Для связи в whatsapp +905441085890

Межкультурные различия в выражении эмоций — Происхождение эмоций

Эмоция — это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значения внешних воздействий, обобщенная реакция организма на такие воздействия (от латинского «emoveo» — возбуждаю). Эмоции регулируют психическую деятельность не специфически, а через соответствующие общие психические состояния, которые влияют на ход всех психических процессов.

У человека эмоции вызывают чувства радости, неудовольствия, страха, тревоги и т.д., которые играют роль ориентации субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и относятся к врожденным реакциям. Однако в процессе развития эмоции теряют свою непосредственную инстинктивную основу, приобретают сложный характер и формируют различные виды так называемых высших эмоциональных процессов (чувств); социальных, интеллектуальных и эстетических, которые составляют основное содержание эмоциональной жизни человека.

Даже так называемые низшие эмоции (эмоции голода, жажды, страха и т.д.) являются продуктом социальной и экономической жизни человека. Речь идет также об эмоционально-экспрессивных, мимических и пантомимических движениях, которые, будучи вовлеченными в процесс межличностного общения, принимают в значительной степени конвенциональный, сигнальный и в то же время социальный характер, что объясняет выраженные культурные различия в мимике и эмоциональных жестах. Таким образом, эмоции и эмоционально-выразительные движения человека являются не рудиментарными явлениями его психики, а продуктом позитивного развития и играют необходимую и важную роль в регуляции его деятельности, в том числе и познавательной.

Эмоциональные, в самом широком смысле, процессы сейчас обычно называют аффектами, собственно эмоциями и чувствами.

Современная теория представляет эмоциональные элементы как систему, в которой они взаимосвязаны как динамично, так и относительно стабильно. Некоторые эмоции организованы иерархически из-за природы лежащих в их основе врожденных механизмов. Дарвин заметил, что внимание может постепенно превратиться в удивление, а удивление — в «поразительное изумление», которое напоминает страх. Томкинс также доказал, что градиенты стимуляции, вызывающие интерес, страх и испуг, представляют собой иерархию, в которой градиент, необходимый для интереса, является наименьшим, а для испуга — наибольшим. Например, новый звук вызывает у ребенка восторг. Если незнакомый звук достаточно громкий при первом предъявлении, он может напугать. Если звук очень громкий и неожиданный, он может вызвать страх. Другая особенность эмоций, которая влияет на их организацию как системы, — это очевидная полярность между некоторыми парами эмоций. Исследователи от Дарвина до Плутника наблюдали полярность и приводили доказательства ее существования. Радость и печаль, гнев и страх часто воспринимаются как противоположности. Другие возможные полярные эмоции включают интерес и отвращение, стыд и презрение. Как и понятия положительных и отрицательных эмоций, концепцию полярности не следует рассматривать как жесткое определение отношений между эмоциями.

Противоположности не всегда подразумевают отношения взаимоисключения — «или-или». Противоположности иногда связаны, или одно вызвано другим (например, «слезы радости»). Некоторые эмоции, которые не являются полярными парами противоположностей, также могут быть взаимосвязаны при определенных обстоятельствах. Интерес может перейти в страх, презрение — в радость и волнение, что приведет к «боевому энтузиазму».

Есть и другие факторы, которые помогают определить эмоции как систему. Например, все эмоции имеют некоторые общие характеристики. Все эмоции, хотя и отличаются от влечений, не являются циклическими: ничто не вызывает интерес, отвращение или стыд два или три раза в день, в зависимости от пищеварительных или метаболических процессов. Все эмоции влияют на драйвы и другие системы личности и усиливают или ослабляют различные мотивации. Например, эмоции отвращения, страха или печали могут снизить или полностью подавить половое влечение. Даже поведение, мотивированное гомеостатическими механизмами, постоянно находится под влиянием эмоций, таких как радость, страх, печаль и гнев.

Межкультурные различия в выражении эмоций - Происхождение эмоций

Происхождение эмоций

Такие желания, как голод или сексуальное влечение, присущи нам, потому что они необходимы для выживания. Но для чего нужны эмоции?
Одной из причин появления человеческих эмоций в ходе эволюции, несомненно, была необходимость создания социальной связи между матерью и ребенком.

