Для связи в whatsapp +905441085890

Мораль, религия, право, искусство как духовные формы жизни общества — Особенности духовной деятельности

Структура духовной жизни общества очень сложна. Его ядром является общественное и индивидуальное сознание. Также рассматриваются элементы духовной жизни общества:

  • духовные потребности;
  • духовная деятельность и производство;
  • духовные ценности;
  • духовное потребление;
  • духовные отношения;
  • Проявления межличностного духовного общения.
    Духовные потребности человека — это внутренние импульсы для духовного творчества, для создания духовных ценностей и их развития, для духовного общения. В отличие от естественных потребностей, духовные потребности являются не биологическими, а социальными. Потребность человека овладеть миром знаков и символов культуры имеет для него характер объективной необходимости, иначе он не станет человеком и не сможет жить в обществе. Однако эта необходимость не возникает сама по себе. Она должна формироваться и развиваться под влиянием социального контекста, окружения индивида в сложном и длительном процессе воспитания и образования.

Общество изначально формирует только самые базовые духовные потребности, обеспечивающие социализацию. Духовные потребности более высокого порядка — присвоение богатств мировой культуры, участие в ее создании и т.д. — Общество может формироваться лишь опосредованно через систему духовных ценностей, которые служат ориентирами в духовном саморазвитии личности.

Духовные потребности в основном неограниченны по своей природе. Рост духовных потребностей не имеет границ. Только объем уже накопленного человечеством духовного богатства, возможность и сила человеческого желания участвовать в его производстве, могут выступать в качестве естественных пределов такого роста.

Духовная деятельность является основой духовной жизни общества. Духовная деятельность — это форма активного отношения человеческого сознания к окружающему миру, результатом которого являются: а) новые идеи, образы, понятия, ценности, воплощенные в философских системах, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и других убеждениях; б) духовная публичность личностей; в) сам человек.

Идеальные образования как продукт интеллектуальной деятельности и производства имеют универсальный характер своего потребления. Любая духовная ценность, в отличие от материальной, в идеале может быть достоянием всех. Они не уменьшаются от потребления, как материальные, наоборот, чем больше человек овладевает духовными ценностями, тем больше вероятность их увеличения.

Духовная деятельность как универсальный труд осуществляется в сотрудничестве не только с современниками, но и со всеми предшественниками, когда-либо занимавшимися той или иной проблемой. Духовная деятельность, не опирающаяся на опыт предшественников, обречена на дилетантизм и выхолащивание собственного содержания.

Усилия отдельных людей, производящих духовные ценности, могут обогатить все человечество (идеи Конфуция, Будды, Сократа, Платона, Аристотеля, Христа, Леонардо да Винчи, Коперника, Шекспира, Маркса, Толстого, Достоевского, Эйнштейна и других). Следовательно, эффективность интеллектуального труда намного выше, чем эффективность материального труда. На самом деле, это одна из причин, почему людей, занятых духовной деятельностью, меньше, чем в материальном производстве. Другими причинами являются естественно ограниченные возможности общества содержать таких людей и степень их талантов и способностей.

Мораль, религия, право, искусство как духовные формы жизни общества - Особенности духовной деятельности

Особенности духовной деятельности

Духовная работа, оставаясь универсальной по содержанию, является индивидуальной и персонифицированной по сути и форме — даже в современных условиях, при высочайшей степени разделения. Прорывы в духовной жизни достигаются в первую очередь усилиями отдельных людей или небольших групп под руководством выдающегося лидера, которые открывают новые направления деятельности для постоянно растущей армии духовных работников. Возможно, именно поэтому Нобелевские премии не присуждаются авторским коллективам. В то же время существует множество научных или творческих групп, чья работа явно неэффективна в отсутствие признанных лидеров.

Особенностью интеллектуальной деятельности является принципиальная невозможность отделить используемые в ней «средства труда» (идеи, образы, теории, ценности) от непосредственного производителя в силу их идейного характера. Поэтому отчуждение в обычном смысле, характерное для материального производства, здесь невозможно. Более того, главное средство интеллектуальной деятельности остается практически неизменным с момента ее создания, в отличие от материального производства — интеллект отдельного человека. Поэтому все в психической деятельности закрыто для творческой индивидуальности. В этом, собственно, и проявляется основное противоречие духовного производства: средства духовного труда, имеющие всеобщее содержание, могут применяться только индивидуально.

Духовная деятельность обладает огромной внутренней привлекательностью. Ученые, писатели, художники, пророки могут творить, не обращая внимания на признание или его отсутствие, потому что сам процесс творчества приносит им сильнейшее удовлетворение. Духовная деятельность похожа на игру, где удовлетворение приносит сам процесс. Природа этого удовлетворения имеет объяснение — в психической деятельности продуктивно-творческий подход доминирует над репродуктивно-ремесленным.

Следовательно, сама умственная деятельность поддается оценке и часто имеет смысл безотносительно к результату, что практически невозможно в материальном производстве, где производство ради производства абсурдно. Более того, если в сфере материальных благ исторически больше ценился и ценится их владелец, а не производитель, то в сфере интеллектуальных интересов производитель ценностей, идей, произведений, но не их владелец.

