Для связи в whatsapp +905441085890

Мораль как основа общечеловеческих ценностей — Совесть человека

Роль морали в обществе огромна. Важным моментом для нас является то, что ученые признают мораль как один из основных механизмов управления, регулирования общественной жизни. Так, Л.М. Архангельский выделяет три функции морали: гносеологическую (рефлексивную), регулятивную и гуманистическую (воспитательную). Е.А. Якуба различает функции социальной ориентации и регуляции. Выделяют также гносеологическую, воспитательную, революционно-критическую, апологетическую (С.Ф. Анисимов, В.П. Кобляков), функцию предвосхищения (А.И. Титаренко), функцию формирования социального субъекта (Т.С. Лапина). Таким образом, мораль имеет всеобъемлющий характер и выполняет основные функции:

  1. функция социальной ориентации или социального регулирования;
  2. когнитивный (рефлексивный), революционно-критический и апологетический;
  3. мораль как система ценностей, мотивов и ограничений личности является воспитательной и, в более широком смысле, функцией формирования социального субъекта.

Говоря о структуре морали, необходимо сказать, что мораль данного общества отражается, во-первых, в сфере общественного сознания, во-вторых, в сфере социальной деятельности, в-третьих, в сфере социальных отношений (И.Л. Зеленкова). Чтобы определить условия нравственного развития личности, необходимо знать структурную иерархию нравственного сознания. Элементарной формой этого требования являются моральные нормы. Через представление норм в обществе предписывается или запрещается поведение определенного типа. Следующий уровень морального сознания — это моральное качество. Когда у человека развиты определенные моральные качества, конкретные приказы или запреты на определенные действия не укореняются в сознании, потому что человек способен самостоятельно принимать решения.

Моральное сознание в обобщенном виде отражается в понятии «моральный принцип», который обозначает выработанные в моральном сознании общества требования к нравственной сущности человека и его судьбе и служит основой частных норм поведения (И.С. Кон, И.Л. Зеленкова, А.А. Гусейнов).

Наконец, самый абстрактный уровень морального сознания отражен в понятии «моральная ценность». Обобщенные представления о чем-то предпочтительном называются ценностями, они определяют нормы и принципы, которым подчиняется поведение человека.

Концепция ценностей является высшим результатом развития человеческих потребностей. Ценности — это высший уровень поведенческой мотивации по сравнению с потребностями, которые являются ее низшим, элементарным уровнем. «На первый план выходит не то, что абсолютно необходимо, без чего невозможно существовать (эта задача решается на уровне потребностей), не то, что выгодно по отношению к материальным условиям бытия (это уровень действия интересов), а то, что должно быть, что соответствует представлению о предназначении человека, его достоинстве, те моменты в мотивации поведения, в которых проявляется самоутверждение и свобода личности.» По сравнению с интересом, который является утверждением единичного в некоем общем, ценность — это утверждение всеобщего в деятельности индивида.

Существует концепция высшей ценности, которая обладает свойствами безусловности (абсолютности), т.е. не зависит от преходящих обстоятельств, и универсальности, т.е. должна быть принята каждым человеком. Эта высшая ценность также называется идеалом. С нашей точки зрения, именно приобщение к общечеловеческим идеалам и ценностям, понимание их абсолютного и универсального характера должно стать перспективной целью в педагогической работе с детьми. В этом случае особое значение имеет система ценностных ориентаций. Ценностные ориентации людей имеют решающее значение для регулирования их поведения. Если в системе ценностных ориентаций есть несоответствия, противоречия в иерархии ценностей, человек способен изменить своим высоким идеалам под внешним давлением или в силу эгоистических интересов. И наоборот, последовательная, осмысленная иерархия ценностей обеспечивает согласованность поведения, верность выбранной цели, несмотря на обстоятельства.

Мораль как основа общечеловеческих ценностей - Совесть человека

Совесть человека

Слова «мораль», «нравственность», «этика» близки по значению. Но они берут свое начало в трех разных языках. Слово «этика» происходит от греческого «этос» — нравственность, характер, обычай. Оно было введено 2 300 лет назад Аристотелем, который называл человеческие добродетели или поведенческие достоинства, такие как мужество, благоразумие, честность, «этическими», а «этику» — наукой об этих качествах. Слово «мораль» имеет латинское происхождение. Оно происходит от латинского mos (множественное число mores), что означает примерно то же самое, что и ethos в греческом языке, означающий моральный обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, вывел из него слова moralis — нравственный и moralitas — моральный, которые стали латинскими эквивалентами греческих слов этический и этика. А «мораль» — это русское слово, образованное от корня «нрав», которое впервые появилось в лексике русского языка в 18 веке и использовалось как синоним вместе со словами «этика» и «нравственность». Таким образом, в русском языке появилось три слова с примерно одинаковым значением.