Еще одной причиной появления эмоций стала острая необходимость в средстве общения между матерью и ребенком, а также между взрослыми. Многочисленные исследования эмоционального развития ребенка показывают, что задолго до того, как ребенок сможет понимать устную речь и произносить отдельные слова, он уже может передавать свое внутреннее состояние окружающим с помощью ряда сигналов. Например, голод и боль могут выражаться во внешнем проявлении физического страдания. Вовлеченность в ситуацию, интерес к человеку или объекту сигнализируется выражением радости и интереса на лице ребенка.
Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Без эмоций, то есть без способности чувствовать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы полноценными людьми. Эмоции стали одной из отличительных черт человечества. Не менее важна способность сопереживать эмоциям других людей, а также умение выразить эмоцию словами, рассказать о ней.

Эмоция — это нечто переживаемое как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мысли и действия.
Каждый аспект этого определения чрезвычайно важен для понимания природы эмоций. Эмоции мотивируют. Она мобилизует энергию, и в некоторых случаях эта энергия ощущается субъектом как тенденция к действию. Эмоции руководят мышлением и физической активностью человека, направляя их в определенное русло. Если вы злитесь, вы не будете убегать, а если вы испуганы, вы, вероятно, не будете прибегать к агрессии. Эмоции регулируют или фильтруют наше восприятие. Счастье заставляет человека воспринимать мир через пресловутые «розовые очки»: восхищаться самыми обыденными вещами, например, ароматом полевого цветка или парящей на закате птицей.

Большинство ученых делят эмоции, как это делают нормальные люди, на положительные и отрицательные, позитивные и негативные.

Вместо того чтобы говорить о негативных и позитивных эмоциях, правильнее было бы предположить, что существуют эмоции, способствующие психологической энтропии, и эмоции, которые, наоборот, делают возможным конструктивное поведение. Такой подход позволяет отнести ту или иную эмоцию к категории положительных или отрицательных, в зависимости от того, какое влияние она оказывает на внутриличностные процессы и процессы взаимодействия человека с ближайшим социальным окружением.
Влияние эмоций на организм человека.

У человека, испытывающего эмоции, мы можем зарегистрировать изменения в электрической активности лицевых мышц. Некоторые изменения наблюдаются также в электрической активности мозга и в работе кровеносной и дыхательной систем. Пульс рассерженного или испуганного человека может быть на 40-60 ударов в минуту выше нормы. Такие резкие изменения соматических показателей при переживании человеком сильной эмоции свидетельствуют о том, что в этот процесс вовлечены практически все нейрофизиологические и соматические системы организма. Эти изменения неизбежно влияют на восприятие, мышление и поведение человека, а в крайних случаях могут привести к соматическим и психологическим расстройствам. Эмоции активируют вегетативную нервную систему, которая, в свою очередь, влияет на эндокринную и нейрогуморальную системы. Разум и тело нуждаются в действии. Когда человек по тем или иным причинам не может адекватно реагировать на эмоции, возникает риск психосоматических расстройств.

Независимо от того, сильно или слабо выражена эмоция, переживаемая человеком, она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения иногда настолько сильны, что их невозможно игнорировать. При приглушенных, неясных эмоциях, конечно, соматические изменения не столь выражены — не достигая порога сознания, они часто остаются незамеченными.

Социальный символизм и языковой этикет в коммуникативном поведении

Коммуникативное поведение включает в себя социально и коммуникативно значимое повседневное поведение, совокупность предметно-бытовых действий людей, которые в данном обществе, в данной лингвокультурной общности получают смысловую интерпретацию, а значит, включаются в общий коммуникативный процесс и влияют на поведение и общение людей. По мнению Н.И. Формановской, это своего рода язык повседневного поведения или социальной символики.

И.А. Стернин определяет социальный символизм как отражение в сознании людей той семиотической функции, которую приобретают в той или иной культуре определенное действие, факт, событие, поступок, тот или иной элемент объективного мира. Все эти явления также приобретают в сознании людей определенный символический смысл, характерный и единый для всего данного общества или для определенной социальной группы.

Социальный символизм часто не замечается членами общества, хотя он достаточно строго «соблюдается» — то есть используется и интерпретируется в межличностных отношениях. Символический смысл того или иного явления может быть даже не воспринят, не понят в другой культуре, а там он может получить самую неожиданную интерпретацию, которая может привести представителей разных культур к прямому конфликту.

