Для связи в whatsapp +905441085890

Методы и формы эстетического воспитания -Понятие эстетического воспитания и его функции

Духовное развитие общества и личности чрезвычайно многогранно. Характерной особенностью социалистического общества является эстетизация отдельных его сфер и всей жизни в целом. В процессе совершенствования нашего общества эстетическое начало еще больше одухотворит труд, возвысит человека, украсит его быт. Такой подход делает актуальным изучение эстетической культуры как явления, которое в современном обществе приобретает всеобщий характер. Какой бы деятельностью человек ни занимался, в ней всегда должно иметь место эстетическое начало, но появляется оно при определенных условиях.

На материализацию этого начала первостепенное воздействие оказывает характер общественных отношений, а также уровень материального и духовного состояния общества, то есть степень развития его культуры.

Эстетическая культура является составной частью культуры, как «совокупность эстетических ценностей, способов их создания и потребления». В структуру эстетической культуры входят эстетическое сознание людей, эстетические моменты различных видов деятельности и эстетическое воспитание. Особое место в ней занимает художественная деятельность людей. Эстетическая культура человека — это в первую очередь культура чувственного освоения мира в соответствии с социально прекрасными целями. Чувственный мир является основой эстетической культуры человека.

Методы и формы эстетического воспитания -Понятие эстетического воспитания и его функции

Понятие эстетического воспитания и его функции

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – это формирование определенного эстетического отношения человека к действительности.

В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, приобщение к этим ценностям. Одновременно в эстетическом воспитании формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его (в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении).

Таким образом, эстетическое воспитание обладает двумя основными функциями, составляющими единство противоположностей:

формирование эстетическо-ценностной ориентации личности

развитие эстетическо-творческих потенций личности

Эти функции и определяют место эстетического воспитания в общественной жизни, связь с другими видами воспитательной деятельности. Эстетическое воспитание сопрягается с нравственным воспитанием, так как существует единство между эстетическими и этическими ценностямиКрасота, помимо другого своего назначения, выступает как один из регуляторов человеческих взаимоотношений, способствуя тому, чтобы они становились в полной мере человечными. Благодаря красоте люди интуитивно тянутся к добру еще до того, как идея добра будет осмысленно воспринята их моральным сознанием. Эстетическое воспитание развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Многие часы, которые провел, играя на скрипке. Л, Эйнштейн, не были похищены у науки, ибо, по собственному свидетельству физика, «настоящая наука и настоящая музыка требует однородного мыслительного процесса».

Конфликт между основными функциями эстетического воспитания возникает тогда, когда эстетические «ценности», в духе которых воспитывается человек, выражают интересы реакционных слоев общества, являются антигуманистическими по своей сути (например, пропаганда жестокости, насилия, милитаризма, гонки ядерных вооружений в различных видах и жанрах буржуазной массовой культуры),не только не требуют развития человеческих творческих способностей, а, наоборот, направлены на всяческое их притупление. Если же предполагается формирование личности в духе подлинно эстетических ценностей — таких, которые выражают развитие свободы и свободное развитие человека и общества,— то функции эстетического воспитания гармонически обусловливают друг друга. Ибо постижение эстетических ценностей, возникающих в процессе творческой деятельности, не может не носить творческого характера. Эстетическое воспитание осуществляется многими средствами. Это и бытовая среда жизни человекаобстановка его трудовой деятельностиэстетическая сторона нравственных отношений, спортаи т. п.

Важнейшим фактором целенаправленного эстетического воздействия на личность является искусство, т. к. в нем концентрируется и материализуется эстетическое отношение. Поэтому художественное воспитание — воспитание потребности в искусстве, развитие его чувствования и понимания, способности к художественному творчеству — составляет неотъемлемую часть эстетического воспитания в целом. Призма искусства направляет восприятие эстетических ценностей жизни. Обращаясь к искусству, человек как бы вступает а лабораторию творческой деятельности. Иными словами, искусство участвует в осуществлении как ценностно-ориентационной, так и творческой функций эстетического воспитания. При этом эстетическое воспитание с помощью искусства не сводится только к художественномувоспитанию. Оно гораздо шире, т. к. предполагает воздействие на эстетические аспекты труда, быта людей, их поведения, а также формирование эстетического отношения к самой действительности. Социальными основаниями несоответствия между основными функциями эстетического воспитания являются антагонизмы между интересами личности и общества, т. к. для личности непосредственно важно развитие ее творческих способностей, а для общества — эстетическо-ценностная ориентация во имя укрепления общественной целостности.

