Для связи в whatsapp +905441085890

Музыкотерапия как метод психологической коррекции — Краткая история развития и использования музыкотерапии

История взаимоотношений между музыкой и человеком уходит корнями в далекое прошлое, к истокам человечества.

Научные и исторические данные свидетельствуют о том, что танцы и песни появились раньше, чем членораздельная речь. Это указывает на то, что музыка является первоначальным языком человечества.

Использование музыки в терапевтических целях также имеет долгую историю. В прошлом музыка широко использовалась в медицинской практике. Об этом известно из трудов Платона, из биографии царя Давида, упоминается в мифах об Аполлоне и т.д. [2, с.16]

Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и означает «лечение музыкой». Существует множество определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых рассматривает музыкотерапию как вспомогательное средство психотерапии, средство специфической подготовки пациентов к применению сложных терапевтических методик. Другие авторы определяют музыкотерапию как: — контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, воспитании и образовании детей и взрослых, страдающих соматическими и психическими заболеваниями; — систематическое использование музыки для лечения физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства; — средство оптимизации творческих сил, педагогической и воспитательной работы [7].

Выдающийся врач всех времен и народов Авиценна тысячу лет назад лечил музыкой больных с нервными и психическими заболеваниями. В Европе упоминания о ней относятся к началу XIX века, когда французский психиатр Эскироль начал внедрять музыкотерапию в психиатрических учреждениях. Характерно, что использование музыки в медицине носило в основном эмпирический характер. [6]

Еще более широкое распространение музыкотерапия получила после Первой мировой войны. В 1930-е годы опыт военных врачей использовался немецкими терапевтами при лечении язвы желудка, а швейцарскими врачами — при лечении легких форм туберкулеза. Австрийские акушеры использовали музыку для обезболивания родов. Использование музыки и звука в качестве анестезирующего средства также применялось в стоматологической и хирургической практике. Все эти практики стали основой для развития музыкотерапии после Второй мировой войны.

Во второй половине двадцатого века технические возможности в изучении физиологических реакций, возникающих в организме в процессе музыкального восприятия, значительно возросли. Было показано, что музыка активно влияет на функции всех жизненно важных физиологических систем, интенсивность различных физиологических процессов, дыхание и сердечно-сосудистую систему, кровообращение, даже приводит к определенным гормональным и биохимическим изменениям.

2.Музыкотерапия: направления, задачи, функции

Роль музыки в жизни людей с течением времени возрастает. Ученые, композиторы, педагоги, музыканты разрабатывали проблемы музыкального образования и воспитания детей. Многие исследователи отмечают терапевтическое воздействие музыкального ритма на все системы и функции детского организма, в том числе на развитие мышления, внимания, моторики. Психофизическая направленность музыкальной деятельности связана с положительным влиянием музыки на различные системы организма ребенка [1, с.25]

Существует четыре основных направления коррекционного воздействия музыкотерапии:

  1. эмоциональная активизация в процессе вербальной психотерапии.
  2. Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей.
  3. Регулирующее влияние на психо-вегетативные процессы.
  4. Повышение эстетических потребностей.

В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указываются: * катарсис — эмоциональная разрядка, регуляция эмоционального состояния; * облегчение осознания собственных переживаний; * конфронтация с жизненными проблемами; * повышение социальной активности; * приобретение новых средств эмоционального выражения; * облегчение формирования новых отношений и установок.

Задачи музыкальной терапии:

  • Укреплять здоровье детей с помощью музыки;
  • научить детей распознавать эмоции и чувства, передаваемые музыкой;
  • развивать чувство ритма, дать ребенку возможность фантазировать и придумывать движения.
Музыкотерапия как метод психологической коррекции - Краткая история развития и использования музыкотерапии
Музыкотерапия как метод психологической коррекции — Краткая история развития и использования музыкотерапии

Краткая история развития и использования музыкотерапии

Седативная (релаксационная) функция связана с тем, что в результате специально организованной музыкальной деятельности снимается мышечное и эмоциональное напряжение, человек успокаивается, восстанавливает физические и эмоциональные силы. [3, с.108]

Стимулирующая функция, наоборот, направлена на мобилизацию и активизацию всех физических и эмоциональных возможностей человека: приводит мышцы и жизненно важные системы организма в тонус, наполняет положительными, яркими эмоциями и дарит хорошее настроение. Используется мажорная, ритмичная, танцевальная музыка.