«Мораль не является ни вечной, ни неизменной категорией; она воспроизводится силой привычки масс и поддерживается авторитетом общественного мнения, а не правовыми нормами.»

Мораль исторически конкретна и меняется по мере развития общества. Не существует морали, единой для всех времен и народов. По мере изменения социально-экономических формаций менялись и представления о морали, надлежащих нормах и манерах поведения в социальной среде.

Процесс формирования представлений о морали начался в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии и Китае. Сократ (469-399 гг. до н.э.), Платон (428-348 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.) активно занимались проблемами морали. В то время о нравственном человеке говорили: «Нравственно прекрасен человек, обладающий совершенным достоинством…». Ведь о нравственной красоте говорят как о добродетели: нравственно прекрасным считается человек, который справедлив, мужественен, разумен и вообще обладает всеми добродетелями». В V веке до н.э. изучение морали начинает занимать важное место в интеллектуальной культуре. Безусловно, возникновение интереса к этим исследованиям не было случайным и явилось следствием социально-экономического и духовного развития человечества. В предыдущий период на протяжении тысячелетий накапливался первичный мыслительный материал, который фиксировался в основном в устном народном творчестве — в мифах, сказках, религиозных представлениях первобытных народов. Многие общество, в пословицах и поговорках и в которых были сделаны первые попытки как-то отразить, понять отношения между людьми, между человеком и природой, как-то представить место человека в мире. Этому процессу благоприятствовал и сильный распад общественной жизни в середине первого тысячелетия до н.э. Все более сильная государственная власть вытеснила родоплеменные отношения, древние традиции и обычаи. Возникла необходимость формирования новых ориентиров, идеалов, новых механизмов регулирования отношений между людьми.

Даль толковал слово мораль как «нравственное учение, правила для человеческой воли, совести». Он считал: «Нравственное противоположно физическому, плотскому, духовному, умственному. Нравственное существо человека важнее материального».

Нравственные нормы

А Ницше считал: «Быть моральным, этичным, нравственным — значит оказывать послушание древнему закону или обычаю. «Мораль — это значение человека для природы». В научной литературе говорится, что мораль возникла в начале развития общества. Решающую роль в его возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Руководствуясь моральными нормами, человек тем самым вносит свой вклад в жизнь общества. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается силой веры. В этом процессе мораль оформляется в различные заповеди, принципы, предписывающие, как человек должен поступать.

С течением времени понимание морали менялось. Например, в словаре С.И. Ожегова мы видим: «Нравственность — внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

Л.А. Григорович дал следующее определение: «Нравственность — это качество личности, сочетающее в себе такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»

«Моральные нормы — это правила, требования, которые определяют, как человек должен действовать в той или иной ситуации. Моральная норма может поощрять определенные действия и поступки, но она также может запрещать или предостерегать от них».

Образование — это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии между обучающим и обучаемым.

Понятие нравственного воспитания Подласый П.И. раскрывает как целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение учащихся с целью формирования у них нравственных качеств в соответствии с требованиями общественной морали. )

Основными целями нравственного воспитания являются: 1. формирование нравственного сознания; 2. воспитание и развитие нравственных чувств; 3. развитие навыков и привычек нравственного поведения».

«Моральное сознание — это активный процесс размышления ребенка о своих моральных установках», — говорится в статье. Субъективной движущей силой развития морального сознания является моральное мышление — процесс постоянного накопления и осмысления моральных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие моральных решений, принятие ответственных решений.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом для проявления нравственной воли.

В психологической литературе понятие мотива трактуется по-разному. Мы считаем, что задача учителя — сформировать у младших школьников именно устойчивые осознанные причины поведения, поэтому воспользуемся определением, данным Р.С. Немовым: «Мотив — это внутренняя устойчивая психологическая причина поведения человека».

Отметим также, что мотивами поведения (устойчивыми причинами) могут быть взгляды, убеждения и представления человека о морали.

Мотивация

Термин «мотивация» в современной психологии относится к двум психологическим явлениям:

  1. совокупность мотивов, вызывающих и определяющих деятельность индивида, то есть система факторов, определяющих поведение,
  2. процесс формирования и становления мотивов, характеристика процесса, стимулирующего и поддерживающего поведенческую активность на определенном уровне.

В нашем исследовании мы будем придерживаться второго определения, поскольку в данном случае нас интересует не набор мотивов как таковой, а процесс формирования мотивов в старшей школе, который носит педагогический характер.

Мотивационные явления, которые постоянно повторяются, в конечном итоге становятся чертами личности. Эти черты могут включать мотивы достижения успеха и избегания неудач.

Чтобы правильно организовать свою работу, учитель должен знать, как формируется мотивация личности. Существует два механизма.

