Для связи в whatsapp +905441085890

Методы и формы научного познания — Ощущения

Современная наука развивается очень быстрыми темпами, объем научных знаний в настоящее время удваивается каждые 10-15 лет. Около 90% всех ученых, когда-либо живших на земле, являются нашими современниками. Примерно за 300 лет, век современной науки, человечество совершило такой огромный скачок, о котором даже не могли мечтать наши предки (около 90% всех научно-технических достижений было сделано в наше время). Весь мир вокруг нас показывает, какого прогресса достигло человечество. Именно наука стала основной причиной столь стремительного прогресса НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместного внедрения информационных технологий, появления «новой экономики», к которой не применимы законы классической экономической теории, начала перевода человеческих знаний в электронный вид, столь удобный для хранения, систематизации, поиска и обработки, и многое другое.

Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого знания — наука в наши дни все больше становится значимой и существенной частью реальности.

Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела такой внутренне развитой системы методов, принципов и императивов познания. Именно правильно выбранный метод в сочетании с талантом ученого помогает ему увидеть глубинную связь явлений, раскрыть их сущность, обнаружить законы и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания реальности, постоянно растет. Их точное количество, вероятно, трудно определить. Ведь в мире существует около 15000 наук, и каждая из них имеет свои специфические методы и содержание.

В то же время все эти методы диалектически связаны с общенаучными методами, которые, как правило, содержатся в них в различных сочетаниях, и со всеобщим, диалектическим методом. Это обстоятельство является одной из причин, определяющих важность философских знаний для любого ученого. Ведь именно философия как наука «о наиболее общих законах бытия и развития мира» изучает тенденции и пути развития научного знания, его структуру и методы исследования, рассматривая его через призму своих категорий, законов и принципов. Кроме того, философия вооружает ученого универсальным методом, без которого он не может обойтись ни в одной сфере научного знания.

Процесс познания включает в себя получение информации органами чувств (сенсорное познание), обработку этой информации мышлением (рациональное познание) и материальное освоение когнитивных фрагментов реальности (социальная практика). Существует тесная связь между познанием и практикой, в процессе которой происходит материализация (объективизация) творческих устремлений людей, превращение их субъективных представлений, идей, целей в объективно существующие объекты и процессы.

Сенсорное и рациональное познание тесно связаны и представляют собой две основные стороны познавательного процесса. В то же время, эти стороны познания не существуют в отрыве от практики или друг от друга. Деятельность органов чувств всегда контролируется разумом; разум функционирует на основе необработанной информации, предоставляемой органами чувств. Поскольку чувственное познание предшествует рациональному, мы можем в некотором смысле говорить о них как о стадиях, этапах познавательного процесса. Каждый из этих двух этапов познания имеет свою специфику и существует в своих формах.

Методы и формы научного познания - Ощущения

Ощущения

Ощущения — психические процессы, происходящие в головном мозге при возбуждении нервных центров и управляющих рецепторов. «Ощущения — это отражение индивидуальных качеств, качество предметов объективного мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств, элементарное далее психологически неразложимое познавательное явление. Чувства являются специализированными. Зрительные ощущения информируют нас о форме предметов, их цвете, яркости световых лучей. Чувство слуха сообщает нам о различных звуковых колебаниях в окружающей среде. Чувство осязания дает нам возможность ощущать температуру окружающей среды, воздействие различных материальных факторов на тело, их давление на него и т.д. Наконец, запах и вкус дают нам информацию о химических примесях в окружающей среде и составе проглоченной пищи.

Биологические и психофизиологические дисциплины, изучающие ощущение как своеобразную реакцию человеческого организма, устанавливают различные зависимости: например, зависимость реакции, т.е. ощущения, от интенсивности стимуляции того или иного органа чувств. В частности, установлено, что с точки зрения «информационной емкости» на первом месте у человека находятся зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние.

Из фактов, свидетельствующих об ограниченности органов чувств человека, родились сомнения в его способности познавать внешний мир. Сомнения в способности человека познавать мир через органы чувств оборачиваются неожиданным образом, поскольку эти сомнения оказываются свидетельством мощных возможностей человеческого познания, включая возможности органов чувств, усиленные, при необходимости, соответствующими техническими средствами (микроскоп, бинокль, телескоп, ночное видение и т.д.).

Прежде всего, человек способен распознавать предметы и явления, недоступные его органам чувств, благодаря способности практического взаимодействия с окружающим миром. Человек способен уловить и понять ту объективную связь, которая существует между явлениями, доступными органам чувств, и явлениями, недоступными для них (между электромагнитными волнами и слышимым звуком в радио, между движением электронов и видимыми следами, которые они оставляют в камере Вильсона, и т.д.). Понимание этой объективной связи является основой для перехода (совершаемого в нашем сознании) от ощутимого к неощутимому.

