Для связи в whatsapp +905441085890

Музыка как средство эмоционального воспитания личности школьника — Сущность эмоционального воспитания личности

На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. Преобразования, происходящие в стране, свидетельствуют о потребности общества в личности, обладающей новым типом мышления, способностью успешно, творчески решать свои жизненные и профессиональные проблемы. Главной целью является «развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, эмоционально отзывчивой, творческой личности

Проблема эмоционального воспитания личности школьника привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания — философии, психологии, педагогики и других наук.

Сегодня творчество изучается в разных направлениях: уточняется сущность творчества; выявляются признаки креативности; эмоциональной отзывчивости; создаются психологические портреты творческой личности; исследуются творческие способности и творческое мышление; анализируются закономерности и средства развития творческого потенциала человека.

На основе анализа психолого-педагогической литературы мы заключили, что в педагогической практике накоплен значительный объем знаний по вопросу эмоционального воспитания личности школьника вместе с тем обозначенная проблема требует дальнейшего изучения в свете современного развития общества.

В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных, эстетических, эмоциональных свойств личности школьника.

Значение и функция начальной школы в системе образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и в первую очередь неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. В связи с этим, основной функцией образования является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно-деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, с самими собой.

Музыка как средство эмоционального воспитания личности школьника - Сущность эмоционального воспитания личности

Сущность эмоционального воспитания личности

Прекрасное в жизни — результат эмоционального воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система эмоционального воспитания в целом использует все эмоциональные явления действительности. Особое значение при этом придается восприятию и пониманию прекрасного в музыкальной деятельности, развитию у человека способности принимать красоту.

В рамках современной гуманистической парадигмы все большую актуальность и значимость приобретают такие формы поведения человека, которые обеспечивают ему поддержку в борьбе с разрушительными воздействиями среды, снабжают его более эффективными механизмами защиты от пагубных тенденций общества, позволяют сохранять гармонию с самим собой и окружающим миром, отстаивать свою духовную целостность, свои нравственные идеалы, свои права на личное счастье и здоровье, повышают адаптационные возможности организма и психики в целом.

Реализация этих форм поведения людей во многом зависит от качества их эмоциональной жизни. Не зря описание многих ситуаций социальной адаптации и дезадаптации сегодня осуществляется в терминах эмоциональных состояний.

Уныние и хандра, ощущение бессмысленности существования, вечное недовольство собой и другими; склонность к агрессии, нервозность, ненависть, злоба, зависть; дефицит сострадания, альтруистических порывов, заботы о ближнем, — вот результаты постоянной борьбы человека за выживание, непомерных трудовых нагрузок, частого ущемления его прав и свобод, конфликтов и неудач на путях к достижению своей личной значимости и т.д., ставшие устойчивыми характеристиками современной духовно ущербной личности, выполненные в эмоциональных терминах.

Стрессы, депрессии, фрустрации, эмоциональные депривации, — примеры различных проявлений эмоционального неблагополучия, объясняющие современным врачам причины многих физических и психических заболеваний.

Становится ясно, что эмоции человека с необходимостью вовлекаются в процесс его социализации, но при этом результаты их влияния не однозначны. Не всегда эмоциональная деятельность человека способствует его успешной социальной адаптации и коммуникации, служит опорой его адекватным поведенческим действиям.

Между тем, в культуре выработаны определенные способы и формы эмоционального поведения людей, обеспечивающие им целесообразное и эффективное взаимодействие, составляющие основу их социальной компетентности. Эти способы и формы в опыте отдельного человека объединяются в сложное личностное качество, которое проявляется в эмоциональной отзывчивости, умении сопереживать, эмоциональной саморегуляции, направленности личности на свои переживания и может быть названо эмоциональной культурой. Эмоциональная культура как личностное качество не передается по наследству, не образуется с необходимостью в опыте каждого человека без исключения, а требует целенаправленного воспитания.

Воспитание эмоциональной культуры — это процесс целенаправленного развития способности личности школьника к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эмоциональной чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

Особенности, пути, средства эмоционального воспитания личности

Может ли существовать музыка, лишенная какой-либо эмоциональной окраски? Ответ здесь — тот же, что и по поводу эмоционального состояния человека. Согласно данным психологов, та или иная эмоция всегда окрашивает человеческое восприятие мира. Даже если состояние субъекта совершенно спокойное, это и есть характер его эмоции. Так же и в музыке: даже преднамеренная «аэмоциональность» — будь то отрешенное пение в церкви или иссушенный структуралистский опус середины XX века, — всё это проявления особого рода эмоциональности. Эмоция — сущность, неотъемлемая от феномена музыки.

