Для связи в whatsapp +905441085890

Методы психологического исследования и психологического воздействия на личность — Манипуляции как коммуникативное воздействие на массы и личность

К сожалению, обзор словарных статей, посвященных раскрытию понятия «манипуляция», не выявил адекватного толкования данного феномена. Существует тенденция, особенно в отечественной научной и справочной литературе, трактовать феномен «манипуляция» исключительно негативно, например, в психологическом словаре мы находим, что манипуляция (психологическая) — вид психологического воздействия, используемый для достижения односторонней выгоды путем скрытого побуждения партнера по общению к совершению определенных действий. Большой психологический словарь. Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.:Олма-Пресс, 2003. С. 143. Хотя философский словарь избегает однозначно негативного толкования термина: «Манипуляция — вид психологического воздействия, приводящий к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с имеющимися у него желаниями, с целью достижения выгодного ему поведения». Ростов н/Д: Феникс, 2008. С.314.Тем не менее, чувствуется определенная тенденциозность, которая приводит к восприятию феномена «манипуляции» как чуждого человеческой природе.

Если обратиться к Платону, то древнегреческий философ писал о скрытом воздействии на сознание индивида (термина «манипуляция» еще не существовало, но речь шла именно об этом явлении), что это «искусство убеждения существенно отличается от всех других искусств, ибо заставляет всех рабски служить себе добровольно, а не насильно <…> оно гораздо лучше всех искусств». Платон. Диалоги. Книга 2. М., 2008.

Таким образом, мы имеем дело с довольно неоднозначно понимаемым явлением, которое как раз и является «манипуляцией». Но сначала необходимо обсудить вопрос о том, почему манипуляция как таковая возможна. Исследователи А.В. Манойло, А.Н. Петренко, Д.В. Фролов совершенно справедливо отмечают, что психическое воздействие на эмоциональную сферу психики человека вызывает внутренние переживания.

Дело в том, что человеку свойственно чувствовать неудовлетворенность собой и окружающей действительностью. Именно это чувство является основной движущей силой развития личности человека. Но человек может совершать ошибки, «падать» и «подниматься» в своем развитии, потому что процесс развития не является ни линейным, ни прогрессивным. Это сложный процесс. Онтологическая вина (в теологии «первородный грех»), понимаемая как чувство неудовлетворенности (недовольства собой и окружающей действительностью) при естественном стремлении живого организма к удовольствию, заставляет чувства человека постоянно балансировать между удовольствием и неудовольствием, что дает почву как для возникновения многих эмоций, так и для адаптации человека к окружающей действительности, то есть для развития его личности. Морано Д.В. Экзистенциальное чувство вины. Van Yoram & Co. BV-Assen, 1973. Это онтологическое свойство живого организма балансировать между удовольствием и неудовольствием в комплексе первичных человеческих эмоций, разработанном Плутчиком, выступает как аффект или драйв и придает валентность той или иной эмоции. Плутчик (1962; 1980) рассматривает эмоции как средство адаптации, играющее роль в выживании на всех эволюционных уровнях. Плутчик выделил основные прототипы адаптивного поведения и соответствующие им эмоции (аффективно-когнитивные структуры). Первичные эмоции в классификации Плутчика представлены аффективно-когнитивными адаптивными цепочками: «стимул + аффект (драйв) + поведенческая реакция = первичная эмоция». Вторичные эмоции выступают как комбинации первичных эмоций, например:. «гордость = гнев + радость»; «любовь = радость + принятие»; «любопытство = удивление + принятие»; «скромность = страх + принятие»; «ненависть = гнев + удивление»; «вина = страх + радость или удовольствие»; «сентиментальность = принятие + горе». Социальные регуляторы (феномены суперэго), по мнению Плутчика, действуют как комбинации страха

Методы психологического исследования и психологического воздействия на личность - Манипуляции как коммуникативное воздействие на массы и личность
Методы психологического исследования и психологического воздействия на личность — Манипуляции как коммуникативное воздействие на массы и личность