Катарсическая функция музыки противоположна седативной и стимулирующей. Ее суть не в восполнении недостающих эмоций, а в избавлении от гнетущих чувств. «Катарсис — от греческого — очищение — первоначально: эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызываемое у зрителя античной трагедии в результате особого переживания судьбы героя, обычно заканчивающееся его смертью» [4, с.36]

3.Механизмы воздействия музыки на человека

Музыкальная терапия включает в себя:

  • Прослушивание музыкальных произведений;
  • пение песен;
  • Ритмические движения под музыку;
  • Сочетание музыки и изобразительной деятельности.

Цели занятий с использованием музыкотерапии:

  • создание пролонгированного эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей в связи с резким изменением социального и личностного статуса);
  • стимуляция двигательных функций;
  • развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий,

восприятия) и сенсорных способностей, растормаживание речевых функций.

Музыкальная терапия использует разнообразные терапевтические механизмы:

  • Позволяет преодолеть психологические защиты ребенка — успокоить или, наоборот, активизировать, настроить на интерес.
  • Помогает установить контакт.
  • Способствует развитию коммуникативных и творческих способностей

ребенка дошкольного возраста.

  • Повышает самооценку на основе самоактуализации.
  • Способствует проявлению чувств.
  • Развивает эмпатию.
  • Помогает в установлении и развитии межличностных отношений.
  • Формирует ценные практические навыки: игра на музыкальных инструментах, пение, слушание.

Игра на музыкальных инструментах, пение, слушание музыки и т.д.

  • Помогает занять ребенка увлекательными занятиями — музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией.

Использование методов музыкотерапии в работе с детьми.

Выделяют следующие методы музыкотерапии в работе с детьми:

1.Метод направленной визуализации (музыка и релаксация) К.О. Коннора. Детей нужно учить расслабляться так же остро, как и взрослых. Иногда дети могут быть очень напряжены физически и эмоционально. Это приводит к раздражению и иррациональному поведению. Им нужно помочь расслабиться. Часто это позволяет выявить источник раздражения. При расслаблении дети могут лечь на пол, могут принять любое удобное положение, очень полезно сгибание и разгибание тела. Можно использовать специальные упражнения из йоги. Музыка служит фоном.

Расслабившись, ребенок строит приятные образы, оживляет приятные воспоминания, которые помогут ему справиться с существующими фобиями или с напряжением». [2, с.43]

2.Музыка и медитация. Медитация является отличным способом обучения релаксации — расслаблению. Специально подобранная музыка служит фоном для музыкальной терапии. После медитативных упражнений дети могут рисовать или двигаться под музыку. Медитация может быть двух видов: директивная и недирективная. Директивная медитация сопровождается рассказом и может включать элементы внушения, которые настраивают детей на определенный лад. Недирективная медитация имеет место, когда слушатель свободно отдается образам и ассоциациям, возникающим у него при наблюдении за развитием музыкального содержания. Таким образом, ребенок погружается в свой собственный внутренний мир и представляет себе все, что захочет». [2, с.44]

Основные механизмы психологического коррекционного воздействия

Музыкотерапия может использоваться как в качестве основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психокоррекционного воздействия, характерных для метода музыкотерапии.

Первый механизм заключается в том, что музыкальное искусство позволяет реконструировать конфликтную травматическую ситуацию в особой символической форме и благодаря этому ее разрешить.

Второй механизм связан с характером эстетической реакции, которая позволяет изменить действие «аффекта с мучительного на приносящий удовольствие».

Обычно различают ретроспективную и перспективную фазы музыкальной терапии. Ретроспективная фаза имеет задачу подтолкнуть участника к переживанию необходимости активного раскрытия внутреннего конфликта. Прослушивание музыки должно привести человека к конфронтации со своей внутренней жизнью. Переживания, которые до этого были бессознательными или лишь частично осознанными, трансформируются в конкретные представления. В этой фазе следует использовать музыку глубокого эмоционального содержания, например, симфоническую музыку 19 века. В проспективной фазе возможны два подхода. Первый — разрядка психического напряжения, выражением которого может быть мышечное напряжение. Второй — развитие потребности в слушании музыки, расширение спектра переживаний, стабилизация самочувствия.

