Для связи в whatsapp +905441085890

Мишель де Монтень, французский писатель и философ эпохи возрождения — Философия Монтеня

Монтень родился в семейном замке в Сен-Мишель-де-Монтень (Дордонь) недалеко от Перигё и Бордо. Его отец, Пьер Эйхем, участник итальянских войн (с дворянским титулом «де Монтень»), некоторое время был мэром города; он умер в 1568 г. Его матерью была Антуанетта де Лопес, происходившая из богатой арагонской еврейской семьи. В раннем детстве Мишель воспитывался в рамках либеральной гуманистической педагогики своего отца — его учитель, немец, не знал французского языка и говорил с Мишелем исключительно на латыни.

Во время гугенотских войн Монтень часто выступал в качестве посредника между враждующими сторонами и пользовался одинаковым уважением как у католического короля Генриха III, так и у протестантского Генриха Наваррского.

В 1565 году Монтень женился и получил богатое приданое. После смерти отца в 1568 году он унаследовал родовое поместье Монтень, где поселился в 1571 году, продал свою магистратуру и вышел в отставку. В 1572 году, в возрасте 38 лет, Монтень начал писать свои «Эссе» (первые две книги были опубликованы в 1580 году). Его близким другом был философ Этьен де ла Боэси, автор «Рассуждения о добровольном рабстве», некоторые части которого Монтень включил в свои «Эссе». В 1580-1581 годах писатель путешествовал по Швейцарии, Германии, Австрии и Италии. Впечатления от этого путешествия отражены в его дневнике, который был опубликован только в 1774 году.
Писатель умер во время ярмарки 13 сентября 1592 года.

Работа над книгой началась в 1570 г. Первое издание было опубликовано в Бордо в 1580 г. (в двух томах); второе — в 1582 г. (с исправлениями автора). Первый русский перевод «Эссе», опубликованный в 1954-1960 годах (впоследствии он неоднократно переиздавался), был основан на издании Арменго (1924-1927), воспроизводящем бордоский экземпляр «Эссе» (издание 1588 года — четвертое по счету — с рукописными исправлениями автора). Между тем, во Франции, помимо этой издательской традиции, существовала и другая (версия текста, подготовленная Мари де Гурнон после смерти автора в 1595 году). Последние легли в основу издания эссе, подготовленного исследовательской группой под руководством Жана Бальзамо и опубликованного в 2007 году в серии «Плеяды».
Книга Монтеня, написанная как бы «от скуки», отличается чрезвычайно амбициозной структурой. Четкий план не соблюдается, изложение подвержено сложному, блуждающему мышлению, многочисленные цитаты чередуются и переплетаются с повседневными наблюдениями. Совсем короткие главы чередуются с более длинными; самая большая глава «Опытов» — «Апология Раймунда Сабундского», которая имеет вполне самостоятельное значение. Поначалу книга напоминала сборник древних ученых на манер «Ночей Аттика» Авла Геллия, но затем приобрела свой неповторимый облик. Монтень является основателем жанра эссе, которому было суждено большое литературное будущее.

Мишель де Монтень, французский писатель и философ эпохи возрождения - Философия Монтеня

Философия Монтеня

«Опыты» Монтеня — это серия самопознаний, полученных главным образом из наблюдений над самим собой, а также размышлений о природе человеческого разума в целом. Каждый человек, говорит писатель, отражает в себе человечество; он выбрал себя в качестве представителя расы и тщательно изучил все свои душевные движения. Его философскую позицию можно назвать скептицизмом, но скептицизмом совершенно особого характера.