Эстетическое воспитание и искусство

В обыденном сознании само понятие «эстетическое воспитание» часто сводится, по существу, к художественному. Между тем художественное и теоретическое эстетическое воспитания отнюдь не исчерпывают этого понятия. Больше того, оно никак не может быть сведено и к воздействию на личность всех видов и жанров искусства, хотя роль искусства в эстетическом и, прежде всего в художественном воспитании, несомненно, является главенствующей.

Определяя цель такого воспитания в нашем обществе, часто говорят, что она состоит в формировании всесторонне гармонически развитой личности. Эстетическое развитие является существенной стороной всестороннего и гармонического роста личности.

Под эстетически развитой личностью понимается личность, достигшая высокого уровня эстетической культуры, что определяется рядом показателей, которые отнюдь не сводятся только к художественной эрудиции. Именно формирование эстетически развитой личности является специфической целью эстетического воспитания в нашем обществе.

Уровень эстетической культуры личности — сложное структурное образование, включающее ряд взаимосвязанных между собой элементов.

В него входит как теоретическое освоение эстетики, истории и теории различных видов искусства, так и, главным образом, практическое знакомство со многими классическими и современными художественными произведениями, то есть весь запас знаний, воспринятый личностью в течение жизни, а также закрепленной в памяти художественной информации.

Эти практические знания произведений искусства мы чаще всего и называем художественной эрудицией человека. Но одной ее, пусть весьма обширной, недостаточно, чтобы быть высокоразвитой в эстетическом отношении личностью. Еще Гераклит утверждал, что «многознание не научает быть мудрым», хотя знакомство со многими классическими и современными художественными произведениями, историей и теорией искусства, а также закономерностями их развития — естественная предпосылка достаточного уровня эстетической культуры.

Эстетическое отражение действительности — это оценочный вид познания. Для характеристики уровня эстетической культуры индивида не безразлично, что он в действительности и в искусстве оценивает как прекрасное или как безобразное, над чем смеется, а от чего приходит в восхищение.

Следовательно, вторым важнейшим элементом уровня культуры личности будет уровень ее эстетических и художественных оценочных представлений. К уровню первых относятся:

1) развитость способности эстетического и художественного восприятия;

2) развитость эстетического и художественного вкуса;

3) характер эстетических идеалов личности.

Все эти элементы тесно связаны между собой.

Способность к эстетическому восприятию явлений природы появилась гораздо позднее, чем эстетическая оценка изделий человеческих рук и плодов человеческого труда. Это результат достаточно сложного и долгого развития чувств.

Многие жанры классического и современного искусства, отдельные произведения его требуют серьезной подготовки и достаточного уровня культуры для их глубокого освоения. Это большинство произведений симфонической, инструментальной и оперной музыки, философский и психологический романы, трагедия, эпос, сложные метафорические образы современного стихосложения, символический язык классического танца и многое другое. Достаточная для современного человека культура художественного восприятия достигается лишь в результате целенаправленного эстетического воспитания и в школе, и в музее, и в лекториях и особенно с помощью современных средств массовой информации и пропаганды, а также в результате длительного процесса самообразования и самовоспитания.

В целом развитость способности к эстетическому и художественному восприятию действительности и искусства есть фундамент и первичный показатель уровня эстетических и художественных оценочных представлений личности.

Факторы эстетической культуры и эстетического воспитания

На основе анализа основных показателей уровня эстетической культуры личности мы можем подойти к вопросу о главных факторах, влияющих на молодого человека в процессе его эстетического воспитания и самовоспитания. Воздействие произведений искусства является лишь одним, хотя и зачастую определяющим, фактором эстетического воспитания.

