Для связи в whatsapp +905441085890

Методы сравнительной педагогики — Объект и предмет сравнительной педагогики

Сравнительная педагогика на протяжении полутора сотен лет прошла путь от случайных, эмпирических наблюдений, усилий отдельных энтузиастов — до систематического анализа, репрезентативных теоретических исследований, создания мирового сообщества компаративистов.

На пороге двух тысячелетий возрождается интерес к сравнительной педагогике. Интерес увеличивается в условиях кризиса национальных образовательных систем, интернационализации педагогических исследований, вызовов глобализации, мультикультурализма. В академической среде популярен девиз «Мы все компаративисты», что отражает надежды достигать эффективных научно-практических результатов.

Сравнения превратились в один из магистральных дискурсов теории и практики образования. Сравнительная педагогика интенсивно развивается как отрасль научного знания. Усложняется ее тематика. Основные направления исследований: в социологическом ключе; на междисциплинарной основе; в дискурсе прогнозирования. Вопрос состоит том, будут ли отданы предпочтения какой-то из этих перспектив, либо произойдет их конвергенция.

Методы сравнительной педагогики - Объект и предмет сравнительной педагогики

Объект и предмет сравнительной педагогики

Объектом сравнительной педагогики традиционно рассматриваются структуры и практики образования, педагогические идеи, концепции и теории. Объект одновременно национален и интернационален, то есть зарубежный опыт изучается сквозь призму и приоритеты отечественного образования. Объект содержательно меняется. В нем слабеет приоритет западных ценностей и тематики. В объекте в качестве новых базовых единиц наряду с традиционными («национальная система образования», «педагогическая мысль в отдельном государстве» и т.п.)исследуются такие феномены как «мировая педагогика», «региональное образование», «мировое образовательное пространство», «глобализация образования», «интернационализация образования» и т.д. Устаревает использование таких единиц как «образование в развивающихся странах», «образование в странах Севера и Юга» и т.д.

Предметом сравнительной педагогики остается сравнение комплекса феноменов педагогики и образования для достижения инвариантного и вариативного их понимания, выделения некого «сухого остатка», конструирования теоретических моделей. Отсутствие в предмете дефиниций компаративизма такой же нонсенс, что куриное яйцо без желтка.

Особенностью следует считать, что предмет сравнительной педагогики все более расширяется, простираясь от сравнения отдельных учебных заведений и систем образования до сопоставительных проектов мирового уровня.

Цель, задачи, функции сравнительной педагогики

Цель сравнительной педагогики состоит в анализе школы и педагогики, что предполагает подведение знаменателей движения теории и практики образования, изучение путей корректирования национальных и мировых школьно-педагогических процессов, преодоление расхождения между научными установками и реалиями школьной политики и практики.

Меняется сервильная составляющая цели сравнительной педагогики. Она перестает быть «служанкой» политики, что , впрочем, отнюдь не означает «идеологическую стерильность». Речь идет независим ости от монополии тех или иных философских, политических, педагогических доктрин, установлении эффективного сотрудничества педагогической науки и власти, педагогическом сопровождении реформ образования.

Задачи сравнительной педагогики классифицируются как преимущественно академические или прикладные (B.Holmes, H.J. Noah). Особенность современного этапа состоит в том, что задачи актуализируются при поиске ответов относительно диверсификации образования, критериев качества обучения, образования в многонациональных социумах, вхождения национальных школьных систем в мировое образовательное пространство и т.д. педагогика полисемантичный социология

Основными функциями сравнительной педагогики остаются объяснение (анализ), критика, заимствование, прогнозирование (Б.Л.Вульфсон, Н.Д. Никандров, B.Holmes). Критическая функция в первую очередь состоит в нелицеприятном анализе педагогики и образования. Функция переноса (заимствования) имеет ограниченный характер. Важен при этом учет традиций национальных педагогических культур. Расширяются перспективы прогностической функции. Если учесть, что предсказуемость педагогики и образования возрастает по мере приближения к реальности и что сравнитологи изучают преимущественно эту реальность, компаративистике под силу доводить до предельно возможного уровня прогностический потенциал педагогической науки. При этом прогнозирование носит в значительной мере релятивистский характер. В лучшем случае, по-видимому, надо говорить о возможных последствиях тех или иных процессов в педагогике и образовании.

