Для связи в whatsapp +905441085890

Мировая экономическая мысль о функциях денег

Мировая экономическая мысль о функциях денег

Предмет: Экономика

Тип работы: Курсовая работа

Дата добавления: 01.08.2019

  • Данная курсовая работа не является научным трудом, не является готовой курсовой работой!
  • Данная работа представляет собой готовый результат, структурирования и форматирования собранной информации и её обработки мной, поэтому эта работа предназначена для использования в качестве материала первоисточника для самостоятельной подготовки учебной работы.

У вас нет времени или вам не удаётся написать эту тему? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!

Я подготовила статью с примерами и образцами о том, что такое курсовая работа и как её правильно оформить.

Собрала для Вас похожие темы, посмотрите, почитайте, возможно они Вам помогут:

Экономический рост: плюсы и минусы на примере предприятия Регулирование деятельности естественных монополий в российской экономике
Экономически-статистический анализ безработицы в Российской Федерации   Доходы и расходы статей государственного бюджета, их структура и роль в регулировании социально-экономического развития  

Введение

Данная работа посвящена анализу развития экономической мысли древнего и средневекового общества. Целью работы является отражение основных тенденций в изменении экономической мысли, наметить концепции крупнейших мыслителей, которые внесли наибольший вклад в экономическую науку. Подумайте, как они относились к природе частной собственности и рабства, важности сельского хозяйства, ремесел и торговли, в которой они видели различия между натуральным и товарным типами экономики, что они думали о росте и функции денег.  

Появление экономической мысли происходит на первых этапах развития человеческой цивилизации. В учениях античного мира рассматриваются проблемы натурального хозяйства, товарно-денежных отношений. Главным достижением экономической мысли этого периода современные исследователи считают идею эквивалентного обмена вещами за их стоимость.  

Первоначально, на протяжении многих веков, экономическая мысль была частью моральных и философских идей традиционного общества: она развивалась под влиянием религиозных пророков, древних философов и поздних средневековых богословов, которые пытались объединить ценности такого общества с устойчивое развитие товарно-денежного обмена в его недрах. Их идеи были закреплены в священных книгах различных религий, научных трактатах, законодательных актах и, наконец, в нормах повседневной жизни. В этих идеях и нормах, еще не систематизированных, до-научные представления об экономике нашли выражение. Они составляли исходный идеологический и идеологический контекст, в котором зародились первые научные системы экономических знаний.   

Экономическая мысль древнего мира      

В отличие от древних восточных государств в древних странах вопросы, связанные с экономической политикой государства, не стали главными. Гораздо больше внимания уделялось проблемам, связанным с управлением частной экономикой. В Древнем Риме, например, прикладные исследования получили особое развитие, а в Древней Греции активно развивались теоретические вопросы, среди которых продукт и его свойства, стоимость, деньги и их функции. Греки, в отличие от римлян, уделяли больше внимания к экономическим вопросам. этика. Это было связано с особенностями развития Древней Греции, а именно с колонизацией и торговлей между мегаполисом и колониями. Общим в древней экономической мысли было то, что и греки, и римляне понимали разницу между натуральным сельским хозяйством (предназначенным для удовлетворения потребностей) и товарным производством (нацеленным на получение прибыли), но относились к ним по-разному. Римляне определенно предпочитали товарное производство. Фактически, греки полагали, что натуральное хозяйство является предпочтительным для политики как единого экономического субъекта, взаимодействующего с другими политиками, и развитие мелкого товарного производства полезно внутри политики. экономическая мысль античного средневековья       

Экономическая мысль Древней Греции  

Экономическая мысль Древней Греции формировалась под влиянием особенностей социально-экономического развития греческих земель. Основная из них сформировалась в 8-6 веках. До н.э. е. политика? город-государство, представляющий собой сообщество граждан, землевладельцев. Только граждане, лично свободные люди, имели право принимать участие в управлении государством, владеть землей на территории полиса; неграждане (метеки) не имели этого права.       