Таким образом, один и тот же факт повседневного поведения по-разному коммуникативно интерпретируется в разных культурах. У русских цветы считаются вежливым, интеллигентным и этикетным подарком, в то время как у китайцев они не имеют такого значения. Подача немцами холодного ужина воспринимается русскими как проявление лени и неуважения немецких хозяев к своим гостям, в то время как для немцев это просто национальная традиция. Подобных примеров можно привести десятки.

Символические значения могут участвовать в коммуникативном акте как непосредственно — провоцируя речевую реакцию, вопрос, эмоциональную реплику, коллективное обсуждение и т.д., — так и опосредованно: Участники коммуникации интерпретируют имплицитно, принимают во внимание те или иные действия, поступки собеседника, предметную деятельность других, язык социальных символов собеседника и учитывают эту информацию, интерпретируют эти символы как информативную часть ситуации.

Информация социальных символов относится к невербальной информации, получаемой и используемой коммуникантами в процессе общения. Социальный символизм подлежит описанию в контексте невербального коммуникативного поведения людей.

Следует также учитывать, что социальная символика многих явлений и предметов быстро меняется — например, символы моды, социальной принадлежности, богатства и т.д.

Социальный символизм является частью национальной культуры.

Речевой этикет также является компонентом коммуникативного поведения. Соотношение этих понятий является особым вопросом. Ряд исследователей сходятся во мнении, что коммуникативное поведение — более широкое понятие, чем речевой этикет. Последнее связано, прежде всего, со стандартными речевыми формулами в стандартных ситуациях общения, отражающими категорию вежливости, а коммуникативное поведение описывает предмет общения, восприятие тех или иных коммуникативных действий носителями языка, особенности общения в больших коммуникативных сферах, таких как семья, коллектив, чужие, знакомые, незнакомые и многие другие. Коммуникативное поведение описывает не только вежливое референтное общение, но и реальную коммуникативную практику.

Активность и пассивность в коммуникативном поведении человека.

Концепции деятельности формируются на основе теоретических и экспериментальных исследований деятельности, общения, познания и поведения. Коммуникативную деятельность или деятельность в общении можно определить как действие по взаимодействию с окружающими людьми, которое исходит от собственной инициативы субъекта общения.

Принципы описания коммуникативного поведения

При изучении коммуникативного поведения ряд исследователей пришли к выводу, что необходимо различать теорию и прикладное описание коммуникативного поведения.

Теория коммуникативного поведения направлена на определение самого понятия, выявление структуры и основных черт коммуникативного поведения, разработку понятийно-терминологического аппарата и методов описания коммуникативного поведения.

Прикладное описание коммуникативного поведения осуществляется, прежде всего, в культурологических и языковых дидактических целях и призвано дополнить обучение устному иностранному языку.

Основными принципами описания коммуникативного поведения людей являются следующие.

1)Принцип систематики.

Коммуникативное поведение того или иного языково-культурного сообщества должно быть описано целостно, всесторонне, как система. Для этого необходимо разработать модель, описывающую коммуникативное поведение, которая содержит набор факторов и параметров, отражающих коммуникативное поведение любых людей. Такая модель должна включать вербальное, невербальное коммуникативное поведение и социальный символизм.

2)Принцип контрастности.

Адекватное описание коммуникативного поведения возможно только на основе сравнения. Любое описание будет контрастным: большинство особенностей коммуникативного поведения оказываются параметрическими — часто — редко, интенсивно — мало, громко — тихо, быстро — медленно и т.д. Без сравнения описание просто невозможно. Фоном всегда является определенная коммуникативная культура, известная описывающему.

Наилучшие результаты дает именно контрастивный подход (систематическое рассмотрение отдельных фактов родного коммуникативного поведения в сравнении со всеми возможными способами выражения в сравниваемой культуре). Наиболее надежные результаты получаются при сравнении родной коммуникативной культуры исследователя с изучаемой.

Принцип контраста обеспечивает наиболее надежное выявление и описание как общих, так и несходных черт коммуникативного поведения народов. Контрастивное описание коммуникативного поведения той или иной нации позволяет выявить различные формы проявления национальной специфики коммуникативного поведения той или иной коммуникативной культуры:

Отсутствие национальной специфики:

Та или иная коммуникативная характеристика обеих культур совпадает.

Например, во всех европейских культурах со знакомым следует поздороваться, а уходя, попрощаться, извиниться за причиненные неудобства.

