Для связи в whatsapp +905441085890

Миф, религия, искусство, философия, наука: их общие и отличительные черты — Философия и наука

Философия и мифология — это две разные формы общественного сознания — два способа смотреть на мир.

Но мифологический вид познания относится к эмоциональному и образному, философский — к логическому и рациональному, концептуальному.

Отличительными характеристиками мифа являются:

1) Невозможность отделить человека от природы;

2) Мысль неотделима от эмоций;

3) Метафорическое сравнение культурных и природных объектов;

4) природные формы антропоморфизированы;

5) фрагменты пространства анимированы;

6) нет четкого разделения субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и имени, пространственных и временных отношений;

7) причинно-следственный анализ недостаточно развит;

8) Происхождение или создание объясняет то, что происходит;

9) Время делится на ранний период, в котором есть первопричина и первопричина, а события настоящего периода предсказываются на основе событий раннего периода, при этом практически не делается различий между современным и древним периодами;

(10) Миф воспринимается как истина и первичная реальность;

(11) Миф синкретичен — в нем сплавлены абстрактные символы, образы, аллегории, и все они неразделимы. Гея — женщина + рождение + земля; Афина — персонаж и абстрактное понятие духа и т.д.

12) В мире нет оппозиции между верующим и объектом веры, миф исключает рефлексивность — носитель мифологического сознания исключает возможность другой точки зрения;

13) Человеческие отношения представлены в виде ряда полуфантастических существ, которые формируют их отношения.

Миф, таким образом, является многослойным и многофункциональным образованием, причем носитель мифологического сознания не осознает, что он является носителем этого сознания.

Рациональный подход в мифотворчестве практически отсутствует. Более того, по этой причине миф свойственен традиционному образу мышления.

Как только появляется возможность сомнения, рационализации, возникает гипотеза о том, что существует нечто, что не может быть объяснено мифом, мифологическое сознание разрушается, поскольку принцип рационализации противоречит многим его фундаментальным характеристикам. Мифологическое мировоззрение разрушается, а на его месте возникают философское и религиозное мировоззрения

Философия и религия пытаются ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимосвязи человека и мира. Их в равной степени интересуют вопросы: что такое добро? Что такое зло? Где находится источник добра и зла? Как мы можем достичь морального совершенства? Как и религия, философия трансцендентна, то есть выходит за пределы возможного опыта, за пределы разумного.

Но между ними есть различия. Религия — это массовое сознание. Философия — это теоретическое, элитарное сознание. Религия требует беспрекословной веры, в то время как философия доказывает свою истину, апеллируя к разуму. Философия всегда приветствовала каждое научное открытие как условие расширения наших знаний о мире.

В истории философской мысли мы находим два противоположных взгляда на отношения между философией и искусством. Рационалистические ориентации, сближавшие философию с наукой, ставили ее выше искусства. Эта точка зрения наиболее четко выражена Гегелем. Согласно Гегелю, искусство было ступенью в развитии абсолютного духа, которая логически соответствовала чувственной реализации сущности. Он понимал прекрасное как чувственную видимость идеи. Для искусства было характерно раскрытие всеобщности идеи при сохранении индивидуальности содержания и высочайшей жизненной непосредственности. Гегель видел три стадии в истории культуры искусства: символическую, когда идея еще не нашла адекватного художественного выражения (искусство Древнего Востока); классическую, когда форма и идея достигают своей полной адекватности (искусство греческой классики); и романтическую, когда духовность перерастает все специфически чувственные формы выражения и освобожденный дух уносится к другим формам самопознания — религии и философии (европейское искусство, начиная со Средневековья). Именно на этом уровне начинается закат искусства, поскольку оно исчерпало свои возможности. Философия — это высшая форма самопознания духа, ибо в философии его сущность раскрывается в форме адекватного самому себе понятия.

Миф, религия, искусство, философия, наука: их общие и отличительные черты - Философия и наука

Философия и наука

Философия и наука — это два взаимосвязанных вида деятельности, целью которых является изучение мира и людей, которые в нем живут. Философия хочет знать все: видимое и невидимое, ощущаемое и неощущаемое, реальное и нереальное. Философия не знает границ — она стремится понять все, даже очевидное. Наука, с другой стороны, изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.д. Но это исследование, по сравнению с исследованием того же самого философией, хотя и одностороннее, но все же более тщательное. Например, для философов разных эпох молния — это гнев Зевса, искра от прикосновения облаков и т.д. Для ученых это просто электрический заряд, когда во время грозы генерируется электрическое поле, и из-за разности потенциалов между этим полем и землей происходит обмен зарядами высокого напряжения. Это также объясняет наличие озона в атмосфере: под действием электрического тока молекулы кислорода распадаются на атомы, которые рекомбинируют, образуя молекулы озона.