В отличие от древних восточных государств, государственная экономика не получила большого развития в греческой политике. Соответственно, в Греции государственное вмешательство в экономику было меньше, частная инициатива играла большую роль, и поэтому товарное производство развивалось более активно, что стало главной предпосылкой для формирования классического рабства, в котором рабы стали основными производителями материальных благ. , 

Первоначально греческая экономическая мысль отражалась в памятниках литературы (например, в «Илиаде» и «Одиссеи Гомера»), в законах (например, «Дракон»), в деятельности реформаторов (Солон, Клисфен), в различных экономических документах. В 5 веке до н . Э. , Когда греческая политика достигла своего апогея, экономические проблемы оказались в поле зрения философов (например, Демокрит, Сократ). Расцвет греческой экономической мысли пришелся на 4 век. До н . Э. , Когда социально-экономический кризис, пережитый политикой, поставил много проблем, в том числе экономических.     

Кризис политики, разложение ее традиционной структуры было обусловлено активным развитием товарно-денежных отношений, что привело к увеличению роли торгово-ремесленных слоев населения, представленных в основном метексами, т.е. -citizens.

В этих условиях вопрос о том, как предотвратить распад гражданского общества в полисе, стал особенно актуальным, и поэтому внимание греческих мыслителей привлекли проблемы развития частной экономики, товарного производства, денежного обращения. Ксенофонт, Платон и Аристотель были особенно активны в развитии экономических проблем.

Ксенофонт. Литературное наследие известного греческого историка Ксенофонта (430–355 гг. До н.э.) довольно велико: он писал историко-политические произведения, мемуары Сократа. Две его работы посвящены экономическим вопросам. Это, во-первых, очерк « О доходах », в котором рассматривается проблема улучшения финансового положения Афин, а во-вторых, « Экономос » (обычно это название переводится как «Домострой»), в котором даются советы по рациональному ведению домашнего хозяйства. Считается, что в названии этой работы Ксенофона слово «экономика», грубо переводимое как «управление домохозяйством», впервые встречается в истории экономической мысли. В своих работах Домострой «О доходах» высказал идею, где сельское хозяйство считается основной отраслью экономики. Он давал советы по управлению фермой и рабовладельческим руководством. Ксенофонт — идеолог натурального хозяйства, поэтому он отрицательно относился к ремеслам и физическому труду, считая их пригодными только для рабов, и считал торговлю недостойным видом деятельности, но в интересах экономики он допускал использование товарных денег. связи. В «Домострое» он указал, что важно не только управлять домашним хозяйством, но и иметь излишки, в нем содержатся многочисленные советы для рабовладельцев управлять домашним хозяйством, управлять ими и рабами, но ни в коем случае физическим трудом, так как физический труд считался рабами.              

Одним из важных экономических вопросов, которыми занимается Ксенофонт, является разделение труда. Он придерживался обычного противопоставления умственного и физического труда своему времени. Прежде всего, гражданин полиса достоин умственного труда, но от занятий, связанных с физическим трудом? сельское хозяйство, которое является ведущим сектором экономики. Ремесло, торговля и ростовщичество в идеале недостойны свободного грека и должны быть уделом рабов. Однако в сельском хозяйстве должен активно использоваться рабский труд, а свободные граждане должны осуществлять контроль и контроль. Ксенофонт считал необходимым наиболее эффективно использовать рабский труд. Для этого он предложил тщательно выбирать рабов при покупке, материально и морально поощряя тех, кто хорошо работает.        

Ксенофонт отметил, что разделение труда способствует росту его производительности: «тот, кто выполняет простую работу, делает это наилучшим образом». Важным достижением Ксенофона стала идея о том, что разделение труда зависит от размера рынка. 

Ксенофонт считал, что основной целью экономической деятельности является производство полезных вещей, то есть «то, что человек знает, как использовать». Ксенофонт был одним из первых, кто выделил две стороны продукта. Он считал, что полезность товара (потребительная стоимость) является основной, но он признал способность товара обмениваться (меновая стоимость) как весьма важную, поскольку, по его мнению, торговля и денежное обращение положительно влияют на развитие экономика и являются одним из источников обогащения.  

Ксенофонт рассматривал деньги прежде всего как богатство, то есть наиболее важной функцией денег для него была функция накопителя стоимости (деньги как сокровище). Он осудил деньги как торговый и ростовщический капитал, но рекомендовал их накапливать как сокровища и признал деньги необходимым средством обращения и концентрированной формой богатства. 