Ревизия методов. Универсальным в сравнительной педагогике остается метод сравнения. Метод позволяет выявлять общее и специфическое в педагогических идеях и практике образования. Метод предусматривает определенную последовательность: выделение критериев, сбор информации, вычленение общего (универсального), определение особенного, формулировка рекомендаций.

При использовании метода сравнения традиционно изучались сходные национальные системы образования и педагогические идеи. Особенность современного этапа состоит в том, что наряду со сходством часто учитывается контрастность школьных систем и педагогической мысли. Уместно, к примеру, рассматривать такие альтернативные феномены как социальная и феноменологическая педагогика, моно- и мультикультурное образование, централизация и децетрализация управления образованием, блочное и поэтапное преподавание и т.д.

В рамках универсального метода сравнения используются разнообразные методики. Все они делятся на количественные и качественные. До последнего времени предпочтение отдавалось методам количественных сравнений. Особенность сегодняшней сравнительной педагогики можно усматривать в смешении количественных и качественных методов. При этом приоритет все чаще отдается качественным методам. Во многом это вызвано тем, что количественный статистический рост перестал рассматриваться основным индикатором динамики образования (Е.И Бражник, F.Ferrer, D.Groux, S.Perez).

Заметно обогатился потенциал методов сравнительной педагогики за счет современных электронных средств.

Развитие системного подхода. Сравнительная педагогика в развитие системного подхода стремится преодолеть методологию жесткого разделения образовательных субъектов. Соответственно предложена идея «информационного диалога» (Informed Dialogue).

Одно из условий методологии системности — соблюдение баланса объективности и субъективности. В сравнительной педагогике субъективность в особенности проявляется в участии ученых в исследуемых событиях. При этом часто возникает необходимость отмежеваться от субъективизма в виде гипертофированной идеологизации. Сегодня сравнительная педагогика (и в России, и за рубежом) все реже обращается к идеологическим мифам, когда в исследования вмешивается политико-идеологическая конфронтация и когда вряд ли можно рассчитывать на научную объективность.

Взаимосвязи сравнительной педагогики с социологией

В сравнительной педагогике и социологии обнаруживается множество перекрестных тем: образование и формирование различных страт социума, образование как тип социальных отношений и т.д. В сравнительной педагогике важным остается учет существования педагогических идей и практик и в пределах определенного социального контекста ( A.M. Kazamias, V.Mallinson, C.E.Olivera и др.) Особенность современного этапа состоит в том, что в педагогической компаративистике сосуществуют традиционные и нетрадиционные социальные подходы. К первым относятся исследования в рамках социальной формации. Однако гораздо более распространены подходы в контексте мировых и региональных цивилизаций.

В сравнительной педагогик е переосмысливается значимость эволюционных и революционных социальных детерминант развития образования и педагогики. Есть понимание, что социальные катаклизмы могут оказаться не только двигателем, но и тормозом такого развития . Показательный пример — кризис российского образования при распаде СССР в 1990 — е гг.

Разработчики сравнительной педагогики считают продуктивным опираться на социологическую концепцию «человеческих ресурсов» (H.J. Noah). Акцент делается на понимании системы образования как предприятия с исходными и конечными «человеческими ресурсами», требующее инвестиций и действующее в условиях мировой конкуренции.

У части сравнитологов находит отклик социологическая концепци я «зависимости» ( Dependency Theory): в частности о роли образования для воспроизводства и диктата ценностей и идеологии доминирующих стран и страт ( M. W. Apple, S B oweles , M. F . L . Young и др.) Подобные оценки, впрочем, не получают единодушной поддержки.

Утверждается, что концепция «зависимости» упрощает понимание происходящих в образовании процессов ввиду приверженности идеологическим мифам ( M. Eckstein , M. Crosslley ).

Сравнительная педагогика держит в поле зрения не только настоящее и будущее, но и прошлое школы и педагогической мысли (Вульфсон Б.Л., A. Nуvoa, Tali Yariv-Mashal и др.). Сравнительная педагогика — своеобразное ответвление истории педагогики. При этом для сравнительной педагогики особенно важны сопоставления горизонтальные, когда изучаются явления одного исторического отрезка, прежде всего современности.