Философия и наука изучают картину мира и дополняют друг друга. Давайте попробуем рассмотреть различия и сходства философии и науки, их взаимосвязь и историю.

Несомненно, философия и политика взаимосвязаны. Этика — это вершина любой философской системы. Ну, вершиной этики является политика, то есть определенная политическая система, направленная на достижение добра. С другой стороны, решение «фундаментального философского вопроса» может иметь основу, принимаемую обеими сторонами, как когда-то в политике было модно говорить о «фундаментальных ценностях», на основе которых могли бы договориться партии с самой разной идеологией.

Это основание — фундаментальный дуализм [10]. Это разделение бытия на трансцендентное и имманентное сознание. Его суть в том, что трансценденция актуализирует сознание, а сознание входит в трансценденцию через тело.

Трансцендентность создается имманентностью. Приняв это основание, остается вопрос о происхождении трансцендентности. Это поле битвы философских партий.

Отсюда онтология: бытие-в-имманентности и бытие-в-трансцендентности. Бытие — это саморасширяющаяся истина. Как говорил еще Парменид: бытие есть, небытия нет. Но это тавтология. Само слово «бытие» говорит само за себя; нет необходимости уточнять Парменида. Речь идет о двух доступных человеку сферах бытия (бытие-в-имманентности и бытие-в-трансцендентности), одна из которых опосредована. Это ни в коей мере не исключает других сфер, недоступных сознанию, т.е. мета-трансценденции. Эта онтология ориентирована на сознание. Это означает, что в фундаментальной метафизике онтология и эпистемология составляют единое целое.

Философия как системная наука, ее цели. Философия — один из древнейших способов понимания мира и определения человеком своего места в нем. Зарождение философии в древней цивилизации. Основные философские направления XX века и их характеристика.

Философия текущий философ

Иррационализм критикует гордый и высокомерный разум. Согласно иррационализму, мир неразумен и неупорядочен, он предстает перед человеком как нечто внешнее и абсурдное, спонтанное и неподвластное ему.

Рационализм — это совокупность философских школ, рассматривающих в качестве центрального пункта своего анализа разум, интеллект, мышление с субъективной стороны и рациональность, логический порядок вещей с объективной стороны.

Рационализм возник как выражение знаний, научно-технического прогресса и их огромного успеха в Новое время.

В двадцатом веке рационализм развивался под непосредственным влиянием научно-технической революции и перехода некоторых стран к стадии постиндустриальной цивилизации. Рационализм XX века характеризуется сциентизмом — преувеличением роли науки в общественной жизни. Это направление — культ научного и технического разума, его защита и оправдание.

К рационализмам двадцатого века относятся:

  • Неопозитивизм;
  • Структурализм;
  • Неорационализм;
  • Критический рационализм.

Философский рационализм двадцатого века представляет собой уверенность в способности знания быть социальной силой и источником дальнейшего восходящего развития цивилизации.

Материализм

В философии XVIII. Материализм века получил сильное развитие во взглядах на объяснение природных явлений. Французский материализм имеет выдающееся историческое значение, потому что он:

выступал против средневековой схоластики и всех тех институтов, которые несли на себе печать антигуманизма Средневековья;

устанавливает свое мировоззрение и свои человеческие интересы.

Самым выдающимся выразителем философских взглядов французского материализма был Пауль Генрих Дитрих Гольбах (1723-1789). Он писал поучительные атеистические памфлеты: «Система природы», «Разоблаченное христианство», «Религия и здравый смысл», «Карманный теологический словарь» и др. Его работа «Система природы, или о законах физического и духовного миров», опубликованная в 1770 году, содержала изложение важнейших онтологических проблем: Материя; природа; движение; пространство; время; причинность; случайность; необходимость и другие.

Свое понимание основных онтологических проблем Дени Дидро (1713-1784) изложил в работах: «Философские принципы материи и движения», «Мысли об объяснении природы», «Письмо о слепых в назидание зрячим», «Сон Д’Аламбера». Дидро ввел диалектику в свои размышления о проблемах бытия. Согласно Дидро, вся материя разумна (это точка зрения гилозоизма), но при этом проводится различие:

«инертная чувствительность»;

«активная чувствительность». Французский материализм попытался преодолеть разрыв между природой (растениями, животными) и человеком.

Проблемы гносеологии наряду с онтологическими были очень важны в философии XVIII. Век очень важен. Философы XVII века называли внешний и внутренний мир человека источником знаний.

