Для связи в whatsapp +905441085890

Мистицизм философии В.С. Соловьева

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Критика идеи материальной субстанции в философии Дж. Беркли
  2. Агностицизм в философии И. Канта. Учение о познании и морали
  3. Диалектический идеализм Гегеля и его учение об Абсолютном духе
  4. Антропологический материализм Л.Фейербаха: «Человек человеку – Бог»
  5. Марксизм как идея и как реальность
  6. Проблема смысла жизни человека
  7. Осмысление добра в философии Л. Шестова
  8. Ономатология (философия имени) как наука (по работам А.Ф. Лосева, П.А. Флоренского)
  9. «Русская идея» в эсхатологической перспективе
  10. Свобода и рабство в осмыслении современных философов (Н.А. Бердяев, Ф.А. Хайек и др.)

Введение

Историческая тема занимала исключительно важное место в творчестве крупнейшего русского философа религии XIX века В.С. Соловьева.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) был философом, поэтом и публицистом. Сын известного русского историка С. М. Соловьева. Окончил историко-филологический факультет Московского университета, защитил магистерскую диссертацию в 1874 году.

В последние годы жизни философ разрабатывает систему религиозной этики, разрабатывает проблемы эпистемологии и истории философии, переводит труды Платона, подводит итоги собственной истории философского поиска. В.Соловьев является основателем русской метафизики всеединства, и влияние его идей на последующую русскую религиозно-философскую мысль было исключительно глубоким.

Таким образом, целью данной работы является анализ философии В.С. Соловьева.

Эта цель достигается путем решения следующих взаимосвязанных задач:

Изучение социальных и идейно-теоретических истоков философии В.С. Соловьева;

Охарактеризовать философию «всеединства» как попытку создания всеобъемлющего мировоззрения.

Изучение данной темы основано на применении частнонаучных методов исследования: логического, сравнительно-правового, аналитического, статистического, конкретно-социологического и других.

Теоретической основой данной работы являются труды специалистов в области философии: В.А. Кувакина, В.Н. Лаврененко, А.П. Козырева, Н.Ф. Уткина и многих других.

Структура работы определяется целью и задачами исследования и, соответственно, состоит из введения, двух параграфов, заключения и библиографии.

социальные и идейно-теоретические истоки философии В.С. Соловьева.

Владимир Сергеевич Соловьев, русский философ-религиовед, поэт, публицист и критик. Сын С. М. Соловьева.

Учился на физико-математическом факультете, затем на историко-филологическом факультете Московского университета, который окончил в 1873 году; в 1874 году защитил в Санкт-Петербурге магистерскую диссертацию «Кризис западной философии». Против позитивистов», а в 1880 году он защитил диссертацию «Критика абстрактных начал». После выступления против смертной казни в марте 1881 года (в связи с убийством Александра II народовольцами) В.С. Соловьев был вынужден оставить преподавание.

В 80-е годы он выступал в основном как публицист, ратуя за объединение «Востока» и «Запада» через воссоединение церквей, борясь за свободу совести и против национально-религиозного гнета; писал (с 1883 года) для либерального «Вестника Европы». В 90-е годы занимался философской и литературной деятельностью; переводил Платона, редактировал философский раздел в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.

Как мыслитель и утопист, Соловьев оказался на перекрестке различных интеллектуальных движений. Понимая свое философское творчество как утверждение «веры отцов» на «новом этапе рационального сознания», он столкнулся с непосильной задачей соединить научный и рационалистический «дух эпохи» с религиозной традицией.

Философия “всеединства” как попытка создания всеобъемлющего мировоззрения

Русский философский ренессанс или ренессанс русской религиозно-идеалистической философии опирался на два основных идейных источника: с одной стороны, на предшествующее развитие мировой философии и культуры, а с другой — на длительный процесс развития русской философской мысли.

Тесно связанная с магистральной линией развития отечественной философии, русская религиозно-идеалистическая философия в начале XX века шла по пути славянофилов. Однако он отличался от них своей положительной оценкой современных западных философских идей. Хотя для русского религиозно-философского ренессанса были важны как западные, так и славянофильские идеи, Ф.М.Достоевский и В.С.Соловьев были его настоящими интеллектуальными отцами. Идея Соловьева о возможности достижения единства русского православия с западной религией и культурой повлияла на философские построения Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Л. Н. Толстого. И. Шестов.

Владимир Соловьев (1853-1900) создал свою собственную религиозно-идеалистическую систему. О широте и разносторонности интересов Соловьева можно судить по его многочисленным работам.