В современной сравнительной педагогике предложена концепция «путешествия в историю» (historical journey), согласно которой развитие педагогики и образования происходит не как монолитный временной дискурс, а множество сопоставимых исторических потоков. Концепция предполагает исследования в рамках социальной и политической истории, сравнительного изучения генеалогии тех или иных педагогических проблем.

Культурология и вызовы мультильтурализма

Педагогическая компаративистика традиционно исходит из тесной взаимосвязи культуры и образования (Minguan Gu, D.Hoffman, L.T. Khoi и др.) Осуществляются исследования на двух уровнях культур. В первый уровень включена система образования. Во второй уровень — особенности мышления и духовных ценностей. При этом системы образования рассматривают как гораздо более пластичные, нежели общие культурные ценности, и потому подверженные более частым изменениям, в том числе под влиянием зарубежного опыта.

Особенность современного этапа состоит в том, что компаративистика должна дать ответы на вопросы педагогической деятельности в мультикультурной среде. В этой связи немаловажно уяснить цивилизационные различия культур как субъектов образования. Между тем вопрос о дефинициях подобных субъектов остается открытым.

Преимущество отдается таким их характеристикам как этническая принадлежность, язык, культура, статус большинства или меньшинства. В научном мире обозначились три основных подхода: неизбежности нивелирования культурного многообразия (идеология ассимляции), необходимости его сохранения (идеология кросс-культурализма), намерений создавать качественно новую национальную общность (идеология мультикультурализма). Все три подхода предполагают формирование общенациональной идентичности. Однако трактуют такой результат далеко не одинаково. Ассимиляция предполагает избавление от отличий, присущих разным культурам. Кросс-культурализм (интеркультурализм) -сотрудничество, ограниченное консервацией таких отличий.

Мультикультурализм (поликультурность) — межкультурный диалог, взаимное обогащение субкультур. Сторонники кросс-культурализма и мультикультурализма в сравнительной педагогике (D. Hoffman, S.Perez, D.Groux, F.Ferrer) сходятся на том, что следует исходить из признания необходимости культурного многообразия. Сравнитологи, участвуя в выработке концепций межкультурного диалога в образовании, опираются на ряд императивов: общие для всех культур интересы и духовные ценности, отказ от исключительной ориентации на культурные различия. Имеется в виду, что возможности сравнительных исследований по межкультурному образованию могут быть реализованы, во-первых, при понимании культурного многообразия как объективной данности, во-вторых, изучении такого многообразия и, в-третьих, прогнозировании перспектив образования с учетом многокультурного общества.

Сравнительная педагогика в последние десятилетия стремится осмыслить последствия глобализации в образовании для судеб национального своеобразия, возможности гармонизации национального и глобального.

В сравнительной педагогике отношение к глобализации образования неоднозначное. В ряде случаев ее рассматривают как «ловушку», с помощью которой «империализм Запада» укрепляет свое мировое господство (O.Anweiler, W.Mitter). При известной риторике подобных оценок надо признать, что глобализация создает немало педагогических проблем. Она протекает в условиях жесткой конкуренции различных цивилизационных моделей образования, борьбы за «рынки сбыта» образовательных услуг. В глобализации образования есть победители и проигравшие. Возникают риски для национальных интересов в образовании. Образование в мире испытывает сильнейший напор стандартов американской цивилизации.

Сознавая подобные угрозы, нельзя, однако, согласиться с оценками глобализации образования с позиций сепаратизма, агрессивного национализма. Каждая из цивилизаций вносит свои краски в развитие мирового образования и педагогики. Глобализация обещает человечеству качественно важные изменения в сфере образования, открывает возможности обмена педагогическими знаниями, проектами. Строятся мосты между различными педагогическими идеалами и моделями образования. Возникает новый синтез национальных и мировых ценностей образования.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Классификация принципов воспитания
  2. Проектирование образовательного процесса в соответствии с фгос
  3. Технология культурно-просветительской деятельности
  4. Вклад зарубежных и отечественных педагогов в развитие трудовой школы
  5. Подвижные игры в семейном воспитании
  6. Специфика и взаимосвязь объекта и предмета педагогики
  7. Этапы педагогического общения
  8. Тесты по математике как форма организации совместной контролирующей деятельности учителя и учащихся
  9. Обучение в дидактике
  10. Обучение в древней Руси