Скептицизм Монтеня — нечто среднее между скептицизмом жизненным, обусловленным горьким опытом жизни и разочарованием в людях, и скептицизмом философским, основанным на глубоком убеждении в ненадежности человеческого знания. Его разносторонность, душевное равновесие и здравый смысл спасают его от крайностей любого направления. Монтень признает эгоизм главной причиной человеческих поступков, но не возмущается им; он считает его вполне естественным и даже необходимым для человеческого счастья, ибо когда человек принимает близко к сердцу интересы других людей в той же мере, что и свои собственные, он счастлив и спокоен! Он на каждом шагу свидетельствует о человеческой гордыне и доказывает, что человек не может знать абсолютной истины, что все истины, которые мы признаем абсолютными, являются лишь относительными.

Согласно Монтеню, человек существует не для того, чтобы создавать нравственные идеалы и пытаться приблизиться к ним, а для того, чтобы быть счастливым.

Монтень ценил моральный долг и саму добродетель постольку, поскольку они не противоречили этой цели; всякое насилие над своей природой во имя абстрактной идеи долга казалось ему бесплодным. «Я живу от одного дня до другого, и, говоря по совести, живу только для себя». В соответствии с этим взглядом Монтень видит важнейшие обязанности человека перед самим собой; они исчерпываются словами Платона, которые цитирует Монтень: «Делай свое дело и познай самого себя».

Последняя обязанность, по мнению Монтеня, самая важная, ибо для успешного выполнения своей работы необходимо изучить свой характер, свои склонности, величие своих сил и способностей, свою силу воли, одним словом — самого себя. Человек должен воспитывать себя для счастья и стараться развить такое состояние души, при котором счастье ощущается сильнее, а несчастье — слабее. Изучив неизбежные и объективные несчастья (физическое уродство, слепота, смерть близких людей и т.д.) и субъективные несчастья (возмутительное тщеславие, жажда славы, почестей и т.д.), Монтень утверждает, что бороться с ними и другими — долг человека перед самим собой, если это возможно.

Разумнее относиться к неизбежным несчастьям с раболепием, стараться как можно быстрее к ним привыкнуть (заменить отказ одного органа повышенной активностью другого и т.д.). Что касается субъективных несчастий, то в значительной степени от нас зависит, сможем ли мы смягчить их тяжесть, рассматривая славу, почет, богатство и т.д. с философской точки зрения. За обязанностями человека перед самим собой следуют его обязанности перед другими людьми и обществом.

Принцип, по которому должны регулироваться эти отношения, — это принцип справедливости, каждый человек должен быть вознагражден в соответствии со своими заслугами, потому что таким образом человек в конечном итоге проявляет справедливость по отношению к самому себе. Справедливость по отношению к жене означает отношение к ней если не с любовью, то, по крайней мере, с уважением; к детям — заботу об их здоровье и образовании; к друзьям — ответную дружбу. Первая обязанность перед государством — уважать существующий порядок. Это не означает примирения со всеми его недостатками, но существующее правительство всегда предпочтительнее, ибо кто может поручиться, что новый общественный порядок принесет больше счастья или даже что он не окажется хуже.

Политика и педагогика

Если Монтень иногда слишком консервативен в своих политических убеждениях, то в своей педагогической теории он является смелым и весьма симпатичным новатором. Во главу угла он ставит принцип максимально разнообразного развития.

Согласно Монтеню, цель образования состоит не в том, чтобы сделать из ребенка специализированного священника, юриста или врача, а прежде всего человека вообще, с развитым умом, сильной волей и благородным характером, который мог бы наслаждаться жизнью и стоически переносить выпадающие на его долю невзгоды.