Владимир Соловьев (1853-1900) создал собственную религиозно-идеалистическую систему. О широте и разносторонности интересов Соловьева можно судить по его многочисленным работам. Основные положения его философии были изложены в его первых работах: Магистерская диссертация «Кризис западной философии (против позитивизма)» (1874) и докторская диссертация «Критика абстрактных начал» (1880). Соловьев излагает онтологию и гносеологию универсализма, прежде всего, в «Философских элементах цельного познания» (1877), а также в «Первых началах творческой философии» (1897—1899). В работах он изложил свои представления об историческом процессе: «Чтения о богочеловечестве» (1877— 1881), «История и будущее теократии» (1885—1887), «Теократическая философия» (1899), «Три силы» (1877) и др. Основные положения этической концепции сосредоточены в работе «Оправдание добра» (1897-1889), они затрагиваются и в других произведениях.

Работы Соловьева «Красота в природе» (1899), «Общий смысл искусства» и др. посвящены этическим проблемам. «Национальный вопрос в России» (1883—1891) и «Китай и Европа» (1890) содержат взгляды философа на политико-философские вопросы. Кроме этих работ, Соловьев написал и другие труды по философии.

Концепция знания. В своих магистерской и докторской диссертациях Соловьев отмечал, что знания человека о своей истории носят односторонний характер. Европейская философия и наука разделили реальность на части, противопоставили мир и человека друг другу, и поэтому мыслитель считает, что ни эмпиризм, ни рационализм не смогли достичь целостного знания. Ни эмпиризм, ни рационализм, провозглашенные европейской философией как путь к истинному знанию и ограниченные логическими рассуждениями, не дают такого знания; они лишь соприкасаются с объектом, но не проникают в него. Такое знание поверхностно, оно внешнее и относительное. Чтобы открыть абсолютную истину, необходимо установить внутренний контакт со всеобщим, что достигается только путем прямого интуитивного внутреннего созерцания, веры. Рационализм и эмпиризм включены Соловьевым как подчиненные моменты в процессе познания.

Внешний опыт (и, следовательно, положительная наука), по Соловьеву, может дать только материал, а разум (философия) — только форму для достижения истины (полноты бытия). Основой интегрального знания является внутренний опыт, мистическое восприятие, интуитивное созерцание, вера.

Биография

Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо сначала выяснить, кто был автором учения Теософии.

Итак, Владимир Сергеевич родился в 1853 году, его отец — Сергей Михайлович Соловьев — был известным историком, профессором Московского университета, мать происходила из небольшой русской семьи, в которой смешались украинские и польские корни.

Соловьев окончил Первую московскую гимназию с золотой медалью, поступил на физико-математический факультет Московского университета; с 3-го курса стал добровольным студентом историко-филологического факультета. Он защитил докторскую диссертацию и провел еще один год в Московской духовной академии.

Философ много путешествовал (в том числе по Англии, Франции, Италии). Соловьев много писал на религиозные темы, но его богословские труды были враждебно восприняты Русской православной церковью, а после публикации «Религиозных основ жизни» Соловьеву вообще запретили печатать какие-либо религиозные труды.

Соловьев преподавал в Московском и Санкт-Петербургском университетах. Он стал доктором философии после защиты диссертации «Критика абстрактных принципов», в 1881 году он произнес знаменитую речь против смертной казни. Посвятив себя полностью науке и литературе, он много ездил по Москве и Санкт-Петербургу, останавливаясь у друзей. По их словам, Соловьев отказался от мирских благ, долгое время находился в уединении. Постоянно работать, писать, иногда не выходить из-за стола по несколько дней, даже когда он болел — все это серьезно подорвало его здоровье. Он умер в 1900 году в селе Узкое, подмосковном имении князя П.Н. Трубецкого. Философ был похоронен рядом со своим отцом в Новодевичьем монастыре в Москве.

В. Соловьев оставил нам, читателям, бессмертное наследие — свои письменные труды (собрание сочинений в 10 томах, не считая религиозно-философских работ, изданных во Франции, три тома переписки и один том стихотворений), которые характеризуют его как талантливого поэта, философа и публициста. Его учение о религиозном преображении действительности оказало большое влияние на русскую общественно-философскую и литературную жизнь конца XIX века. Доктрина основана на евангельском учении о кризисе жизни и приближающемся апокалипсисе. Философ отвергает революцию, но в то же время он не принимает жестокости существующего самодержавия. Он делает выбор в пользу духовного обновления мира и связывает его со Вторым пришествием. Главное место в его учении занимает образ женщины, облеченной в солнце. Она — воплощение добра, красоты и справедливости, она дарит миру нового Бога. Его учение стало популярным среди «младших» символистов — А. Блока, А. Белого, С. Соловьева — они считали его своим «духовным отцом». Кроме того, он стал основателем школы идеалистической философии, за ним последовали Н. Бердяев, П. Флоренский и другие. Труды В. Соловьева по развитию отечественной философской мысли приравниваются к трудам Гегеля в Германии, поэтому он занимает особое, почетное место в истории русской философии.

