Для связи в whatsapp +905441085890

Моделирование деятельности воспитателя по обучению рисованию детей 5-6 лет через игровую деятельность — Понятие и задачи художественного развития и виды продуктивной деятельности в ДОО

ФГОС дошкольного образования продуктивная деятельность, включающая рисование, лепку, аппликацию и конструирование решает задачи и условия реализации образовательного процесса в ДОО. Изобразительная деятельность, как часть продуктивной является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.

О том, что занятия по рисованию очень важны для развития у детей дошкольного возраста их чувств, мышления и других познавательных процессов, писали многие педагоги прошлого (Я.Коменский, Ф.Фребель и др.).

Изобразительная деятельность не утратила широкого воспитательного значения и в реалиях современности.

Проблемой развития детского изобразительного творчества, в частности рисования, занимались А. Бакушинский, Д. Богоявленская, А.Венгер,Н. Ветлугина, Т. Казакова, Т. Комарова, А. Рождественская.

В работах А. Запорожца Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения установлено, что дошкольники способны в процессе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме.

В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы.

Основная задача обучения рисованию — помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности — формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

Исследование определяется необходимостью более глубокого изучения теоретических аспектов по обучению основам рисования и практического выявления особенностей деятельности воспитателя при его взаимодействие с игровой деятельностью детей, как наиболее вариативной системы, позволяющей развивать личность ребёнка, его художественные способности, творчество в любой области.

Моделирование деятельности воспитателя по обучению рисованию детей 5-6 лет через игровую деятельность - Понятие и задачи художественного развития и виды продуктивной деятельности в ДОО

Понятие и задачи художественного развития и виды продуктивной деятельности в ДОО

Художественное развитие удовлетворяет острую потребность детей в самопроявлении. Продуктивная деятельность, определяющая художественное развитие, является одной из самых любимых в занятиях дошкольников. В этом виде деятельности дошкольники проявляют высокую заинтересованность и, что важно, небольшую утомляемость. Эти факторы положительно влияют на эмоциональное состояние, общее психическое развитие ребёнка и вместе с тем, эта деятельность является средством всестороннего развития ребёнка.

В свете концепции личностно ориентированного воспитания особое значение приобретают проблемы художественного развития личности в детстве, как самобытного неповторимого периода человеческой жизни. В связи с вышесказанным И.Бех отмечает, что «художественное развитие ребёнка происходит в особой деятельности присвоения общественно заданных способностей, таких, что с самого начала раскрываются через изобразительную деятельность».

Вместе с тем учёный замечает, что «воспитание выступает для ребёнка посредником в овладении историко-культурным опытом, жизненное богатство которого несут на себе искусство, игра, творчество, народные традиции и обряды, мифология, религия и тому подобное».

С этой позиции продуктивная деятельность обеспечивает контекст, в котором развивается ребёнок, и тем самым становится источником важных влияний на развитие личности в онтогенезе.

В ряде исследований учёными (Е. Квитковский, Г. Совёнок и др.) рассмотрено рисование дошкольников как вид продуктивной деятельности и часть системы художественно-эстетического воспитания. Так, Б.М. Неменский Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического образования. М.: Просвещение, 1987.с.255. считает, что эта система начинается с дошкольного учреждения, в котором должно быть представлено в интегративных формах привлечение детей к различным видам искусства и художественно-эстетической деятельности.

Исследования А. Буровой и Е. Квятковского доказывают, что «при благоприятных условиях процесса художественного воспитания уже в конце дошкольного возраста у детей могут сформироваться некоторые художественные знания (понятия об искусстве), первые попытки самостоятельно оценить произведение (в основном по формуле «нравится — не нравится»), определённые навыки грамотного художественного восприятия.

В дошкольных образовательных объединениях должны быть созданы условия для организации жизнедеятельности для творческой самореализации личности в прикладной деятельности. «Развитие личности ребёнка, является процессом обретения дошкольником в течение детства качественной определённости; наличия прогрессивных изменений в его стремлении удовлетворить основные потребности, реализовать свои способности, отстоять права, провести выборы, принять собственные решения и отвечать за их последствия, поступить по совести — то есть в умении ответственно самоопределяться» Никитина А.В.Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей.

Художественное развитие вводит ребёнка в мир прикладной деятельности, стимулирует способность к художественному самовыражению, обеспечивает приобретение детьми жизненных и творческих компетентностей. В этой сфере определены три содержательных линии: «Предметный мир», «Мир игры», «Мир искусства».

Следует отметить, что каждая из указанных содержательных линий акцентирует внимание на содержании и структуре прикладной, игровой и художественной активности как важных составляющих личностной культуры ребёнка.

Рассматривая художественное развитие дошкольников в контексте задач художественного воспитания, автор справедливо замечает, что «достигнут успеха в воспитании, те родители и педагоги, которые гуманно, и умело связывают решение задач воспитания ребёнка с его развитием».