Наличие национальных особенностей:

(a) Несоответствие некоторых особенностей коммуникативных знаков, действий в сравниваемых культурах.

Например, жест «большой палец вверх» присутствует в большинстве европейских культур, но в русском общении он выполняется более решительно.

б) эндемичность коммуникативных особенностей для одной из сравниваемых культур (то или иное коммуникативное явление может присутствовать только в одной из сравниваемых коммуникативных культур).

Например, только немцы стучат по столу в знак одобрения лекции.

в) коммуникативная пестрота — отсутствие того или иного коммуникативного признака или факта в той или иной культуре, в то время как в сравниваемой культуре он присутствует.

Использование нежесткого (рангового порядка) метаязыка.

Описать коммуникативное поведение в жестких терминах обычно оказывается невозможно — большинство коммуникативных параметров, как правило, нельзя жестко ранжировать. Контрастивный характер описания также побуждает к использованию таких металингвистических единиц, как more, more often, less, less often, more intense than, etc.

В этом контексте коммуникативное поведение целесообразно описывать с помощью ранговых единиц метаязыка: обычно, чаще всего, как правило, относительно редко, обычно не встречается, допускается, обычно не допускается и т.д. В то же время могут быть названы конкретные коммуникативные культуры, по отношению к которым характеризуется тот или иной коммуникативный признак.

Эмоции и развитие личности

Эмоциональные характеристики человека во многом определяются особенностями его социального опыта, особенно приобретенного в младенчестве и раннем детстве. Ребенок, склонный к истерикам, тревожный ребенок или улыбчивый ребенок, естественно, встретит разный прием в мире сверстников и взрослых. Успех взаимодействия ребенка со сверстниками, а значит, успех его социального развития и социализации, зависит от того, какие эмоции ребенок чаще всего испытывает и проявляет. Эмоциональность влияет не только на формирование личностных характеристик и социальное развитие ребенка, но и на его интеллектуальное развитие. Если ребенок привык к состоянию уныния, если он постоянно возбужден или подавлен, он не будет так склонен к активному любопытству, исследованию окружающей среды, как его жизнерадостный сверстник.

Интерес — это положительная эмоция, которую человек испытывает чаще, чем другие эмоции. Интерес играет чрезвычайно важную мотивационную роль в формировании и развитии навыков, способностей и интеллекта. Интерес — единственная мотивация, которая обеспечивает работоспособность человека. Он также необходим для творчества.

Эмоцию интереса не следует путать с реакцией удивления и изумления, хотя внешние проявления удивления похожи на проявления интереса: человек, кажется, полностью поглощен объектом, немедленно реагирует на него, хочет его узнать.
Когда интересующая эмоция обращается к зрительной системе, взгляд либо фиксируется на объекте, либо быстро перемещается, чтобы изучить его. Фиксация взгляда указывает на то, что человек полностью поглощен, увлечен объектом, а взгляд, быстро оглядывающий объект, свидетельствует о том, что человек активно работает и стремится понять и почувствовать объект.
Интерес буквально определяет наши мысли и воспоминания, поскольку он во многом определяет содержание нашего восприятия, внимания и памяти.

Развитие и социализация интересующей эмоции.
Интерес формирует активность ребенка с самого начала жизни. За исключением тех моментов, когда младенец испытывает дискомфорт из-за неудовлетворенной физиологической потребности, он смотрит, слышит, издает звуки и совершает движения под влиянием и руководством интересующей его эмоции. Формы активности и взаимодействия с окружающей средой, основанные на интересе, закладывают основу для развития всех психических сфер; отсутствие этих форм активности и взаимодействия с окружающей средой может привести к серьезным задержкам в развитии.

Проявляя интерес к человеческому лицу, ребенок учится отличать мать от других людей. Внимательно следя за движениями матери и ее лица в пространстве, ребенок усваивает такие параметры внешнего мира, как расстояние между объектами и их пространственное расположение. Интерес к пространству и его освоению приводит к тому, что ребенок учится ходить. Подстегиваемый интересом к окружающим предметам, их формам и пространственным отношениям между ними, ребенок учится оперировать предметами, привлекается яркостью некоторых предметов, схватывает их размеры.

Взаимодействие индивидуальной способности к интересующей эмоции с тем или иным фактором социализации определяет характер аффективно-когнитивной ориентации личности. Интерес может быть направлен на что угодно, но наибольшую пользу человечеству приносит интеллектуальная, эстетическая и другая творческая деятельность. Одного человека больше интересуют предметы, другого — идеи, третьего — люди.