Манипуляции как коммуникативное воздействие на массы и личность

Манипуляция поведением человека основана на свойстве человека испытывать онтологическую вину, трактуемую в экзистенциальной психологии как чувство неудовлетворенности собой и окружающей действительностью, обычно переживаемое на фоне гедонизма, т.е. постоянного стремления к удовольствию, характерного для природы человека как части мира живых организмов. Манипуляция лежит в основе воспитания детей («кнут и пряник»), социализации человека, а также в основе процесса развития человеческой личности, как таковой. Кочанска Г. Социализация и темперамент в развитии чувства вины и совести. Развитие ребенка. 1991. V. 62. № 6. Р. 1379 -1392. Автономная личность, которая руководствуется собственными законами и правилами, практически не подвержена манипуляциям; она уже утвердилась. Молодые люди, не имеющие жизненного опыта, легко поддаются манипуляциям. По этой причине манипуляцию нельзя трактовать как чисто негативное явление, ведь если бы человек не был подвержен манипуляциям, его невозможно было бы воспитать и невозможно было бы социализировать (это социопатия). Кочанска Г. Социализация и темперамент в развитии чувства вины и совести. Развитие ребенка. 1991. V. 62. № 6. Р. 1379 -1392. Другое дело, с какой целью используется процесс манипуляции.

Манипулирование поведением человека возможно при психическом воздействии на потребности и мотивационную сферу. С. 111. психику человека, связанную с его убеждениями и ценностными ориентациями в мире. В этой связи приведем результаты исследований американских психологов М. Х. Гонсалеса, Д. Дж. Мэннинга и Дж. А. Хаугена, которые изучали психику главных нацистских преступников. Массовые убийства женщин, детей, людей тех национальностей, которые, по мнению нацистских идеологов, считались недочеловеками, шокировали все человечество, и в то же время на судах нацисты не признавали себя преступниками, а все, как один, заявляли, что они офицеры и просто выполняли свой долг. Конечно, пропагандистская машина Геббельса работала безупречно. Офицерам Третьего рейха внушали, что они просто выполняют свой воинский долг. В то же время, отдавая каждый день приказы о казнях, они никогда не встречались с жертвой лицом к лицу, поэтому у них не было почвы для сопереживания. Манипуляторы Третьего рейха были очень компетентными психологами, чтобы предотвратить даже малейшее проявление присущей человеку социальности в своих солдатах и офицерах, которые рассматривались просто как средство реализации националистических планов. Поэтому контакт между жертвами и палачами был полностью исключен. Большинство начальников нацистских лагерей смерти были образованными людьми, они размышляли по вечерам и читали по памяти Гейне, они писали нежные и трогательные письма своим женам и детям, полные искренней любви и заботы. Они не были варварами в обычном смысле этого слова, и все же они стали варварами, уничтожая миллионы жертв, как конвейер. В чудовищных планах нацистов все было отлажено: казни осуществлялись руками других заключенных, поэтому нацисты не были физически причастны ни к одной из смертей, они просто командовали вверенными им карательными отрядами, как и положено офицеру на войне. Способность оправдывать (рационализировать) свое поведение глубоко заложена в человеческой природе. Человек, в силу природного гедонизма, стремится избежать неприятного чувства неудовлетворенности собой, поэтому нормальный человек всегда старается выглядеть хорошо, а если он поступает плохо, то всегда находит оправдание — долг, обязанность и т.д. Gansales M. H., Manning D. J. Haugen J.A. Explaining our sins: Факторы, влияющие на рассказы правонарушителей и предполагаемые реакции жертв. Журнал психологии и социальной психологии. 1992. V. 62. №6. Р. 958 — 971. Это вполне естественно, наш мир дихотомичен: если есть плохое, то есть и хорошее. Нет ничего абсолютно плохого и ничего абсолютно хорошего. Все относительно. Убийство считается ужасным преступлением. «Не убий», — гласит одна из христианских заповедей. А на войне мы оправдываем убийство, а убийцу нашего врага возводим в ранг героя. Таким образом, манипулирование поведением человека возможно, потому что оно представляет собой один из психических механизмов адаптации человека к реальности, то есть механизм развития человеческой личности.