Платон . Экономические идеи античности выражены в самой известной работе Платона (который жил в 427-347 гг. До н.э .; был учеником Сократа) — «Политика или государство» , социально-экономическая концепция которой была выражена в проекте идеальное состояние. Автор обосновывает присущее людям неравенство, а именно разделение на свободных и рабов, и рассматривает такое разделение, данное самой природой, где рабы считались основной производительной силой, а их эксплуатация рассматривалась как средство обогащения рабовладельцев. Согласно Платону, люди наделены природой неравными способностями, а следовательно, разделением труда, обязанностями? естественное явление. В идеальном государстве в соответствии со своими способностями и достоинствами жителей следует разделить на три класса: 1) философы (правители), 2) воины, 3) ремесленники, в число которых входят те, кто занят в сфере производства? в сельском хозяйстве (фермеры), ремесле, торговле (торговцы); рабы вне социальной структуры общества. Философы и воины составляли высшую часть общества, с помощью которой он предлагал обеспечить социализированное потребление («аристократический коммунизм»).             

Согласно Платону, чтобы исключить жадность и жадность в идеальном состоянии, необходимо ограничить частную собственность, разрешив ее только третьему, более низкому классу, который обеспечивает весь необходимый отдых. Должны ли два верхних класса быть свободными от материальных забот, которые отвлекают их от выполнения их самых важных задач? государственное управление и защита. У философов и воинов не должно быть имущества, денег, постоянных жен.   

Принадлежность к поместью не является наследственной, все дети (как мальчики, так и девочки) должны воспитываться государством и иметь равные образовательные возможности. В определенном возрасте они должны пройти физические, умственные и моральные испытания, результаты которых будут определены в определенном классе. 

В работе «Законы» проект идеального государственного устройства представлен Платоном в пересмотренной форме, близкой к экономической реальности, к социальной структуре политики. Он считает, что среди семей граждан равные, неделимые, неотъемлемые земельные участки должны быть распределены по жребию. Чтобы предотвратить рост экономического неравенства, необходимо ограничить приобретение имущества: если его стоимость в четыре раза превышает стоимость одного земельного надела, избыток должен быть передан государству.      

Как и Ксенофонт, Платон считал сельское хозяйство единственным видом экономической деятельности, достойным граждан этой политики. Согласно Платону, сельское хозяйство играет важную роль в экономике, но ремесло необходимо. Должно ли четко соблюдаться разделение труда в ремесленной деятельности? государство должно обеспечить, чтобы один человек не занимался двумя ремеслами.   

Что касается торговли, то отношение Платона к ней было неоднозначным. С одной стороны, он считал самодостаточность, удаленность от моря. От важнейших торговых путей. Он негативно отреагировал на крупномасштабную торговлю, считая ее участью рабов и иностранцев, а для свободных греков — позором. С другой стороны, Платон считал мелкую торговлю полезной для экономического развития, отмечая, что именно в процессе торговли товары становятся соизмеримыми, и это происходит за счет денег. В то же время цены на товары должны контролироваться государством, чтобы исключить возможность получения высоких торговых прибылей, что приводит к чрезмерному расслоению собственности, росту социальных конфликтов, ослабляющих государство.     

Денежное обращение, согласно Платону, играет важную роль в экономике, но должно быть ограничено и контролироваться государством. Платон предложил ввести обращение полных денег и неполноценных денег, которые могут быть обращены только внутри страны. Полноценные деньги должны находиться в монопольном владении государства, они могут быть выданы частным лицам при отклонении от их внутренней политики с условием их обмена на более низкие деньги по возвращении. Среди функций денег Платон выделил функции средства обращения и сокровища. В отличие от Ксенофона, он резко негативно отреагировал на накопление денег, полагая, что это может нарушить традиционную структуру политики. Он также считал ростовщичество вредным для социально-экономического развития. Есть основания полагать, что Платон выделил еще одну функцию денег? мера стоимости (стоимости).       

