Для связи в whatsapp +905441085890

Моральные нормы в роли «неписаных законов». Нравственные принципы: оковы или освобождение? — Принцип самоопределения личности

Понятие «права и свободы человека» связано с качественным изменением европейской нравственной культуры в эпоху Нового времени, суть которого хорошо передала французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах….. Свобода заключается в возможности делать все, что не причиняет вреда другому. Осуществление естественных прав каждого человека укладывается только в те границы, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Эти границы могут быть определены только законом. 1 Впервые в истории морали было провозглашено, что только права и свободы другого, а не абстрактные моральные принципы или религиозные фантазии, определяют границы того, что человек должен и чего не должен делать.

Суть концепции прав и свобод человека, рассматриваемой как особая этико-нормативная программа, заключается в следующем. Каждый человек имеет право добиваться счастья тем способом, который он считает наилучшим, при условии, что он не ставит тем самым под угрозу свободу других людей добиваться той же цели. Никто не должен принуждать другого человека быть счастливым так, как он представляет себе счастье и благополучие человеческой жизни. Патернализм, какими бы высокогуманными мотивами он ни руководствовался, является проявлением произвола и деспотизма. Нравственный долг человека — строить свою жизнь активно и ответственно, по возможности самостоятельно, не нарушая прав и свобод других людей.

Этика прав человека дает свой специфический и достаточно полный ответ на вопрос о том, как преодолеть саморазрушительный характер человеческого существования, конфликт между моральными обязательствами и счастьем. При этом предполагается, что эта саморазорванность и конфликт не являются фатальными, а возникают лишь тогда, когда человек в своем стремлении к счастью не учитывает такое же стремление других людей и нарушает их права и свободы.

Этика прав человека исходит из того, что все люди равны по своей природе и все имеют определенные неотъемлемые права, к которым относятся право на жизнь, достоинство, личную неприкосновенность, свободу совести, мнений, убеждений, стремление к счастью, автономию личной жизни, собственности и т.д. Как все люди равны в правах, так они наделены и равными обязанностями. Например, праву на жизнь, универсальному и равному для всех, соответствует известная с библейских времен обязанность «Не убий». Право на собственность понимается как порядок, при котором никто не может быть произвольно лишен собственности или ущемлен иным образом. Этот порядок охраняется законом и в своем обязательном начале обращен к каждому члену общества в виде заповеди «не укради».

Этико-нормативное содержание прав и свобод человека соответствует общечеловеческим нравственным требованиям. В то же время этика прав человека, как она формируется в современную эпоху, уникальна по тем внутренним принципам, которые она несет в себе. Этими принципами являются: принцип равного суверенитета (равной свободы) личности, принцип самоопределения личности, принцип ненасилия, неприкосновенность частной собственности, невмешательство в частную жизнь, разрешение споров между людьми мирными средствами, принцип сотрудничества и добросовестности в выполнении взятых на себя обязательств.

Соблюдение принципов и норм этики прав человека считается строго обязательным. Эти принципы торжественно провозглашены и законодательно закреплены в учредительных документах первых буржуазных государств, в кодексах уголовного и гражданского права, служат законной основой судебной практики. Считается, например, что отменить эти принципы можно только отменив законы общественной жизни, права и свободы других людей, что не под силу отдельному человеку или группе лиц.

Моральные нормы в роли «неписаных законов». Нравственные принципы: оковы или освобождение? - Принцип самоопределения личности

Принцип самоопределения личности

Одним из основополагающих принципов нравственной жизни в наше время был провозглашен принцип безусловного уважения права каждого человека на свободный выбор пути и форм своего развития. Исторически нормативное содержание этого принципа очень удачно объяснил И. Кант, сказав, что «каждый член общества должен иметь возможность достичь в нем такого состояния (доступного субъекту), какого он может достичь благодаря своему таланту, усердию и удаче; а все остальные субъекты не должны стоять на его пути со своими наследственными прерогативами (как привилегиями определенного класса), чтобы навсегда удержать его и его потомство на низшей ступени».

