Для связи в whatsapp +905441085890

Мыслители эпохи возрождения и их вклад в развитие управленческой мысли — Развитие управленческого мышления в средние века

Революция управления — это изменение социальных институтов, приоритетов и видов управления, переход от одного качественного состояния управления к другому. Можно выделить семь этапов развития менеджмента или семь управленческих революций.

Первая управленческая революция произошла 4-5 тысяч лет назад в период становления рабовладельческих государств Древнего Востока. Этот этап развития управленческого мышления можно охарактеризовать как «религиозно-коммерческий». Разделение высшей жреческой касты привело к назначению особого класса священников — религиозных функционеров, которые собирали дань и приносили ее в дело под видом совершения религиозных обрядов. Они занимались коммерческими сделками, вели деловую переписку и производили коммерческие расчеты. Таким образом, на первом этапе своего развития администрация занималась коммерческой деятельностью духовенства. В результате первой управленческой революции менеджмент превратился в инструмент целенаправленной коммерческой и религиозной деятельности, позднее он стал определенным социальным институтом и профессиональной профессией.

Вторая управленческая революция произошла примерно через тысячу лет после первой и связана с внедрением новых механизмов хозяйственного управления в период Старо-вавилонского царства (XIX-XVI вв. до н.э.). Строго централизованная система экономической организации была заменена системой государственного контроля и регулирования экономической деятельности. Это выражалось в законах правителей Эшнуна (XX век до н.э.), Липит-Иштар (XX-XIX века до н.э.) и Хаммурапи (XVIII век до н.э.). Суть второй революции в управлении — появление светского способа управления, возникновение первой формальной системы организации и регулирования отношений людей, зарождение основ стиля управленческого лидерства.

Третья управленческая революция произошла спустя тысячу лет после второй, также в Вавилонии, и была названа «производственным зданием». Царь Навуходоносор II (605-562 гг. до н.э.) прославился как талантливый генерал, строитель, организатор и руководитель, внедривший адекватные управленческие подходы. Третья революция в управлении, обусловленная прогрессом в строительстве и разработке технически сложных проектов, ознаменовала применение эффективных методов управления и контроля качества.

Четвертая управленческая революция произошла в средние века, перед этапом капитализма. Концепции управления раннего средневековья отражали доминирование профессиональных гильдий (магазинов), отношения которых основывались на сотрудничестве. Характерными чертами были отсутствие банковской системы, недостаточная мобильность работников, а также регулирование отношений в соответствии с законами морали, а не экономики. В более поздний период (Ренессанс) появились первые банки, начали расширяться рынки товаров и сырья, бизнес стал вестись уже не самими работниками, а владельцами капитала. Целью экономики стала реализация прибыли.

Пятая управленческая революция произошла во время промышленной революции восемнадцатого и девятнадцатого веков. В течение этого периода было признано, что управленческие функции не менее важны, чем финансовые или технические. Управление было отделено от собственности, капитала и сферы прямого производства, что впоследствии привело к появлению профессионального менеджмента. Функции управления постоянно расширялись и дополнялись функциями планирования, делопроизводства, организации закупок и продажи продукции и т.д. Острая потребность в качественном профессиональном менеджменте привела к появлению наемного менеджера, но менеджер, как особенная фигура, еще не стал профессионалом.

Шестая управленческая революция (конец XIX-XX вв.) произошла в период усиления роли профессиональных менеджеров в управлении государственным и частным сектором. Основателем теории рациональной бюрократии стал немецкий социолог М. Вебер, который предложил заменить владельца как временную фигуру менеджером, а бюрократа — государственным чиновником. В этот период развивалось крупномасштабное промышленное производство и связанные с ним сложные иерархические структуры управления, регулировались обязанности и ответственность менеджеров. В целом этот период характеризовался разделением труда в управлении и разделением управления как науки.

Седьмая управленческая революция (с 1980-х годов) — постиндустриальная стадия управленческого развития связана с переходом к постиндустриальной стадии социального развития.