Аристотель . Наибольший вклад в развитие экономической мысли в Древней Греции внес Аристотель (384 -322 гг. До н.э.) — ученик Платона, который пошел на материализм и не разделял платонического идеализма, он был противником аристократической системы, олигархической власти Был сторонником рабской демократии. Аристотель рассматривает экономические вопросы в работах, посвященных этике и политике. Сфере практической деятельности человека, его поведения. Основными работами, в которых изложены экономические взгляды мыслителя, являются « Политика» и «Этика Никомаха» . Аристотель был сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов. Он рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей выгоды, поэтому все, что соответствовало интересам укрепления экономики, было воспринято как естественное и справедливое. Он считал, что естественной стороной экономической деятельности является производство продуктов, необходимых для жизни, и их справедливый обмен, называемый «экономикой». Это соответствовало сохранению умеренного количества богатства, они отвергли чрезмерное накопление денег, обогащение за счет спекулятивной торговли и ростовщичества. Он разрешил биржевую торговлю, поскольку она не нарушала доминирующую роль потребительной стоимости, и поэтому относил ее к экономике. Все, что сотрясало и разлагало экономику, он считал противоядием и относил к чрематикам. Действия, направленные на обогащение (то есть чрезмерное развитие сферы обращения или искусство «зарабатывать деньги») заслуживают осуждения и называют это «хрематистикой».                   

Его заявления об обмене и обменной стоимости важны. По его мнению, обмен не может происходить без равенства, а равенство без соизмеримости. Он связал обмен с деньгами — измерителями разнородных продуктов, полагая, что обмен должен происходить по «справедливой цене» в соответствии с разумным количеством личных потребностей. Ростовщичество Аристотель считал «преимущественно противоречащим природе» и решительно осудил его. Он отметил, что при ростовщичестве деньги начинают играть неестественную роль, поскольку сами купюры становятся предметом собственности.    

Особое место в экономических взглядах Аристотеля занимает рабство. Именно он наиболее полно рассмотрел проблему рабства, попытался обосновать общее отношение греков к рабству как естественному явлению. Рабы, по Аристотелю,? это своего рода «анимация», и выгода от них почти такая же, как от домашних животных. Рассматривая вопрос о справедливости рабства, Аристотель полагал, что «одни люди свободны от природы, а другие? Рабы, а последние быть рабами и полезны и справедливы. » Тем не менее, он отметил , что рабство может быть противно и несправедливым? если они превращают греков в рабов.       

Заслуга Аристотеля была попыткой вникнуть в суть экономических явлений и раскрыть их законы, заложив тем самым основу для экономического анализа. И хотя он не мог объяснить происхождение и сущность денег, он смог правильно связать их с развитием обмена, который заложил основу для рассмотрения функций денег как средства обращения и как меры стоимости. Заслуга Аристотеля заключается в том, что ему удалось выявить проблемы, которые впоследствии стали в центре внимания экономистов (одной из этих проблем была «справедливая цена»).  

Римская экономическая мысль  

Как и в других странах, экономические идеи римлян нашли отражение в законах, в деятельности реформаторов (Сервия Туллия, Тиберия и Гая Гракха), В литературе, в экономических документах. Однако, в отличие от большинства древних восточных стран в Риме, а также в Греции, появились специальные работы, посвященные экономическим вопросам. 

Римская экономика в основном похожа на греческую. Он также характеризуется земельной собственностью и классическим рабством, которое достигло своего апогея в Риме в III-I веках. До н.э. е. Однако в Риме товарное производство получило большее развитие не только в ремесле (как в Греции), но и в сельском хозяйстве. Кроме того, частная собственность на землю была сформирована и постепенно стала доминирующей в Риме. Эти черты, а также ярко выраженный практизм римлян определили специфику экономической мысли Древнего Рима, основным содержанием которой было развитие частных рабовладельческих владений. Экономическая мысль Рима носила прикладной характер, где было проведено прикладное исследование.       

В Древнем Риме борьба рабов за свое освобождение достигла огромных масштабов, требования которых были выдвинуты во время восстаний рабов и главными из которых были уничтожение рабовладельческой латифундии, освобождение от рабства. Наибольшее восстание было восстание рабов во главе со Спартаком (74-71 до н.э.) 

Римская экономическая мысль представлена ​​работами Катона Старшего, Варро, Колумеллы, Цицерона.

Катон Старший . Первым, кто занялся проблемами экономики, был известный римский политик, оратор и писатель Марк Порциус Катон Старший (234–149 гг. До н.э.). Его трактат «Сельское хозяйство» является руководством для начинающего владельца, где большое внимание уделяется советам по содержанию рабов, использованию их труда и методам эксплуатации. Все его советы направлены на обеспечение рационального управления крупным рабовладельческим хозяйством. Эта работа еще не имеет систематического изложения знаний о сельском хозяйстве, она дает различные экономические советы, не объединенные какой-либо общей идеей.         