В научном познании, при обнаружении изменений, происходящих без видимых причин в воспринимаемых явлениях, исследователь предполагает существование неощутимых явлений. Но для того, чтобы доказать их существование, раскрыть законы их действия и использовать эти законы, его (исследователя) деятельность должна быть одним из звеньев в цепи, соединяющей наблюдаемое и ненаблюдаемое. Управляя этой связью по своему усмотрению и вызывая наблюдаемые явления на основе знания законов ненаблюдаемых явлений, исследователь тем самым доказывает истинность знания этих законов. Например, преобразование звуков в электромагнитные волны, которое происходит в радиопередатчике, а затем их обратное преобразование в звуковые колебания в радиоприемнике доказывает не только факт существования поля электромагнитных колебаний, не воспринимаемых нашими органами чувств, но и истинность положений учения об электромагнетизме, которое было создано Фарадеем, Максвеллом, Герцем.

Поэтому имеющихся у человека органов чувств вполне достаточно для познания мира. У человека столько органов чувств, — писал Л. Фейербах, — сколько необходимо для восприятия мира в его совокупности, в его тотальности.

Специфика и уровни научного познания

Познание — это особый вид человеческой деятельности, направленный на постижение окружающего мира и себя в нем. «Познание, обусловленное прежде всего социально-исторической практикой, — это процесс приобретения и развития знаний, их постоянного углубления, расширения и совершенствования»[4].

Человек постигает окружающий мир и осваивает его различными способами, среди которых можно выделить два основных типа. Первый (генетически исходный) — материально-технический — производство средств для жизни, работы, практики. Вторая — ментальная (идеальная), в рамках которой познавательное отношение субъекта и объекта является лишь одним из многих других. Процесс познания и получаемые в нем знания, в свою очередь, становятся все более дифференцированными и воплощенными в различных формах в ходе исторического развития практики и самого познания.

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. соответствуют специфические формы познания. Обычно выделяют следующие формы: бытовая, игровая, мифологическая, художественно-изобразительная, философская, религиозная, личностная, научная. Последние, хотя и взаимосвязаны, не идентичны, но каждый из них имеет свои особенности.

Мы не будем останавливаться на рассмотрении отдельных форм познания. Объектом нашего исследования является научное познание. В связи с этим целесообразно рассмотреть только характеристики последних.

Основными чертами научного познания являются:

  1. основная задача научного познания — открытие объективных законов действительности — природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и т.д. Поэтому ориентация исследования прежде всего на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций. «Сущность научного знания заключается в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным, за единичным оно находит необходимое, непротиворечивое — общее, и на этой основе делает предвидение различных явлений и событий»[5]. Научное знание пытается обнаружить необходимые, объективные взаимосвязи, которые фиксируются как объективные законы. Если такого понятия нет, то нет и науки, потому что само понятие научности подразумевает открытие законов, которые проникают в суть изучаемых явлений.
  2. непосредственной целью и высшей ценностью научного познания является объективная истина, которая постигается прежде всего рациональными средствами и методами, но, конечно, не без участия живого созерцания. Отсюда характерная черта научного знания — объективность, устранение как можно большего количества субъективистских моментов для осуществления «чистоты» созерцания своего объекта. Уже Эйнштейн писал: «То, что мы называем наукой, имеет своей исключительной задачей твердое установление того, что есть». Его задача — дать верное изображение процессов, объективную картину того, что есть. Следует иметь в виду, что активность субъекта является важнейшим условием и предпосылкой научного познания. Последнее невозможно без конструктивно-критического отношения к действительности, исключающего инерцию, догматизм и апологетику.

Методы научного познания: эмпирические и теоретические

Понятие метода (от греческого слова «методос» — путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического управления действительностью.

Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, в соответствии с которыми он может достичь желаемой цели. Владение методом означает для человека знание того, как, в каком порядке выполнять те или иные действия для решения тех или иных задач, и способность применять эти знания на практике.

«Таким образом, метод (в той или иной форме) сводится к набору определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Это система правил, принципов, требований, которыми руководствуется субъект при решении конкретной задачи для достижения определенного результата в данной сфере деятельности. Она дисциплинирует поиск истины, позволяет (если она верна) экономить силы и время, чтобы достичь цели кратчайшим путем. Основная функция метода — регуляция познавательной и других форм деятельности»[8] .

