Для связи в whatsapp +905441085890

Мировоззрение, его структура и значение для общества и человека — Мировоззрение — Философские системы

Мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, принципов и концептуальных образов, определяющих наиболее общее видение, понимание мира, места человека в нем, а также жизненных позиций, программ поведения и действий людей. Мировоззрение придает человеческим действиям организованный, осмысленный и целенаправленный характер и формирует знания о мире.

Содержание мировоззрения: знания, ценности, чувства, убеждения, вера, сомнения, идеи, представления, мнения.

Мировоззрение — единичный эмоционально окрашенный момент (с помощью органа чувств);

Восприятие мира — восприятие целостного образа объекта (5 органов чувств);

Понимание мира — постижение сущности с помощью разума.

Повседневный, практичный, спонтанный — это набор взглядов, основанных на здравом смысле и опыте повседневной жизни. Она включает в себя самые широкие слои общества.

Концептуальный, теоретический — это набор взглядов, сформированных под влиянием кого-либо, например, школы. Он формируется систематически, по специальным программам и методикам.

Мифологическое мировоззрение — это совокупность взглядов, сформированных в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Она основана на эмоциональном и образном отношении к миру. Эмоциональная составляющая мифа превалирует над разумными объяснениями, то есть все объясняется с помощью причудливых предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы. Религия, в отличие от более гибкого мифа, характеризуется жестким догматизмом и своеобразной системой моральных предписаний. Религия пропагандирует и сохраняет образцы правильного и нравственного поведения.

Философское мировоззрение определяется как теория систем. Логичность и последовательность, систематичность, высокая степень обобщения — характерные черты.

Главное отличие философского мировоззрения от мифологии — высокая роль разума: в то время как миф опирается на эмоции и чувства, философия опирается в первую очередь на логику и доказательства. Философия отличается от религии допустимостью свободного мышления: можно оставаться философом, критикуя все авторитетные идеи, тогда как в религии это невозможно.
Вся философия — это мировоззрение, то есть набор самых общих взглядов на мир и место человека в нем.

Философия — это теоретическая основа мировоззрения:

  • Философия — это высший уровень и тип мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически образованное мировоззрение;
  • Философия — это форма общественного и индивидуального сознания, которая имеет более научную степень, чем простое мировоззрение;
  • Философия — это система фундаментальных идей в рамках общественного мировоззрения.

Мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и свое место в нем, понимание и суждение о смысле своей жизни, судьбе человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение может быть таким:

идеалистический;

материалистический.

Материализм — это философская вера, признающая материю основой существования. Согласно материализму, мир — это материя в движении, а психическое начало — свойство мозга (высокоорганизованной материи).

Идеализм — это философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, образа жизни человека и общества.

Все имеет смысл, значение, положительную или отрицательную ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; моральной; эстетической; научной; философской; прагматической.

Мировоззрение, его структура и значение для общества и человека - Мировоззрение - Философские системы