Диалектика интеллектуальной деятельности существенно отличается от диалектики материального производства. В материальном производстве товаропроизводитель закреплен за самим трудом, а его результаты обычно отчуждены от работника, он лишен возможности их потреблять. В интеллектуальной сфере производством занимаются лишь несколько человек, а продукты — идеи, теории, ценности, образы — навязываются большинству, и процесс их создания остается недоступным для большинства. В первом случае задача заключается в расширении возможностей для потребления, во втором — для производства.

Особым видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей, чтобы их усвоило как можно больше людей. Особую роль играют учреждения науки, культуры, образования и образовательная система.

Общественное и индивидуальное сознание

Духовные ценности — категория, указывающая на человеческий, социальный и культурный смысл различных духовных образований (идей, теорий, образов), рассматриваемых в контексте «добра и зла», «истинного или ложного», «прекрасного или безобразного», «справедливого или несправедливого». Духовные ценности выражают социальную природу самого человека и условия его бытия. Ценности — это форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития общества. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла и других человечество выражает свое отношение к существующей действительности и противопоставляет ее некоему идеальному состоянию общества, которое должно быть установлено.

Каждая ценность «возвышается» над реальностью и содержит в себе действительное, а не существующее. С одной стороны, это задает цель, вектор общественного развития, с другой — создает условия для отрыва этого идеального бытия от его «земной» основы и может дезориентировать общество через мифы, утопии и иллюзии. Кроме того, ценности могут пережить свое время и, таким образом, безвозвратно потерять свое значение и перестать соответствовать новой эпохе.

Духовное потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Она может быть спонтанной, когда ее никто не направляет, и человек выбирает определенные духовные ценности самостоятельно, по собственному вкусу. В других случаях духовное потребление может быть навязано людям рекламой, средствами массовой информации, массовой культурой и т.д. В результате можно говорить о манипуляции сознанием, усреднении и стандартизации потребностей и вкусов людей.

В то же время сознательное потребление истинных духовных ценностей — познавательных, художественных, нравственных и других — выступает как целенаправленное созидание и обогащение духовного мира человека. Любое общество заинтересовано в повышении духовного уровня и культуры отдельных людей и социальных сообществ в долгосрочной перспективе и с прицелом на будущее. Снижение духовного уровня и культуры ведет к деградации общества практически во всех его измерениях.

Духовные отношения — категория, выражающая взаимозависимость элементов духовной сферы общества; различные отношения, возникающие между индивидами, социальными группами и общностями в процессе их духовной жизни и деятельности.

Духовные отношения существуют как отношение интеллекта и чувств человека или группы людей к определенным духовным ценностям (воспринимает он их или нет), а также его отношения с другими людьми по поводу этих ценностей — их производства, распределения, потребления. Основными видами духовных отношений являются познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также духовные отношения, возникающие между наставником и учеником.
Духовное общение — это процесс связи и взаимодействия между людьми, в котором происходит обмен идеями, ценностями, деятельностью и ее результатами, информацией, опытом, навыками, умениями; одно из необходимых и универсальных условий формирования и развития общества и личности.

Структурирующим элементом духовной жизни общества является общественное и индивидуальное сознание.

Сознание как духовное отражение

Общественное сознание — это целостное духовное образование, включающее в себя чувства, установки, идеи и теории, художественные и религиозные образы, отражающие определенные стороны общественной жизни и являющиеся результатом активной мыслительно-творческой деятельности людей. Общественное сознание — явление социально обусловленное как механизмом его формирования и реализации, так и характером его существования и исторической миссии.

Общественное сознание имеет определенную структуру, в которой выделяются различные уровни (обыденный и теоретический, идеологический и социально-психологический) и формы сознания (философское, религиозное, нравственное, эстетическое, правовое, политическое, научное).

Сознание как рефлексия и активно-творческая деятельность способно, во-первых, адекватно оценивать бытие, обнаруживать его скрытый от обыденного зрения смысл и делать прогноз, а во-вторых, влиять на него и преобразовывать его посредством практической деятельности. Общественное сознание — это результат совместного понимания социальной реальности людьми, практически взаимодействующими друг с другом. В этом, собственно, и заключается ее социальная природа и главная особенность.

Общественное сознание обладает относительной автономией по отношению к общественному бытию. Оно не только отражает последнее, но и раскрывает его суть и внутреннюю логику. Общественное сознание может как обгонять развитие общественной жизни, так и делать достаточно точные прогнозы, отставая при этом из-за своей неподготовленности к происходящим изменениям.

Опираясь в своем развитии на достижения человеческой мысли и духа, общественное сознание обеспечивает преемственность в развитии интеллектуального наследия поколений. Следовательно, общественное сознание имеет свою логику развития, свои законы и принципы, что хорошо видно на примере философии, религии, морали, искусства, права, политики, науки.

