Для связи в whatsapp +905441085890

Многообразие пространственно-временных уровней бытия — Начало времени еще не есть время

Наши представления о пространстве и времени исторически обусловлены, они меняются с развитием знаний о природе. Современные представления о времени и пространстве имеют мало общего с тем временем и пространством, которые воспринимались и переживались людьми в другие исторические периоды. Человек не рождается с «чувством времени»; его представления о времени и пространстве всегда определяются культурой, к которой он принадлежит.

С самого начала человеческой истории древнейшие архетипы пространства и времени были сформированы в мифологии. В традиционных культурах пространство и время были не однородными, а насыщенными чувствами и ценностями.

Мифологическое пространство характеризуется свойством спиралевидного разворачивания по отношению к определенному «центру мира» как особой точке, через которую как бы проходит воображаемая «ось» разворачивания. Это значение сохраняется в современном языке, где пространство ассоциируется с такими понятиями, как «расширение», «растягивание» и «рост».

В мифологическую эпоху пространство трактовалось не только как особое физическое свойство бытия, но и представляло собой своеобразное космическое место, где разворачивалась мировая трагедия богов, олицетворенных добрых или злых сил природы, людей, животных и растений, борющихся друг с другом.

Прежде всего, это была картина культурного пространства, которое было гетерогенным и отдельные места которого поэтому были наполнены специфическими смыслами и значениями для человека. Он различал места, где протекает обычная жизнь, и священные (от латинского sacrum — святой) места. Концепция сакрального пространства включает в себя идею постоянного действия сакральных сил, которые когда-то осветили и преобразовали данное пространство, придав ему особый смысл и тем самым выделив его из окружающего пространства. Сакральное пространство — это грань человеческого и природного мира, это посредник, соединяющий небо и землю, людей и богов, видимое и невидимое, естественное и сверхъестественное; оно объединяет крайности и соединяет противоположности. Человечество присвоило статус «священного» горам, камням, рощам и отдельным деревьям, рекам и озерам, местам обитания великих людей, кладбищам, храмам и другим памятникам культурного, исторического и природного наследия.

Важнейшей особенностью мифологического пространства было то, что оно не было отделено от времени и составляло с ним особое единство, называемое хронотопом (от греч. chronos — время и topos — место, единство пространственных и временных параметров).

В древности человек ощущал еще большую зависимость от времени, поскольку с ним было связано понимание конечности земной жизни и неизбежности смерти как перехода в мир иной. У древних греков даже был бог, олицетворявший время — Хронос (от греч. Xpovoq — zpovoc — время), у космоса такого божества не было.

Древние и традиционные культуры воспринимали время как цикл, в котором события происходят в соответствии с ритмами природы. Время не течет линейно из прошлого в будущее, а либо не движется, либо вращается по кругу. Недаром славянское слово «время» содержит древний образ вращения, колеса; время — родственник слов с корнем «вер-«, «верт» — «вертеть», «вертеть», «вертеть», «вертеть», «вертеть», революция, обращение небесных сфер, вращение небес. Вращение, круг, цикл — это глубинный архетип времени в духовной культуре человечества.

Понимание времени в древней культуре оставалось под сильнейшим влиянием мифологического понимания реальности. Мир представлялся не в терминах изменения и развития, а как находящийся в покое или вращающийся в «большом круге». Необратимость времени, которая кажется естественной для нашего сознания, вовсе не является таковой, если выйти за рамки исторически обусловленных и потому неизбежно ограниченных представлений, свойственных людям современной цивилизации. Линейное время — это одна из возможных форм времени, которая преобладала в качестве единственной системы отсчета времени в европейской цивилизации. Но опять же, это был результат долгого и сложного развития.

Многообразие пространственно-временных уровней бытия - Начало времени еще не есть время

Начало времени еще не есть время

Человек живет в пространстве, осознает свою зависимость от его свойств, таких как размеры, границы, объем, господствует над пространством, завоевывает его.