Философия Соловьёва

Сама философия, по мнению Соловьева, начинает формироваться в период сильного кризиса, в то время, когда религия перестает иметь значение в обществе. Владимир Сергеевич считал, что родиной философии была Древняя Индия, где становление ознаменовалось тезисом: «Все едино». Там идея «всеединства» была основой, которая передавала целостность всей философии, несмотря на ее разнообразие. Европейский рационализм служил именно этой идее и способствовал формированию свободной личности, стремящейся к знаниям. Человечество достигло такого состояния, когда дифференциация его существа достигла предела, опасного для дальнейшего существования. Поэтому односторонние философские концепции, исходящие то из материи (материалисты), то из духа, души (идеалисты), потеряли свое значение.

Поэтому пришло время новой философии, когда на основе достижений идеалистов и материалистов можно создать философию, охватывающую все сферы жизни и способную понять их в единстве. Соловьев создал именно такую философию.

На мировоззрение Соловьева оказала сильное влияние христианская литература и идеи неоплатонизма, поэтому для него тесно связаны богословие и философия. Он заимствовал многие идеи у немецких философов (Шеллинга, Гегеля, Баадера, Бёме, Шопенгауэра), они сформировали его мышление: он применил диалектические методы к неоплатонизму, на него повлиял немецкий идеализм.

В учении Соловьева центральной является идея «всеединого бытия», поэтому всю его систему принято называть философией всеединства. Это понятие оказалось столь важным для Владимира Сергеевича по нескольким причинам: он обладал сильным чувством добра и красоты, его отличало бережное отношение к культуре и безграничная человечность. Бердяев говорил: «Такой воздушный, приземленный, не земной человек оправдывает все историческое, выросшее из почвы, связанной с землей». Философия Соловьева начинается с понятия не бытия, а сущего. «Бытие» как таковое интересовало Владимира Сергеевича вторично, поскольку оно лишь противопоставляется «небытию».

Соловьев попытался создать на основе обновленной религии всеобъемлющую христианскую философию, которую назвал метафизикой омнификации.

Мы можем говорить о единстве в трех аспектах: онтологическом, гносеологическом и аксиологическом. В онтологическом аспекте единство предстает как Бог в его трех ипостасях, которые определяют начало и единство, цельность всего сущего. Самая полная форма всемогущества — это вечная божественная Идея (или София), содержащаяся в божественном Логосе. Онтологически, таким образом, единство — это единство Творца и творения. Истоком всей действительности Соловьев считал сверхъестественное царство божественных Идей, отражением которых является вся Вселенная. «Дорогой друг, неужели ты не видишь, что все, что мы видим, — лишь отражение, лишь тени невидимого нашими глазами», — писал он в одном из своих стихотворений. Соловьев восхищался объективно-идеалистическим учением Платона и перевел многие его диалоги на русский язык. Но он переосмыслил учение Платона с христианской точки зрения.

Принимая идею эволюционного развития Вселенной, Соловьев дает ей свою религиозную интерпретацию. По его словам, задача эволюции состоит в том, чтобы через определенные этапы восстановить утраченное грехом единство с Богом:

1 минеральное царство,
2 растительное царство,
3 царство животных,
4 естественное человечество,
5 духовное человечество — смертный мир, движущийся к воссоединению с Творцом.

В гносеологическом аспекте всеведение выступает как интегральное знание, которое представляет собой неразрывное сочетание эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (религиозного) знания. Целостное знание предполагает в качестве исходного принципа веру в безусловное существование абсолютного начала. Эмпирическое и рациональное знание может играть лишь вспомогательную роль; сами по себе они несовершенны. Эмпирическое знание, таким образом, не позволяет делать выводы ни о чем, кроме явлений, в то время как рациональное знание исследует только сам разум. Совершенное (интегральное) знание, таким образом, является синтезом эмпирического, рационального и мистического знания. Это приводит Соловьева к мысли о необходимости единства науки, философии и религии. Соловьев называет это единство свободной теософией. Все знания представляются Соловьеву как божественная истина.

Теософия. Понятие Софии

Философ дает имя София первой материи, началу многообразия. Термин «София» пришел в русскую философию из эллинизма. С греческого языка это слово переводится как мудрость, благоразумие. По словам Соловьева, София имеет двойственную природу:

С одной стороны, философ вводит ее в христианский контекст теософии, с другой стороны, она представлена как мистический элемент. София может быть ничем иным, как миром-душой, материей абсолютного бытия, обожествленной материей.

