Для связи в whatsapp +905441085890

Методы восприятия и мышления в гештальтпсихологии

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Игровая деятельность у детей с ограниченными возможностями здоровья
  2. Особенности памяти в пожилом возрасте, профилактика возрастного снижения памяти
  3. Психологическое консультирование по проблемам супружеских взаимоотношений
  4. Психологические особенности протекания беременности
  5. Особенности психологического климата воинского коллектива на примере роты
  6. Психодиагностические методы исследования супружеских отношений в зрелой семье
  7. Социализация подростков в неполной семье
  8. Внутриличностный конфликт в подростковом возрасте (на примере коррекционного класса)
  9. Сравнение поведения между сиблингами и друзьями в подростковом возрасте
  10. Особенности психологического консультирования по проблемам дошкольного возраста

Введение

Важным психологическим течением, возникшим в период «открытого кризиса», стала гештальтпсихология (приблизительный перевод с немецкого: психология формы), связанная в первую очередь с именами немецких исследователей Макса Вертхаймера, Курта Коффки и Вольфганга Келера.

В противовес ассоциативистской точке зрения, согласно которой образ формируется путем синтеза отдельных элементов и свойства целого определяются свойствами частей, гештальтпсихологи выдвинули идею целостности образа, свойства которого не сводятся к сумме свойств элементов (в связи с этим часто подчеркивается роль гештальтпсихологии в становлении системного подхода не только в психологии, но и в науке в целом). Другими словами, восприятие не сводится к сумме ощущений: свойства фигуры, которую мы видим, не описываются свойствами ее частей.

Гештальтпсихология, возникшая как направление исследований когнитивных процессов, оказала влияние на психологию в различных ее проявлениях. Объектом исследования стали целостные структуры (гештальты), а что касается практического применения, то оно определялось тем, как те или иные направления практической психологии используют те или иные утверждения, поскольку гештальтпсихологии в ее прямом виде в настоящее время не существует.

Прозрения гештальтпсихологии оказались плодотворными в применении к искусству и образованию. В академической психологии работы Вертхаймера, Келера, Левина и других получили широкое признание. Однако из-за интереса к бихевиоризму с его преимущественно моторной направленностью, перцептивные аспекты гештальтпсихологии выходят на первый план в академических кругах.

«Гештальт» (от немецкого Gestalt — образ, структура, целостная форма) — одно из основных понятий гештальтпсихологии, возникшей в Германии в первой четверти 20 века, и описывающее качественное своеобразие целостных образов и психических структур, не сводимых к сумме их отдельных частей. Термин «гештальт» призван подчеркнуть, что в гештальт-терапии человек рассматривается как неразрывное целое, как единство его души и тела.

Цель гештальт-терапии — помочь человеку научиться разбираться в порой очень запутанных лабиринтах своей души, научиться распознавать все источники и причины своего внутреннего дискомфорта.

Концепция и основатели гештальтпсихологии

Гештальт-психология — одно из самых влиятельных и интересных течений периода открытого кризиса, которое явилось реакцией против атомизма и механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии. Гештальт-психология была наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности в немецкоязычной (немецкой и австрийской) психологии, а также в философии конца 19-го и начала 20-го веков. Понятие «гештальт» было введено X. Эренфельс в своей статье 1890 года «О качестве формы» в исследовании восприятия вдохновился некоторыми замечаниями Э. Маха о восприятии мелодий и геометрических форм. Эренфельс выделил особое свойство гештальта: свойство транспозиции (переноса): мелодия остается той же самой при переносе из одного ключа в другой; форма квадрата сохраняется независимо от размера, положения или окраски составляющих его элементов и т.д. Эренфельс, однако, не стал развивать гештальт-теорию дальше и остался на позициях ассоциативизма. Гештальт (нем.: форма, образ, структура) — это функциональная структура, которая упорядочивает многообразие отдельных явлений по своим собственным законам.

Гештальт-психология основана на учениях Ф. Брентано и Е. Гуссерль об интенциональности сознания. Ее ведущие представители, М.Вертхаймер, В.Келер и К.Коффка, проводили исследования в области восприятия и применяли их принципы к изучению мышления и личности (К.Левин). Исследование включало в себя восприятие, мышление, потребности, аффекты и волю.