Мир создан Богом, у него есть начало — это утверждение означает существование мира во времени, в котором есть начало и будет конец. Святой Василий считал, что время было создано Богом как некая среда для материального мира, как непрерывность и чередование рождения и смерти. В начале и во времени Бог творит мир. Но начало времени еще не есть время, «как начало пути еще не есть путь».

Христианское понимание времени и истории представляет собой горизонтальную линию: Есть начало — сотворение мира, трагический поступок человека, его падение; центральное событие — воплощение Бога; и конец — возвращение Иисуса Христа.

Начало и конец времени ограничивают продолжительность человеческой истории. Историческое время приобретает определенную структуру и делится на две основные эпохи: до рождения Христа и после.

История движется от акта божественного творения до Страшного суда. Историческое время становится векторным, линейным и необратимым. В то же время в годовом цикле религиозных ритуалов время течет иначе: различие между прошлым, настоящим и будущим было относительным: каждый год видел рождение Христа, его жертву и воскресение.

Концепция линейного времени окончательно возобладала в европейской культуре при переходе к техногенной цивилизации и индустриальному обществу в процессе разрушения религиозного сознания и формирования рационального сознания. Изобретение механических часов как средства точного измерения времени, их непрерывный отсчет одних и тех же временных интервалов способствовали формированию представления о времени как об объективном процессе, проходящем из прошлого в будущее через точку, называемую настоящим. Впервые время, наконец, вытянулось в прямую линию, стало линейным. В индустриальном обществе время становится одной из важнейших ценностей, говорят даже о «деспотизме времени».

Только благодаря ряду трансформаций, произошедших с пониманием времени, возникла его современная интерпретация. Перефразируя известную пословицу, можно сказать: времена меняются, а вместе с ними меняется и наше представление о времени.

Появление человека ускорило дальнейшую эволюцию биосферы на много порядков. Скорость его эволюции захватывает дух: 3-3,5 миллиона лет назад наш вероятный предок, австралопитек, жил простой жизнью человекообразных обезьян в тропическом лесу и был убежденным вегетарианцем, а сейчас человек владеет секретами атомной энергии и пилотирует космические корабли.

Информационная емкость имманентно-динамического бытия — природы, общества и культуры — определяется количеством событий в единицу времени; в повседневной жизни мы говорим: «время текло быстро» или «время текло медленно», и с помощью таких метафор общее сознание формулирует наше представление о течении самого бытия. Вернадский даже считал необходимым различать «геологическое время», в котором существует «покоящаяся» материя, и «историческое время» как время процессов в «живом веществе».

Эволюция и пространственно-временные свойства

Философия, опираясь на синергетику, способна ответить на вопрос, на чем основано различие между этими первичными формами порядка. Она заключается в том, что пространственно-временная структура материи, которая потенциально присутствовала в своей первоначальной плазмахаотической форме, смогла произвести три — и только три — определенных состояния, когда первоначальный синкретизм разрушился: твердые, в которых влияние времени сведено к возможному пределу, а определяющими являются пространственные свойства материи (трехмерная структура, плотность атомных связей и устойчивость существования, нарушаемая только внешними воздействиями); газообразные — характеризующиеся доминантой времени — непрерывным и ничем внутренне не ограниченным движением субмолекулярных частиц; наконец, жидкие, волнообразная структура которых объединяет в подвижном равновесии пространственные и временные свойства материи. Согласно теории петербургского биохимика В.М. Бурена, возникновение клеток, в которых «впервые и надолго зажглась жизнь» в процессе соединения молекул жира с водой, привело к «отграничению определенного пространства от окружающей среды», в котором «образовалась внутренняя сеть мембран», и эта пространственная структура оказалась процессуально-динамической — «способной устанавливать и поддерживать упорядоченный обмен веществ». Конечно, в задачу философа не входит оценка этой гипотезы, но она кажется правдоподобной именно потому, что описывает конкретный механизм слияния пространственных и временных свойств клетки как первоначального носителя нового естественного состояния бытия — жизни.

Онтологическую ситуацию феномена жизни на нашей планете можно считать переходной в том смысле, что феномен жизни как возникает, так и не возникает из неорганического уровня существования материи.