Акценты в содержательном определении принципа самоопределения менялись в этической доктрине в зависимости от исторической ситуации. В Новое время проблема самоопределения личности часто сводилась к проблеме свободы выбора, проблеме воспитания и образования, социализации личности. Именно в современное время сформировалась новая педагогическая доктрина, отвечающая идеям этики прав человека. В основе этой педагогической концепции лежало требование естественного воспитания, основанного на принципе самоопределения, свободного и цельного человека, не скованного феодальными предрассудками и условностями. Это требование личного самоопределения противостояло феодальной системе воспитания, культивировавшей мертвую схоластику, догматизм и слепое преклонение перед церковными авторитетами. Педагогическая теория Нового времени носит ярко выраженный индивидуалистический характер, направленный на воспитание нравственно суверенной и независимой личности. Но в то же время в этой теории находит свое глубокое выражение воинствующий эгалитаризм Нового времени. Отвергая сословные привилегии и предрассудки, провозглашая равенство всех людей, этика прав человека ставит своей важнейшей нравственной задачей воспитание граждан в духе уважения к правам и свободам человека, подготовку их к самостоятельной жизни, развитие в них честности и верности своим обязательствам, активности и инициативы. Это требует глубокого уважения к праву личности на самоопределение.

Принцип ненасилия требует от людей воздерживаться от насилия, угрозы или применения силы в отношениях друг с другом. Иными словами, основное нормативное содержание принципа ненасилия сводится в наше время к требованию воздерживаться от любых форм насилия с целью принуждения другого человека к действиям, которые не согласуются с его волей, его правами и свободами.

Поскольку обязательство не применять силу распространяется на всех людей, необходимость поддержания мира и безопасности требует, чтобы все люди в равной степени придерживались этого принципа в отношениях друг с другом.

В то же время допустимы случаи морально оправданного применения силы или угрозы ее применения. Во-первых, в целях самообороны и в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии. Во-вторых, в целях принуждения лица или органа власти к выполнению своих обязанностей, вытекающих из ранее заключенных соглашений. Таким образом, конституционные положения Нового времени прямо устанавливают право народа на вооруженное сопротивление правительству, если оно нарушает общественный договор. Если действия правительства становятся пагубными для прав и свобод граждан, говорится в Декларации независимости США, народ «имеет право изменить или уничтожить его и установить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией управления, которые, по его мнению, наилучшим образом могут способствовать его безопасности и счастью».

Принцип добросовестности при выполнении взятых на себя обязательств.

Цивилизованный нормативный порядок в обществе возникает не силой, а путем переговоров и соглашений. В наше время это положение начинает рассматриваться как абсолют, выражающий естественный порядок вещей. Поэтому не случайно этика прав человека считает одним из своих краеугольных камней принцип добросовестности при выполнении человеком взятых на себя обязательств. Согласно этическому учению современности, реализация этого принципа в практике межличностных отношений является, пожалуй, самым сильным доказательством морального суверенитета, доброй воли и справедливости человека.

Как известно, принцип добросовестного исполнения принятых на себя обязательств в виде определенного социального института, обычая pacta sunt servanda (договоры должны исполняться) зародился еще в античности. Но только в наше время этот принцип был признан в качестве объективной основы морали и закреплен в гражданском и конституционном праве как общепринятая норма поведения человека. Конституция Франции 1791 года, например, прямо подчеркивает решимость государства создать условия, в которых может поддерживаться справедливость и соблюдение обязательств, вытекающих из договоров между людьми.

Принцип добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из соглашений между людьми, распространяется этикой прав человека только на действительные соглашения. Это означает, что рассматриваемый принцип должен применяться только к соглашениям и договорам, свободно заключенным индивидами на основе равенства прав, жизненных интересов и морального суверенитета. Любой неравный договор нарушает, прежде всего, суверенитет личности и, таким образом, нарушает фундаментальные принципы этики прав человека, а потому должен считаться как аморальным, так и незаконным.