Макс Вертхаймер (1880-1943) — немецкий психолог, основатель гештальтпсихологии, известный своими экспериментальными работами в области восприятия и мышления. Он родился в Праге, где получил начальное образование. Он учился в университетах Праги, у К. Штумпфа в Берлине и у О. Кюльпе в Вюрцбурге. В Вюрцбурге он получил докторскую степень (1904). Затем он вернулся в Берлин, а летом 1910 года переехал во Франкфурт-на-Майне. Здесь Вертхаймер заинтересовался восприятием движения, но столкнулся с трудностями при его объяснении с позиций структурализма. Как отмечает В. Кёлер, Вертгеймер открыл на основе этого материала новые принципы психологического объяснения.

Его работа привлекла внимание К. Коффки и В. Келера, студентов Штумпфа, которые участвовали в исследовании Вертгеймера в качестве испытуемых. Вместе с ними Вертхаймер обсудил результаты, метод экспериментального исследования и сформулировал новый подход к объяснению восприятия движения. Эти исследования, их результаты и новые принципы были изложены в статье Вертгеймера (1912) «Экспериментальное исследование движения», которая считается началом гештальтпсихологии. С этого времени гештальтпсихология особенно активно развивалась в Берлине, куда он вернулся в 1922 году. Двадцатые годы — период наибольшего расцвета этой школы. В 1929 году Вертхаймер был назначен профессором во Франкфурте.

В 1933 году Вертхаймер эмигрировал в США, где работал в Новой школе социальных исследований (Нью-Йорк). Он умер там в октябре 1943 года, а его книга «Продуктивное мышление» была опубликована в 1945 году. В ней с позиций гештальтпсихологии экспериментально изучался процесс решения проблемы, описанный как процесс выяснения функционального значения отдельных частей в структуре проблемной ситуации. В. Келер считает эту книгу лучшим напоминанием о М. Вертгеймсре.

Среди основателей гештальтпсихологии Курт Коффка (1886-1941) был, пожалуй, самым изобретательным. Он родился и вырос в Берлине, учился там в университете и проявлял необычайный интерес к естественным наукам и философии. Затем он изучал психологию под руководством Карла Штумпфа и получил докторскую степень в 1909 году. В 1910 году Коффка начал свое долгое и плодотворное сотрудничество с Вертхаймером и Келером во Франкфуртском университете.

Статья Коффки под названием «Восприятие: введение в гештальт-теорию» (1922) содержала основы гештальт-психологии, а также результаты многочисленных исследований и их оценки. То, что основатели гештальтпсихологии сосредоточили свои публикации на проблеме восприятия, во многом было обусловлено духом времени: Вундтовская психология, против которой восстали представители нового учения, черпала свою основную поддержку из результатов исследований ощущений и восприятия, поэтому они выбрали восприятие в качестве отправной точки для критики Вундта в его собственной научной цитадели.

В 1921 году Коффка опубликовал «Основы психического развития», книгу об истоках детской психологии, которая имела успех как в Германии, так и в США. Он был приглашен в Америку для чтения лекций в Корнелльском и Висконсинском университетах, а в 1927 году получил должность профессора в колледже Смита в Нортгемптоне, штат Массачусетс, где работал до самой смерти в 1941 году. В 1933 году Коффка опубликовал книгу «Принципы гештальтпсихологии», которая оказалась слишком сложной для чтения и поэтому не стала основным и наиболее полным руководством по новой теории, как надеялся ее автор.

Исследования развития восприятия у детей, проведенные в лаборатории Коффки, показали, что у ребенка есть ряд смутных и не очень адекватных образов внешнего мира. Коффка пришел к выводу, что сочетание фигуры и фона, на котором был показан объект, играет важную роль в развитии восприятия. Он сформулировал один из законов восприятия, который получил название «трансдукция». Этот закон доказал, что дети воспринимают не сами цвета, а их взаимоотношения.

Вольфганг Келер (1887-1967) был голосом гештальт-психологического движения. Его книги, написанные с удивительной тщательностью и точностью, предлагают классический взгляд на многие аспекты этого научного движения. Изучение физики под руководством Макса Планка убедило его в том, что эта наука должна быть связана с психологией и что гештальты (формы или структуры) так же распространены в психологии, как и в физике.

Кёлер родился в Эстонии. Когда ему было пять лет, его семья переехала на север Германии. Он получил образование в университетах Тюбингена, Бонна и Берлина, где в 1909 году под руководством Карла Штумпфа защитил докторскую диссертацию. Затем он отправился во Франкфуртский университет, куда прибыл незадолго до появления Вертхаймера со своим игрушечным стробоскопом.