Сельское хозяйство, по словам Катона, всех видов экономической деятельности? самый почетный и самый прибыльный. В основном для натурального хозяйства, но не исключали торговлю. Катон сосредоточился на получении прибыли. Важнейшими условиями для этого являются постоянное внимание ко всем аспектам экономической деятельности, правильная организация труда и товарность сельскохозяйственного производства.     

С точки зрения Катона, землевладелец, стремящийся к рациональной организации труда и получению максимально возможного дохода, должен обращать внимание на плодородие почвы и поля фермы при покупке недвижимости. Особую важность Катон считает близостью поместья к городу (желательно крупному) как рынка товаров. Не менее важным является количество и качество дорог.  

По словам Катона, идеалом является имущество, в котором объединено столько секторов экономики, но все ли они должны приносить доход? не выгодно, лучше отказаться. Основным принципом ведения домашнего хозяйства должна стать его товарность. Катон отмечает, что ради получения дохода можно даже дать деньги на рост, если это будет честно.   

Рассматривая организацию труда, Катон обращает внимание на важность непосредственного участия владельца в управлении усадьбой. Он должен вникать во все экономические вопросы, ничего не оставлять без своего контроля. Управляющий имением (большим) должен быть помощником хозяина, четко выполнять все его требования, соблюдать строгую дисциплину среди рабочих, чтобы никто не бездействовал. Требуя, чтобы рабы были «всегда на работе», Катон в то же время отмечает, что условия их жизни не должны быть плохими, что необходимо всегда учитывать мышление рабов, поскольку все это влияет на производительность труда и прибыльность экономики.   

Подробные практические советы занимают большое место в трактате Катона: какие инструменты, какие агротехнические методы следует использовать, где что можно купить, как организовать аренду пастбищ, различные виды хозяйственной деятельности.

Варро . Взгляды Катона на организацию сельскохозяйственного производства были поддержаны и развиты писателем и ученым-энциклопедистом Марком Террентиусом Варроном (116–27 до н.э.). Разработка проблем ведения крупных хозяйств (латифундий) в 1 — м веке до н.э. е. Варрон продолжал в течение периода, когда были более развитые формы рабства с возникающими социально-экономическими противоречиями. Экономические вопросы были освещены Варроном в работе «О сельском хозяйстве» , написанной в форме диалога и сборника практических сельскохозяйственных советов по организации полевых работ, уходу за домашним скотом, разведению птицы, рыбы и пчеловодству. В трактате «О сельском хозяйстве» он ищет пути укрепления экономики не только в сельском хозяйстве, но и в животноводстве, в совершенствовании методов эксплуатации рабов, в использовании материальных интересов, поэтому он уделяет большое внимание обращению с рабами и методы их эксплуатации, считая рабов одним из видов сельскохозяйственных орудий.           

Варрон выступает за сохранение естественного характера латифундий и, в то же время, повышение их прибыльности и повышение эффективности.

Как и Катон, Варрон считал прибыль основной целью производства, а также отметил необходимость повышения конкурентоспособности производства. По его мнению, для получения максимально возможного дохода необходимо учитывать колебания рыночных цен, использовать достижения агрономии, увеличивать интенсивность производства и улучшать организацию труда. 

По словам Варрона, наемный труд должен использоваться на ферме, но основным из них является работа рабов, которую он, наряду со скотом и оборудованием, относится к инструментам. Рабы? это говорящие инструменты; крупный рогатый скот? инструменты, издающие нечленораздельные звуки; инвентаризации? тупые инструменты. Чтобы повысить производительность труда, Варрон предложил использовать принцип материальной заинтересованности как рабов, так и тех, кто их контролирует . В частности, он считал, что старейшинам над другими рабами могут быть выделены пекулы (мелкая собственность) и разрешено вести самостоятельное хозяйство.           