Подвергая сомнению различные обычаи и взгляды современного ему общества, Монтень выступал против суровой дисциплины средневековых школ и в пользу внимательного отношения к детям. Образование, по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, развитием эстетического вкуса, воспитанием высоких моральных качеств. Многие идеи Монтеня были взяты на вооружение педагогами в 17 и 18 веках. Локк подробно развил идею о приоритете нравственного воспитания над образованием, а высокая оценка воспитательного влияния сельской среды и отказ от принуждения в воспитании стали своего рода основой для теории естественного воспитания Руссо. Центральная идея теории развивающего обучения Монтеня заключается в том, что развивающее обучение немыслимо без установления гуманных отношений с детьми. Для этого обучение должно происходить без наказания, принуждения или силы. Он считает, что обучение с учетом особенностей развития возможно только при индивидуальном подходе. В своей книге «Опыты» в главе «О воспитании детей» Монтень писал: «Я хочу, чтобы учитель с самого начала, в соответствии с психическими наклонностями вверенного ему ребенка, дал ему возможность свободно выражать эти наклонности, предлагая ему пробовать разные вещи, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, наоборот, позволяя ему самому найти дорогу. Я не хочу, чтобы наставник решал все один и говорил один, но и слушал своего ученика». Здесь Монтень следует за Сократом, который был известен тем, что сначала давал говорить своим ученикам, а затем говорил сам. «Пусть учитель спрашивает ученика не просто о словах заученного урока, а о смысле и сути его; и пусть он судит о принесенной им пользе не по свидетельству памяти ученика, а по его жизни». И пусть он, когда объясняет ученику какую-либо вещь, показывает ее ему с сотни разных сторон и применяет ее к разным предметам, чтобы увидеть, правильно ли ученик понял ее и насколько он ее усвоил». «Воспитывайте в нем благородное любопытство; пусть он расспрашивает обо всем без исключения; пусть исследует все примечательное, что ему не встречается, будь то здание, фонтан, человек, поле битвы древности, места, через которые проходили Цезарь или Карл Великий». «После того, как молодому человеку объяснят, что ему нужно, чтобы стать лучше и разумнее, его следует обучить зачаткам логики, физики, геометрии и риторики; и какую бы из этих наук он ни выбрал, — поскольку его ум к тому времени будет уже развит, — он вскоре преуспеет в них. Его нужно обучать, то беседой, то с помощью книг; иногда наставник просто указывает ему на подходящего автора, в другое время он излагает ему содержание и суть книги в полностью разжеванном виде». На этом основана педагогическая теория Монтеня о развивающем обучении.

Поиск ответов

Мрачная, безрадостная реальность побудила мыслителей того времени задаться вопросом, на правильном ли пути находится европейская цивилизация, верны ли основные предположения, из которых исходили гуманисты Треченто. Эти вопросы занимали Монтеня, который еще в юности поставил перед собой задачу найти на них ответы.

Монтень получил блестящее для своего времени образование. Науки и искусства он изучал сначала дома, где его наставником был отец, увлеченный Древней Грецией и Римом (он, как и многие другие образованные современники, часто бывал в Италии, почитал гуманистов и считал классическую латынь единственным языком, способным адекватно выразить как мысли ученого, так и движения души поэта). В возвышенной атмосфере своей родины, где восхищение культурой античности было нормой, Монтень в совершенстве овладел латынью и в юности читал в оригинале произведения римских философов, прозаиков, драматургов, греческих поэтов и мыслителей, переведенные на латынь. Французский язык он начал изучать только в школе, где ему почти ничего, кроме произведений античных авторов, изучать не пришлось. По имеющейся у нас информации, после получения образования он окончил один из самых известных университетов на юге Франции в Тулузе, а через несколько лет был назначен королевским советником городского парламента в Бордо. В 1980-х годах он дважды избирался мэром бывшего оплота гугенотов, но затем отказался от этой почетной должности, чтобы сосредоточиться на литературной работе. Его отказ от должности был во многом вынужденным, поскольку Монтень, не примкнувший ни к партии Колиньи, ни к партии Гизов и считавший себя сторонником «политиков» (так называли тех, кто понимал пагубность религиозных войн, приведших в итоге к укреплению власти крупных феодалов), постоянно оказывался между враждующими партиями, которые делали все возможное, чтобы склонить его на свою сторону. Не желая нарушать свою совесть, Монтень отошел от активной политической деятельности, сочтя более приемлемой позицию человека, способного к критическому размышлению. В последние годы жизни он поддерживал Генриха Наваррского (впоследствии короля Франции Генриха IV) в его борьбе за власть, видя в нем единственного значительного политика эпохи, который, по его мнению, был способен положить конец феодальной раздробленности страны и религиозным войнам. В воспоминаниях современников и в памяти потомков Монтень остался великим ученым, прогрессивным политиком, истинным патриотом своей родины, самоотверженным человеком, не изменявшим своим убеждениям ни при каких обстоятельствах, какими бы трудными и трагическими они ни были.