Мировоззрение — Философские системы

Мировоззрение — это набор общих тем о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят: жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы познания и реальности (оптимизм, пессимизм), ценностные ориентации. Существуют индивидуальные, общественные и групповые мировоззрения. В мировоззрении есть два уровня: сенсорно-эмоциональный и теоретический. Сенсорно-эмоциональное мировоззрение — это целостное восприятие действительности в виде ощущений, восприятий, эмоций. Теоретический уровень — интеллектуальный аспект мировоззрения — реальность через призму законов.
Историческими типами мировоззрения являются:
1) мифологические, 2) религиозные, 3) философские.
Исторически первым было мифологическое мировоззрение (миф — рассказ, сказка, логос — слово, учение, понятие, закон). Это плод воображения людей, их попытка объяснить мир, происхождение земли, рек, озер, тайны рождения и смерти и т.д. Человеческая психика нуждается в мифе. Это основной способ понимания мира в первобытном обществе — мировоззрение.
Мифологическому мировоззрению присуще размытое разделение субъекта и объекта, неспособность человека выделить себя из окружающей среды. В процессе познания неизвестное постигается через известное; то, что известно человеку, — это его собственное существование и существование расы, от которой он изначально неотличим.
Основной принцип решения мировоззренческих вопросов в мифе — генетический, то есть происхождение мира, природы объяснялось тем, кто кого породил (книга Бытия). Миф сочетает в себе 2 аспекта: диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Прошлое было связано с будущим, что создавало связь между поколениями. Люди верили в реальность мифа; миф определял поведенческие нормы общества, систему ценностей, устанавливал гармонию между миром и человеком. Это возрождение мифа выражается в примитивных формах религии — фетишизме, тотемизме, анимизме, примитивной магии. Развитие идей о таинственных духовных силах, лежащих в основе природных явлений, принимает классическую форму религии. Наряду с мифологией существовала и религия.
Религия (от лат. religio — благочестие, святость) — это форма мировоззрения, основой которого является вера в существование неких сверхъестественных сил, играющих ведущую роль в окружающем нас мире и в судьбе каждого из нас. На ранних этапах развития общества мифология и религия составляли единое целое. Соответственно, основными элементами религии были: Мировоззрение (в виде мифов), религиозные чувства (в виде мистических установок) и культовые ритуалы. Религия — это вера в сверхъестественное, основанная на вере.
Главная функция религии — помочь человеку преодолеть трудности существования и поднять его к вечному. Религия придает смысл и стабильность человеческому существованию, культивирует вечные ценности (любовь, доброту, терпимость, сострадание, домашний очаг, справедливость и связывает их со священным, сверхъестественным). Духовное начало мира, его центр, его конкретная точка отсчета среди относительности и изменчивости многообразия мира — это Бог. Бог дает целостность и единство всему миру. Он направляет ход мировой истории и устанавливает моральную санкцию человеческих поступков.
Проблема Бога, в переводе на язык философии, — это проблема существования Абсолюта, надмирного рационального начала, актуального и бесконечного во времени и пространстве. В религии это начало не абстрактное и безличное, а личное, выраженное в Боге.
Мифологическое и религиозное мировоззрение носило духовно-практический характер и было связано с низким уровнем освоения действительности, с зависимостью человека от природы. Позже, с развитием цивилизации, люди стали подниматься до теоретического понимания проблем мировоззрения. Это привело к созданию философских систем.

Основой мировоззрения является знание

Философия — это высоко обобщенный, теоретический взгляд на мир.
Термин «философия» происходит от греческих «филео» (любовь) и «софия» (мудрость) и означает «любовь к мудрости», теоретические рассуждения. Термин «философ» был впервые использован древнегреческим ученым и философом Пифагором (580-500 гг. до н.э.) для обозначения людей, стремящихся к высокой мудрости и правильному образу жизни.
Само понятие мудрости несло в себе возвышенный смысл; мудрость понималась как научное понимание мира, основанное на бескорыстном служении. Мудрость — это не что-то готовое, чему можно научиться и применить на практике.
В результате этого появления развитие философии означало отрыв от мифологии и религии и выход за пределы обыденного сознания.
Философия и религия, как мировоззрения, часто имеют схожие задачи по объяснению мира и влиянию на сознание и поведение человека.
Их принципиальное отличие состоит в том, что религия в решении мировоззренческих задач опирается на веру, а философия — это осмысление мира в теоретических, рационально понятных терминах.
Структура мировоззрения включает в себя:
1) Знания — набор информации об окружающем нас мире. Они являются начальным звеном, «клеточкой» мировоззрения. Знания могут быть научными, профессиональными (военными) и бытовыми. Чем более прочным является объем знаний человека, тем более серьезное мировоззрение он может поддерживать. Однако мировоззрение включает в себя не все знания, а только то, что необходимо человеку для ориентации в мире.

2) Ценности — это особое отношение людей ко всему в соответствии с их целями, потребностями, интересами и определенным пониманием смысла жизни. Ценности характеризуются такими понятиями, как «значение», «полезность» или «вредность».
Вредность — это наше негативное отношение к определенному явлению.

3) Эмоции — это субъективные реакции человека на внутренние и внешние раздражители, выражающиеся в удовольствии или дискомфорте, радости, страхе и т.д.
Жизнь постоянно порождает в человеке сложный спектр эмоций. Среди них могут быть и «мрачные» эмоции: Неуверенность в себе, беспомощность, печаль, горе и т.д.

