Для связи в whatsapp +905441085890

Музыкальная педагогика — Основные понятия музыкальной педагогики

Музыкальная педагогика— отрасль педагогической науки (педагогическая дисциплина), занимающаяся передачей учащимся всего комплекса музыковедческих знаний, изучением и разработкой наиболее эффективных путей, способов, форм организации и методов музыкального обучения и воспитания, а также формирования и развития творческих умений, опыта и практических навыков в различных областях музыкального искусства.

Объект изучения музыкальной педагогики – процесс музыкального образования и воспитания личности будущего музыканта.

Предмет исследования музыкальной педагогики – совокупность всех форм организации, методов и средств, материальных и нематериальных атрибутов музыкального обучения и воспитания, из которых формируется целостный комплекс профессиональной подготовки  педагога-музыканта.

Музыкальную педагогику следует отличать от отдельных методик музыкального обучения и воспитания, поскольку она является именно комплексной, целостной наукой, содержание которой направлено не только на развитие отдельных музыкальных способностей человека и формирования у него знаний, умений, навыков в той отрасли, которую выберет музыкант, но и на формирование его личности в целом.

Музыкальная педагогика - Основные понятия музыкальной педагогики

Основные понятия музыкальной педагогики

Музыкальное обучение — это процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, предусмотренных учебным планом. Музыкальное обучение направлено на овладение такими знаниями, умениями и навыками практической музыкально-эстетической деятельности, которые бы отвечали определённому уровню музыкального образования. Музыкальное обучение осуществляется как государственными заведениями, так и негосударственными, или частными учреждениями, а также физическими лицами. В соответствии с этим, музыкальное обучение разделяется на любительское (непрофессиональное) и профессиональное.

Музыкальное воспитание — это процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, направленных на развитие и формирование музыкальных склонностей, способностей, вкуса, идеалов, вдохновляющих личность на практическую музыкально-эстетическую деятельность. Музыкальное воспитание в общепедагогическом контексте относится к системе обязательной воспитательной работы современной общеобразовательной школы. Согласно законодательным актам многих стран об образовании, музыкальное воспитание учеников реализуется в школе на уроках музыки и входит в государственный (инвариантный) компонент содержания общего среднего образования.

Музыкальное воспитание осуществляется на уроках музыки и в процессе внеклассной музыкально-эстетической работы в современной общеобразовательной школе. Музыкальное воспитание в общепедагогическом контексте относится к системе обязательной воспитательной работы современной общеобразовательной школы. Музыкальное воспитание (в широком смысле) также должно охватывать всех обучаемых музыке, т.е. составлять фундаментальную основу для музыкального обучения детей в системе начального музыкального образования (музыкальные школы, школы искусств).

Музыкальная педагогика является отраслью педагогической науки (общей педагогики), изучающей особенности образования, обучения и воспитания средствами музыкального искусства. Процесс музыкального образования и воспитания личности имеет конкретно исторический характер и происходит в соответствии с основными законами развития общей педагогики.

Музыкальное образование – это процесс и результат усвоения музыкальных знаний, умений и навыков соответствующего уровня овладения музыкальными явлениями в аналитико-теоретическом и практически исполнительском аспектах. 

Закон – точные условия, форма движения вещи.

Закономерности – это тенденции в повторяемости событий.

Закономерности музыкального образования – объективные причины, которые характеризуют существующую связь между общественными и музыкальными явлениями или процессами, без которых невозможно эффективное осуществление музыкального обучения и воспитания.

Закономерности музыкального образования – это:

— соответствие содержания музыкального обучения и воспитания уровню развития музыкальной культуры современного общества;

— зависимость процесса музыкального обучения и воспитания от экономических условий обеспечения развития национальной музыкальной отрасли

ориентированность содержания музыкального обучения и воспитания на национальные музыкальные традиции

Обучение и воспитание средствами музыкального искусства

В классической педагогической науке категории обучения и воспитания имеют свои особенности, поэтому определение методов музыкального обучения и воспитания имеет свою специфику, обусловленную комплексным творческим характером учебно-воспитательного процесса.

Формы организации музыкального обучения и воспитания — внешние характеристики музыкального учебно-воспитательного процесса, которые предопределяются видами и характером музыкально-эстетической деятельности его участников. Это практические занятия (уроки), концерты, лекции, фестивали, конкурсы, экскурсии и др. Общие методы музыкальной учёбы и воспитания — взаимодействия между участниками музыкального учебно-воспитательного процесса, во время которых происходит передача и усвоение музыкальных знаний, умений, навыков практической музыкальной деятельности и развитие личностных музыкально-эстетических качеств.

Музыка относится к выразительным видам искусств. Специфический предмет музыкального отражения – это эмоциональное отношение человека (и общества) к миру в его динамичном выражении в разнообразных проявлениях. Музыка – «искусство интонируемого смысла» (Б.В. Асафьев). Музыка моделирует разнообразные эмоционально-психологические состояния человека в системе музыкально-звуковых образов, транслируя которые, в процессе их звукового воссоздания, определенным образом воздействует на воспринимающих (слушателей). Содержательная сущность музыки – воссоздание в музыкальных произведениях разных жанров и стилей, через систему художественных (музыкальных) образов человеческих интонационно-эмоциональных движений и чувствований. Восприятие и оценка таких эмоционально-чувственных моделей действительности способствует формированию у слушателей развитых духовных чувств, эстетических и художественных ценностей и идеалов.        