Методология начала развиваться уже в науке нового времени. Его представители рассматривали правильный метод как руководство на пути к достоверному, истинному знанию. Выдающийся философ XVII века Ф. Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, который освещает путь путнику, идущему в темноте. Другой известный ученый и философ того же времени, Р. Декарт, объяснял свое понимание метода следующим образом: «Под методом, — писал он, — я понимаю точные и простые правила, строгое соблюдение которых….. без излишней затраты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует достижению разумом истинного знания всего, что ему доступно»[9].

Существует целая область знаний, специально занимающаяся изучением методов, которую принято называть методологией. Методология буквально означает «учение о методах» (ведь этот термин происходит от двух греческих слов: «методос» — метод и «логос» — учение). Методология изучает закономерности познавательной деятельности человека и разрабатывает на этой основе методы. Основной задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других свойств методов познания.

Методы научного познания принято классифицировать по степени их общности, то есть широте применимости в процессе научного исследования.

В истории познания известны два общих метода: диалектический и метафизический. Это общие философские методы. Метафизический метод с середины XIX века стал все больше вытесняться диалектическим методом в естествознании.

Вторая группа методов познания состоит из общенаучных методов, которые используются в различных областях науки, то есть имеют очень широкую, междисциплинарную сферу применения.

Классификация общенаучных методов тесно связана с концепцией уровней научного знания.

Различают два уровня научного знания: эмпирический и теоретический. «Это различие имеет своим основанием неравнозначные, во-первых, способы (методы) самой познавательной деятельности, во-вторых, характер получаемых научных результатов. Некоторые общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие — только на теоретическом уровне (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) — и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях.

Теоретический уровень

Теоретический уровень научного знания характеризуется преобладанием рационального момента — понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций». Отсутствие непосредственного практического взаимодействия с объектами определяет то свойство, что на данном уровне научного знания объект может быть изучен лишь косвенно, в мысленном эксперименте, но не реально. Однако живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса.

На этом уровне путем обработки данных эмпирического знания происходит раскрытие глубинных сущностных аспектов, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего порядка» — таких как понятия, выводы, законы, категории, принципы и т.д. Однако «на теоретическом уровне мы не найдем фиксации или сокращенного изложения эмпирических данных; теоретическая мысль не может быть сведена к суммированию эмпирически данного материала. Получается, что теория вырастает не из эмпиризма, а как бы рядом с ним, вернее, над ним и в связи с ним.

Теоретический уровень — это более высокая ступень научного знания. «Теоретический уровень познания направлен на формирование теоретических законов, отвечающих требованиям всеобщности и необходимости, т.е. действующих везде и всегда»[12] . Результатом теоретического познания являются гипотезы, теории, законы.

Однако нет необходимости разделять и противопоставлять эти два разных уровня в научном исследовании. Это объясняется тем, что эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны. Эмпирический уровень служит основой, фундаментом теоретического уровня. Гипотезы и теории формируются в процессе теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, полученных на эмпирическом уровне. Кроме того, теоретическое мышление обязательно опирается на сенсорно-визуальные образы (включая диаграммы, графики и т.д.), с которыми имеет дело эмпирический уровень исследования.

Эмпирические исследования, в которых используются наблюдения и эксперименты для выявления новых данных, стимулируют теоретическое познание (которое обобщает и объясняет их) и ставят перед ним новые и более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на основе эмпирии свое новое содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, направляет и ориентирует его в поиске новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т.д.

В свою очередь, эмпирический уровень научного знания не может существовать без достижений теоретического уровня. Эмпирическое исследование обычно базируется на определенной теоретической конструкции, которая определяет направление данного исследования, устанавливает и обосновывает используемые при этом методы.

Согласно К. Попперу, абсурдно полагать, что мы можем начать научное исследование с «чистых наблюдений», не имея «чего-то похожего на теорию». Поэтому концептуальный подход абсолютно необходим. Наивные попытки обойтись без него, по его мнению, могут привести лишь к самообману и некритичному использованию какой-то неосознанной точки зрения.

Читайте дополнительные лекции:

  1. Границы гносеологии
  2. Философская система Гегеля — «Идея Абсолюта»
  3. Философия культуры
  4. Постмодернизм как духовное состояние, образ жизни и философия
  5. Запад и Восток: два типа рациональности — Предпосылки для формирования цивилизаций
  6. Одномерный человек Маркузе и Ортега-и-Гассета
  7. Сергей Иосифович Гессен, русский философ-неокантианец
  8. Роль науки в формировании философии
  9. Феномен иллюзии в западноевропейской философии
  10. Становление античной философии и её основные проблемы