Виды психологического воздействия на массы

Рассмотрим наиболее распространенные манипулятивные техники воздействия на массовое сознание. С. Г. Кара-Мурза выделяет следующие манипулятивные приемы, а именно: (1) использование внушения; (2) перевод частного факта в сферу общего, в систему (с этим сталкивался Г. Г. Почепцов); (3) использование слухов, домыслов, интерпретаций в неясной политической или социальной ситуации; (4) метод «нужных тел»; (5) замалчивание одних фактов и подчеркивание других; (6) метод фрагментации; (7) повторение или метод Геббельса; (8) создание ложных фактов. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. Москва: Алгоритм, 2004.

Использование внушения связано с необходимостью ввести массы в суеверное состояние, в котором обыватель принимает все на веру, не требуя доказательств, то есть добиться того, чтобы обыватель оставался в состоянии озабоченности. Метод «нужных тел» заключается в запугивании масс насилием, убийствами, кровью и стрельбой. Метод «запугивания» направлен на то, чтобы поставить среднего гражданина перед выбором наименьшего зла. Метод фрагментации заключается в том, что поток информации разбивается на отдельные фрагменты, никак не связанные друг с другом. В результате такой сегментации массовый потребитель информации не может ни понять главную мысль, ни сосредоточиться на чем-то, что его заинтересовало, и, как следствие, средний человек не в состоянии сформировать целостное представление о том, о чем его пытались проинформировать. Многократные повторения или «метод Геббельса» — это бесконечный поток лжи, в который, в конце концов, начинают верить. Кара-Мурза С.Г. Указ. соч. 2004.

Манипуляция как явление ярко проявляется в националистической политической демагогии. Во-первых, вопрос о происхождении государства является спорным. Существует множество теорий относительно происхождения государства: (1) теологическая, в которой основной предпосылкой является иррациональное, божественное происхождение государства, то есть государство создано Богом (Фома Аквинский, Маритен, Мерье и др.); (2) патриархальная, в которой государство рассматривается как продукт развития семьи (Гоббс, Руссо, Радищев и др.); (3) теория насилия, в которой образование государства рассматривается как результат военно-политических факторов (Гумплович, Дюринг, Каутский и др.). ); (4) органическая теория, в которой государство рассматривается как особый вид биологического организма (Спенсер, Вормс, Прейс и др.); (5) материалистическая теория, в которой государство является продуктом социально-экономического развития (Маркс, Энгельс, Ленин и др.); (6) психологическая теория, в которой считается, что государство возникает в силу особенностей психического развития человека (Петражицкий, Фрейд, Тарде и др.). Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. M.: Юристъ, 2004. Если принять за основу положение Гуггенбюля-Крейга о том, что человек познает мир, манипулируя символическими образами, то вышеперечисленные теории происхождения государства являются плодом познания в разные исторические эпохи, и мыслители руководствовались разным объемом накопленных знаний, создавая ту или иную теорию. С другой стороны, на процесс возникновения государства действительно влияли различные факторы: социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, психологические, национально-исторические, духовно-культурные и другие. Согласно Гуггенбюлю-Крейгу, все эти теории или мифы, через которые мы познаем мир, являются результатом нашего опыта в попытках осмыслить окружающий нас мир. Они отражают коллективную и групповую психологию человека. Гуггенбюль-Крейг А. Указ. соч. М., 1997. С.25. Рассматриваемые как единое целое, все теории (мифологии) уравновешивают друг друга. Когда предпочтение отдается одной из них, это является почвой для политических манипуляций. Из истории мы знаем, что предпочтение материалистической теории привело к возникновению государства пролетарской диктатуры; предпочтение теории насилия неизбежно приводит к военным диктатурам. Плюрализм уравновешивает тенденциозность и предотвращает попытки политического манипулирования.