После эмиграции в США Кёлер преподавал в колледже Свартмор в Пенсильвании, написал несколько книг и редактировал журнал «Психологические исследования». В 1956 году он был награжден Американской психологической ассоциацией премией за выдающийся вклад в науку, а вскоре после этого был избран ее президентом.

Немецкий психолог Курт Левин (1890-1947), эмигрировавший в США в 1932 году, вошел в историю науки как автор теории поля. Вслед за гештальт-психологами (с которыми он некоторое время работал непосредственно), он считал, что образ мира формируется сразу как единое целое, в момент как инсайт (решение Ага).

В 1921 году Вертхаймер, Келер и Коффка основали журнал «Психологические исследования». В нем публикуются результаты экспериментальных исследований этой школы. С этого времени начинается влияние школы на мировую психологию. Большое значение имели обобщающие статьи М.Вертгеймера 1920-х годов: «Об учении гештальта» (1921) и «О теории гештальта» (1925). В 1926 году К.Левин пишет «Намерения, воля и потребности» — экспериментальное исследование, посвященное изучению потребностей и волевых действий. Эта работа имеет фундаментальное значение: гештальтпсихология начинает настоящее экспериментальное изучение этих областей жизни души, которые наиболее труднодоступны для экспериментального исследования. Все это значительно усилило влияние гештальтпсихологии. В 1929 году В. Келер прочитал в Америке лекцию о гештальтпсихологии, за которой последовала книга «Гештальтпсихология. Данная книга представляет собой систематическое и, возможно, лучшее изложение этой теории. На американскую психологию также сильно повлияла книга К. Коффки «Принципы гештальтпсихологии», 1935 год.

Школа распалась в конце 1930-х годов, но способствовала возникновению одного из самых влиятельных направлений современной психотерапии — гештальт-терапии, основателем которой является немецко-американский психолог Фриц (Фредерик) Перлз (1893-1970). Перлз считал, что каждый аспект поведения является проявлением целого, то есть человеческого бытия. Кроме того, идея целостности — а это пришло из гештальтпсихологии — означает понимание человека как части более широкого поля, включающего тело и окружающую среду. Внутри этого единства, однако, существует «контактная граница» между индивидуумом и окружающей средой, которая у здорового человека подвижна и допускает как контакт, так и уход из окружающей среды. Контакт рассматривается Перлзом как формирование гештальта, а уход — как завершение.

Фи-феномен

Классикой является так называемый феномен Фи, открытый Максом Вертхаймером. Было обнаружено, что восприятие движения возможно при отсутствии самого движения, или, говоря языком ассоциативного описания восприятия движения, при отсутствии последовательной цепи ощущений, отражающих движение объекта в пространстве. В нашем восприятии пространство структурировано, элементы группируются в фигуры на основе отношений, не сводимых к самим элементам. Феномен фигуры и фона становится понятным в так называемых двойных изображениях, где фигура и фон спонтанно меняются местами (происходит внезапная «реструктуризация» ситуации).

Понятия фигуры и фона и феномен переструктурирования, то есть внезапного осознания новых отношений между элементами, были расширены гештальт-психологами за пределы перцептивной психологии. В частности, было показано, что они важны для творческого мышления, для внезапного «открытия» нового способа решения проблемы, что называется «озарением». В гештальтпсихологии это явление называлось «ага-решение» (сегодня более распространен термин «инсайт»), и оно встречается не только у людей, но и у высших животных.

Распознавание новых связей является центральным моментом творческого мышления человека. Основываясь на принципах гештальтпсихологии, в этой области были проведены исследования с использованием метода «мышления вслух».

Эксперимент Вертгеймера, в котором Коффка и Келер играли роль испытуемых, был направлен на восприятие кажущихся движений объектов — движений, которые на самом деле не происходят. Вертхаймер использовал термин «движение впечатления» для его определения. Используя тахистоскоп, он направил луч света через две щели, одна из которых была ориентирована вертикально, а другая наклонена примерно на 20-30 градусов от вертикали.

Если луч света направлялся сначала через одну щель, а затем, через относительно большой промежуток времени (более 200 миллисекунд), через другую щель, наблюдатели видели последовательное появление света сначала в одной щели, а затем в другой. Если временной интервал сокращался, то наблюдатели видели обе щели непрерывно освещенными. Когда длительность интервала составляла порядка 60 миллисекунд, линия света, казалось, непрерывно перемещалась от одной щели к другой и обратно.