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст — период интенсивного развития личностных механизмов поведения, творческих способностей, неиссякаемых вопросов, фантазии, разнообразия игровых замыслов. Вместе с общим развитием ребёнка значительно расширяется и круг его интересов. Интерес заставляет ребёнка активно стремиться к познанию окружающей жизни. Если у ребёнка интерес сформирован, то он занимается, действует не ради похвалы, а потому, что увлечён процессом деятельности, просто не может поступать по-другому.

Интерес дошкольников к изобразительной деятельности выражается в эмоциональном восприятии детьми произведений изобразительного искусства, в личностном отношении к нему, активном усвоении соответствующих знаний и применение этих знаний в процессе собственной художественной практики, в частности в рисовании.

Начиная с четвёртого года жизни, рисование для ребёнка превращается в один из самых любимых видов самостоятельной деятельности. В рисунке ребёнок выражает свои жизненные впечатления, самоутверждается, реализует собственные возможности, заявляет другим о своём «Я». Он интересуется самим процессом рисования карандашами, красками, мелками, фломастером; лепка, аппликация, конструирование. Его движения становятся более уверенными и ловкими, художественные образы — чётче, разнообразнее, похожими на реальные объекты. Возникают первые настоящие детские рисунки; все большее значение приобретает результат изобразительной деятельности Кононко Е.Л.

Прямоугольные и округлые формы малыш ассоциирует с подобными предметами окружения: домом, машиной, цветком, яблоком и т.п. Характерным для этого возраста является желание повторить изображение и дополнительно детализировать его. Ребёнок все чаще выражает желание передать на листе конкретное действие («машина едет», «дождик идёт», «цветок растёт» и т.п.); для передачи конкретной игровой ситуации накладывает один рисунок на другой (прячется мышка от кошки, жучок от птички, цыплёнок от лисички и т. п). Все чаще появляется желание передать элементарное сходство с конкретным предметом или явлением.

В ходе рисования ребёнок не только передаёт отдельные черты и свойства объектов, но и начинает входить в образ, сопереживает ему, отождествляет себя с ним. Он интуитивно, и следуя взрослому, использует цвет с целью выражения своего отношения к изображаемому, отдаёт некоторым цветам предпочтение. Изображения становятся более похожими на реальные объекты окружающей среды; появляется ритмичное чередование отдельных элементов.

Совершенствуется способность ребёнка четвёртого года жизни создавать образ по замыслу, придерживаться замысла в процессе всей деятельности. Способы рисования, лепки, аппликации, конструирования становятся разнообразными. Ребёнок лучше ориентируется на листе бумаги, начинает давать элементарную оценку своей работе. Младший школьник охотно экспериментирует с красками, карандашами. Сознательнее становится замысел в разных видах изобразительной деятельности Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей.

В среднем дошкольном возрасте у детей происходит существенное развитие детского восприятия, его дифференциальности и точности. Вместе с тем художественное восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно тесно связано с личным опытом ребёнка, его интересами. Дети среднего дошкольного возраста становятся способными сознательно добиваться выразительности образа в рисунке, аппликации и т.п.

Дети среднего дошкольного возраста с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Им нравится заниматься сюжетной лепкой, конструированием и аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4-5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе они уже овладели мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок дошкольника становится одним из средств творческого самовыражения.

 Особенности обучению рисованию и его взаимодействие с игровой деятельностью в ДОУ

Как известно, дошкольный возраст — сенситивный период для проявления художественных способностей. Дети в этот период от природы обладают чистым взглядом на мир, живой эмоциональной реакцией и свежестью эстетических чувств, способны к самореализации, поскольку являются носителями творческого, фантазийного начала.

Для того чтобы происходило полноценное художественное развитие детей дошкольного возраста, нужна соответствующая организация их воспитания и обучения, в частности в детском саду, который является первой начальной ступенью общей системы образования.

Среди разнообразных видов продуктивной, и в частности изобразительной деятельности, которыми овладевают дети дошкольного возраста, рисование занимает ведущее место.

Его преимущество заключается не только в том, что оно обеспечивает возможность воспроизведения представлений и впечатлений об окружающей действительности, начиная с первых шагов привлечения к этой деятельности, оно, кроме того, вложено в основу всех других видов изобразительной деятельности и способствует успешности овладения ими Флерина Е. А. Основные принципы художественного воспитания детей.

По свидетельству исследований, в овладении деятельностью детьми 4-го года жизни начинается новый этап ориентировки на форму объекта и её воспроизведение.

И хоть с возрастом ребёнок в построении образов все более начинает ориентироваться на зрительные впечатления, он все же в значительной мере лишь констатирует наличие тех или иных деталей, не стремясь к точному воспроизведению их формы.

