Для связи в whatsapp +905441085890

Мишель де Монтень — Литературные произведения Монтеня

Мишель Монтень как французский юрист, политик и философ, занимавшийся проблемами морали; блестящий писатель и эссеист, по своему мировоззрению ярко выраженный скептик. Краткий очерк жизни и творчества Монтеня, главным произведением которого являются «Эссе».

Французский юрист, политик и философ, занимавшийся проблемами морали; блестящий писатель и эссеист, откровенный скептик. В своем главном произведении «Эссе» он выступает против схоластики и догматизма, а высшей ценностью считает человека.

Мишель Монтень родился 28 февраля 1533 года в замке Монтень в Перигоре, регионе на юго-западе Франции. По отцовской линии Монтень происходил из богатой купеческой семьи Эйкемс, которая в конце XV века была возведена в дворянство, добавив к фамилии еще одного Монтеня. Отец Монтеня, Пьер Эйхем, был выдающимся человеком. Он любил книги, много читал, писал стихи на латыни.

По обычаю богатых французских семей, мать Монтеня не кормила его сама. Пьер Эйхем решил отправить его жить в бедную крестьянскую семью. Когда ребенку было около двух лет, Пьер Эйкем взял его к себе домой и захотел научить его латыни. В доме существовало незыблемое правило: все — отец, мать и слуги, обученные некоторым латинским фразам, — обращались к ребенку только на латыни. Именно благодаря этому обстоятельству Монтень выучил латынь как родной язык. Греческий язык преподавался Мишелю по-другому, с помощью игр и упражнений. В возрасте шести лет Мишеля отправили учиться в колледж в Бордо. О последующих годах жизни Монтеня известно немного. Достоверно известно лишь то, что он изучал право, поскольку его отец готовил его к работе судьей. Когда Монтеню был двадцать один год, Пьер Эйхем получил должность советника при Аудиторском суде в Перигё; но когда его избрали мэром Бордо, он отказался от полученной должности в пользу своего сына. В 1557 году Счетный суд в Перигё был упразднен, а его сотрудники вошли в состав парламента Бордо. Так Монтень стал советником парламента в Бордо на двадцать пять лет. Гражданские войны, разразившиеся во Франции в 1560-х годах, сделали невозможной службу Монтеня, и в 1570 году, через два года после смерти отца, Монтень сложил с себя полномочия советника парламента в Бордо. Для Монтеня пребывание в парламенте Бордо ознаменовалось таким значимым в его жизни событием, как встреча с талантливым гуманистом и публицистом Этьеном Ла Боэси. Их знакомство вскоре переросло в тесную дружбу. Монтень и Ла Боэси стали называть друг друга братьями. Его дружба с Ла Боэси оказала огромное влияние на интеллектуальное развитие Монтеня. В 1563 году Ла Боэси тяжело заболел и умер через несколько дней в возрасте 33 лет. Оставив службу, Монтень поселился в замке, который он унаследовал от своего отца. Монтень решил, по его словам, посвятить остаток жизни «служению Музам». Плод этого служения, плод его глубоких размышлений в сельском уединении, размышлений, подкрепленных интенсивным чтением множества различных книг, и были опубликованы первые две книги в 1580 году, «Опыты.

В том же 1580 году Монтень совершил большое путешествие по Европе, посетив Германию, Швейцарию и Италию, особенно Рим, где он провел несколько месяцев. Пока Монтень находился в Риме, его «Эссе» подверглись цензуре Римской курии, но дело закончилось для Монтеня благополучно. В 1582 году Монтень опубликовал второе издание своих «Эссе», в котором сделал заявление о том, что якобы подчинился требованиям римских цензоров, но на самом деле он не изменил содержание своей книги.