Материалисты видели роль как чувственных, так и рациональных моментов в познании: разум не может отделиться от чувств, но и не должен слишком доверять им.

Методами познания являются:

Наблюдение;

эксперимент.

Переход от чувственного к абстрактному мышлению, по мнению философов-материалистов, происходит как непрерывный процесс: после желания идут воспоминания, сравнения и суждения.

З. Фрейд занимает особое место в философской науке. Зигмунд Фрейд был австрийским психологом, невропатологом, психиатром, он преуспел в изучении бессознательных явлений, их природы, форм и проявлений.

Для философии Фрейда основной идеей было то, что поведение людей определяется иррациональными психическими силами, а не законами общественного развития, что интеллект — это аппарат для сокрытия этих сил, но не средство активного отражения действительности, все более глубокого ее постижения.

Основное исследование Фрейда посвящено роли того, что он считает самым важным двигателем душевной жизни человека, «либидо» (полового влечения), которое является противоречием

человек и социальная среда;

Человек и культура;

Человек и цивилизация.

С философской стороны, Фрейд предлагает свое собственное понимание человека и культуры. По его мнению, культура предстает как «суперэго», основанное на отказе удовлетворять бессознательные желания; она существует за счет сублимированной энергии либидо.

Карл Густав Юнг, швейцарский психолог, философ и культуролог, начал свою карьеру как ближайший сотрудник Зигмунда Фрейда и популяризатор его идей.

После разрыва Юнга с Фрейдом происходит пересмотр идей о происхождении человеческого творчества и развитии человеческой культуры в терминах «либидо» и «сублимации», подавления сексуальности и всех проявлений бессознательного «суперэго».

«Либидо» в юнгианском понимании — это не только вид сексуального влечения, но и поток жизненно-психической энергии. Юнг ввел в научный оборот такие объекты, как учение о карме, реинкарнации, парапсихологические явления и т.д. Основными работами К.Г. Юнга являются: «Метаморфозы и символы либидо»; «Психологические типы»; «Отношения между Я и бессознательным»; «Попытка психологической интерпретации догмата о Троице».

Религия

Консервативный менталитет и медленное развитие, присущие идеологии города-государства, означали, что клановые и семейные культы надолго сохранились в религии. О благополучии домашнего хозяйства заботились Пенаты, божества провизии и пищи, а покровителями всей семьи и хозяйства в целом были Лары. У каждого члена семьи был свой особый дух — дух-хранитель (женский дух-хранитель назывался Юнона), который появлялся при рождении и исчезал со смертью человека. Гений отца семейства был семейным божеством, и ему поклонялись все домочадцы.

Умершие члены семьи превращались в духов, о которых нужно было заботиться. Римляне верили, что мертвые живут в том месте, где их похоронили, и что у них такая же потребность в пище, как и у «живых». Если об умерших не заботились их потомки, они преследовали живых и становились злобными и мстительными лемурами Культ семьи был одним из самых важных и почитаемых в римской религии.

Сословные и семейные культы развились в государственный культ вокруг богини Весты, хранительницы очага и священного огня. Весте поклонялись как покровительнице гражданской общины и ее благополучия, а вечный огонь, горевший на ее алтаре, олицетворял вечность Рима.

Древним и почитаемым был культ богов, воплощавший различные аспекты сельского хозяйства, основного занятия римлян. Древнейший римский бог Марс первоначально изображался как метающий копья защитник стад и всего гражданского коллектива от врагов. Богиня Венера считалась покровительницей садов и огородов, божеством изобилия и плодородия природы. Существовал бог сева — Сатурн, бог жатвы — Коун. Культ крестьянских богов связан со многими религиозными праздниками римлян.

В V веке до н.э. римляне изображали многих своих богов в человеческом облике. На формирование римского пантеона большое влияние оказала этрусская религия. От этрусков римляне заимствовали, например, Юнону — этрусскую Уни, Минерву — этрусского Менрву, вероятно, бога Вулкана и т.д., а также некоторые ритуальные действия, систему гадания на внутренностях животных. Первый римский храм на Капитолии был построен по этрусскому образцу.

Начиная с III века до н.э., греческая религия начала оказывать очень сильное влияние на римскую. Римляне отождествляли своих абстрактных богов с греческими богами. Так, Юпитер отождествлялся с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Гера, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и так далее. Среди многочисленных римских богов под влиянием греческих религиозных идей выделялись главные олимпийские боги: Юпитер — бог неба, грома и молнии, Марс — бог войны, Минерва — богиня мудрости, покровительница ремесел, Венера — богиня всего и плодородия, Вулкан — бог огня и ковки, Церера — богиня растительности, Меркурий — вестник олимпийских богов, покровитель путешественников и торговли, Нептун — бог моря, Диана — богиня луны.