Например, такая ситуация была сформулирована X. Плесснер: «Жизнь — это существование, сопоставленное со сферой небытия, которое относится к ней как к своей противоположности и своей противоположности. Это отношение отличается от отношения между двумя автономными системами, замкнутыми друг на друга, которые не нуждаются друг в друге, а только стоят незаменимыми в ряду….. Границы двух сфер бытия открываются для взаимного влияния, не отменяя друг друга. Автономия не превращается в гетерономию, а сохраняется благодаря гетерономии».

Говоря об эволюции соотношения пространственных и временных свойств материи в нелинейно развивающемся процессе «аггрегатогенеза», важно иметь в виду, что первоначальное противопоставление пространственно-телесных и временно-волновых состояний материи не было жестким, с непреодолимыми границами — между ними существовали переходные формы и взаимопревращения, которые их связывали: Жидкость могла застывать и испаряться при определенных условиях, твердое вещество могло плавиться, газообразное — сжижаться; в результате сочетания первичных форм существования материи образовался «спектральный ряд».

Происхождение жизни

Синергетическое рассмотрение следствия этих структурных различий между тремя агрегатными состояниями материи приводит к выводу, что их крайние состояния — пространственно-временное и внеязыково-динамическое — не содержат импульсов самомодификации, самодвижения и саморазвития, Жидкое состояние получило способность самомодификации, поскольку в нем пересеклись пространственные и временные параметры.

Биохимия пока не дает однозначного решения проблемы происхождения жизни. Профессор В. М. Бурен выделяет четыре основные гипотезы: гипотезу «сотворения», гипотезу «эволюции», гипотезу «онтогенеза первоначальных геномов» и модель «химической эволюции». С философской точки зрения все эти гипотезы, включая возрожденную креационистами фантастическую библейскую идею «божественного творения», порождают онтологическую проблему возникновения бытия из небытия, поскольку изначально материя во всех трех агрегатных состояниях имела неорганический характер, и вдруг (недаром это всегда казалось настоящим чудом, необъяснимым без апелляции к творческому всемогуществу Бога или к внеземному эксперименту! ) возникла качественно иная органическая форма бытия — жизнь. Конечно, она возникла не на пустом месте: Ничто не может возникнуть «из ничего», но то, что существовало до него, является чем-то принципиально иным.

В упомянутом выше современном петербургском учебнике философии в главе «Жизнь» говорится, что «с философско-онтологической точки зрения жизнь — это процесс, в котором потенциальные свойства бытия преобразуются в его актуальные значения», а важнейшими «свойствами жизни, характерными для каждой ее формы, являются: Выделяют «Питание, дыхание, раздражительность, активность, размножение и рост».
Поэтому «неотъемлемыми признаками жизни являются:

1) энергетические метаболические процессы; 2) особенности самоорганизации; 3) информационно-генетические особенности; и 4) эволюционные особенности». Рассматривая жизнь в эволюционном плане, Ю.М. Шилков выделяет три этапа ее формирования: этап 1 — «от атома к молекуле», этап 2 — «от отдельных молекул к полимерным ассоциациям», этап 3 — «от полимеров к агрегатам простейших клеточных организмов». Суть «тайны биогенеза» заключается в возникновении качественно новой формы бытия, которая до этого момента находилась «в ничто», то есть возникновение из ничего. Центральная онтологическая задача — показать возможность и необходимость возникновения бытия из небытия, в данном случае, следовательно, объяснить «чудо» возникновения органических форм материи из неорганических, а не описать бытие как таковое. Пользуясь тем, что наука еще не нашла убедительного объяснения этому явлению, креационизм противопоставляет библейские мифологические фантазии научному мышлению. С другой стороны, философии не нужно ждать понимания проблемы на биохимическом уровне, поскольку онтологический анализ дает теоретическое решение (конечно, в самом общем виде, характерном для абстрактного мышления), а именно: закономерности того, как бытие рождается из небытия.