Сама этика прав и свобод человека, отстаиваемая ее самыми выдающимися выразителями — Гроцием, Гоббсом, Локком, Кантом, Руссо и др. — естественно, склонны преувеличивать свою роль в нравственном возрождении людей и общества. Она верила в нравственно очищающую силу разума, образования. Многие философы наивно полагали, что люди живут плохо, потому что не знают истинных основных принципов социальной жизни: Уважение свободы других людей, уважение договоров, ненасилие и т.д. Этическое просвещение, развенчание моральных предрассудков с точки зрения этики прав человека, рассматривалось как ключ к оживлению и преобразованию общества. Поэтому просветительская составляющая этики прав человека всегда критиковалась с позиции сущности общества, с точки зрения морали, реально практикуемой в обществе. Примеров тому множество. Несоответствие между принципами этики прав человека и социальной реальностью можно обнаружить в сфере экономики — эксплуатация и отчуждение труда; в сфере межнациональных отношений — расовая сегрегация и дискриминация; и, конечно, в сфере межличностных отношений.

И все же ни одна этическая концепция Нового времени не несла в себе такой сильный заряд социального и морального обновления, как этика прав человека. Действительно, она оказалась единственной эффективной теоретической формой вновь зарождающегося правосознания. Конституционная и законодательная практика ранних буржуазных государств напрямую руководствовалась принципами этики прав человека. Именно этике прав человека удалось зафиксировать и сформулировать такие принципы, которые в определенном смысле приобрели «надвременной» характер. Жизнеспособность принципов этики прав человека определяется жизнеспособностью санкционирующих их форм практической жизни — институтов гражданского общества и правового государства, всей конкретной культуры, психологии, политики, реализующих концепцию прав человека.

Гуманизм: идея личности в этике

Идея гуманизма, вероятно, одна из самых привлекательных, но и самых неопределенных идей в истории человеческой мысли. Действительно, существует светский гуманизм, христианский гуманизм, социалистический гуманизм и либеральный гуманизм. Каждая из этих концепций имеет свое собственное понимание гуманизма. Однако есть и общие черты гуманистического подхода. Многие согласятся, что гуманизм — это забота о людях, работа над улучшением их жизни, обеспечение удовлетворения их потребностей и развитие их талантов. Но даже эти, казалось бы, понятные фразы могут стать поводом для споров при более внимательном рассмотрении. Можно спросить, гуманно ли пытаться удовлетворить все человеческие потребности, или, наоборот, гуманно ли поощрять или даже заставлять людей развивать свои таланты, или, наоборот, гуманно позволять им развиваться, избегая социального давления.

В основе этого гуманизма лежит идея уважения к другим людям, идея, которая существует с древних времен. Оно выражено в золотом правиле морали: «Не делай другим того, чего не сделал бы себе», и в кантовском категорическом императиве: «Всегда поступай так, чтобы максима твоего поведения стала всеобщим законом». Золотое правило морали, однако, содержит элемент субъективности, поскольку то, чего хочет один человек по отношению к самому себе, не обязательно является тем, чего хотят все остальные. Категорический императив более универсален. Но оно может быть только ограничивающим правилом, потому что не содержит идеи ценности, в соответствии с которой могло бы происходить развитие личности. Но без такой идеи представление о том, что человек не средство, а цель (вторая формулировка императива), становится абстрактной формулой.

Гуманизм, представленный своим императивом как практическим, нормативным требованием, предполагает примат личности над другими ценностями. Таким образом, содержание гуманизма соотносится с идеей личного счастья. Последнее, однако, не зависит от счастья других людей и, в более широком смысле, от характера задач, которые решает общество на данном этапе своего развития. Ведь истинное счастье означает, что жизнь полна и богата эмоциями. Она может быть достигнута только в процессе самореализации человека, которая так или иначе осуществляется на основе целей и ценностей, разделяемых с другими людьми.

Если исходить из того, что человек меняется с развитием общественных отношений и что цели, ради которых люди действуют, меняются на разных исторических этапах, то гуманизм нельзя понимать просто как наделение людей возможностями для саморазвития и требование никогда не использовать других в качестве средства.