«София — это тело Бога, материя Божества, пронизанная началом божественного единства. Христос, осуществляющий или несущий это единство, как целостный божественный организм — универсальный и индивидуальный одновременно — есть Логос и София», — говорит Соловьев. Человек занимает особое место в концепции «Теософии». «София — идеальное совершенство человека», — писал Владимир Сергеевич в своих трудах. Но София является неотъемлемой частью Абсолюта и Бога, потому что без нее нет деятельности Бога. В философии Соловьева человек «сопутствует» Богу, он отрицает утверждение, что Бог может существовать без человека. Здесь речь идет не о человеке как биологическом виде, который появился в процессе эволюции, а о человеке как идее бытия, заложенной в основах всего мира. Софистический идеальный человек принадлежит вечности, и она принадлежит ему, поэтому он един с Богом.

«Единство» означает абсолютное, божественное начало, а реальный мир является его воплощением, причем «мировая душа», София — мудрость Бога — является посредником.

Онтологические принципы, лежащие в основе философской концепции Соловьева, неотделимы от его эпистемологической доктрины. В основе единства гносеологии и онтологии у философа лежит идея Платона о единстве истины, добра и красоты. Он говорит: «…добро, истина и красота — это различные образы или виды единства, среди которых для Абсолюта его содержание, или все, — или три различные стороны, из которых абсолют-субстанция сводит все к единству….. Все внутреннее единство… это любовь».

Суть новой эпистемологии заключается в том, чтобы достичь понимания всеобщего в его тотальности, сохраняя при этом индивидуальное в его уникальности.

В теории «всеохватывающего бытия» подробно разработана идея единства познавательной и этической деятельности (истины и добра). Соловьев считает, что в отсутствие нравственности невозможно получить критерий истины. В духовном сознании познающего находится единственное стоящее доказательство правдивости получаемых им результатов. Но безнравственное сознание легко находит убедительные аргументы в пользу своей мнимой истины. Отсюда вывод: только нравственно богатый человек может быть примером истинности своего познания и полученных знаний. Философское знание неотделимо от эстетического чувства, от этики, но прежде всего от настоящего «коллективного творчества». Только настоящее творчество может изменить общество, земную природу и Вселенную. В качестве средства решения этих животрепещущих проблем Соловьев предлагает единство свободно-нравственного человечества, которое развивается через нравственное возрождение каждого человека и общества.

Заключение

Таким образом, «единство» — это синтез доброго, прекрасного и истинного, который познается только «цельным» знанием, сочетающим мистические, рациональные (философские) и эмпирические (научные) принципы, а основой является мистическое знание: безусловная вера, интуиция, творчество. Соловьев называет единство философии, науки и богословия «свободной теософией».

София — это мировая душа, мистическое космическое существо, объединяющее Бога с земным миром; София представляет собой вечную женственность в Боге и в то же время Божий план для мира. Этот образ встречается в Библии; он открылся Соловьеву в мистическом видении, о котором он поведал в поэме «Три свидания». Идея Софии реализуется тремя путями: в Теософии формируется понятие Софии, в Теургии она обретается, а в Теократии воплощается.

Теософия — это буквально божественная мудрость. Это синтез научных открытий и откровений христианской религии в рамках общей совокупности знаний. Вера не противоречит разуму, а дополняет его. Соловьев признает идею эволюции, но считает ее попыткой преодолеть грех, прорвавшись к Богу. Эволюция проходит через пять стадий или «царств»: минеральное, растительное, животное, человеческое и божественное. Утопический смысл «Теософии» заключается в объединении религий, национальностей, в создании Богочеловека, в отсутствии вражды и эгоизма, в создании «Царства Божьего» на земле, где отсутствуют все противоречия. Но Владимир Соловьевич понимает, что «единство всеобщего» — материя неустойчивая, так как может разрушить себя в результате расширения хотя бы одного из оснований, он говорил: «Ложью мы называем такие мысли, которые принимают только одну из частных сторон бытия», поэтому философ считал, что в нравственной сфере зло, а в научной и рациональной — ложь определяют уродство в эстетической сфере. Таким образом, Соловьев признает несостоятельность своей теории идеального мира, что, вероятно, является причиной того, что в конце жизни он отказывается от «Теософии» и приходит к идее катаклизматического конца истории (эсхатологии).

Список литературы

  1. В. С. 1 Соловьев, «Оправдание добра», Академический проект, Москва, 2010;
  2. В.С. Соловьев, «Критика отвлеченных начал», издательство «Директмедиа», Санкт-Петербург, 2002;
  3. Владимир Соловьев. Чтения о том, как быть Богом; Статьи; Стихотворения и поэма; Из трех разговоров…: Краткое повествование об антихристе. Составлено и аннотировано А.Б.Муратовым. 528с. Санкт-Петербург: «Художественная литература», 1994г.
  4. В. С. Соловьев, Избранные произведения, Советская Россия, Москва 1990.