Отличительной чертой экономической и деловой мысли в древности является то, что ее носителями были философы и мыслители, которые разрабатывали концепции и внедряли их в свою практическую повседневную жизнь. Поэтому в теории управления, общественного устройства большое значение придавалось этике и нравственности. Древние взгляды на бизнес, экономику и управление в большей степени связаны с управлением и деятельностью государственных правителей, чем с практической жизнью простых граждан. В работах древних авторов на тему экономики можно найти принципы рациональности, на которых современные предприятия основывают свою хозяйственную деятельность.

Основные древние цивилизации, способствовавшие развитию управленческого мышления: Древняя Греция, Римская империя, Вавилония, Древний Египет, Древний Восток. В древние времена экономические отношения определялись спецификой деятельности «ранних капиталистов» — ростовщиков, сборщиков налогов, купцов. Их деятельность не носила характер предпринимательства и не была направлена на получение прибыли за счет прироста капитала. Первый период развития предпринимательской мысли характеризуется развитием первых теорий управления экономикой и бизнесом, разработкой основ регулирования товарно-денежных отношений, биржевых операций, заработной платы, теорий эффективного управления и администрирования экономики. Фермерство и сельское хозяйство рассматривались как основная сфера деятельности, создающая прибавочную стоимость и, таким образом, приносящая доход землевладельцу. Акцент был сделан на этике и нравственности бизнеса, философии, партисипативном управлении и мотивации сотрудников.

В древнеегипетском царстве появились первые дошедшие до нас письменные источники, в которых упоминались простейшие аспекты управления. Они объяснили существование и важность власти и указали на существование особых групп людей, занимающихся этим видом деятельности. Центральной фигурой, вокруг которой формировались идеи управления, как правило, был правитель, образ которого в большинстве случаев прославлялся и идеализировался. В ряде текстов содержались ссылки на действия царей, высокопоставленных чиновников и придворных по отношению к управлению государством, губерниями и экономикой государства, перечислялись высшие должности и иерархия должностей, права и обязанности, связанные с ними, давались комментарии по возникающим организационным фрагментам, их организационной структуре, целям, приоритетам и управленческим функциям.

Древняя Греция. Искусство управления людьми в Древней Греции называлось «демагогией». В Древней Греции, две с половиной тысячи лет назад, произошел переход к совершенно новой системе ценностей, благодаря которому стало возможным дальнейшее развитие управления как науки. В Древней Греции сформировался цивилизованный рынок, основанный на честном, добросовестном труде, высокой культуре управления и свободного развития личности. Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процессами, обеспечивали четкую специализацию работников.

Древний Рим, а затем и Священная Римская империя стали образцом с точки зрения права, центральной власти, иерархии и общественного порядка. Административная система и иерархия Римско-католической церкви, основы которой были заложены в Древнем Риме, до сих пор считается наиболее совершенной моделью формальной организации, а римское право является основой современного гражданского права.

Штаты Аккад и Шумер вошли в историю управления благодаря мощному бюрократическому аппарату, на котором базировалась королевская власть, и жесткой централизации в правительстве. Во время правления короля Шульги был составлен «Королевский список», оправдывающий тиранию королевской власти, а также изданы юридические книги для централизации правоотношений в государстве.

Вавилония. На развитие делового мышления в этой цивилизации повлиял знаменитый свод законов вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Кодекс формально закрепил правила социальных и товарно-денежных отношений: право собственности (неприкосновенность), своевременная уплата налогов, лимиты на сумму процентов по денежным долгам и др. Значение Свода законов Хаммурапи для современного управления заключается в том, что он был первой формальной системой управления и регулировал отношения между людьми.

Среди философов Древнего Китая достойны упоминания Конфуций (ок. 551-479 гг. до н.э.) и его «Беседы и суды». Учение Конфуция отражает подход к управлению, основанный на участии, в сочетании с идеей безусловного послушания начальству.

Особенности географического положения Японии также определили специфику национальной культуры и черты характера: Твердость, мужество и терпение. В древней Японии захваченные китайские мастера активно использовались для работы, что оказало большое влияние на развитие ремесленничества. В целом, Япония находилась под сильным влиянием культуры Китая и Кореи; основы социального и философского учения определялись конфуцианством и буддизмом.