Вертгеймер был убежден, что это явление, экспериментально подтвержденное в его лаборатории, было в своем роде таким же элементарным, как и обычное ощущение, но в то же время представляло собой нечто отличное от одного или даже нескольких простых ощущений. Он назвал это явление фи-феноменом (фи-феномен — это иллюзия того, что два попеременно включенных источника света перемещаются с места на место).

По словам Вертхаймера, очевидное движение не требует объяснения. Она существовала в виде восприятия и не могла быть разложена на более простые составляющие.

Вертхаймер опубликовал результаты своего исследования в 1912 году в работе под названием «Экспериментальные исследования восприятия движения». Считается, что она стоит у истоков школы гештальтпсихологии.

Критики гештальтпсихологии утверждают, что у ее основателей суть перцептивного исследования — например, наблюдения за фифеноменом — не сводилась к научному изучению явления, а сводилась лишь к признанию его существования. Экспериментальные психологи утверждают, что позиция гештальтистов неоднозначна и что основные принципы и границы их теории недостаточно строго определены, чтобы иметь научную ценность. Гештальтисты отвергли эти обвинения, настаивая на том, что неполнота объяснений и определений нового научного направления не тождественна расплывчатости.

Характер научного переворота

Идеи гештальта находились в прямой оппозиции к традиционным взглядам немецкой психологии.

Как и многие бунтари, лидеры гештальт-движения требовали полного пересмотра прежних научных взглядов, действуя почти как «интеллектуальные миссионеры, распространяющие новую веру». Сам Келер писал, что «мы были взволнованы не только тем, что мы установили, но еще больше перспективой открытия новых фактов….. Здесь не только стимулирующая новизна наших действий вдохновляла нас на продолжение. Мы также испытывали огромное чувство облегчения, как будто вырвались из тюрьмы. Эта тюрьма была старой психологией, которую мы изучали, когда были студентами».

По сравнению с функционалистами, гештальтисты сделали следующий шаг, а именно, отказались от дополнительных элементов (или актов), которые упорядочивают сенсорный состав сознания извне и придают ему структуру, форму, очертания, и утверждали, что структурность присуща самому этому составу.

Гештальты обладают присущими им свойствами и закономерностями. Свойства частей определяются структурой, из которой они состоят. Идея о том, что целое больше своих частей, была очень древней.

В своей книге «Гештальтпсихология» (1929) Келер отметил, что термин «гештальт» используется в немецком языке в двух значениях.

  1. Во-первых, он обозначает форму или очертания предметов. В этом смысле гештальт относится к общим свойствам, которые могут быть выражены такими терминами, как «угловой» или «симметричный», и описывает такие характеристики, как «треугольность» геометрических фигур или трехчастная природа музыки.
  2. во-вторых, он обозначает целостный объект, который имеет определенную форму или очертания как одно из своих свойств. В этом смысле слово «гештальт» может относиться, например, к треугольникам, а не к понятию «треугольность».

Таким образом, термин «гештальт» может относиться как к объекту, так и к его конкретной форме. Применение этого термина не ограничивается визуальной или даже общей сенсорной сферой. «Похоже, что она также включает процессы обучения и памяти, а также стремления, эмоциональные установки, действия и т.д.».. В этом общем, функциональном смысле слова гештальтисты попытались разобраться с целой областью психологии.

Основная проблема гештальт-теории может быть сформулирована следующим образом: Существуют контексты, в которых то, что происходит как целое, не является производным от элементов, существующих поверхностно как отдельные части, которые затем соединяются вместе, но то, что проявляется и является отдельной частью этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого.

Центральное место в гештальтпсихологии занимает проблема целостности и целостный подход в противовес элементализму и механицизму старой, ассоциативной, и новой, бихевиористской психологии. Как отметил Вертхаймер, «…теория гештальта возникла на основе конкретных исследований…».. Она не является теоретической спекуляцией, а выросла из конкретных потребностей человеческого исследования; в этом смысле она эмпирична. В то же время на него оказала влияние философия Канта, -Мах, особенно феноменологическая философия Гуссерля. Гештальтпсихология также была ориентирована на естественные науки, особенно на физику.