Олимпийские боги считались покровителями римского содружества, им поклонялись патриции. Плебеи особенно поклонялись Церере, Либере-Просерпине, богине растительности и подземного мира, и Либеру, богу вина и веселья.

Римский пантеон никогда не оставался закрытым и включал в себя иноземные божества. Считалось, что эти чужеземные божества оказывали большое влияние на власть римлян. Таким образом, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон, а к концу третьего века до нашей эры из Фригии было привнесено поклонение Великой Матери Богов.

Философское мировоззрение

Наряду с наукой, искусством, моралью и религией философия входит в систему духовной культуры общества, в которой все они существуют как основные формы общественного сознания. Каждый из них отличается от другого предметом, формой появления, способом функционирования и ролью в обществе.

Напомним, что философия возникла и развивалась исторически под влиянием мифологии, религии, обыденного и научного знания. Она рационально осмысливает проблемы передачи более ранних форм мировоззрения — проблемы происхождения, структуры, развития, гармонии, перспектив мира и человека, связей между ними, ценностей и смысла человеческой жизни. Различные стороны этих проблем находят свое решение в современной науке, искусстве и морали.

Философское мировоззрение, формирование проблемного поля философии, включая вопросы осмысленности человеческого существования, вырабатываются через философское осмысление оснований всех сфер человеческой деятельности, культуры в целом, включая вышеупомянутые сферы духовной культуры.

Основой всех сфер культуры являются как знания, сформулированные в принципах, законах и понятиях и закрепленные в соответствующих языковых конструкциях, так и ценности, которые служат для удовлетворения человеческих потребностей и определяют интересы людей. Накопленные культурой знания и ценности являются предметом критического философского анализа, который выявляет значимые и неизменные свойства бытия, смысложизненные ориентации, поддерживающие устойчивость человеческого существования в разные исторические эпохи, с учетом меняющегося мира и условий жизни.

В этом отношении философия зависит от других форм культуры. Однако через этот узел она получает возможность построить теоретическое обоснование перспектив жизни цивилизации во взаимосвязи с тенденциями мирового развития, передать соответствующие знания, в том числе информацию о несовершенстве человека, общества, его отношения к миру, самой культуры, будущим поколениям, тем самым влияя на нравственность, искусство, науку, формирование новой культуры в целом.

В этом узле критической, интегративной, трансляционной, прогностической и конструктивной роли философии особое значение придается постоянному переосмыслению и формированию новых знаний о непреходящих ценностях моральной, религиозной, художественной и научной сфер: добро и зло, истина и несправедливость, красота и уродство, жизнь и смерть, свобода и зависимость и т.д.

Следует особо подчеркнуть, что философия развивается во взаимодействии с наукой, что имеет огромное значение для поддержания жизнеспособности современного общества.

Древнегреческая философия фактически представляла собой область объединения существовавшего тогда научного знания, выступала его синонимом. Уже в античности во взаимоотношениях философии и науки наметились три основные тенденции, обусловившие их дальнейшее взаимозависимое развитие.

Во-первых, наука находилась под влиянием натурфилософского подхода, основанного на догадках и предположениях, которые не подтверждались экспериментальными исследованиями, и поэтому соответствующие знания носили спекулятивный характер.

Во-вторых, происходил процесс дифференциации наук, их отделение от философии как единственной аккумулирующей структуры познавательной деятельности. Физика, астрономия и медицина отделились от философии. Этот процесс продолжился в эпоху Возрождения и в современное время. В результате возникли классическая механика, биология и химия. В то же время происходил процесс разграничения областей исследования частных наук и философии. Однако частные науки оперировали в основном эмпирическими данными, а философия в своих теоретических разработках обходила экспериментальные данные естественных наук, что привело к противопоставлению этих двух областей знания и способствовало сохранению натурфилософского подхода.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Иррационалистическое учение Ф. Ницше
  2. Философия древнего востока (М. Т. Степанянц)
  3. Карл Теодор Ясперс и его философия
  4. П.Я. Чаадаев. «Философические письма» — Жизненный путь П.Я. Чаадаева
  5. Структуралистские идеи в современной культуре
  6. Теория социокультурной динамики П.А. Сорокина
  7. Основные сферы жизнедеятельности общества
  8. В. Розанов и его философия
  9. Рационализм и эмпиризм в философии нового времени
  10. Социокультурные предпосылки формирования науки Нового времени — Возникновение философии Нового времени