Древняя Индия характеризовалась укреплением монархической власти и снижением роли институтов племенного правления. Главой государства был король. При переходе власти строго соблюдался принцип наследования — король назначал на престол одного из своих сыновей при жизни. Царь действовал как символ общественного порядка, «карма», которая позволяла жить всем членам общества. Управление было вплетено в общее религиозно-философское мышление. Подтверждение этому мы находим в одной из древних религий Востока — брахманизме, зародившемся в древней Индии.

Мыслители эпохи возрождения и их вклад в развитие управленческой мысли - Развитие управленческого мышления в средние века

Развитие управленческого мышления в средние века

Особенностью развития управленческого мышления в средние века является то, что наиболее известные и наиболее сохранившиеся произведения мыслителей носят религиозный (богословский) характер. Для обоснования и описания товарноденежных отношений, экономических явлений и управления ремеслами использовались теологические и морально-этические методы и принципы. Наиболее известными среди средневековых богословов, чьи труды отражают мысли об организации экономики, обмена и т.д., являются представитель раннего канонизма Августин Блаженный (353-430) и покойный каноник Томас Аквинский (1225 (1226) — 1273).

Августин Блаженный разработал учение о предопределенности, согласно которому поведение человека определяется и предопределяется волей Божьей. Поэтому история человечества является также результатом божественного провидения. В своем эссе «О городе Божьем» он противопоставил светское государство мировому господству Церкви. Без веры нет знания. Августин Блаженный считал умственный и физический труд равной ценностью; положение человека в обществе не определяет разделения труда. Богатство может быть накоплено только за счет труда, а ростовщичество и торговые наценки — греховные способы. Обмен априори пропорционален. Справедливая цена» товара должна определяться исходя из стоимости труда и стоимости материалов для производства товара. Считается, что деньги необходимы для облегчения обмена товарами, но они сами по себе не имеют ценности.

Основным принципом учения Фомы Аквинского является гармония веры и разума. Его главные произведения — «Сумма-теологика», «Сумма против язычников». Он был убежден, что разум может доказать существование Бога, и написал для этого пять доказательств. Он разработал доктрину иерархии, согласно которой все, что существует, имеет определенный иерархический порядок, созданный Богом. Томас Аквинский не считал кустарное производство, крупномасштабное коммерческое предприятие явно греховным. Во многом это связано с объективным развитием этих видов деятельности — отрицать их существование или запрещать их было бессмысленно. Томас Аквинский считал, что классовое разделение людей и разграничение их труда задолжали сверху. Труд увеличивает богатство, но богатство должно быть умеренным, и он не отрицает частную собственность. В отличие от Августина, он считал, что торговля не всегда справедлива, так как может быть в пользу одного и в пользу другого. «Справедливая цена» не должна рассчитываться на основе стоимости труда и материалов, так как продавец должен получить сумму, соответствующую его позиции. Стоимость денег устанавливается правительством. Кредитные акулы и трейдеры могут получать большие прибыли, если они разделяют расходы на транспортировку и риск.

Стремление к прибыли как самоцели категорически противоречит этической концепции средневековья. Было проведено различие между принципами управления домашними хозяйствами и распределения богатства (как этического) и принципами предпринимательства и капитальных инвестиций (как неэтичных). Светская деятельность (включая ремесла) считалась не имеющей моральной ценности, без учета этики или морали. Торговля, как и ростовщичество, считалась деятельностью, не угодной Богу. Предпринимательство ради прибыли было позорным делом.

«Салицкая правда» — это кодекс обычного права салицких франков, составленный при Кловисе (ок. 466-511) и позднее дополненный капитуляриями других королей. Составители «Салической правды» признали высшее право общины на сельскохозяйственные земли и защитили суверенитет общины от вмешательства посторонних лиц. Таким образом, раздел 59 «Правды» свидетельствует о том, что выделенные средства еще не перешли в частную собственность отдельных семей. Раздел 5 этого титула запрещает наследовать землю женщинам: «Земля ни в коем случае не должна передаваться женщине, но вся земля должна принадлежать мужчинам, т.е. братьям». Если не было наследников-мужчин, земля перешла к общине.