Колумелла . Вопрос, поставленный Варроном о повышении эффективности рабского труда, стал особенно актуальным для Рима в начале новой эры в связи с падением рентабельности сельскохозяйственного производства и нехваткой рабов. Писатель и агроном Луций Юний Модерат Колумелла (1 век н.э.) уделял большое внимание этой проблеме. Его трактат «О сельском хозяйстве» последовательно излагает основные принципы ведения бизнеса в поместье, информацию о сельскохозяйственных работах, уходе за деревьями, виноградниками, выращивании скота, рыбы, пчел, а также обязанности владельца и хозяйки поместья. , Кризис рабства был отражен в его эссе «О сельском хозяйстве», где он подробно рассмотрел кризисное состояние рабовладельческого латифундия, связанное с низкой продуктивностью рабов, что привело к упадку сельского хозяйства.         

В поисках выхода из кризиса он отдает предпочтение более производительному труду свободных производителей, поэтому он ставит вопрос об отказе от рабского труда и использовании колонн.

Колумелла считал, что интенсивность сельскохозяйственного производства можно увеличить, активно используя достижения сельскохозяйственной техники, расширяя связи экономики с рынком. Главным условием роста сельского хозяйства, по мнению Колумеллы, должен стать рост производительности труда. И здесь особенно важно углубить разделение труда между основными работниками? рабы. Чтобы лучше организовать работу рабов и повысить их производительность, Колумелла предлагает увеличить число контролируемых рабов и применять самые строгие меры к наиболее квалифицированным рабам, в частности, приводя их на работу в цепочку. Колумелла придает большое значение пробуждению духа конкуренции между рабами.     

Важную роль в организации работы рабов, в повышении эффективности экономики Колумелла отводит вилке (управляющему), которая требует глубоких познаний в экономике, высоких моральных качеств, преданности своему хозяину. Однако, чтобы устранить соблазн заработать на счетах владельца, Колумелла предлагает назначить неграмотного раба в качестве вилки, поскольку он не сможет подделывать отчеты, счета. 

Колумелла считает, что «присутствие самого хозяина» является наиболее важным фактором, влияющим на рабов и производительность их труда. Если по какой-либо причине при наличии хозяина постоянный мониторинг с его стороны невозможен, более выгодно обеспечить обработку земель для свободных колоний (арендаторов), поскольку они работают на себя, а значит, они заботятся о земле и иметь большую производительность труда, чем рабы без господинского надзора. 

Цицерон . Трактаты Колумеллы, Катона Старшего, Варрона отражали чисто практические вопросы, связанные с сельскохозяйственным производством. Теоретическое рассмотрение экономических проблем в Риме не получило широкого распространения. Однако некоторые мыслители в рамках политических, философских и других работ затронули проблемы теории. Самым известным из них был выдающийся оратор, политик, философ Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.). Среди его многочисленных работ можно выделить трактаты «Об обязанностях», «О старости» , «О законах» , «О природе богов» и другие, в которых, в связи с политическими и философскими проблемами, некоторые вопросы Теоретический и экономический характер также рассматриваются.                

Следуя греческим мыслителям, Цицерон считал, что справедливость является естественным достоянием природы. В природе есть все необходимое для человеческого счастья, он сам может украсить землю своим трудом. Цицерона особенно уважают сельскохозяйственный труд, который приносит изобилие.  

Человек, как полагал Цицерон, имеет естественную тенденцию к объединению с другими людьми, к справедливости и соблюдению законов. Результатом объединения является государство, лучшей формой организации которого является республика. Он сочетает в себе элементы трех основных государственных форм: монархия, аристократия, демократия. Главной целью государства должно быть обеспечение безопасности граждан и свободного использования имущества, и каждый должен подпадать под действие закона.   

Идеальный гражданин государства должен обладать добродетелями, среди которых выделяются знание правды, умеренности, величия духа и справедливости. Главное, что такое справедливость? это «не навреди никому, если вы не были призваны в него незаконностью».  

Кроме того, справедливость заключается в том, чтобы «использовать государственную собственность как государственную, а частную как свою». Частная собственность, по словам Цицерона, не существует в природе, но возникает в ходе естественного развития общества в результате действия воина, законов, соглашений. Таким образом, частная собственность является справедливой, и лицо, посягающее на чужую собственность, нарушает «права человеческого общества».  

Правосудие должно распространяться на все категории населения, включая рабов. Цицерон не был уверен в справедливости рабства и предложил рассматривать рабов как наемных работников, предоставляя им всю необходимую им работу. По его мнению, справедливость должна сочетаться с благотворительностью, потому что люди живут не самостоятельно, а в обществе и обязаны помогать друг другу.  

