Для связи в whatsapp +905441085890

Методологические основы развития художественного образования — Содержание и методологические принципы художественного образования

Художественное образование — это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства.

Концепция художественного образования в Российской Федерации (далее — Концепция) опирается на основополагающий государственный документ — «Национальную доктрину образования в Российской Федерации», который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года.

Методологические основы развития художественного образования -  Содержание и методологические принципы художественного образования

Содержание и методологические принципы художественного образования

Содержание и методологические принципы художественного образования должны соответствовать актуальным задачам развития российского общества, мирового культурного процесса, способствовать всестороннему удовлетворению духовных запросов личности.

Содержание художественного образования включает:

  • формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов;
  • формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств;
  • формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.

Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:

  • формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной личности;
  • формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;
  • формирование навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

Освоение содержания художественного образования осуществляется на основе следующих методологических принципов:

  • начало обучения с раннего возраста, непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования;
  • мультикультурный подход, предполагающий включение в программы по искусству максимально широкого диапазона художественных стилей и национальных традиций с опорой на отечественную культуру;
  • опора на национально-культурные особенности при составлении учебных программ по предметам искусства;
  • комплексный подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия различных видов искусств;
  • распространение вариативных образовательных программ разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося;
  • внедрение личностно-ориентированных методик художественно-образовательной деятельности, индивидуализированных подходов к особо одаренным личностям и другим категориям учащихся.

Пути реализации концепции художественного образования

Внедрение данной Концепции предполагает комплекс организационно-управленческих, социально-психологических, материально-технических и кадровых условий, основными из которых являются:

— формирование на государственном уровне отношения к художественному образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой для развития российского общества;

— взаимодействие органов управления культурой и образованием на федеральном и региональном уровнях на основе межведомственных координационных планов и программ;

— сохранение и развитие сложившейся сети образовательных учреждений культуры и искусства;

— определение правового статуса и нормативной базы деятельности образовательных учреждений культуры и искусства в общей системе российского образования;

— непрерывное обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов художественного образования с учетом лучшего отечественного опыта и мировых достижений;

— усиление роли образовательной области «Искусство» на всех ступенях общеобразовательной школы, увеличение количества часов и перечня образовательных программ по видам искусства;

— активное участие средств массовой информации в художественно-просветительской деятельности;

— издание новых учебников, учебных пособий, монографий по искусству, истории и теории художественной культуры;

— совершенствование деятельности учреждений культуры и искусства по развитию массовых общедоступных форм художественного образования и художественно-творческой деятельности для различных групп населения;

— разработка и внедрение целостной системы критериев оценки эффективности функционирования системы художественного образования;

— проведение социально-экономических и конкретно-социологических исследований для выявления состояния и динамики развития художественного образования и художественной культуры общества;

— повышение качества и развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с учетом реальных общественных потребностей, новых тенденций в развитии российской художественной культуры, мирового опыта;

— существенное укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, разработка мер по материальному стимулированию и достойной оплате труда преподавателей художественных дисциплин, устранение дискриминации в области предоставления им социальных гарантий;

— создание льготных условий налогообложения для учреждений и организаций, осуществляющих благотворительную помощь сфере художественного образования;

— повышение роли современных информационных средств и технологий в художественно-образовательном процессе.

Гуманно-эстетический подход — главное направление обеспечения прогрессивного развития художественного образования

Необходимым фактором модернизации художественного образования в Украине мы считаем научное обоснование ведущего педагогического подхода к ее обновления и прогрессивного развития. В качестве такого определено гуманно-эстетический подход, который обусловлен ростом человеческого фактора в цивилизационных процессах и признанием роли эстетического начала в формировании школьников.

Гуманизм (от лат. Humany, человечный) — это признание ценности человека как личности, ее прав на свободное развитие в проявлении своих задатков.

Гуманная педагогика — это та, которая может приблизить ребенка к познанию самих себя. Обязанность учителя — дать радость познания. Учитель — творец, который позволяет ребенку открыть самого себя. У настоящего учителя уроки не для детей, а с детьми. Учитель должен перестать быть над учеником, жестко регламентировать и одновременно определять его развитие и познание. Он должен помочь каждому ребенку сконструировать и реализовать оптимальный путь познания развития на основе индивидуальной сущности. Время объективно требует изменения ролей и места учителя в учебном процессе. Учитывая ряд обстоятельств, и прежде всего на наличие инновационных технологий в образовании (информационных, проектных и т.п.), учитель должен быть партнером в обучении и развитии. Гуманная педагогика определяет характер учителя в таких качествах: доброта, искренность и тому подобное.