Формальный принцип не может решить конкретные вопросы о гуманности одного человека по отношению к другому, а реальный гуманизм, похоже, устанавливает баланс между различными принципами в той степени, в которой индивидуальная свобода самовыражения сочетается с поведенческими требованиями, налагаемыми культурой конкретного общества.

Термин «человечество» впервые появляется в трудах Цицерона. Он использует этот термин в очень широком смысле. По сути, она описывает все, что отличает человека от животного, а в более узком смысле — все, что соответствует идеалу человека в античном обществе. В древности, однако, человек в целом считался периферийным по отношению к космосу. Он не был ни целью сотворения мира, ни самоценностью.

Практическое воплощение гуманизма как нормативного принципа.

Несмотря на трудности теоретического определения гуманизма и его понимания в различные периоды социальной истории, гуманистические идеи, несомненно, оказали влияние на практику людей. Это влияние связано с внедрением гуманизма как нормы жизни в политической, социальной и экономической сферах общественной жизни.

Прежде всего, необходимо отметить самую древнюю форму проявления гуманного отношения одних людей к другим — филантропию. Она существовала в различных формах как государственная поддержка бедных в Древней Греции и Риме, как система добровольных пожертвований в пользу монастырей и приютов в средневековом обществе, как целая система общественных и индивидуальных фондов, призванных содействовать развитию образования, медицины, культуры в капиталистическом обществе. Здесь форма филантропической деятельности приобретает функции, выходящие далеко за рамки простой поддержки малоимущих для смягчения социальной напряженности. В современной филантропической деятельности возникает новая форма отношений между тем, кто оказывает помощь, и тем, кто ее получает. Тот, кто оказывает помощь, безусловно, реализует определенную моральную идею, помимо других мотивов. Но и тот, кто его получает, часто рассчитывает не только обеспечить свое существование, но и предполагает использовать полученные деньги для реализации какого-то социально ценного проекта или для формирования собственных социально ценных качеств. В этом смысле получатель не теряет своего достоинства. Он ожидает получить его благодаря своим собственным ценным качествам.

Из современных нам правовых ограничений на ведение войны, безусловно, можно привести Конвенцию о запрете применения химического оружия, Женевские конвенции 1949 года об обращении с военнопленными, о защите гражданского населения во время войны, резолюции ООН, запрещающие распространение оружия массового уничтожения, и так далее. Несомненно, в основе этих правовых документов лежит определенная моральная концепция. В настоящее время Красный Крест начал широкую кампанию по запрещению противопехотных мин во всем мире.

На социально-политическом уровне нормативное воплощение эффективного гуманизма обеспечивается гарантиями прав человека, закрепленными в конституциях многих стран и в международных документах. Прежде всего, здесь следует упомянуть американскую Декларацию независимости 1789 года и французскую Декларацию прав человека и гражданина, а также Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. Первые два документа содержат широкий спектр моральных понятий, которые выходят за рамки формально-юридического определения вопросов конкретных прав и обязанностей. В Американской декларации жизнь, свобода и счастье названы самыми важными моральными ценностями. Очевидно, что счастье само по себе не может быть гарантировано законом. Тем не менее, отражение этих ценностей в государственном документе является выражением важной гуманистической идеи.

Основные права человека, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека, можно разделить на два типа: гражданские и политические права и культурные и образовательные права. Между этими правами может существовать определенное противоречие, поскольку культура, образование и социальная поддержка бедных требуют введения налогов, которые перераспределяют доходы и частично подрывают принцип права частной собственности в гражданских и политических правах. Это подчеркивает сделанный выше вывод о том, что реальный гуманизм не может быть сведен к единому принципу социальной организации, особенно к единому пониманию основных прав человека.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Двуединство рационально-теоретических и ценностно-мировоззренческих компонентов философии
  2. Структура философского знания
  3. Сергей Леонидович Рубинштейн, советский психолог и философ
  4. Иудейская философия
  5. Единство исторического и логического у Гегеля
  6. Феноменология
  7. Антропологическая проблема в отечественной философии
  8. Постпозитивизм
  9. Духовная жизнь общества
  10. Механистическая картина мира — Природа в учении английских материалистов 17 века