В то же время у людей есть целый ряд «светлых» эмоций: Радость, счастье, гармония, удовлетворенность жизнью и т.д.

Моральные эмоции, такие как стыд, совесть, долг, милосердие, дают сильный импульс мировоззрению. Ярким выражением влияния эмоций на мировоззрение являются слова известного философа И. Канта: «Две вещи всегда наполняют душу все большим и большим изумлением и благоговением, чем чаще и дольше мы размышляем о них; это звездное небо надо мной и нравственный закон внутри меня.

4) Воля — это способность выбирать цель деятельности и внутренние усилия, необходимые для ее осуществления.

Это придает особый характер всей композиции мировоззрения, позволяет человеку реализовать свое мировоззрение на практике.

5) Убеждения — это активно принимаемые людьми взгляды, которые соответствуют их жизненным интересам. Во имя убеждений люди иногда рискуют жизнью и даже идут на смерть, настолько велика их мотивационная сила.

Убеждения — это знания в сочетании с волей. Они становятся основой жизни, поведения, действий отдельных людей, социальных групп, наций, народов.

6) Вера — это степень уверенности человека в содержании своих знаний. Диапазон человеческих верований очень широк.

7) Сомнение — это критическое отношение к любым знаниям или ценностям.

Сомнение — необходимый элемент независимого мировоззрения. Фанатичное и беспрекословное принятие любых взглядов без критического самоанализа называется догматизмом.

Но здесь нельзя переходить определенный предел, потому что можно впасть в другую крайность — скептицизм или нигилизм, то есть неверие в ничто, потеря идеалов.

Итак, мировоззрение — это сложное, противоречивое единство знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры и сомнений, которое позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире.

Социальные функции философии

Философия функционирует прежде всего как предметное, теоретическое знание о мире и человеке. Она раскрывает наиболее общие идеи, на которых основана та или иная культура. Их называют универсалиями культуры. Среди них важное место занимают такие философские категории, как бытие, материя, предмет, явление, свойство, развитие, причина, следствие, сущность, необходимость, случайность, элемент, структура, система и др. Ни один человек, тем более специалист, ученый, не может обойтись без этих понятий. Они относятся к предельным основаниям, к универсальным формам культуры и применимы не только к одной сфере, но и ко всем явлениям неисчерпаемого в своем многообразии мира.
Философская функция. Философия дает человеку возможность сформировать систему убеждений о мире и месте человека в нем, о его отношении к действительности и к самому себе, а также обусловленные этими убеждениями основные жизненные позиции, верования, принципы познания и деятельности, ценности и идеалы. Мировоззрение определяет наш образ жизни, определяет нашу жизнь в целом, а не только отдельные поступки.
Наверное, нет в мире человека, который не задумывался бы над вопросом жизни и смерти, над неизбежностью ее конца. Такие размышления нередко оказывают на человека угнетающее воздействие. В связи с этим известный русский философ Н.А. Бердяев писал: «Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не пробуждать меланхолию». Тоска — это в основном всегда тоска по вечности, невозможность примириться со временем.
Тоска направлена на высший мир и сопровождается чувством небытия, пустоты, тщетности этого мира. Стремление направлено к трансцендентному, в то же время оно означает не сливаться с ним. Это стремление к трансцендентному, к выходу за пределы этого мира, к трансцендентности этого мира. Но она говорит об одиночестве перед лицом трансцендентного. «Всю мою жизнь, — свидетельствует Н.А. Бердяев, — тоска сопровождала меня. Это, однако, зависело от этапов жизни; иногда оно достигало большей остроты и интенсивности, иногда ослабевало. Философия, с другой стороны, «освобождается от скуки и усталости «жизни». Я стал философом… — пишет он, — чтобы отказаться от невыразимой скуки обычной «жизни». Философская мысль всегда освобождала меня от гнетущей тоски «жизни», от ее уродства». И далее, уже подводя итоги истории развития человеческой мысли, Н.А. Бердяев заключил: «Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, которое угнетает и насилует нас со всех сторон, в мир смысла».
Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает нам понять эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить собственный дух.
Потеря высших идеологических ориентиров в жизни может привести к самоубийству, наркомании, алкоголизму и преступности.
Методологическая функция. Как система наиболее общих теоретических взглядов на мир, человека, система оценок, принципов, убеждений, философия является средством ориентации человека в социальной, экономической, политической, нравственной и других сферах общественной жизни, то есть представляет собой определенную программу поведения и деятельности людей. Следовательно, философия не только объясняет мир, но и является средством его теоретического и практического управления.
Методологическая функция. Под методом в самом общем виде понимается такое знание и основанная на нем система действий, с помощью которых можно получить новое знание. Философия имеет свои особые методы и свой язык.
Язык философии — это язык категорий, тех предельных общих терминов (разум — материя; необходимость — случайность; добро — зло; прекрасное — безобразное; истина — заблуждение и т.д.), на которых формулируются ее вечные предельные вопросы и даются рациональные ответы на них.