Мишель де Монтень - Литературные произведения Монтеня

Литературные произведения Монтеня

Во время путешествия, в 1581 году, Монтень получил королевское уведомление о том, что он был избран мэром Бордо, и ему было предписано немедленно приступить к исполнению своих обязанностей. Прервав свое путешествие, Монтень вернулся в родные края. Неоплачиваемая должность мэра была почетной и в напряженной атмосфере Гражданской войны включала в себя поддержание повиновения города королю. Толерантность Монтеня не раз ставила его в очень сложное положение. Дело осложнялось тем, что Монтень поддерживал дружеские отношения с Анри де Бурбоном, лидером гугенотов, которого он высоко ценил и который гостил в замке со своей свитой зимой 1584 года. Генрих Наваррский неоднократно пытался привлечь Монтеня на свою сторону. Но позиция Монтеня не устраивала ни одну из сторон: и гугеноты, и католики относились к нему с подозрением. Второй двухлетний срок пребывания Монтеня на посту мэра проходил в еще более неспокойной и тревожной обстановке, чем первый. За шесть недель до окончания второго срока Монтеня в Бордо и его окрестностях разразилась чума. Почти все депутаты и большинство жителей города бежали из города.

Монтень, который в то время не был в Бордо, не осмелился вернуться в охваченный чумой город и поддерживал связь с городскими властями через письма. Дождавшись окончания своего срока, Монтень подал в отставку с поста мэра. Вернувшись в свой замок, Монтень снова посвятил себя литературной работе. В 1586-1587 годах он сделал множество дополнений к уже опубликованным частям «Эссе» и написал третью книгу. Чтобы проконтролировать публикацию этого нового, пересмотренного и значительно расширенного издания своих «Эссе», Монтень отправился в Париж. Эта поездка и пребывание в Париже сопровождались необычными для Монтеня событиями. По дороге в Париж, недалеко от Орлеана, Монтень был ограблен бандой либертинов. В самом Париже Монтень был охвачен теми же волнениями, которые царили в провинциях. «День баррикад», 12 мая 1588 года, закончился бегством королевского двора во главе с Генрихом III из столицы. Через три недели после этих событий были опубликованы «Эссе» Монтеня. Именно во время этого пребывания в Париже Монтень впервые встретил восторженную поклонницу своих работ, мадемуазель Мари де Гурне, которая стала его «интеллектуальной дочерью» и впоследствии редактором «Эссе».

Монтень продолжал работать над «Эссе» до последних дней своей жизни, внося дополнения и исправления в копию издания 1588 года. После смерти Монтеня его «так называемая дочь», Мари де Гурне, приехала в дом писателя и взяла на себя заботу о посмертном издании его произведений. Благодаря усилиям госпожи де Гурне и других друзей Монтеня, это издание, в котором были учтены изменения, внесенные автором в последние годы жизни, было опубликовано в 1595 году.

Мировоззрение Мишеля Монтеня

Главным произведением Монтеня являются «Эссе». По воспоминаниям современников, Монтень изначально не собирался его публиковать, так как предназначал свои размышления для узкого круга друзей и знакомых. Однако, задуманные как интимное произведение, «Эссе» вскоре стали литературным произведением национального масштаба, оказавшим огромное влияние на формирование философской, этической, политической мысли не только во Франции, но и в других европейских странах. В «Эссе» Монтень опирался на культурные традиции стоицизма и эпикурейства, о которых Монтень узнал, читая работы римского философа Сенеки и историка Плутарха. Сенека много писал о человеческой мудрости — быть выше страданий и смерти, презирать их: Стоики учили о превосходстве разума над чувствами, особенно над такими, как боль, страдание и страх смерти. Выше всех человеческих качеств, по мнению писателя, стоит «добродетель», которая может быть только результатом постоянного и неослабевающего усилия воли, и этим она отличается от обычной, природной доброты. Там, где человеку не нужно напрягаться, чтобы вступить в борьбу со страстями, там нет «добродетели». Этот конфликт, борьба возможны только при активном участии разума, который один может победить страх смерти и усмирить страсти. Такая трактовка роли разума, человеческой воли и активности направлена против подчинения судьбе, провидению и роковой необходимости.