  1. она заключается в том, что стихийно сложившиеся или специально организованные учителем условия и отношения обучения и труда специфически актуализируют индивидуальные ситуативные мотивы, которые при систематической актуализации постепенно перерастают в устойчивые мотивационные образования. Это механизм формирования «снизу вверх».
  2. механизм «сверху вниз» — это усвоение мотивов, идеалов и содержания направленности личности, представленных студенту в готовом виде.

Полное формирование мотивационной системы личности должно включать в себя оба механизма.

О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение — очень широкое понятие и включает в себя все аспекты личной жизнедеятельности. Поэтому, чтобы выявить свою нравственную сущность, необходимо определить наименьшую единицу, которая сохраняет характеристики целого. Такой наименьшей единицей поведения может быть поступок. Под поступком понимается любое действие или состояние человека, но любое действие или состояние становится поступком только тогда, когда оно рассматривается в связи с порождающими его целями, мотивами и намерениями человека. Таким образом, под поведением мы понимаем совокупность человеческих поступков, различая внешние поступки и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию и переживания.

Нравственное поведение, однако, характеризуется не только поступком, но и системой нравственных привычек. Нравственная привычка — это способность и умение выполнять какое-либо действие не только без специального контроля, но и в силу выработанной потребности в этой деятельности.

Моральное поведение характеризуется тем, что оно определяется сознательным решением совершить то или иное действие. Поведение является нравственным, когда человек обдумывает свои поступки, действует со знанием дела и выбирает единственно возможный, правильный способ решения стоящей перед ним проблемы.

«Нравственное поведение человека имеет следующую последовательность: жизненная ситуация — порожденный ею нравственно-чувственный опыт — нравственное понимание ситуации и мотивов поведения, выбор и решение — волевой импульс — действие. В практике жизни, особенно в экстремальных условиях, все эти компоненты всегда реализуются в единстве.

Основным средством нравственного воспитания является использование нравственных идеалов, созданных в культуре на разных этапах исторического развития, т.е. образцов нравственного поведения, к которым стремится человек.

В качестве отличительной особенности процесса нравственного воспитания следует отметить, что он длительный и непрерывный, а его результаты отсрочены во времени.

Особенности нравственного воспитания

Существенной особенностью процесса нравственного воспитания является его концентрическая структура: решение воспитательных задач начинается с элементарной ступени и заканчивается более высокой. Для достижения поставленных целей используются все более сложные мероприятия. Этот принцип последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учеников.

Процесс нравственного воспитания является динамичным и творческим: учителя постоянно вносят коррективы для его совершенствования.

Проанализировав этот вопрос, мы пришли к выводу, что основными критериями нравственности человека могут быть его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации и поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Мы считаем, что моральным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и нравственные требования являются его собственными взглядами и убеждениями, привычными образцами поведения.

Вопрос о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности всегда признавался и поднимался в педагогике. Подчеркнем, что в основном они были связаны с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование индивидуального добродетельного характера и доброжелательных отношений с людьми. Вот что писал об этом Я.А. Коменский. В своем трактате «Нравственные наставления» он цитирует изречение римского философа Сенеки: «Научись сначала добрым нравам, а потом мудрости, потому что без первых трудно научиться последним».

Такую же большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог, демократ Генрих Песталоцци. Он считал нравственное воспитание главной задачей учебного заведения для детей. По его мнению, только она формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.

Немецкий педагог Иоганн Гербарт выдвинул нравственное воспитание на первый план в разработке педагогических вопросов. Он писал: «Единственная задача образования может быть полностью выражена одним словом: Мораль».

Конечно, образование человеческого разума и обогащение его знаниями принесет много пользы, но, к сожалению, я не верю, что ботанические или зоологические знания будут… мог сделать гоголевского градоначальника честным государственным служащим, а я убежден, что Павел Иванович Чичиков, даже если ему открыть все секреты органической химии или политической экономии, останется тем же пронырой, весьма вредным для общества.

Концепция нравственного воспитания является всеобъемлющей. Поэтому выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработавший систему воспитания для всестороннего развития личности, справедливо считал, что ее основная черта — нравственное воспитание. «Суть нравственного воспитания заключается в развитии нравственных чувств человека». Он говорил: если человека хорошо учить — умело, умно, настойчиво, требовательно, то результат будет хорошим. Учите злу (очень редко, но бывает и такое), результатом будет зло. Не учите добру или злу — зло все равно случится, потому что надо сделать его человеком».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Различные формы детерминации мира: свобода и необходимость, возможность и действительность
  2. Единичное, особенное и общее в философии
  3. Феноменологический анализ искусства
  4. Проблемы познания в истории философии.
  5. Поздняя античная и ранняя христианская философия
  6. Руссоизм в истории общественной мысли XVIII-XX вв.
  7. Основные представители философии нового времени
  8. Социальные последствия перехода к постиндустриализму
  9. Феномены человеческой субъективности
  10. Иррационализм