Именно эмоция приносит слитность разделенного — человека и музыки. А поскольку характер такого слияния по своей природе интуитивен, то благодаря нему и возникает тысячелетиями воспеваемое «чудо музыки» — способность возвышать, облагораживать, доставлять наслаждение и даже исцелять. Как пишет В. Медушевский, «интуитивный характер восприятия музыкальных знаков и отнесенность их к миру чувств обусловливает действие и механизма отражения, и механизма внушения, «заражения»: чувство оценивается не только как изображенное, но часто и как «принадлежащее» самому слушателю»

Музыкальные эмоции участвуют в создании музыкального образа, в музыковедении (и вообще в музыкальном обиходе), поэтому по сравнению с психологией и физиологией терминология приобретает свои особенности. Так, термины «эмоция», «аффект», «чувство», «переживание», «ощущение», «состояние», «настроение» в психологии имеют иной смысл:

«ощущение» — восприятие органами чувств, не доведенное до сознания;

«аффект» — состояние возбуждения, не контролируемое сознанием;

«чувство», в отличие от «эмоции», — сложное психическое состояние, связанное с социальными представлениями и т. д. (Правда, у психологов, близких музыке, слово «чувство» имеет также значение, близкое интуитивному «знанию», — «чувство ритма», «чувство интервала», «чувство лада»).

В целом же в музыкознании все термины лежат в одном, образном ряду и различаются лишь по тем оттенкам, которые несут в себе сами слова языка:

«настроение» — нечто преходящее;

«чувство» — относительно постоянное;

«аффект» стабилен, «переживание» имеет оттенок некоего процесса.

Они различаются также по периодам их появления в истории: понятие «эмоции» ввел в XVII веке Р. Декарт, «аффекты», «страсти души» также восходят к эпохе барокко, «чувство» (нем. Gefьhl, Empfindung) заняло место у венских классиков и романтиков, «Erlebnis» (переживание) идет от Гегеля, «настроение» в русском языке по отношению к музыке возникло на грани XIX-XX веков и т. д.

Оптимальным из всего приведенного синонимического ряда целесообразно считать термин «эмоция», введенный Р. Декартом в трактате «Страсти души» («Les passions de l’вme», 1649), в дальнейшем сходный по смыслу в музыке и психологии (фр. emotion — волнение, возбуждение, от ср.-фр. emouvoir — колебать, волновать и от лат. emovere — выдвигать, отодвигать, потрясать: е + movere — двигать).

Музыкальные эмоции могут быть выражены голосом, любыми музыкальными инструментами. И данный критерий-эталон историчен: во всем мире мелодическая, вокальная «концепция» музыки распространена больше, чем ритмическая, ударная. Специфичен вопрос об электронной музыке. Там все параметры музыкальной композиции — гармония, мелодика, фактура и т. д. — предстают в особых ракурсах. Неординарной является и ситуация с музыкальными эмоциями. Тем не менее, и в этой области есть произведения, проникнутые настоящим человеческим чувством и допускающие «проверку» голосовыми интонемами, как например, «Via dolorosa» Т.Буевского, передающая глубокое чувство скорби.

 Цели, задачи и организация опытно-поисковой работы по эмоциональному воспитанию личности. Музыкальное искусство как средство эмоционального воспитания личности

В первой главе нашего дипломного исследования мы рассмотрели теоретические основы проблемы эмоционального воспитания личности школьника, которые послужили основой для опытно-поисковой работы.

Опытно-поисковая работа является методом научного исследования, который позволяет проверить теоретические результаты исследования и определить, как организовать образовательный процесс в целях более эффективного эмоционального воспитания личности школьника средствами музыки. Мы опирались при подготовке и проведении опытно-поисковой работы на следующую особенность: — музыка является средством эмоционального воспитания личности школьника в любом виде деятельности.

Цель опытно-поисковой работы мы определили как воспитание эмоциональной отзывчивости личности школьника средствами музыкального искусства. И сформировали следующие задачи:

1) определить вид музыкальной деятельности на уроке музыки, наиболее способствующий воспитанию эмоциональной отзывчивости;

2) определить исходный уровень воспитания эмоциональной отзывчивости детей 2-го класса школы № 13;

3) проверить условия реализации технологии воспитания эмоциональной отзывчивости;

4) провести диагностику эмоциональной отзывчивости детей 2-го класса на музыку;

5) обработать полученные данные путем теоретического анализа, количественных и качественных методов.

Проведение опытно-поисковой работы предполагало следующую организацию:

1) разработать условия реализации технологии воспитания эмоциональной отзывчивости на музыку;

2) определить этапы опытно-поисковой работы;

3) формирование опытных групп, изучение исходного уровня эмоционального восприятия музыки учащимися 2-го класса;

4) разработка критериально-уровневой шкалы оценки развития эмоционального восприятия;

5) определить педагогические условия эмоционального воспитания личности школьника средствами музыки.