Различают индивидуальную и групповую музыкотерапию. Индивидуальная музыкотерапия проводится в трех вариантах: с выраженным коммуникативным, реактивным и регулирующим действием. В первом случае музыкальное произведение слушают педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных отношений. Во втором — достигается очищение. В третьем — снимается нервное и психическое напряжение. Все три формы могут использоваться как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом. Они представляют собой, в некотором смысле, пассивную музыкальную терапию. Наряду с этим существует и активная индивидуальная музыкотерапия, направленная на преодоление коммуникативных нарушений. Она проводится в форме занятий педагога музыкой вместе с ребенком.

Групповая музыкальная терапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом и развивали коммуникативно-эмоциональные отношения, чтобы процесс был достаточно динамичным.

Музыкальная терапия помогает установить отношения между педагогом и ребенком, развивает чувство внутреннего контроля, раскрывает новые способности и повышает самооценку.

6.Положительные эффекты музыкальной терапии.

Эксперты выделяют следующие положительные эффекты использования музыкальной терапии:

*Музыка оказывает сильное успокаивающее действие на гиперактивных детей;

*Замкнутые, сдержанные дети становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия с другими людьми;

*Улучшается речевая функция;

*улучшается сенсомоторная функция;

*Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений коммуникации; она помогает установить эмоциональный диалог, часто даже тогда, когда другие методы уже исчерпаны;

*Ребенок испытывает положительный опыт успеха, достигнутого при освоении различных способов музицирования, у него развиваются интересы;

*Музыка оказывает благотворное влияние через телесный уровень на эмоциональное состояние дошкольника;

*Музыка обладает огромным целительным потенциалом и способностью влиять на духовное развитие ребенка;

*Музыка, как ритмический стимул, стимулирует физиологические процессы, протекающие ритмично в двигательной и вегетативной сфере». [7]

Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения 

Агрессивное поведение контролируется и регулируется с помощью поощрений и наказаний, а также с помощью механизмов саморегуляции.

Обе теории представляют собой синтез двух теоретических групп — теорий научения и когнитивных теорий. Когнитивные теории агрессии определяют поведение в терминах привлекательности ожидаемых последствий. Эта группа теорий подчеркивает важность эмоциональных и когнитивных процессов в агрессивном поведении. С точки зрения представителей когнитивных теорий агрессии, фрустрация и другие стимулы агрессии, будь то боль, страх, недомогание и другие, подвергаются когнитивной оценке и только потом провоцируют агрессивные реакции.

Когнитивные теории достаточно оптимистично оценивают возможность регулирования и контроля агрессивного поведения и предполагают возможность обучения людей самоконтролю и обучения их быть менее агрессивными.

И.К. Загдаров, Н.Д. Левитов и А.К. Осинский в своих работах предложили структуру агрессивных проявлений [20, с. 103].

Согласно этой структуре, агрессия может быть направлена вовне, а может быть направлена на себя, иначе называемая аутоагрессией. Аутоагрессия проявляется через самобичевание, самоуничижение, самоповреждение вплоть до самоубийства.

Существует два вида агрессии — прямая и косвенная. Прямая агрессия — это агрессия, направленная на агрессора, а косвенная агрессия проецируется на невиновного человека, часто более слабого, или на окружающий неодушевленный предмет.

С точки зрения инициативы агрессия может быть оборонительной или проактивной, то есть исходить из собственного желания субъекта причинить вред другому.

Согласно цели, существует различие между враждебной агрессией и интеллектуальной агрессией, иначе известной как инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия не направлена на причинение вреда, а служит средством для достижения какой-то другой цели.

По способу выражения она бывает физической и вербальной агрессией. Если физическая агрессия — это форма агрессии, в виде не только психологического вреда, но и физического вреда посредством насилия, то вербальная агрессия — это форма агрессии, в виде психологического вреда посредством крика, ругани и тембра голоса.

Границы агрессии размыты, то, что одни называют агрессией, другие называют энергичностью. Если агрессия разумна и вызывает сочувствие, ее можно назвать здоровой или, иначе, конструктивной агрессией.