К основным факторам эстетического воспитания молодого человека в развитом обществе относится воспитание:

в труде и других видах человеческой деятельности;

под воздействием окружающей предметной среды;

через влияние произведений искусства;

в ходе занятий художественной самодеятельностью;

теоретическое эстетическое воспитание.

Попытаемся рассмотреть перечисленные факторы более подробно.

Для современного человека становление чувства прекрасного будет односторонним, неполным и пассивным, если он только любуется красотами природы, произведениями искусства или совершенными результатами материальной человеческой деятельности. Лишь обретая свободу в любом виде предметно-трудовой и вообще человеческой практики, индивид непосредственно соприкасается с истоками прекрасного в обществе и уже не умозрительно, а действенно приобщается к творчеству по законам красоты.

Поэтому эстетическое воспитание в процессе труда есть совершенно необходимый компонент в формировании высокой и многосторонней эстетической культуры.

Важную роль в эстетическом воспитании играют и те, кому поручена охрана лесов, водоемов и заповедников, кто отвечает за сохранение и размножение многих видов птиц и животных, словом, те, кто заботится о сохранении экологического равновесия природы в условиях бурного развития промышленного производства, современной научно-технической революции и урбанизации.

Радости непосредственного эстетического общения с природой не заменят человеку никакие книги, симфонии пли кинофильмы, А прямо или косвенно втянутая в человеческую практику природа обладает огромным облагораживающим потенциалом в своем эстетическом воздействии на личность.

Искусство путем обобщения и передачи косвенного опыта помогает молодому, человеку почувствовать эстетические моменты, моменты свободы и творчества в собственном труде. Художественное описание таких моментов, присутствующих в самых простых и физически тяжелых трудовых операциях, может послужить толчком для изменения отношения к труду, постоянных поисков в нем творческих, эстетических аспектов. То же самое касается учебы, научных исследований, организаторской деятельности и общественной работы.

Мастерство во всех видах человеческого труда служит фундаментом и основой эстетического в самой действительности. А художественное мастерство — определенный эталон и катализатор появления эстетических моментов в трудовой деятельности. Немалую роль играет искусство и в формировании эстетических аспектов окружающей человека вещественной среды.

Архитектура с древних времен считается особым видом искусства. И именно зодчие — создатели отделы зданий, промышленных объектов, городских комплексов, интерьеров, садов, парков и т. д. — оказывают огромное влияние на формирование окружающей человека среды. Со стандартизацией жилищного строительства, широким внедрением в него железобетона, стекла, алюминия художественная функция архитектуры только повысилась. Монотонность архитектурной среды наносит медленный и незаметный, но часто непоправимый ущерб формированию и развитию эстетического сознания, особенно молодежи. Города, которые воздвигаются и реконструируются сейчас, будут стоять десятилетия и даже века. Практика показала, что вредными крайностями в архитектуре являются как функционально необусловленное украшательство, так и унылая обнаженность чисто утилитарных деталей. Перед зодчими градостроителями стоит задача не только обеспечения непрерывно возрастающих потребностей населения в жилье, но и удовлетворения возрастающих духовных потребностей человека. И, видимо, роль архитектуры и градостроительства в эстетическом воспитании с каждым годом будет все более возрастать.

Возрастают также и требования к эстетическим качествам промышленного оборудования, предметам домашнего обихода. Появление на производстве художников-модельеров и дизайнеров может служить удовлетворению этой потребности. Они стоят как бы на стыке материального производства и искусства; во всяком случае, должны обладать высокой художественной культурой, эстетическим вкусом.

Художники-модельеры своего рода законодатели в области моды.

Мода — это сложное явление обыденного эстетического сознания. В процессе формирования и распространения ее действуют многие социально-психологические закономерности.

Однако и в процессе труда, и в вещественном мир* окружающем человека, эстетические моменты являют лишь сопутствующими.

Личность не может быть эстетически развитой, не владея высокой художественной культурой, потому что художественное есть квинтэссенция, своеобразный экстракт эстетического, существующего в самой жизни.