Вывод: основными проблемами римской экономической мысли были 1) вопросы рабства, его обоснования и организации, 2) вопросы методов ведения крупных рабовладельческих владений (латифундия).

Экономическая мысль средневековья      

Формирование феодальных отношений, заменивших рабские отношения другими приоритетами, сопровождалось появлением новых экономических взглядов. И хотя некоторые идеологи средневековья, особенно в Западной Европе, проявили определенный интерес к развитию товарно-денежных отношений, основные идеи мыслителей этой эпохи сводились к обоснованию законности и вечности деления общества на классы и классы, частная феодальная собственность на землю и неэкономическое принуждение крестьян. На Востоке феодализм зародился в Ш-Вш веков. В странах Западной Европы — в V-XI вв., И везде политическая и экономическая власть принадлежала церковным и светским феодалам, которые не хотели расширять масштабы товарной экономики и ростовщичества.   

Особенность идеологии средневековья заключается в чисто богословском характере, в том числе экономической жизни. Следовательно, все ли средневековые экономические доктрины имеют схоластические суждения (то есть отделены от жизни и не основаны на опыте) с нормами религиозных и этических свойств, с помощью которых была поставлена ​​цель? препятствовать утверждению рыночных отношений в экономической жизни и демократических принципов социальной структуры.  

Экономическая мысль Западной Европы      

Экономическая мысль Западной Европы в средние века по сравнению с античностью имела две основные черты. Во-первых, идеологическое господство католицизма, проникшее во все сферы жизни западноевропейского общества. Теперь труд считался чем-то постыдным, подлым. Напротив, согласно учению Церкви, сам труд благороден, все люди равны перед Богом и должны трудиться. Избранным Богом считается тот, кто достиг успеха в своей деятельности, а самым уважаемым является тот, кто делится плодами своего труда с бедными. На правящие классы были возложены самые обременительные обязанности по управлению, защите и спасению душ, лишенных судьбы. Во-вторых, феодальная организация общества, которая опиралась на институт вассализма, личную зависимость крестьянина от феодала, преобладание естественной формы хозяйства.       

Экономическая мысль раннего средневековья наиболее заметно отразилась в «Салической правде» (конец 5 — начало 6 в.) И «Капитуляции вилл» (начало 9 в.). В первом источнике экономические проблемы сводятся к высшему праву сообщества на пахотные земли и пастбища, а также к постепенному разложению коммунальной системы. Тем не менее, второй исторический памятник играет главную роль в экономической жизни в организации феодального наследия, основанного на натуральном хозяйстве и крепостном праве. Здесь феодал уже является владельцем земли. Феодальная усадьба была закрытой, самодостаточной экономикой. Задолженность в натуральной форме, средство, обеспечивающее минимальные потребности, мало способствовала развитию рыночных отношений.             

В течение классического средневековья западноевропейские экономические идеи находились под сильным влиянием канонистов.

Оригинальность экономической мысли средневековья нашла отражение в учении католицизма, которое оправдывает господство крепостничества и отстаивает свою позицию с помощью церковных правил (так называемые церковные каноны). «Кодекс канонического права», составленный монахом Грацианом (середина XII в.), Хотя он объявлял общую собственность идеалом, не отвергал институт частной собственности, якобы посланный Богом за грехи и предусматривающий распространение милостыни. Канонисты признавали, что только Бог занимался земледелием или ремеслом. Торговля прибылью и ростовщичество были решительно осуждены.   

Однако экономические взгляды раннего канонизма отличались от взглядов позднего канонизма.

Основателем ранней канонической школы был святой Августин (353-430). Самые ранние канонисты признавали только сельское хозяйство и ремесло приемлемыми для Бога, а торговля и ростовщичество ради выгоды были категорически осуждены. 

Фома Аквинский. Представителем позднего канонизма является Фома Аквинский (1226-12774) — автор эссе «Сумма богословия» ? Был финалистом взглядов канонистов. Он считает такие экономические проблемы, как собственность, торговля, «справедливая цена», интерес. С методологической точки зрения Ф. Аквинский не имеет расхождений с ранними канонистами; он использует те же моральные и этические методы, чтобы обосновать сущность экономических явлений. Но, в отличие от ранних канонистов, он также использует принцип «двойственности оценок», который позволяет нам диаметрально изменить суть первоначальной интерпретации экономического явления (Экономической категории). Поэтому его работа имеет как схоластические суждения, так и двойственные характеристики, из-за чего его учения противоречат положениям св. Августина.          