Мировоззрение Мишеля Монтеня — продукт своего времени. Но философ также обращается к людям всех эпох. Сегодня мы читаем эссе Монтеня через призму его опыта — публикации XXI. Работа над книгой «Опыты» началась в 1570 г. Первое издание было опубликовано в Бордо в 1580 г. (в двух томах); второе — в 1582 г. (с исправлениями автора). Первый русский перевод «Эссе», опубликованный в 1954-1960 годах (впоследствии он неоднократно переиздавался), был основан на издании Арменго (1924-1927), воспроизводившем бордоский экземпляр «Эссе» (издание 1588 года — четвертое по счету — с рукописными исправлениями автора). Между тем, во Франции, помимо этой издательской традиции, существовала и другая (версия текста, подготовленная Мари де Гурнон после смерти автора в 1595 году). Последние легли в основу издания эссе, подготовленного исследовательской группой под руководством Жана Бальзамо и опубликованного в 2007 году в серии «Плеяды». Книга Монтеня, написанная как бы «от скуки», отличается крайним отсутствием претенциозности в своей структуре. Четкий план не соблюдается, изложение подвержено причудливым ходам мысли, многочисленные цитаты чередуются и переплетаются с повседневными наблюдениями. Совсем короткие главы чередуются с более длинными; самая большая глава «Опытов» — «Апология Раймунда Сабундского», которая имеет вполне самостоятельное значение. Поначалу книга напоминала сборник древних ученых на манер «Ночей Аттика» Авла Геллия, но затем приобрела свой неповторимый облик. Монтень является основателем жанра эссе, которому было суждено большое литературное будущее.

Философия Монтеня

Как мыслитель, Монтень сформировался в эпоху позднего Возрождения, в период расцвета культурного движения в Европе, которое принято называть гуманизмом эпохи Возрождения. Ренессансный гуманизм, или классический гуманизм, — это европейское интеллектуальное движение, которое было важной частью эпохи Возрождения. Считая своей главной задачей «возрождение» греко-римской культуры и стремясь приобщить к ее достижениям свою собственную позднесредневековую цивилизацию, гуманисты осуществили грандиозный синтез христианской «веры» и античной «мудрости». Такой синтез был возможен постольку, поскольку античность и христианство имели ряд сходных и даже совпадающих черт. Самой важной из этих черт был антропоцентризм — учение о том, что человек является очень привилегированным существом в космосе и что космос существует исключительно ради человека. Гуманизм развил антропоцентрическую идею до ее логического завершения. «Если очевидно, — писал в XV веке итальянский гуманист Г. Манетти, — что другие живые существа были созданы исключительно ради человека, то мы можем заключить, что мир был создан и устроен Богом исключительно для человека, поскольку он был создан ради одушевленных существ, а они — ради человека. И это надежно подтверждается тем фактом, что все сотворенное предназначено для одного человека и служит ему удивительным образом, который мы видим яснее, чем полуденное солнце. Поэтому Бог должен был с самого начала считать это свое творение настолько достойным и превосходным, что создал человека самым красивым, самым благородным, самым мудрым, самым сильным и, в конечном счете, самым могущественным.»

На фоне этой двухтысячелетней традиции прославления человека позиция Монтеня выглядит, по меньшей мере, шокирующей. Свою полную непримиримость к антропоцентризму автор выражает в знаменитой главе «Апология Раймунда Сабундуса», которая составляет интеллектуальное ядро эссе: Он принципиально настаивает на «сходстве положения всех живых существ, включая человека», который «не выше и не ниже других», и ставит вопрос о пределах человеческого познания, о доступности человеку истины. При этом он вступает в конфликт с одной из авторитетных доктрин своего времени — доктриной «естественной теологии». Естественная теология, разработанная в XIII веке Фомой Аквинским, утверждала, что, логически двигаясь от следствий к причинам, то есть от творения к Творцу, можно в конечном итоге прийти к «первой причине» всех явлений и всей Вселенной — Богу. Пафос естественной теологии, таким образом, заключается в том, чтобы примирить данные разума со сверхразумной верой, а истины, полученные из «светских» позитивных наук, с истинами откровения. Пафос Монтеня прямо противоположен: он стремится максимально разделить гуманитарные науки, человеческое знание, с одной стороны, и истины христианской веры — с другой. Позицию, отстаиваемую Монтенем в «Апологии», принято называть скептическим фидеизмом. Как таковой, фидеизм, утверждающий примат веры над знанием, и, следовательно, примат «сверхразумных» истин над «разумными», имеет такую же долгую историю, как и «естественная теология», и поэтому Монтень отнюдь не оригинален, когда восклицает: «Если даже та доля разума, которой мы обладаем, распространяется на небеса, как может эта крупица разума сравниться с нами? Как мы можем судить о его природе и способностях с нашими знаниями!»