Здоровая агрессия уважает права своего владельца, но при этом контролируется и не нарушает права других. В руках разумного человека агрессия полезна как для него самого, так и для его семьи и родины. Этот вид агрессии побуждает к конкуренции, защите своих прав и интересов, служит развитию познания и способности полагаться на себя [21, с. 62] .

Каковы особенности проявления агрессивного поведения в младшем школьном возрасте? Прежде всего, в младшем школьном возрасте агрессивное поведение становится более организованным — инициатором агрессивного поведения является не один человек, а группа детей, что позволяет нам чувствовать себя защищенными. Формирование группы заметно меняет агрессивное поведение детей младшего школьного возраста. Нахождение в группе приводит к исчезновению страха наказания, к большей уверенности в собственной правоте и силе, к желанию утвердиться в группе. Кроме того, дети все меньше обращаются к помощи взрослых в решении своих проблем [22, с. 42].

Считается, что мальчики более агрессивны, но это не совсем так. В настоящее время разница в агрессивности между девочками и мальчиками значительно уменьшилась. Скорее, агрессия мальчиков более заметна окружающим.

Арт терапия тревожности детей

Я. Л. Коломенский, Е. А. Панько в своих работах считают, что проявление тревожности в разных ситуациях не одинаково. В одних случаях люди склонны вести себя тревожно всегда и везде, в других — обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от обстоятельств [10, с. 68].

В психологической литературе можно встретить различные определения этого понятия, хотя большинство исследований сходятся в необходимости рассматривать его дифференцированно — как ситуативное явление и как личностную характеристику, с учетом переходного состояния и его динамики.

Так, А.М. Прихожан указывает, что тревога — это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неприятностей, с предчувствием надвигающейся опасности. Тревожность выделяют как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента [18, с. 84].

По мнению А. В. Петровского, тревожность — это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, испытывающих последствия психологической травмы, во многих группах лиц с девиантным субъективным проявлением личностного неблагополучия [16, с. 18].

Тревожность в психологии понимается как склонность человека испытывать беспокойство, то есть эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий [20, с. 269].

Таким образом, понятие «тревожность» у психологов означает, как состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к беспокойству, страху и тревоге, имеющее отрицательную эмоциональную окраску.

В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств — социально принятые формы выражения тончайших оттенков чувств через взгляды, улыбки, жесты, позы, движения, интонации голоса и т.д.

Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности.

Повышению тревожности у ребенка могут способствовать такие факторы, как чрезмерные требования со стороны родителей и воспитателей, поскольку они вызывают ситуацию хронической неуспеваемости. Сталкиваясь с постоянным несоответствием между своими реальными способностями и тем высоким уровнем достижений, который от него ожидают взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревогу. Другим фактором, способствующим возникновению тревоги, являются частые упреки, которые вызывают чувство вины. В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной большого количества страхов у детей является также сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предупреждений, опасностей и тревог. Чрезмерная строгость родителей также способствует возникновению страхов. Однако это происходит только в отношении родителей того же пола, что и ребенок, то есть чем больше мать запрещает дочери или отец — сыну, тем больше вероятность возникновения страхов. Часто родители, не задумываясь об этом, внушают детям страхи своими никогда не осознаваемыми угрозами [10, с. 254].

По мнению психолога М. Кузьминой, существует несколько причин тревожности, лежащих в семье:

  • Традиционализм отношений в семье. В таких семьях отношения с ребенком строятся по принципу «должен» и «обязан»;
  • открытые высказывания и прямые угрозы. Обычно в таких семьях ребенку говорят: «Иди сейчас…» или «Если ты не пойдешь в детский сад, я…»;
  • Недоверие к ребенку. Многие родители проверяют карманы детей и заглядывают в «тайные» места. Ребенку говорят, с кем дружить;
  • отдаленность родителей. Многие родители ходят в гости, ходят в театр или уезжают в отпуск без своих детей. Ребенок чувствует себя брошенным, ему не с кем поговорить о своих проблемах и тревогах. У таких детей возникает страх одиночества;

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Проблемы стрессовых состояний
  2. Теоретическое и эмпирическое мышление
  3. Познавательная сфера человека
  4. Директивная психотерапия
  5. Психологический анализ
  6. Активность мышления — Общая характеристика мышления
  7. Когнитивный подход в психологии
  8. Стороны общения в психологии
  9. Психологические закономерности формирования воли
  10. Причины социального сиротства