Первая программная работа Кёлера по гештальтпсихологии была посвящена физической химии и называлась Physikalische Gestalten in Ruhe und im Stillstand (1920). Гештальт-теория не может претендовать на серьезность без научной основы. Именно поэтому она начинается с книги Келера о физических гештальтах. Кёлеру и его научным друзьям казалось, что принцип гештальта — один для разных порядков явлений — даст новое решение психофизической проблемы, которое приведет сознание в соответствие с физическим миром, не лишая его в то же время самостоятельной ценности. Это решение было выражено понятием изоморфизма.

В. Кёлер параллельно с психологической подготовкой изучал физику у Макса Планка; Вертгеймер вспоминал свои долгие беседы с Эйнштейном в 1916 г. Поэтому становится понятным утверждение Вертгеймера о том, что «гештальтпсихология не появилась внезапно, она сходилась, черпала материал из всех наук, а также из различных философских точек зрения для решения фундаментальной проблемы» в отношении подхода к пониманию психологических проблем.

Гештальт-принципы организации восприятия

История гештальтпсихологии начинается с работы М. Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912), которая бросила вызов привычному представлению об отдельных элементах в акте восприятия. В экспериментах: Испытуемому последовательно предъявлялись два световых стимула (один — вертикальная или косая полоса (А), другой — горизонтальная (В)). Если временное расстояние между A и B значительно, то оба стимула воспринимаются последовательно. Когда стимулы чередовались очень быстро, испытуемые воспринимали угол; при умеренной скорости они видели, как первый из них — «косая» или вертикальная линия — переходит в горизонтальное положение. Испытуемые не могли отличить это кажущееся движение от реального, даже при специальном руководстве. Вертхаймер также описал феномен «чистого движения», когда испытуемые четко видят движение, но не воспринимают движущийся объект. Это движение было названо стробоскопическим.

Вертхаймер изложил принципы организации восприятия в своей работе, опубликованной в 1923 году. Он предположил, что мы воспринимаем объекты так же, как воспринимаем видимое движение — то есть как единое целое, а не как набор отдельных ощущений.

Основная предпосылка этих принципов заключается в том, что организация восприятия происходит мгновенно, в тот же момент, когда мы видим или слышим различные формы или образы. Части перцептивного поля становятся взаимосвязанными и объединяются в структуру, которая выделяется. Организация восприятия происходит спонтанно, и ее возникновение неизбежно, когда мы смотрим вокруг.

Согласно гештальт-теории, основная деятельность нашего мозга при визуальном восприятии объектов не является накоплением их отдельных видов. Область мозга, отвечающая за зрительное восприятие, не реагирует на отдельные элементы зрительного ввода и не связывает их посредством механического процесса ассоциации. Скорее, мозг — это динамическая система, в которой все элементы активны в каждый момент взаимодействия. Элементы, которые похожи или близки, имеют тенденцию к ассоциации, а элементы, которые несхожи или далеки, — нет.

Ниже приведены некоторые основные принципы организации восприятия:

  1. близость. Элементы, близкие по пространству или времени, кажутся нам принадлежащими друг другу, и мы склонны воспринимать их вместе.
  2. непрерывность. Наше восприятие стремится следовать направлению, которое позволяет нам связать наблюдаемые элементы в непрерывную последовательность или придать им определенную ориентацию.
  3. сходство. Мы воспринимаем похожие элементы вместе, образуя замкнутые группы.
  4. закрытие. В нашем восприятии существует тенденция завершать незаконченные дела и заполнять пробелы.
  5. простота. Во всех контекстах мы стремимся видеть цифры как можно более полными: В гештальтпсихологии эта характеристика называется «беременная форма». Беременная форма должна быть симметричной, простой и неизменной, ее нельзя упростить или как-то иначе упорядочить.
  6. фигура-фон. Мы пытаемся организовать наше восприятие так, чтобы видеть объект (фигуру) и фон, на котором он появляется. Таким образом, фигура кажется нам более заметной и более четко выделяется на общем фоне картины.

Эти принципы восприятия не зависят от высших мыслительных процессов или прошлого опыта; они изначально присутствуют в наблюдаемых объектах. Вертхаймер назвал их вспомогательными факторами, но при этом признал, что на восприятие влияют и основные факторы самого организма: Например, высшие мыслительные процессы, определяющие предсознание и отношение, также могут влиять на восприятие. В целом, однако, гештальтисты были склонны уделять больше внимания вспомогательным факторам в организации восприятия, чем результатам обучения или опыта.