Неразделимость пространства и времени

Время — единственный атрибут, общий для всех форм бытия (отсюда понятно сопряжение М. Хайдеггером бытия и времени), тогда как пространство — атрибут только материи.
Время асимметрично — будущее и прошлое радикально различны, а пространство, которое само не знает различия между симметрией и асимметрией, его симметричное деление человеком на «верх — низ», «право — лево», «длина — ширина», допускает все многообразие геометрических и стереометрических фигур, построенных наукой о структурах — математикой; Таким образом, получается, что объективная структура природных форм в живых организмах, как растений, так и животных, предпочитает горизонтальную симметрию вертикальной асимметрии из-за действия закона гравитации.
Рассмотрение физиками времени в микромире как «четвертого пространственного измерения» основано на неразрывности пространства и времени с безусловным приоритетом пространственных отношений, а само это выражение является метафорой. Между тем, различие противоположных агрегатных состояний материи уже в макромире показывает зависимость их модификаций от того, какие отношения — пространственные или временные — доминируют: в одном случае корпускулярные свойства частиц заставляют их сливаться в плотную непроницаемую ткань материи с ее трехмерной структурой, в другом случае доминирующее волновое существование элементарных частиц порождает газообразное состояние материи. (Подобная дихотомия повторяется и в формировании сверхъестественной формы бытия — двухступенчатой человеческой деятельности: практической, которая воплощается в конкретных объектах с пространственным бытием, и духовной, эмоционально-интеллектуальное бытие которой не имеет пространственных очертаний, подобно волновому движению газов. Примечательно, что термин «дух» происходит от «дыхания» (то же самое на латыни), которое воспринимается как признак человеческой жизни и поэтому мистически ассоциируется с потусторонними, божественными силами).
Уже в природе различия в пространстве и времени приводят к формированию разных органов чувств для их восприятия — зрения и слуха, причем зрительная ориентация, то есть ориентация животного в пространстве, явно преобладает, а слуховая ориентация, дающая информацию о временных изменениях, развита относительно слабо. Как показали исследования зарождающейся функциональной асимметрии мозга животных, развитое у человека левое полушарие, которое «отвечает» за абстрактное мышление, язык и, соответственно, за восприятие и понимание времени, предоставляет лишь начальную, рудиментарную информацию о последовательности событий.
Пространственные отношения полностью во власти бытия, они не могут ни появиться, ни исчезнуть в природе (они вообще не существуют в сверхъестественном бытии общественных отношений и в духовном содержании культуры, и применение к ним термина «пространство», как я уже говорил, чисто метафорично): Бытие находится во власти времени, ибо время превращает небытие (будущее, возможное, идеальное) в бытие (настоящее, актуальное, реальное) и бытие обратно в небытие (прошлое, ушедшее, только в памяти). В принципе, Августин уже знал о скептическом отношении к настоящему, которое, не успев обрести бытие, небытие будущего, ставшего настоящим, тут же становится прошлым, то есть возвращается в небытие, что делает существование иллюзорным, мимолетным мгновением между «было» и «будет» (отсюда принцип античного гедонизма «sagre diem» и пронзительный призыв Фауста «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»). — Она прекрасна уже потому, что это единственное, что есть на самом деле). Понятно, что для животного не существует проблемы времени: его существование — это «вечное настоящее» («вечное» в смысле «пожизненное»), тогда как в человеческом существовании с самого начала процесса формирования сознания возникает потребность и способность воспринимать время и осмысливать отношения временного и вечного, изменчивого и неизменного, т.е. человеческого и сверхчеловеческого, а значит, видимо, и божественного.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. А.И. Герцен. «Письма об изучении природы» — Биография Герцена
  2. Философия политического сознания
  3. Учение Гераклита
  4. Философия и мифология — Социально-исторические истоки философии
  5. Блаженный Августин
  6. Экзистенциал
  7. Джордж Герберт Мид, американский философ, представитель прагматизма
  8. Эстетическое как универсальный критерий ценности
  9. Человек как творец и наследник духовного богатства
  10. Анатомия сообщества