Изучение убеждения и внушения в психологии

Термин «внушение», заимствованный из повседневной жизни и первоначально введенный в круг медицинской специализации под видом гипнотического или постгипнотического внушения, сегодня, с более пристальным изучением предмета, приобрел более широкий смысл. Дело в том, что действие внушения никоим образом не связано с особым состоянием психической деятельности, известным как гипноз, что доказывают случаи осуществления внушения в бодрствующем состоянии. Более того, внушение, понимаемое в широком смысле этого слова, является одним из способов взаимодействия одного человека с другим даже в обычных условиях жизни. В связи с этим внушение является важным фактором нашей социальной жизни и должно быть предметом изучения не только медиков, но и всех вообще людей, изучающих условия социальной жизни и законы ее проявления. Здесь, во всяком случае, открывается одна из важных страниц общественной психологии, которая является обширной и мало разработанной областью научных исследований [12, 130].

Внушение — это влияние одного человека на другого, частично или полностью бессознательное. Внушение — это подача информации, воспринимаемой без критической оценки и влияющей на ход нервно-психических воздействий. Внушение может вызывать ощущения, восприятия, эмоциональные состояния и волевые импульсы, а также оказывать влияние на вегетативные функции без активного участия, без логической обработки воспринимаемого. Внушение является компонентом обычного человеческого общения, но может выступать как специально организованный вид общения, предполагающий некритическое восприятие сообщаемой информации, противоположное убеждению [13, 205]. Внушение невозможно при отсутствии семантического (смыслового) содержания и сообщения. Например, человеку невозможно внушить что-то на языке, которого он не знает. Часто, если один человек заявляет, что в комнате холодно, то другие люди в комнате начинают чувствовать, что им тоже холодно. Упоминание о вкусной еде вызывает повышенное выделение слюны. Слово может вызвать у человека не только эти относительно простые, но и сложные эмоциональные реакции. Радостная новость заставляет сердце биться чаще, учащает дыхание, вызывает улыбку.

V. Н. Куликов рассматривает социально-психологический аспект явления внушения в связи со следующими его особенностями. Во-первых, содержание внушения, в конечном счете, всегда социально обусловлено, поскольку определяется идеологией, моралью, политикой того общества, интересы и цели которого защищает источник внушаемой информации. Во-вторых, процесс внушения представляет собой взаимодействие членов внушающей пары, которыми являются социальные общности и составляющие их личности. В-третьих, ход и результат процесса внушения зависит от того, кто оказывает суггестивное воздействие, а также от влияния, которое испытывает на них социальное окружение. В настоящее время внушение является неотъемлемой частью нормального человеческого общения. Вместе с другими видами общения внушение выполняет важные социально-психологические функции:

  • способствует формированию социальной психологии людей, внедрению в сознание сходных взглядов и убеждений, мнений и оценок, норм деятельности и поведения;
  • направляет и регулирует деятельность человека, побуждая к тем или иным поступкам и действиям или удерживая от них [15].

Выделяют также следующие ситуационные факторы, влияющие на повышение индивидуальной внушаемости:

  • психофизиологическое состояние субъекта (покой, расслабление, а также сильное эмоциональное возбуждение, стресс и т.д.)
  • низкий уровень осознания обсуждаемого вопроса или выполняемой деятельности;
  • недостаток времени для принятия решения [8, 312].

Внушение как средство воздействия на психику реализуется только в силу того, что человек обладает определенным механизмом, дающим ему способность воспринимать внушающие воздействия и отражать их.

Внушение признано одним из наиболее эффективных методов психологического воздействия [15].