Заключение

В заключение дадим общую оценку гештальтпсихологии. Гештальтпсихология попыталась развить атомистическую теорию в психологии, преодолеть схематизм в трактовке психических процессов, открыть новые принципы и подходы к их изучению. Выготский оценил введенный им структурный принцип в рамках нового подхода как «великое незыблемое достижение теоретического мышления». В этом заключается суть и историческое значение гештальт-теории. Важно также отметить, что основатель общей теории систем Л. фон Берталанффи считал, что В. Келер предвосхитил некоторые положения общей теории систем в своей работе «Физический гештальт в покое». Это считается важным вкладом гештальтпсихологии в методологию научного исследования. Методы экспериментального исследования восприятия, мышления и личности, а также богатая феноменология, возникшая в результате их применения, являются важным результатом работы гештальт-психологов. «Самый ценный эффект структурной психологии — это описания, которые она делает», — писал Л. С. Выготский. Эта школа сделала важный шаг на пути преодоления интеллектуализма, характерного для всей традиционной психологии. Теоретически, однако, эта концепция потерпела неудачу. Введенный им структурный принцип не мог оправдать себя как универсальный, т.е. применимый ко всей общей психологии, как детской, так и патопсихологии. Эта универсальность выявила недостаточную объяснительную силу структурного принципа. Таким образом, попытка охватить инстинктивные и интеллектуальные процессы единым принципом, в применении к проблемам психического развития, не приводит к тому, чтобы увидеть принципиальную разницу между ними, как и разницу между животными и людьми, а натуралистическая теория психического развития ребенка, «намеренно сплавляя животное и человека, игнорирует исторический характер развития человеческого сознания…». и в конечном итоге не может объяснить психическое развитие. В более общем смысле: «Понятие структуры одинаково применимо ко всем формам поведения и психики. Даже при свете, вернее, в сумерках структуры все кошки серые: вся разница состоит в том, что один вечный закон природы — закон ассоциации — был заменен другим, столь же вечным законом природы — законом структуры…».

Чрезвычайно важный психологический факт, описанный в гештальтпсихологии, — факт гештальта — продолжает привлекать исследователей. Его теоретическая интерпретация с помощью принципа изоморфизма справедливо рассматривается как грубый физикализм и не может претендовать на объяснение. С позиций, отражающих достижения современной психологии в области экспериментальных исследований и теории, появляется новый подход к объяснению этого факта. Например, анализируя основные исследования гештальтпсихологии в области восприятия, отмечая «авторитетность и привлекательность этого направления», был сделан вывод, что ключом к пониманию выявленных в них закономерностей может стать изучение генезиса восприятия. Такой подход позволяет понять психологический механизм гештальта, особенно в области восприятия. По мнению А. А. Митькина, этим механизмом является опыт субъекта. В частности, эти психологические механизмы раскрываются в исследованиях систематического формирования одновременного познания, проводимых в рамках теории систематического формирования умственных действий и понятий.

Список литературы

  1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 томах. Т. 1. Теория Выготского и история психологии / Под редакцией А.Р. Лурия и М.Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1982 г. — 488 с.
  2. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. — М.: Издательство Российской академии педагогических наук, 1960.
  3. Ждан, А.Н. История психологии: учебник / А.Н. Ждан. — Москва: издательство Московского государственного университета, 1990 г. — 367 с.
  4. История психологии (10-е — 30-е годы. Период открытого кризиса): тексты. — Под редакцией П.Й. Гальперин, А.Н. Ждан. — Москва: издательство Московского государственного университета, 1992 г. — 364 с.
  5. Митькин А.А. Законы гештальта и фазовое восприятие / / Психологический журнал. — 1983. № 6. — С. 30.
  6. Морозов А.В. История психологии. Учебник для высших учебных заведений. 2-е изд. / А.В. Морозов. — М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2005 г. — 288 с.
  7. Учебник истории психологии / под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. — M., 1980.
  8. Шульц, Д.П., Шульц, С.Е. История современной психологии / Под ред. А.В. Говорунова, В.И. Кузина, Л.Л. Царука / Под ред. А.Д. Наследова. — спб: Издательство Евразия, 2002. — 532 с., больна.
  9. Ярошевский, М.Г. История психологии : от древности до середины ХХ века / М.Г. Ярошевский. — М., 1996.