Уважение к природе

Монтеневский стоицизм воздает беспрекословное должное природе — мировоззрение, очень характерное для людей эпохи Возрождения. «Не беспокойся о том, что не можешь умереть: сама природа, когда придет время, научит тебя достаточно основательно. Он все сделает за вас; не занимайте им свои мысли».

Судьба человека — прислушиваться к природе; самое надежное средство для преодоления стоящих перед ним трудностей — умеренность; она позволяет избежать крайностей, разрушающих личность, позволяет существовать в тех пределах, которые установлены самой природой.

«Мудрецы очень старались предостеречь нас от ловушек наших страстей и научить различать истинные, полноценные удовольствия от тех, к которым примешиваются печали и которые омрачаются ими. Ведь большинство удовольствий, говорят они, только щекочут и соблазняют нас задушить себя до смерти, как тех разбойников, которых египтяне называли Филетом. И если бы головная боль мучила нас еще до опьянения, мы бы остерегались пить в меру. Но удовольствие, чтобы обмануть нас, предшествует своим спутникам и заслоняет их. Книги — это приятно, но если, погружаясь в них, мы в итоге теряем здоровье и силы, наше самое ценное достояние, то не лучше ли оставить и их». Думаю, здесь уместно вспомнить известное изречение «за удовольствие надо платить». Дело в том, что в нашем мире ничего не происходит без следа. А удовольствие, как и любая вещь, имеет всевозможные противоречия как свои неотъемлемые свойства. Весь вопрос в том, как найти разумный баланс и сохранить его.

«Мы воспринимаем красоту и изящество только тогда, когда они кажутся нам искусственно заостренными, напыщенными и раздутыми. Когда они прячутся за прямотой и простотой, они легко исчезают из поля зрения такого грубого зрения, как наше. Их красота незаметна, скрыта: только очень ясный и чистый глаз может уловить это тихое сияние». Мне кажется, что здесь важную роль играет и настроение нашего зрения: что мы хотим увидеть, что хотим воспринять. И насколько это нас волнует: сколько душевных сил мы готовы потратить, чтобы найти то, что нам нужно. Те, кто довольствуется поверхностным взглядом, конечно, не видят того, что находится внутри.

«Каждый из нас гораздо богаче, чем мы думаем, но мы привыкли жить в долг и на подачки, нас воспитали так, что мы больше хотим взять у других, чем получить что-то от себя. Человек не в состоянии ограничить себя тем, что ему необходимо. Любовь, богатство, власть — всего этого он хочет больше, чем способен получить. Его жадность не знает предела. Я считаю, что то же самое верно и в отношении стремления к знаниям. Человек претендует на большее, чем он может, и большее, чем ему вообще нужно, считая полезным в науке все без исключения, что она охватывает.» Но мне кажется, что такое желание «пожирать вещи» присуще человеку с самого начала. Изменить ситуацию можно, конечно, волей разума.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Создание универсального теплового двигателя (Джеймс Уатт, 1784) и становление машинного производства
  2. Объективность знания и творческая деятельность
  3. Л. Фейербах и его философия
  4. Возрожденческий гуманизм и проблема индивидуальности — Переход от теоцентрического к антропологическому пониманию мира
  5. Чарвака-Локаята – исторически первая философская материалистическая школа
  6. Философское понятие материи и принцип материального единства мира
  7. С. Аскольдов и его философия
  8. Задачи современной философии
  9. Формы общественного сознания
  10. Возрождение