Заражение и подражание как важные механизмы психологического воздействия

Заражение возникает как следствие некритического усвоения чужого поведения или мнения и усиливается эмоциональным взаимодействием массового характера. Способность массовой аудитории к заражению используется массовыми коммуникациями через определенный способ передачи информации с целью одновременного побуждения большой массы людей к определенным действиям.
Механизмы психического заражения уходят корнями в глубины человеческой истории: ритуальные танцы членов первобытной общины. Целые народы могут быть подвержены массовым психозам — от массового спортивного азарта или религиозного экстаза до политически окрашенного психоза (национализм или фашизм).

К такому психотическому заражению предрасполагает примитивная, неразвитая природа личности. Люди, не способные разобраться в происходящем и принять самостоятельное решение, невольно ориентируются на действия других.

Заражение характеризуется бессознательной подверженностью индивида определенному психическому состоянию. Эмоциональное воздействие заражения сводится к эффекту многократного взаимного накала страстей. В первых всплесках своего красноречия оратор передает каждому из своих слушателей половину своего возбуждения. Каждый из слушателей выразит это аплодисментами, усиленными в десять раз. Таков механизм психического заражения на концертах популярных рок-групп. Заражение способствует сплочению масс [19].

Эффект психологического заражения зависит от однородности группы, ее единства, сплоченности, интеллектуального статуса, степени взаимного доверия и, соответственно, взаимной внушаемости. В то же время следует признать, что особая роль в осуществлении психологического заражения принадлежит субъекту воздействия, особенно его эмоциональности, воле, коммуникабельности, артистизму и внешним данным.

Оратор, обладая большим эмоциональным зарядом речи, передает свой душевный настрой аудитории, заставляя ее реагировать на его выступление в нужном направлении. Это и есть сопереживание между оратором и слушателями, это надежная связь между ними, лучшее усвоение информации слушателями.

Заражение играет важную роль в различных социальных и психологических явлениях. Особенно велика роль заражения для возникновения «психических эпидемий» среди больших групп людей. К ним относятся всеобщее увлечение модой, различными направлениями в искусстве, литературе, медицине и т.д. Содержание этих доминирующих эмоций определяет содержание психической заразы. Оно играет важную роль в общественной жизни. Умелое использование психического заражения — необходимый компонент работы учителя, руководителя и вообще любого педагога [18].

Заражение — это не только антисоциальный механизм. В качестве положительного примера может служить заражение личным примером на войне, при спасательных работах в зонах бедствия и т.д.

Контагиозным является пример командира, поднимающего свое подразделение в атаку, призыв партийного лидера, направляющего действия больших масс людей, учителя, увлекающего своих учеников.

Функции заражения: усиление сплоченности группы, если такая сплоченность уже существует, и компенсация недостаточной сплоченности [5,316].

Подражание — это воспроизведение одним человеком определенных моделей поведения другого. Подражание также относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения, хотя его роль в других группах, особенно в особых видах деятельности, также достаточно велика. Подражание имеет ряд общих черт с уже рассмотренными явлениями заражения и внушения, но его специфика состоит в том, что здесь имеет место не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, а воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Социальные конфликты, возникающие в обществе, объясняются противоречиями между возможными направлениями подражания. Поэтому природа этих конфликтов аналогична природе конфликтов в индивидуальном сознании, когда человек просто испытывает колебания при выборе новой модели поведения. Существует несколько типов подражания: логическое и нелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Свободные ассоциации в психоанализе
  2. Задачи экспериментальной психологии
  3. Особенности развития личности у ребенка и подростка
  4. Глоссарий по психологии
  5. Бюлер Шарлотта, психолог, доктор философии, специалист по детской психологии — Шарлотта Бюлер — основоположник психологии жизненного пути
  6. Проблема детско-родительских отношений в неполных семьях
  7. Вертгеймер Макс, один из основателей гештальтпсихологии
  8. Детско-родительские отношения
  9. Психологическое сопровождение предстартовой тревожности юных спортсменов с позиции гендерного подхода
  10. Психология личности