Музыка относится к динамичным видам искусства (наряду с литературой, театром, кино, танцем). Музыкальное искусство процессуально по своей сути. Музыкальное содержание и музыкальная форма разворачиваются во времени, подчиняясь логике своего развития. Содержание музыкальных произведений, форма его воплощения трансформируются в контексте определенных художественных направлений и стилей.

Музыка – исполнительское искусство, т.е. предполагает посредников между музыкальным произведением как результатом творчества композитора и его восприятием слушателями. Основные виды музыкальной деятельности – создание музыкального произведения (музыкальное творчество), воссоздание (исполнение), восприятие (слушание). Каждый из этих видом музыкальной деятельности представляет собой сложный творческий процесс.

Становление истории музыкального образования и педагогики в России

Интерес отечественных педагогов-музыкантов к истории музыкальной педагогики и музыкального образования (в дальнейшем — ИМО) прослеживается со второй половины 19-го столетия, когда вместе с поисками национальных путей развития отечественной музыкальной культуры ставится вопрос о необходимости изучения национальных традиций в области музыкального образования. С этого времени начинает свой отсчет процесс становления и развития в России истории музыкального образования как особой области музыкально-педагогического знания.

Вплоть до 30-х годов 20 века развитие этой новой области научного знания шло подспудно, главным образом в недрах общей педагогики или музыкознания – в работах В.Ф. Одоевского, Д.В. Разумовского, К.Э. Вебера, Н.Д. Кашкина, Н.Ф. Финдейзена и др.

Обращаясь к термину «музыкальное образование», педагоги-музыканты, как правило, имели в виду развитие как музыкально-педагогической мысли, так и музыкально-образовательной практики.

Обособление истории музыкального образования в особую отрасль музыкально-педагогической науки может быть отнесено к 30-м – 50-м годам XX столетия. В эти годы появляются фундаментальные историко-педагогические исследования отечественных педагогов-музыкантов в различных сферах музыкально-педагогической науки. Это труды В.А. Бадагурова в области вокальной педагогики, О.А. Апраксиной и Д.Л. Локшина в области общего музыкального воспитания, Л.Н. Раабена в области фортепианной педагогики и мн. др.

При этом происходит выделение двух основных направлений в сфере изучения историко-педагогических проблем музыкального образования – первое направление ориентировано на общее, второе – на специальное музыкальное образование. Такая позиция на многие годы определила не только целевую направленность историко-педагогических исследований, но и их обособленность.

Вследствие этого, в музыкально-педагогической науке наблюдается становление двух во многом различных подходов к изучению истории музыкального образования. В исследованиях в области общего музыкального образования основное внимание сосредотачивается на рассмотрении целей, задач, содержания и методов музыкального образования в педагогическом и социокультурном ракурсах. В исследованиях, ориентированных на изучение истории специального музыкального образования в центре внимания ученых оказывается, преимущественно, искусствоведческий подход.

Примечательно, что большинство историко-педагогических исследований имело либо персонологическую направленность, либо посвящалось деятельности какого-либо одного или нескольких учебных музыкальных заведений. Исследования же, в которых изучалась бы история музыкального образования в широких временных границах, продолжали исчисляться единицами. Здесь можно назвать труды А.Д. Алексеева, Л.А. Баренбойма, К.Ф. Никольской-Береговской, на которых учились многие молодые ученые.

Принципы музыкального образования

Принципами музыкального образования являются:

— основные теоретические идеи (или требования), на которых базируется учебно-воспитательный процесс;

— доступность музыкального обучения и воспитания для каждого человека, независимо от пола, национальности, вероисповедования;

— равенство условий каждого человека для полной реализации его музыкальных способностей и всестороннего развития;

— гуманизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей;

— связь национальной и мировой художественной (музыкальной) культуры;

— взаимосвязь с опытом музыкального образования других стран;

— свобода в выборе форм организации, методов и средств музыкального обучения и воспитания;

— научность – музыкальное образование должно базироваться на основе передовых

  научно-исследовательских (исторических, теоретических, методических) достижений музыкально-теоретической мысли и практической исполнительской деятельности;

— ступенчатость и непрерывность (начальное, среднее профессиональное, высшее музыкальное образование);

— креативность – создание необходимых условий для активного, максимально инициативного музыкального творчества.

Движущие силы музыкального образования – совокупность мотиваций и диалектических противоречий, взаимодействие которых обеспечивает качество и эффективность музыкального обучения и воспитания. Мотивации – это совокупность мотивов и стимулов, которые побуждают личность к определенной деятельности. Мотивы – материальные, социальные, морально-психологические. Диалектические противоречия – между имеющимися и желаемыми музыкальными знаниями, умениями и навыками, постоянное преодоление которых обеспечивает эффективность музыкального обучения и воспитания.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Воспитание толерантности подростков средствами киномузыки
  2. Семинар сократовская беседа
  3. Аудит в системе образования
  4. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
  5. Мониторинг процесса и результатов исследования
  6. Методика обучения русскому языку и литературному чтению
  7. Системообразующий фактор педагогического процесса
  8. Воспитание гуманистических межличностных отношений в обществе старшеклассников
  9. Умственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой
  10. Закономерности процесса обучения