«Салицкое право защищает высшее право общины на луга, пустыри, леса, болота и другие земли». Таким образом, в соответствии с § 19 раздела 27, рубка разрешена для всех членов общины при условии, что деревья были помечены не менее года назад: «Если кто-то берет дерево, помеченное более года назад, вины нет». Правда», защищая права общин на землю, жестко ограничила поселения необщинных элементов в деревнях. Например, в заголовке 45 «О поселенцах» говорится: «Если кто-то хочет переехать на виллу с другим, и если один или несколько жителей деревни хотят его принять, но есть даже один, кто выступает против переезда, то он не имеет права там поселиться». В то же время авторам «Соленой правды» пришлось столкнуться с фактом распада общины и развития частных хозяйств на своих землях. Поэтому этот правовой памятник содержит законы, защищающие частное хозяйство франков (заголовки «О краже живой изгороди», «О различных кражах», «О поджогах», «О повреждении поля или огороженной земли» и т.д.). Признавая существование остатков родоплеменных отношений (о чем свидетельствует, в частности, название «На Рейпе»), Салская Истина одновременно отражала процесс их постепенного вымирания. Например, составители включили в этот сборник законов титул «На горстке земли», согласно которому богатые родственники могли отказаться от уплаты штрафов за своих бедных родственников. Название «О добровольном отказе от родства» допускало возможность ухода из расширенной семьи.

Развитие теории управления в эпоху ренессанса

Этот период развития управленческого мышления характеризуется возникновением и формированием феодализма и трансформацией производственных отношений — от использования рабского труда до использования временных работников на ремесленных предприятиях. К 11 веку во многих странах Западной Европы ремесленное производство начало активно развиваться, объемы производства увеличивались, а деньги становились все более ценными в обмене товарами.

Сельское хозяйство оставалось первичным сектором, но возросший спрос на ремесленное производство потребовал новой формы организации производства, которая стала мастерской. К XIV веку ремесленное производство гильдий полностью заменило отечественное и стало основной формой производства. В то же время развивалась торговля и создавались купеческие гильдии и ассоциации ремесленников.

Создание гильдийной формы ремесленного производства способствовало внедрению более современных средств труда, заложило основу для разделения труда и способствовало росту ремесленных навыков и их специализации. В мастерской не было разделения труда, но работа оценивалась по сложности: более ответственную и трудную работу выполнял мастер, менее трудную — подмастерья, а самую простую работу поручали ученикам.

В этот период сельское хозяйство и ремесла разделяются как отдельные отрасли экономики, которые начинают обслуживать друг друга. Развитие ремесел приводит к росту городов (особенно в Италии), интенсификации торговли и развитию внутреннего рынка.

Развитие научно-технического прогресса и внедрение первых устройств и станков (токарные станки, сверла, станки и различные инструменты, облегчающие работу) привели к повышению производительности труда. Однако со временем обслуживание машин стало более сложным и энергоемким, что привело к поиску альтернативных источников энергии (водяных и ветровых двигателей), которые преобладали в третьем и четвертом периодах развития управленческого мышления.

Итальянский гуманист эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469-1527) был одним из мыслителей, оказавших большое влияние на развитие практики и теории управления. Его основные идеи отражены в его работах «Суверенный» и «Разговор о Тите Ливиусе». Мировоззрение Н. Макиавелли во многом определяется тем, что он жил в период фрагментации Италии, основную причину которого он видел в отсутствии сильной централизованной власти. Таким образом, центральной концепцией доктрины Макиавелли была сильная, неограниченная власть, основанная на абсолютном подчинении.

Он внес значительный вклад в развитие проблем государственного управления и права. В своих работах — политических трактатах, исторических очерках, постановлениях и романах — он затрагивал вопросы изучения стиля работы руководителя, организации его деятельности, отношений руководителя и его подчиненных. Взятые вместе, решения этих вопросов образуют оригинальную систему практического управления, которая превосходит по своей эффективности, глубине и политической мудрости некоторые современные разработки.

Согласно концепции Макиавелли о политическом реализме, популизме и провозглашении общечеловеческих ценностей хороши для обретения власти, но власть может быть сохранена только через страх, жестокость и политические интриги. Суверен, утверждает философ, «не может оставаться верным своему обещанию, когда оно противоречит его интересам и когда причины, побудившие его дать обещание, перестали существовать». «Нужно понимать, что государь. для того, чтобы сохранить государство, часто вынужден действовать вопреки своему слову, милосердию, доброте и благочестию».