Произведения искусства — главное средство формирования у личности передового эстетического идеала, привития каждому хорошего вкуса, повышения культуры чувств. Поэтому именно произведения искусства, где прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, низменное и возвышенное, красивое и изящное в самой жизни предстает в художественно преобразованном, какой-то степени «очищенном» от случайных моментов и эстетически заостренном виде, являются определяющим фактором такого воспитания.

Способность к сотворчеству и сопереживанию

Способность к сотворчеству и сопереживанию в процессе восприятия произведений во многом определится широтой и многообразием эстетического опыта самого читателя, зрителя или слушателя.

Прекрасное в жизни и в искусстве воспринимается гораздо более глубоко и органично, если человек сам начинает «творить по законам красоты» в труде, общественной деятельности, семейном быту, спорте, своих и взаимоотношениях с людьми. И особенно важной для роста художественной культуры является причастность молодого человека к какому-либо виду художественного творчества.

Важнейшим фактором эстетического воспитания являются его теоретические формы — от уроков и курсов лекций в учебных заведениях, лекций экскурсоводов в музеях и на выставках до распространения этих знаний при помощи средств массовой информации. Но это теоретическое эстетическое воспитание обязательно должно опираться на какие-то исходные эстетические аспекты деятельности самого человека, на определенное умение видеть их в жизни, окружающей природной и вещественной среде и, главное, конечно, на определенный запас знаний, оценок и суждений в области художественна культуры.

Теоретическое воспитание играет большую роль в систематизации эстетических и художественных знаний личности. Для человека, знакомого с основами истории различных видов искусства, все художественное прошлое человечества выступает в виде единого в своем бесконечном многообразии исторически развивающегося процесса, а не в форме отрывочных впечатлений о каких-либо классических художественных произведениях.

Большое значение для глубины восприятия и понимания эстетического в жизни и искусстве имеет и познание его законов — квинтэссенции эстетического и художественного опыта человечества. Зная общие эстетические законы соотношения действительности и искусства, закономерности формирования художественного образа, законы соотношения формы и содержания в искусстве, закономерности эстетического и художественного восприятия и т. д., человек может глубже и содержательнее судить как об отдельных художественных явлениях, так и о прекрасном и безобразном в самой жизни. В то же время теоретическое эстетическое воспитание способствует рациональному осмыслению и углублению тех вкусов и идеалов, которые складываются, особенно у молодых людей, во многом интуитивно. В идеале каждый в зрелом обществе, чтобы быть развитой в эстетическом отношении личностью, должен знать хотя бы узловые моменты истории и теории различных видов искусства, а также быть знакомым с основами эстетики.

Средства массовой информации при их умелом использовании несут в себе практически неограниченные возможности для повышения эффективности эстетического воспитания народа, в первую очередь самовоспитания и самообразования наиболее тянущейся к знаниям молодежи.

На теоретическое эстетическое воспитание искусство также оказывает самое непосредственное влияние прежде всего потому, что основным материалом, которым пользуются для своих обобщений и выводов теоретики и историки искусства, искусствоведы и критики, является материал конкретных художественных произведений. В то же время подобное воспитание намного углубляет понимание и оценочное восприятие различных художественных явлений, а также способность к сотворчеству у читателя, зрителя, слушателя как одно из основных условий эффективности их эстетического воздействия.

Все факторы эстетического воспитания органично взаимодействуют между собой. Особо важно развить стремление самого молодого человека к повышению своей эстетической и художественной культуры, стимулировать его потребность в непрерывном глубоком и разностороннем самообразовании и самовоспитании. Ведь в конечном счете уровень культуры зависит от степени эстетической активности самой личности, а все рассмотренные нами ранее факторы направлены именно на то, чтобы ее развивать и стимулировать.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Технология педагогической деятельности при работе со старшими школьниками
  2. Основы личностно-ориентированного образования по Якиманской
  3. Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи
  4. Гуманистические идеи в российской педагогике xvш-xx веков
  5. Воспитание любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста
  6. Воспитание культуры здорового питания у младших школьников
  7. Теоретические методы педагогического исследования
  8. Сценарий школьного праздника
  9. Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок
  10. Педагогика в профессиональной подготовке психолога