Различными аспектами проблемы воспитания ученые переживали с давних. время. В отличие Средневековья, когда цель воспитания определялась подготовкой людей к загробной жизни, Дж. Локк придавал высокую оценку подготовке джентльмена, который умеет разумно и выгодно вести свои дела. Сторонник педагогики гуманизма и демократизма Д. Дидро выражал протест против средневекового содержания обучения, и особое внимание уделял основательным знанием, которые имели давать образованные учителя. Ж.Ж. Руссо выдвинул идею естественного общечеловеческого воспитания. Ушинский продолжил обучение И. Песталоцци.

Важным условием природодоцильного обучения ученый считал «отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости». Представитель немецкой педагогики первой половины XIX в. Ф.Фребель, как и И. Песталоцци подчеркивал, что целью воспитания является саморазвитие заложенных в человеке природных сил и способностей, которое должно способствовать самовыражения благодаря внешним воздействиям.

Идеями гуманизма, демократизма пронизаны учения М. Глебова, Б. Гринченко, С. Русовой, Ю. Федьковича, И. Франко и др. В частности, первый учебник, созданный Ю. Федьковича «Букварь для хозяйственных детишек на Буковине» был проникнут гуманистическими тенденциями и духом демократизма. Воспитательным идеалом И.Франко была всесторонне и гармонично развитая, активная и деятельная человек, «каменщик» нового общества, который способен вести самоотверженную борьбу за ликвидацию несправедливых общественных порядков, за благосостояние украинского народа.

Гуманистическая идея имела свои определенные исторические корни, соответствовала характеру и запросам общества. Ученые прошлого касались проблемы природовидповидности, нравственного, физического развития ребенка, но, например, в советский период в педагогике предпочтение отдавалось социальным факторам.

Содержание и основные метологические принципы художественного образования

Содержание и методологические принципы художественного образования должны соответствовать актуальным задачам развития российского общества, мирового культурного процесса, способствовать всестороннему удовлетворению духовных запросов личности. Содержание художественного образования включает:

• формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов;

• формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств;

• формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовнонравственных и эстетических идеалов. Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:

• формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной личности;

• формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;

• формирование навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни. Для каждого этапа художественного образования некоторые его стороны выступают как доминирующие, ведущие, другие же, как дополнительные и сопутствующие, причем важную роль здесь играют возрастные особенности.

В дошкольном возрасте главную роль играет формирование эстетического отношения к окружающему миру, которое в основном осуществляется через синкретические художественные проявления ребенка, органически вписанные в его собственную жизнедеятельность.

В начальной школе формируются базовые основы, приобретаются первичные сведения, на почве которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка.

В основной средней школе подростки овладевают языком различных видов искусства, что дает им возможность самостоятельного постижения произведений искусства, а также создает предпосылки для собственной художественной деятельности.

В средних специальных и высших учебных заведениях молодые люди приходят к полноценной социально-культурной самоидентификации, осознавая свою принадлежность к определенному культурному слою с его особыми художественно-эстетическими представлениями и вкусами, на основе которых складываются определенные приоритеты и в собственном художественном творчестве независимо от его профессиональной или любительской направленности.

Освоение содержания художественного образования осуществляется на основе следующих методологических принципов:

• начало обучения с раннего возраста, непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования;

• мультикультурный подход, предполагающий включение в программы по искусству максимально широкого диапазона художественных стилей и национальных традиций с опорой на отечественную культуру;

• опора на национально-культурные особенности при составлении учебных программ по предметам искусства;

• комплексный подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия различных видов искусств;

• распространение вариативных образовательных программ разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося;

• внедрение личностно-ориентированных методик художественно-образовательной деятельности, индивидуализированных подходов к особо одаренным личностям и другим категориям учащихся.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Подготовка к обучению грамоте детей с особыми образовательными потребностями
  2. Запорожец александр владимирович, психолог, доктор педагогических наук
  3. Социальная педагогика за рубежом
  4. Культурологический подход в образовании
  5. Нетрадиционная форма организации учебного процесса по иностранному языку
  6. Коррекционный педагог
  7. Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием
  8. Влияние педагогического воздействия на развитие личности
  9. Категориальный аппарат педагогики
  10. Общая и профессиональная культура педагога