Межкультурные различия в выражении эмоций

Исследования поведения людей из разных культур показали, что в области выражения эмоций существуют как универсальные типы реакций, так и типы, характерные для каждой из изучаемых культур. Это можно проиллюстрировать данными Клейнберга (1938), который провел анализ китайской литературы с точки зрения описания выражения эмоций.

Например, он нашел следующие выражения для описания страха: «Все дрожали, и их лица были цвета глины»; «Волосы встали дыбом, и дрожь пробежала по телу»; «Холодный пот покрыл его тело, он непрерывно дрожал»; «Ее ноги прилипли к полу; она могла кричать, но ее рот был безмолвен». Все они понятны европейцу, что говорит о том, что страх выражается схожим образом в разных культурах.

Для описания гнева используются следующие выражения: «Он стиснул зубы и размолол их в порошок»; «Его глаза стали большими и круглыми» (что в нашем языке означало бы удивление или страх); «Он был так зол, что неоднократно выходил из себя». На нашем языке это было бы больше похоже на «он был охвачен удивлением» или «он был охвачен страхом».

Такие выражения, как «высунуть язык» означают удивление, «потереть ухо и щеку» — удовлетворение, а «хлопать в ладоши» — беспокойство или недовольство. Китаянка стучит пальцем по затылку своего ребенка, выражая недовольство, и трет пальцем щеку, вместо того чтобы сказать «стыдно».

Таким образом, рассматривая формы выражения эмоций, описания которых встречаются в художественной литературе разных культур, мы видим, что язык эмоций содержит общие элементы, сходные для разных культур, и элементы, специфичные для определенных культур. Слезы — это почти универсальный признак печали. Однако культурные нормы влияют на эти формы реакции, определяя, когда, как и как долго плакать. В Черногории, например, женщины и мужчины должны плакать в разное время во время похоронной церемонии. Мексиканские индейцы плачут во время некоторых религиозных церемоний, а затем возвращаются к своему типичному радостному настроению, когда церемония заканчивается. Андаманцы, например, плачут при встрече с людьми, которых они давно не видели, а также после заключения мира между враждующими сторонами; родственники, не видевшие друг друга несколько недель или месяцев, обнимаются, сидят рядом друг с другом и проливают слезы при встрече.

Смех — это довольно распространенный признак радости и удовлетворения. Смех также часто используется для выражения презрения и насмешки. В Китае смех может означать гнев, а в более древние времена это было также предписанным поведением слуги, который, например, сообщал о своем несчастье хозяину с улыбкой, чтобы уменьшить значимость несчастья и не тревожить этим почтенное лицо. В Японии демонстрация горя и боли в присутствии лиц более высокого ранга считалась проявлением неуважения. Поэтому тот, кому делают замечание, должен улыбаться, но следует помнить, что смех, обнажающий задние зубы, также оскорбителен для вышестоящего лица.

В некоторых из приведенных примеров смех — это форма, предписанная культурными нормами, чтобы скрыть негативные эмоции. Смех может выполнять ту же функцию в нашей культуре; например, у детей смех очень часто является реакцией на ситуацию, вызывающую негативные эмоции.

Более заметные различия наблюдаются в выражении радости. На Таити, например, люди иногда причиняют себе боль, чтобы выразить радость. Уилсон (цитируется в Klineberg, 1948, p. 194) приводит пример старой женщины, которая неожиданно встретила своего сына и от радости расцарапала себя до крови. Подобные проявления радости наблюдались и у австралийских аборигенов. Однако самой распространенной формой выражения радости является смех.

Рассматривая отдельные эмоции и различные формы их выражения, можно увидеть, что некоторые из них понятны людям разных культур, в то время как другие могут быть понятны только в рамках конкретной культуры.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Методы юридической психологии
  2. Акцентуации характера у подростков — Возрастная динамика развития характера
  3. Джордж александр келли, американский психолог
  4. Надежность и валидность тестов — Понятие теста
  5. Психологические особенности девиантного поведения младших школьников
  6. Психологическая характеристика группы доу
  7. Задачи нейропсихологии
  8. Понятие и принципы инклюзивного образования
  9. Закрытая кадровая политика
  10. Конфликтность и возможности оценки предрасположенности личности к конфликтному поведению