Например, с одной стороны, он осудил ростовщичество и поэтому сравнил коллекцию процентов с продажей того, что не существует в природе. С другой стороны, он считал денежные кредиты для поддержания наемной армии и государственных нужд приемлемыми, рассматривая проценты в этом случае как компенсацию за риск потери денежного кредита, поэтому он оправдывал крупномасштабные ростовщические операции католической церкви, утверждая, что они были проведены по благородным причинам. С одной стороны, он критикует получение торговой прибыли, с другой стороны, он оправдывает торговую прибыль, указывая, что это разумная заработная плата для торговца и возмещение его затрат на доставку, организацию продажи товаров и риск-аппетит. Он также оправдывал получение феодалами земельной ренты, которую он считал стоимостью части продукта, полученной с земли собственника и которая оплачивала труд управления фермерским хозяйством.   

Таким образом, Ф. Аквинский прибегает к двойственным характеристикам в поисках путей примирения и компромисса по многим взаимоисключающим теоретическим положениям, а именно, в период расцвета феодализма, светские и духовные феодалы стали втягиваться в рыночное производство, целью которого было к прибыли и выгоде, которую церковь категорически осудила ранее. Это привело к противоречию по многим вопросам.

Ф. Аквинский учитывает реалии своего времени, он выступает за сохранение и неприкосновенность частной собственности, в которой он видел основы экономики, естественный и необходимый институт человеческой жизни. Он объясняет социальное неравенство по-своему, считая социальное разделение труда естественным явлением, лежащим в основе разделения общества на классы. 

Он указывает, что люди рождаются разными по природе, исходя из естественных различий, заключив, что крестьяне были созданы для физического труда, и привилегированные классы должны посвятить себя духовной деятельности «во имя спасения остальных».

Важное место в учениях Аквинского занимает теория «справедливой цены», идея которой унаследована от древности. С одной стороны, он считает, что «справедливая цена» является правильной ценой, соответствующей затратам на рабочую силу, а с другой — доказывает законность отклонения от этой цены. По его словам, цена должна соответствовать 2 требованиям:  

  • цена должна обеспечивать эквивалентность в соответствии с величиной «затрат на оплату труда»; в цену также должны быть включены расходы на хранение, доставку товара, страхование на случай потери товара; 
  • цена должна обеспечивать питание участников обмена в соответствии с их социальным статусом, то есть ремесленник должен обеспечивать один уровень благосостояния; священник уже другой; феудалу — третий; (это означает, что справедливая цена не может быть одинаковой для всех).    

Деньги, по его мнению, возникают в результате соглашения для удобства обмена. Он считал недопустимым порчу монет государством, но признал право государства устанавливать номинальную стоимость (Не исключал возможность отклонения государства от номинальной стоимости денег). Он рекомендовал экономить деньги (т.е. хранить денежные резервы).  

Вывод

Объективной потребностью современного общества, особенно в контексте перестройки всех его звеньев, включая экономику, является поиск оптимальных путей реорганизации экономических взаимодействий их рациональных вариантов и структуры.

Представляется важным, что в процессе изучения развития экономической мысли ведущими учеными в этой области были определены наиболее важные тенденции развития любой рассматриваемой экономической единицы. Чем больше альтернативных решений со стороны современных экономистов объединят и извлекут наибольшую пользу из уже созданных экономических учений, тем более плодотворным будет поиск новых путей в целом. 

В то же время центральными проблемами экономической перестройки являются вопросы постановки целей, а также содержание адекватных им настоящих и будущих исследований, в разработке которых идеи изучения экономического опыта кажутся наиболее эффективными.

С одной стороны, цель определяется объективными потребностями большинства, выражающего его социальный порядок, с другой стороны, оно само определяет всю экономическую систему, определяя ее содержание и организацию.

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод, что именно изучение всего опыта экономических исследований во взаимосвязи его периодов помогает прогнозировать правильные тенденции развития экономической науки и ее субъектов.

Объектом исследования данной работы было рассмотрение различных подходов к изучению способов управления и повышения их эффективности в течение длительного периода времени.