Так, обучение, основано на копировании готовых образцов, ведёт к созданию шаблонов; обучение, направленное на то, чтобы научить ребёнка соотносить рисунок с объектом, ознакомить его со средствами передачи свойств объектов, снимает шаблоны, совершенствует графическую форму, грамотность рисунка.

В разработке содержания изобразительных задач на этом этапе обучения оправданным является положение, выдвинутое теорией развития восприятия.

Такой подход к организации процесса рисования основывается на необходимости постоянного осуществления сравнения одних деталей с другими и по отношению к общей форме в целом. В этих условиях формируется активность восприятия изобразительного процесса.

Отмеченные особенности развития психики ребёнка 5-го года жизни предоставляют возможности усложнить учебно-воспитательный процесс и обогатить изобразительную деятельность разными её видами.

Все это, вместе взятое, обогащает представление детей о многообразии форм и цветовых характеристик предметного мира. Особенности сюжетного рисования на этом этапе заключается в том, что оно, прежде всего, базируется на опыте, приобретённом детьми в процессе изображения объектов Лебедева О.А. Использование нетрадиционных техник в оформлении изобразительной деятельности дошкольников

Виды игр и их возможности и влияние на обучение рисованию детей дошкольного возраста

Обучение рисованию с активизацией эмоционально-чувственной сферы и использованием игровых технологий обеспечивает высокий уровень мотивации, активную позицию дошкольников, формирует положительное эмоциональное состояние, стимулирует развитие творческих способностей, создаёт условия для успешной самореализации и социализации личности.

«Искусство — выражение самых глубоких мыслей самым простым способом», — говорил в своё время А. Эйнштейн.

Положительное влияние, на обучение детей дошкольного возраста, оказывает использование различных игровых моментов. Именно в дошкольном возрасте обучение рисованию начинается с игровых упражнений. Цель игровых упражнений сделать более эффективным процесс по созданию простейших линейных форм и сюжетных рисунков.

Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснением: «По дорожке бегает мальчик», «Так бабушка мотает клубок». Соединение образа и движения в игровой ситуации ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы.

Стремление к игре педагог использует с целью повысить желание рисовать. Простые ритмичные мазки воспитатель может объединить в коврик, затем вместе с детьми украсить им кукольный уголок. Коллективная работа способствует воспитанию у детей интереса к рисункам товарищей и к рисованию как к продуктивному виду деятельности.

Игровые моменты в рисовании дошкольников продолжаются и при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла и они рисуют ей новое платье. При этом воспитатель не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.

В некоторых случаях воспитатель обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, используя стихи, загадки, потешки.

Игра в дошкольном возрасте один из любимых видов деятельности детей. Возможность развивать у дошкольников творческие способности в игре позволяет педагогам использовать игровые приёмы на занятиях по рисованию. Игровое творчество проявляется в поисках средств и способов для изображения задуманного.

Игровые приёмы обучения, как и другие приёмы, направлены на решение обучающих задач и связаны с организацией игры на занятия. Можно определить их воспитательную роль следующим образом:

— игровые приёмы помогают воспитателю сделать процесс обучения занимательным, соответствующим возрастным особенностям дошкольников (особенно это относится к младшему дошкольному возрасту);

— позволяют представить неинтересную для детей игровую задачу в занимательной форме;

— дают возможность многократно упражнять детей в формировании какого-либо умения;

— играют роль мотива, побуждающего детей к качественному выполнению задания.

Игровые приёмы следует сочетать с другими приёмами. Варианты их сочетания должны определяться содержанием занятия, возрастом детей, степенью сложности учебного материала, а также конкретными задачами эстетического воспитания, которые могут быть реализованы в деятельности, направленной на усвоение знаний.

Значимость игровых приёмов на занятиях зависит от возраста детей и степени сформированности у них опыта учебной деятельности; они доминируют в младших группах и сочетаются, взаимодействуют с другими в старших.

«Игровая деятельность является важным фактором познания детьми окружающего мира», — подчёркивается в психологическом словаре.

«Игровая деятельность» определяется как «динамическая система взаимодействия ребёнка с окружающей средой, в процессе которой происходит его познание, усвоение культурно-исторического опыта и формирования детской личности».

На основе анализа психолого-педагогических теорий и концепций игровой деятельности Н.Кудикиной доказано, что понятие «игровая деятельность» является родовым относительно понятия «игра». «Игра — это конкретное проявление индивидуальной и коллективной игровой деятельности ребёнка, которая имеет конкретно-исторический, креативный и многофункциональный характер».

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Виды рассказов из опыта
  2. Приобщение детей дошкольного возраста к искусству дизайна
  3. Воспитание: сущность, назначение, особенности
  4. Технологии интеграции в образовании
  5. Зарождение педагогической мысли в первобытном обществе
  6. Возможности развития неформального и информального образования в регионах россии
  7. Тенденции в развитии системы образования
  8. Образование при Николае I
  9. Закономерности и принципы обучения
  10. Картотека трудовой деятельности в подготовительной группе