Макиавелли отстаивал идею разделения политической (т.е. светской) и религиозной власти. Именно эта идея стала основой не только в организации доиндустриального и индустриального, но и в современном обществе.

Макиавелли одним из первых установил понятие гражданского общества и применил термин «государство», как он используется сегодня для описания политической организации общества. Многие научные направления (социология, политология, правительство, бюрократия и элита и многие другие) были сформированы на идеях Макиавелли. В некотором смысле, Макиавелли является основателем современной теории власти и лидерства, а также теории принятия решений.

Истоки и тенденции российского менеджмента

Предшественники Петра занимались укреплением экономической мощи Московского государства. Но их усилия не дали никакого эффекта. Еще в первые годы своего царствования Петр постоянно нуждался в деньгах и был вынужден искать новые источники государственных доходов. Эти поиски привели царя к мысли о том, что улучшить финансовую поддержку страны можно только путем радикальных изменений в развитии национальной экономики и торговли. Основные направления экономических преобразований были следующими:

  • Развитие крупномасштабной промышленности и активная поддержка ремесленного и кустарного производства;
  • Содействие развитию сельского хозяйства;
  • Укрепление финансовой системы;
  • государственная поддержка развития внешней и внутренней торговли.

Для подъема крупной промышленности необходимо было иметь разнообразные минералы. Чтобы исследовать и найти их, Петр послал геологические команды в разные части страны. Петр предпринял шаги по привлечению в Россию иностранных инженеров и техников для интенсификации строительства промышленных предприятий. Он отправлял молодых людей за границу для изучения различных отраслей западной промышленности.

Российские предприниматели также получили от Петра различные привилегии. Крестьяне, проявившие интерес к металлургическому и ремесленному производству, получили право собственности на землю. Он доказал и убедил дворян, что они также могут заниматься промышленностью и торговлей без стыда.

Петр I различными способами способствовал развитию внешней и внутренней торговли. И он старался обеспечить, чтобы экспорт товаров из России превышал их импорт из других стран.

Создание промышленности и особенно содержание крупной армии и военно-морского флота требовало больших финансовых затрат. Для сбалансированности бюджета были приняты меры по ввозу в страну драгоценных металлов, чтобы остановить вывоз денег за рубеж. Золото и серебро были изъяты из свободного обращения во внешней торговле. Русские купцы по приказу царя должны были сдавать в казну все золото и серебро, полученные от продажи товара иностранным купцам в обмен на русские монеты.

В развитии административной функции государства царь внес существенные изменения в структуру и функции центрального и местного управления. Во главе всей центральной администрации был создан Сенат. Его целью был контроль над администрацией. Сенат был высшим административным органом государства. В последние годы царствования Петра I на него была возложена и судебная функция. Сенат состоял из председателей коллегий (военных, военно-морских и иностранных) и специально назначенных сенаторов, не являющихся председателями коллегий. В частом отсутствии Петра Сенат был коллективным главой государства, которому все должны были подчиняться по отношению к самому императору. Во главе Сената стоит Генеральный прокурор, который отчитывается перед сувереном о делах Сената, а Сенат — о волеизъявлении суверена.

Под контролем Сената существовали колледжи (основаны в 1718 году), часть из которых заменили старые ордена. Всего было основано двенадцать колледжей, вот некоторые из них:

  • Колледж иностранных дел;
  • Военный колледж;
  • Адмиралтейская (морская) коллегия;
  • Государственная коллегия (Управление расходов);
  • Камерный колледж (Налоговое управление);
  • Justicia Collegium (Судебная коллегия);
  • Аудиторский колледж (финансовый контроль);
  • Колледж коммерции (коммерческий);
  • Производственная коллегия (промышленность);
  • Главный магистрат (муниципалитет).

Колледжи не заменили всех старых орденов; некоторые ордена продолжали существовать под другим названием (Медицинский кабинет, Сибирский Приказ). Колледжи подчинялись Сенату, который посылал им свои указы; в свою очередь, местные органы власти подчинялись колледжам. Однако не все колледжи в равной степени подчиняются Сенату; более независимыми являются Военное училище и Военно-морское училище. Только три колледжа стояли выше местных властей: Коллегия палат и Коллегия правосудия, а также Верховный судья.

