Для связи в whatsapp +905441085890

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ — Музыкальное воспитание в ДОУ: задачи, формы организации

Музыкальное воспитание в детском саду оказывает комплексное воздействие на развитие детей. Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его таланты, идет активное развитие личности.

За короткий срок в системе музыкального воспитаниядошкольников изменилось очень многое: появилось большое количество программ, образовательных технологий, изменились дети и родители. А главное – изменились требования к их содержанию и организации музыкального воспитания. На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам, которые бы позволили образовывать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Ориентиром в этом направлении являются требования ФГОС ДО, определяющие новое представление о содержании и организации музыкального воспитания:

Область «Музыка» входит в совокупность образовательных областей программы. Реализация её содержания направлена на формирование общей культуры детей через развитие музыкальности, приобщение к музыкальному искусству.

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ - Музыкальное воспитание в ДОУ: задачи, формы организации

Музыкальное воспитание в ДОУ: задачи, формы организации

Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, способствует гармоничному личностному развитию. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей, но и способствует социализации ребенка, а также формирует его духовную культуру.

Основные задачи музыкального воспитания:

  • Приобщение к музыкальному искусствуформирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
  • Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памятиформирование песенногомузыкального вкуса.
  • Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.
  • Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности: Образовательная деятельность, самостоятельная музыкальная деятельность детеймузыка в повседневной жизни и на праздниках и музыка в семье.

Образовательная деятельность — основная форма работы с детьми, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных способностей каждого ребенка. Образовательная деятельность включают чередование различных видов деятельности (пения, ритмики, слушания музыки, игры на детских инструментах, ознакомления с элементами музыкальной грамоты) и обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей.

Объединяет детей общими, радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учит культуре поведения, требует определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. Самостоятельная музыкальная деятельность ребят будет активнее, на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на непосредственно образовательной деятельности.

Праздники, развлечения пройдут успешнее, интереснее, если выученные песни, пляски, хороводы дети исполнят выразительно и непринужденно. Их структура, содержание зависят от учебных заданий и возраста детей. Содержание занятий включает обучение пению, слушанию музыки, ритмике, элементам музыкальной грамоты, игре на детских инструментах. Объем знаний по этим видам деятельности определен программой и задачами музыкального воспитания для каждой возрастной группы детского сада.

Цель и задача образовательной деятельности

Цель и задача образовательной деятельности заключается в том, что бы привить дошкольникам интерес к искусству, умение разбираться в музыкальной информации, жанрах, музыкальных формах, способствовать формированию у детей художественного вкуса.

Образовательная деятельность, является основной формой учебной деятельности в детском саду и воспитательно-образовательный процесс осуществляется путем прямого обучения. В быту же, приоритетным становится косвенное руководство музыкального руководителявоспитателя, родителей музыкальным воспитанием детей.

Прямое обучение в повседневной жизни не исключается совсем, но оно должно быть ограничено. Любое музыкальное общение с ребенком следует строить на совместной деятельности, партнерстве, всячески поощряя его инициативу, что особенно важно при самостоятельных музыкальных проявлениях детейМузыка в повседневной жизни детского сада объединяет в себе все формы музыкальной деятельности: праздники, развлечения, утренняя гимнастика.

Итак, форма организации музыкального воспитания в повседневной жизни детского сада предусматривает два вида руководства со стороны воспитателямузыкального руководителя,родителей: прямое и косвенное. Во время игр, упражнений обучающего характера, прогулок музыка может звучать по желанию и детей, и взрослого.

Но в развлечениях, праздниках, утренней гимнастике это происходит, как правило, по инициативе педагога; при этом он должен, конечно, учитывать возможности, интересы и пристрастия детей. Взаимодействие всего педагогического коллектива является одним из признаков высокоэффективной организации воспитательно – образовательного процесса. 

Музыкальный руководитель создаёт условия для овладения детьми знаниями, умениями и навыками в различных видах музыкальной деятельности, а воспитатель способствует их закреплению.

Для того, чтобы музыка прочно вошла в жизнь детей, музыкальному руководителю необходимо выстроить взаимодействие не только с коллективом педагогов, но и родителями. Для этого с родителями проводится определённая работа, в процессе которой необходимо добиться, чтобы они стали проводниками культурного становления ребёнка. Дети и взрослые любят общие формы взаимодействия, а это праздники, развлечения, конкурсы, викторины.