Научно-философское мировоззрение

Научно-философское мировоззрение формирует и представляет в большей степени доктрины философского материализма, от наивного материализма древних через материалистические доктрины XVII-XVIII веков до диалектического материализма. Главным достижением материализма на этом этапе его развития стала диалектика, которая, в отличие от метафизики, рассматривает мир и отражающую его мысль во взаимодействии и развитии. Диалектика уже обогатила материализм, ибо материализм принимает мир таким, какой он есть, и мир развивается, он диалектичен, и как таковой он не может быть понят без диалектики.
Философия и наука тесно связаны между собой. Развитие науки обычно сопровождается развитием философии: с каждым эпохальным открытием в естествознании развивается и обогащается философский взгляд на мир. Но и обратных потоков от философии к науке тоже не видно. Достаточно указать на идеи атомизма Демокрита, которые оставили неизгладимый след в развитии науки. Философия и наука возникают в рамках определенных типов культуры, влияя друг на друга и решая каждая свои собственные проблемы.
Философия указывает пути разрешения противоречий на перекрестках науки. Философия также должна решить проблему выяснения наиболее общих причин культуры в целом и науки в частности. Философия выступает как инструмент мышления, она разрабатывает принципы, категории, методы познания, которые активно применяются в конкретных науках.
Так, в философии разрабатываются общефилософские и теоретико-познавательные основания науки и обосновываются их ценностные аспекты. Полезная или вредная наука? Ответом на этот вопрос, а также на другие, как это помогает найти в наши дни, является именно философия.
В заключение рассмотрим еще один вопрос: философия и общество. Философия — продукт своего времени, она связана с его проблемами и потребностями. Иными словами, философия эпохи должна рассматриваться не только в мировоззрении ее философских предшественников, но и в социальном климате эпохи, в ее связи с интересами определенных классов. Социальные интересы, безусловно, влияют на отбор материала из теоретического наследия, на философскую ориентацию, связанную с социальными ситуациями. Но все это не следует преувеличивать, а тем более абсолютизировать, как это произошло в недавнем прошлом. Более того, было бы неоправданным упрощением оценивать философские позиции как истинные или ложные, потому что они являются отражением классового разделения. И, конечно, такое отношение только вредило нам и нашей философии: кто не с нами, тот против нас, кто не с нами, тот не владеет истиной. Такой подход к партийности, к классовой философии и такая вульгарная ее интерпретация привели к самоизоляции нашей философии.
Сегодня нам необходим свободный обмен мыслями, мнениями как условие нормального развития философской мысли. Научная философия должна стоять на позициях непредвзятого исследования, а философ должен быть не идеологом, а человеком науки. Философия является научной в том смысле, что она связана с реальностью посредством конкретных научных знаний. Философия является научной не в том смысле, что она решает за ученых их проблемы, а в том, что она выступает как теоретическое обобщение человеческой истории, как научное обоснование настоящего и будущего человеческого действия.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Конечное благо: цели и средства
  2. Модель социальной философии
  3. Рене Декарт
  4. Софисты и сократ
  5. Спор эмпириков и рационалистов по проблеме истины — Формирование и истоки эмпиризма и рационализма современной философии
  6. Метафизическая свобода и гражданские свободы в философии нового времени
  7. Проблемы главы государства и отделение политики от морали в доктрине Макиавелли — Биография Макиавелли
  8. Современные методологические программы
  9. Природное основание общества
  10. Эстетика в экзистенциализме