Общественное сознание является сверхличным, но не внеличностным. Это означает, что общественное сознание вне индивидуального сознания невозможно. Носителями общественного сознания являются индивиды с их собственным сознанием, а также социальные группы и общество в целом. Развитие общественного сознания происходит в процессе постоянного включения в это сознание все новых и новых индивидов. Все содержание и формы общественного сознания создаются и кристаллизуются людьми, а не какой-либо внечеловеческой силой. Аукториальная индивидуальность идей и даже образов может быть устранена обществом, и тогда над ними господствует индивид в сверхличной форме, но само их содержание остается человеческим, а их происхождение — конкретно-индивидуальным.

Общественное сознание — это не количественная сумма индивидуальных сознаний, а их качественно новое состояние — реальность, идеально-объективная сама по себе и особым образом структурированная, с требованиями которой индивид должен считаться не меньше, чем с природными и социальными явлениями. По своему масштабу, возможностям и преобразующей силе общественное сознание, несомненно, превосходит субъективно ограниченное сознание, ограниченное отдельным человеком. Власть общественного сознания над индивидуальным выражается в безусловном восприятии индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, тех путей и средств, с помощью которых осуществляется производство духовной жизни общества, того смыслового содержания, которое накоплено человечеством на протяжении веков и вне которого формирование индивидуальности невозможно.

Различные формы социальной жизни

Идеология — это теоретическое выражение объективных потребностей и интересов различных социальных групп и общностей, их отношение к социальной действительности, а также система взглядов и установок, отражающих социально-политический характер общества, его структуру и общественное устройство.

Правосознание — это совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей и социальных общностей к праву, законности, справедливости, их представление о правильном или неправильном. Одним из факторов, решающим образом влияющим на содержание этих знаний и оценок, является интерес создателей и носителей правосознания. Другие формы общественного сознания, особенно политическое, моральное, философское и сложившаяся правовая система, также влияют на правосознание. В свою очередь, правосознание влияет на действующее право, отставая или опережая его по уровню развития и, соответственно, обрекая его на провал или поднимая на более высокий уровень. Основная функция правосознания — регулятивная.

Политическое сознание — это совокупность чувств, устойчивых установок, традиций, идей, теоретических систем, отражающих основные интересы социальных общностей, их отношения друг к другу через политическую структуру общества, государство, власть, политические институты и процессы. Содержание политического сознания реализуется в обширной системе категорий — политических «убеждений», «ориентаций», «установок», «культуры», «общественного мнения» и т.д.

Нравственность — это гуманистическое измерение и задача истории, поскольку она реализует потребность людей в человечности, которая придает каждому человеку чувство собственного достоинства и объединяет всех в доброжелательном отношении друг к другу. Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех аспектах жизни общества. Ее принципы универсальны и распространяются на всех людей, тем самым поддерживая и санкционируя (или требуя отмены) определенные социальные правила.

Искусство — это форма общественного сознания, практического и интеллектуального постижения мира, и его отличительная особенность заключается в художественно-образном присвоении действительности. Искусство воссоздает (образно моделирует) человеческую жизнь во всей ее полноте, служа ее воображаемым дополнением, продолжением, а иногда и заменой. Она обращена не к утилитарному использованию и не к рациональному изучению, а к переживанию — в мире художественных образов человек должен жить так же, как и в своей реальной жизни, но признавать иллюзорный характер этого «мира» и эстетически наслаждаться тем, как он создан из материала реального мира.

Особенностью религиозного сознания является стремление людей освоить окружающий мир путем обращения к высшим измерениям человеческого духа, в категориях трансцендентного, сверхчувственного, сверхъестественного, то есть выйти за пределы ограниченного существования, конечного эмпирического бытия. Развитие научного знания обусловило антропологический поворот религии — ее обращение прежде всего к внутреннему миру человека, к этическим проблемам. Изменился характер связи религиозного сознания и политики — она все больше опосредуется идеологическим влиянием, моральной оценкой политической деятельности.

Поскольку различные идеологии отражают интересы различных социальных групп и сообществ, которые не только не совпадают, но и могут быть противоположными, это означает, что говорить об их теоретичности в научном смысле можно лишь очень ограниченно. Степень теоретичности идеологии соответствует тому, насколько интересы выражающей ее конкретной группы совпадают с объективным ходом развития общества, его основными тенденциями и интересами. Следовательно, не все идеологии являются научными. Некоторые из них рисуют ложную картину происходящих в обществе процессов, тем самым мистифицируя реальность и способствуя возникновению социальных мифов, которые затуманивают сознание масс и тормозят развитие общества.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Движение и разнообразие форм развития. Критерии прогрессивного развития
  2. Взаимодействие духовного и материального начал в жизнедеятельности общества
  3. Истина как центральная проблема познания
  4. Человек и его бытие как центральная проблема философии
  5. Игровое сознание и его функции — Историческое развитие игры
  6. Этическое и социальное в философии Конфуция
  7. Филон александрийский
  8. Иммануил Кант, родоначальник классической немецкой философии
  9. Философско-биологическая антропология
  10. Диалектика как концепция развития