Кружковая работа также способствует возникновению самостоятельной музыкальной деятельности детей как в группе, так и дома вместе с родителями. Накопленный музыкальный опыт ребёнок переносит в повседневную жизнь в соответствии со своими интересами и желаниями.

Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду — один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующегося определенными музыкальными умениями и навыками, способностью переносить разнообразные музыкальные действия в повседневную жизнь.

Ребенок должен уметь применять накопленный музыкальный опытсформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям.

Виды музыкальной деятельности

Стандарт определяет возрастосообразные виды деятельности, в т. ч. и музыкальную деятельность детей.

В младенческом возрасте (2 месяца — 1 год) — это непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами и познавательно исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры. 

В раннем возрасте (1 год — 3 года) — это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

Для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) — это игровая деятельность, включая сюжетно- ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и друтие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно — исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), восприятие художественной литерату ры и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликации), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребёнка.

Исходя из предложенных Стандартом возрасто- сообразных видов деятельности, становится возможным конкретизировать формы музыкальной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста (таблица). Обратите внимание, что предложенные формы практико-ориентированного характера в первую очередь прорастают из культурных практик ребёнка.

Программы и технологии музыкального воспитания

Стандартам допускается привлечение парциальных программ и авторских технологий для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Не секрет, что музыкальные руководители редко роботают по разделу «Музыка» примерной образовательной программы дошкольного образования, которую выбирает учреждение. Практически всегда специалистом привлекаются парциальные программы, например, «Ладушки» И.М Каплуновой, И.А. Новоскольцевой, «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой. «Музыкальная ритмопластика» Л.М. Бурениной и др.

На их основе музыкальный педагог разрабатывает свою программу, которая успешна и результативна, сориентирована на воспитанников детского сада, их потребности, интересы и возможности учреждения. Именно так и должен сегодня выглядеть раздел образовательной программы детского сада, связанный с музыкальным развитием детей раннего и дошкольного возраста.

Если музыкальный руководитель использует парциальную программу в полном объёме, ничего не меняя в ней, то достаточно ссылки на эту программу, авторские технологии, методики, формы организации образовательной работы. Но такой вариант встречается крайне редко, поскольку приближенная к идеалу программа возможна при личном участии или вдумчивой переработке музыкальным руководителем существующих программ, с опорой на свой опыт профессиональной деятельности.

Образовательная программа утверждается учреждением самостоятельно в соответствии со Стандартом и с учетом Примерных программ.

В соответствии со Стандартом увеличилось соотношение времени на часть, формируемую участниками образовательных отношений. Теперь это 40% от времени пребывания ребенка в детском саду (от 10 или 12 ч).

Эта часть программы может включать различные направления (например, углубленнее художественно-эстетическое развитие, музыкальное развитие), выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

Данная часть программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована

  • на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитанников ДОО, а также возможностям ее педагогического коллектива;

сложившиеся традиции ДОО (группы).

Очевидно, что при таком подходе необходимо изучать интересы и потребности детей, их родителей. в. т. ч. связанные с музыкой и музыкальной деятельностью, хорошо знать возможности педагогического коллектива.

Как показывает опыт, программы, связанные с музыкальной логоритмикой и ритмопластикой, с творческим музицированием, с музыкальным театром, детской хореографией и танцами, фольклором очень востребованы и детьми, и родителями. В целом художестиенно-эстетическое направление — самое перспективное для части программы, формируемой участниками образовательных отношений.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Педагогические условия формирования сенсорных эталонов у младших дошкольников
  2. Н. К. Крупская А. С. Макаренко об игре как целенаправленной творческой деятельности, о связи ее с трудом
  3. Комбинаторное мышление
  4. Технология индивидуализации обучения
  5. Использование игр для обучения говорению на начальном этапе изучения иностранного языка
  6. Требования к методам обучения, выбор методов обучения
  7. Компетентностный методологический подход в исследованиях психолого-педагогического направления и его характеристика
  8. Обучение и воспитание детей с сенсорными нарушениями за рубежом
  9. Образовательная cистема России
  10. Основные дидактические концепции