Петр существенно изменил органы местного самоуправления. В 1719 году вся Россия была разделена на губернии, губернии — на губернии, уезды. Губернатор отвечал за провинции, воеводу или заместителю губернатора — в уездах финансовое и полицейское управление поручалось земским комиссарам, которые назначались частично коллегией палат, частично избирались дворянами-землевладельцами уездов.

Местные учреждения касались только дворянства, а через них подчинялись ему крестьяне; поэтому земское правительство, введенное в областное управление в виде земельных советов и комиссаров, было не всенародным, а сословным: в сельской местности оно было аристократическим, в городах — гильденским и купеческим.

Таким образом, можно предположить, что высший центральный административный орган — Сенат — объединил и контролировал большинство органов государственной власти и местного самоуправления. Элементами, которые связывали всю администрацию и выполняли контрольные функции, были фискальные служащие (финансовые и частично судебные контролеры) и прокуроры (государственные надзиратели); они были прикреплены ко всем учреждениям и подчинялись генеральному прокурору, который был связующим звеном между царем и сенатом и органом высшего контроля. Как правило, это была система государственного управления и местного самоуправления, разработанная во времена правления Петра I.

В целом, «Домострой» — это конкретно перечисленный свод правил рациональной организации домашнего хозяйства на фоне моральных качеств в отношениях между строителями дома и жителями дома. Более того, принципы рационального ведения домашнего хозяйства, изложенные в Домострое, таковы, что можно говорить об определенной универсальности одного и того же. Хотя первоначальным объектом рассмотрения является натуральное хозяйство потребительского, а не промышленного или производственного характера, экономические модели более сложного порядка появляются в Домострое позже. Расширение и усложнение семейного сообщества, как в социальном, так и в экономическом плане, выдвигает на первый план проблему стабильности семейного коллектива, его определенной внутренней сплоченности. Большую роль в решении этой проблемы играет ортодоксальная этика. Это представляет собой особое ядро экономической организации и позволяет семейной экономике адаптироваться к различным специфическим экономическим условиям и ситуациям.

Анализируя домостроительные варианты управления частным хозяйством в условиях рыночных колебаний, следует отметить, что иногда практически невозможно сказать, где заканчивается естественное экономическое регулирование в рамках «политико-государственной модели управления» и начинается рационализация предпринимательской деятельности. Более того, в первых статьях Домостроя регулирование домашней жизни освящено авторитетом Церкви. Позже риторика первой главы заменяется стилем чисто делового документа, а роль организации церкви в заключительных главах сводится к минимуму. Экклезиазм здесь, таким образом, является всего лишь рамкой, в которой полностью национальная экономическая административная деятельность разворачивается с частыми иллюстрациями положительных, добродетельных примеров. Это особая форма управления и самоуправления, сочетающая глубокую традиционность экономического ядра организации с новизной ситуационного поведения. Такое домохозяйство, несомненно, может аккумулировать некоторый потенциал перехода к чисто предпринимательским формам.

Взгляд на управление в новом веке

Начинается Эпоха Просвещения, первые идеи которой — культ науки и прогресса человечества. Франция в XVIII веке характеризуется разнообразными идеологическими исследованиями, научными творческими достижениями и политическими событиями, которые потрясли общество. Страна начала освобождаться от болота феодальной системы. Мыслители эпохи Просвещения боролись за то, чтобы в обществе не было разрыва между богатыми и бедными. Они выдвинули принцип равенства как требование здравого смысла как идеала.

Проблемы, поднятые материалистами XVII века, получили дальнейшее развитие у французских материалистов XVIII века, которые очистили их от различных схоластических понятий и выступили против чисто умозрительного решения философских проблем.

Французский материализм того времени был классическим вариантом метафизического материализма в его механической форме. В ней французские материалисты разработали доктрину природы, человека и общества. Они все начинали с принципа: Если человек, его личные качества зависят от окружающей среды, то его пороки также являются результатом влияния этой среды. Они дали наиболее полную интерпретацию материи и движения. Они подошли к разработке философской концепции материи как объективной реальности, которая находится вне сознания и действует на наши органы чувств. Они считали движение важнейшим атрибутом материи. Наиболее полное учение о материи и движении дано в работе Голбаха «Система Природы».