Погруженный в мир без истины

Оригинальность Монтеня заключается, прежде всего, именно в тех скептических выводах, которые он делает из фидеистической позиции. Поскольку истина откровения неизмеримо превосходит все человеческие идеи и представления, потусторонние устремления заставляют автора «Эссе» не отказываться от разума, но подвергнуть его испытанию, чтобы увидеть, чего он стоит, когда предоставлен самому себе — таков был замысел Монтеня. Хаос также проявляется у Монтеня, когда он погружается в сферу человеческой морали, сферу обычаев, традиций, верований, социальных порядков и законов, которые совершенно отличаются от европейских. Поэтому есть такие народы, где оплакивают смерть детей и празднуют смерть стариков, где никогда не стригут волосы и ногти, где «уважаемый» сын должен убить своего отца по достижении определенного возраста, где не стыдятся иметь детей от своей матери, где женщины с бритыми головами считаются красивыми и так далее.

Какие из этих «привычек следует признать «нормальными», соответствующими человеческой «природе», а какие — нет? — Монтень задает вопрос. В конце концов, европейские законы кажутся американскому индейцу такими же нелепыми и извращенными, как и европейцу. Может ли философ, вынесший Бога «за скобки», найти универсальный, обязательный, то есть «естественный» закон для человечества, неизменные критерии истины? И Монтень отвечает: «Если человек признается, что не знает первопричин и основ, он должен решительно отказаться от всех других наук; ибо если он не знает основ, то его разум втянут в пыль, так как цель всех споров и всех исследований — установить принципы, и если эта цель никогда не будет достигнута, человеческий разум никогда ничего не сможет решить».

Автор «Апологии» заметно благоволит к другим философам, с большой симпатией цитируя любимые формулы древнего скептика Секста Эмпирика. Как и он, скептик Монтень утверждает: «Ничто я не обсуждаю так подробно, как ничто, и единственное знание, о котором я говорю, — это незнание».

Однако скептицизм отнюдь не является тем «идеалом», к которому стремится Монтень. Напротив, для него это скорее точка отталкивания или предел, который нужно преодолеть. Уже в «Апологии» автор отмечает, что скептикам свойственно «чрезмерное сомнение», которое «опровергает само себя», и признает относительность морали, которая меняется от страны к стране, но делает это с тяжелым сердцем: «Такая изменчивость суждений не для меня. Что это за благо, которое я видел в почете вчера, но которым не могу насладиться завтра, и переправа через любую реку которого становится преступлением?».

Добровольно погрузившись в мир без истины, Монтень сразу же обнаруживает все его «неудобства», причем «неудобства» не только философские, но и весьма практические — невозможность найти фиксированные критерии для повседневного поведения людей. Монтень был озабочен не только тем, что думать о жизни, но — прежде всего — тем, как ее прожить. Вопрос жизни для автора «Опытов» вполне конкретен. Потребность в истине, которая заставляет Монтеня исследовать реальность с дотошной точностью, показывает ее глубокую неискренность: «Истина, которая сейчас циркулирует среди нас, не та, которая реальна, а та, в которую мы убеждаем верить других».

Монтень любил сравнивать мир с театром, а людей — с актерами в масках. Ведь если есть «маска», то за ней должно быть и «лицо»; если человек может «казаться», значит, он может «быть»; если он ведет себя «искусственно», то, вероятно, способен на «естественность».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Начала научно-технических знаний в трудах Архимеда
  2. Структура сознания. Сознание и бессознательное
  3. Сократ: жизнь, основные философские идеи
  4. Горгий, древнегреческий софист
  5. К. Маркс и его философия
  6. Учение о субстанции (Декарт, Спиноза, Лейбниц) — Субстанция как философская категория
  7. Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики — Специфика средневековой схоластики
  8. Эллинистическая философия
  9. Ремесленные знания и механические искусства в Средние века (V— XIV вв.)
  10. Телеологическая концепция истории Августина — Концепция «Града Божьего»