Педагогические условия эмоционального воспитания личности школьника средствами музыки мы определили следующие:

1) музыкальный репертуар, соответствующий возрастной категории детей 2-го класса;

2) технология организации восприятия музыки детьми на уроках музыки.

3) последовательное воплощение принципа выразительности в исполнении ребенка;

4) соотнесение содержания воспитания эмоциональной культуры школьника с его эмоциональными предпочтениями на основе реализации субъектного подхода к выбору и интерпретации его исполнительского репертуара.

Были определены этапы экспериментальной работы:

  • констатирующий;
  • контрольный.
  • Условия реализации технологии воспитания эмоциональной отзывчивости средствами музыки состояла из необходимости соблюдения следующих правил слушания музыки:
  • обязательное сохранение алгоритма слушания музыкальных произведений со школьниками;
  • привлечение школьников к слушанию музыки, настрой на восприятие. Первоначальное слушание музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него;
  • повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности.
  • закрепление представлений о прослушанной музыке, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем;
  • создание условий для выражения школьником результатов музыкального восприятия в деятельности художественной, игровой;
  • использование интеграции искусств, обращение к полихудожественным формам деятельности школьников для развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

Формой приобщения детей к музыке является творческая исполнительская деятельность, которая может осуществляться в самых различных видах (игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре, сольное, ансамблевое и хоровое пение, ритмопластика под музыку, движения и танец и др.). эмоциональное воспитание музыка школьник

Эмоциональное воспитание учащегося на уроках музыки в общеобразовательной школе

Музыка это особая сфера искусства. Глубокое ее понимание требует от слушателя определенных усилий, подготовки и развитой эмоциональной культуры. Музыка искусство выразительное, передает информацию и переживания посредством ярких художественных образов. Вся звуковая сторона музыки все ее бесконечное разнообразие – есть средство выражения духовного мира: важной его части – эмоций, чувств, настроений. Музыка вселяет в человека мысль о величии и красоте природы, напоминает о жизненных радостях и горестях, воспевает волю и мужество героев, вступающих в неравный бой со стихиями и роком, заставляет слушателя сопереживать их неудачам и ликовать по случаю победы. Музыка способна раскрыть самые сокровенные тайны души, чувства и настроения.

Музыка очень разнообразна. Так называемая легкая, популярная развлекательная музыка создается для отдыха и часто воспринимается как фоновое сопровождение повседневной жизни. Классическая музыка это более сложная область профессионального музыкального искусства. Она обращает мысли слушателя к вечным вопросам бытия, поднимает нравственные, религиозные и философские проблемы. Джаз и рок-музыка другая важная область музыкального творчества. Человек через джаз и рок воспринимает новейшую эпоху, жизнь, резко изменившихся за счет технического прогресса, мировых войн и общественных катастроф. Существует множество разновидностей джаза и рока. Некоторые близки развлекательной музыке, другие по сложности восприятия приближаются к классическим произведениям и требуют более серьезного слушателя. Однако в любом случае правильное понимание музыки требует от человека особой эмоциональной подготовки. Только в этом случае перед слушателем откроется чудесный мир, наполненный звуками полными покоряющей одухотворенностью и красотой.

Именно красота одна из наиболее значимых категорий эмоциональной культуры. Однако общеизвестно, что далеко не все люди способны понимать мир красоты, наслаждаться очарованием природы, волшебными звуками музыки, тонкой вязью слов. Подобная неполнота духовного восприятия жизни не является случайной. Умение воспринимать красоту окружающего мира формируется в период детства. Доказано, что все упущения в эмоциональном воспитании ребенка невозможно возместить ни в годы юности, ни тем более в пору зрелости. Если любовь к красоте и восторг перед ее многогранностью не приходит к человеку в детстве, то, как правило, уже не приходит никогда, или носит поверхностный, умозрительный характер. Поэтому основная задача педагогического процесса в современной школе – всестороннее развитие ребенка, то есть развитие не только интеллектуальной, физической, но и психической, эмоциональной составляющей его личности.

Ребенок имеет право коснуться истории художественного переживания и выразительности музыки, поскольку музыка это не фиксированные знаки, ноты и теоретические выкладки. До нотной музыки в истории художественного опыта человечества было настроение – универсальная эмоция

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Коллективная творческая деятельность как средство формирования общественной активности личности
  2. Современные образовательные технологии для развития речи дошкольников
  3. Совместная продуктивная деятельность
  4. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
  5. Ознакомление детей 5-6 лет с родным городом через виртуальные экскурсии
  6. Личность и ее образовательное пространство
  7. Методика освоения тождественных преобразований в основной школе в контексте дифференцированного обучения
  8. Теория и методика музыкального воспитания
  9. Народная мудрость в пословицах и поговорках
  10. Технология педагогического проектирования в дошкольной образовательной организации