русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. По праву он считается одним из самых талантливых писателей, работавших в этом направлении. По тематике и идейной направленности басни И.А.Крылова очень разнообразны — они поднимают различные нравственные и моральные вопросы из жизни людей, образно выраженные в совершенной стихотворной форме.

В настоящую программу начальной школы в основном вошли произведения Крылова. У Крылова большей частью участвуют животные.

1.2 Басни, читаемые в 1-3 классах, их роль и место в общей системе учебно-воспитательной работы на уроках чтения

Внимание к басне в начальной школе обусловлено рядом её несомненных достоинств, таких, как:

— большие возможности для нравственного воспитания школьников;

— лаконизм, картинность и выразительность описаний в басне; меткость и народность языка.

Каждая басня представляет собой небольшую сцену из жизни, с помощью которой писатель может высказать свои мысли по поводу людских пороков и раскрыть смысл народной мудрости, осудив того или иного героя или даже просто наглядно и ярко показав его недостатки.

Размер басни, как правило, не превышает 20-30 строк, но по содержанию и строению это небольшое, но настоящее драматургическое произведение со своей завязкой, кульминацией и развязкой, кроме того, басня, как правило, включает в себя ещё одну дополнительную часть — мораль.

Приведённые достоинства, особенно скрытый смысл басни и, если есть, мораль, чрезвычайно много дают для развития мышления и речи учеников путём проникновения в подстрочную идею автора, размышлением над содержанием текста и образами.

В свою очередь, для учеников басня может являться прекрасным образцом предельного краткого по внешней форме и довольно наполненного по содержанию описание взятого отдельно какого-либо жизненного случая. Зачастую образные выражения из басни становятся со временем пословицами, крылатыми фразами, которые могут привлекать как глубиной мысли, заключенной в них, так и яркостью содержания, что повышает их положительную направленность и выразительность.

Для начальной школы по традиционной программе обучения используются в подавляющем большинстве басни И.А.Крылова, список которых приводится в тексте далее: И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука» «Стрекоза и муравей.» «Мартышка и очки.» «Зеркало и обезьяна.» «Слон и Моська.» «Чиж и голубь.», «Кукушка и петух.» «Ворона и лисица.»

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Основы педагогического общения
  2. Технология исследовательской деятельности
  3. Коррекционная педагогика в начальном образовании
  4. Социальная педагогика семьи
  5. Теории и технологии начального литературного образования
  6. Одаренность в дошкольном возрасте
  7. Возможности использования конструктора lego для обогащения математических представлений детей
  8. Наглядно-действенное мышление у детей дошкольного возраста
  9. Сущность и содержание воспитания детей в семье
  10. Коррекционная педагогика