Идея неразрывной связи материи и движения представляет собой элемент диалектики, не вписывающийся строго в механистическое понимание природы. Таким образом, установив внутреннюю активность материи, ее неотделимость от движения, они не смогли понять многообразия и качественного различия форм движения.

Материалисты сводили все к механическому движению. По их мнению, человек также является физическим существом, отличающимся от других своей способностью мыслить. Дидро сравнивал человека с инструментом, наделенным чувствительностью и памятью, Ламетре проводил аналогию между человеком и машиной.

Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778 гг.) был одним из идеологических лидеров Французского Просвещения. Он первым почувствовал приближение революции и стал лидером философского и общественного движения. Он призывал к свободе мысли. Он кричал всему миру: «Осмеливайся думать самостоятельно». Он выразил свое политическое кредо в предложении: «Лучшее правительство — это то, при котором соблюдаются только законы». Он осознал необходимость веры в Бога как первопроходца вселенной.

Жан Жак Руссо (1712-1778 гг.) был одним из важнейших мыслителей своего времени. Своей страстью к изменению общественного порядка, борьбой за научную мысль и всей своей разнообразной деятельностью он, как и Уолтер, способствовал приближению Революции.

Денис Дидро (1713-1784) — известный мыслитель, ученый и энциклопедист. Характерной чертой его политического мировоззрения является ярко выраженный демократизм. Он высказал мысль о том, что от молекулы к человеку существует цепь живых существ, которые переходят из состояния живого оцепенения в состояние цветения духа.

Роберт Оуэн (1771-1858) считается одним из первых авторов научного менеджмента. На своей прядильной фабрике в Нью-Ленарке, Шотландия, он внедрил новые для своего времени методы управления. Она включала ежедневные или еженедельные инвентаризации сырья, незавершенного производства и готовой продукции. Р. Оуэн ввел систему контроля за работой наемного труда. В конце дня маркеры размещались в общественных местах, соответствующих рейтингу работы рабочих — деревянные доски разных цветов. Записи вели мастера и прорабы. Жестокое обращение с детским трудом было запрещено на фабрике Оуэна. Он выступал за то, чтобы больше времени и внимания уделялось трудящимся, т.е. пытался воплотить в жизнь идеи социальной справедливости. Программа Оуэна включала установление регламентированного рабочего времени, законы о детском труде, просвещение общественности, предоставление обедов за счет предприятий и вовлечение предприятий в планирование повседневной общественной жизни. Кроме того, Оуэн активно управлял связями между своей компанией и остальным миром. Используя свои связи на высшем уровне, он разрабатывал проекты документов по образовательной реформе и изменениям в экономической системе, критически оценивал влияние индустриализации на рабочий класс.

Целью теоретических исследований и практических экспериментов Оуэна было найти новые способы организации экономической системы, которые позволили бы повысить заработную плату работникам и обеспечить их рабочими местами.

В 1825 году Оуэн опубликовал работу «Новый взгляд на общество», в которой представил результаты своих социальных экспериментов на собственной фабрике и в городе. Он впервые определил управление не как институт полиции, а как деятельность группы лиц, отвечающих за развертывание людских и других ресурсов для достижения организационных или корпоративных целей.

Р. Оуэн оставался видной фигурой в истории социальной мысли и управления. Благодаря Оуэну, как отметил П. Друкер, менеджер стал не абстракцией, а реальной фигурой на исторической сцене, а не экономистом-теоретиком, как представляли А. Смит, К. Сен-Симон, и не инженером-рационализатором, как представляли М. Болтон и Д. Ватт. Р. Оуэн первым на практике решил и научно проанализировал проблемы мотивации и производительности в их тесном взаимодействии. Не умаляя значения экономических факторов как материального состояния производства, он в то же время взял на себя социальные отношения как основу, на которой руководитель должен строить свою программу реализации. Эти проблемы остаются центральными темами теории и практики управления и сегодня.

Классические концепции управления

Классическая теория основана на принципах научной организации труда Ф. Тейлора, теории бюрократии и организации М. Вебера, теории администрирования А. Фейола и теории управления Д. Муни, Л. Урвика, А. Райли, Л. Гулика.

Представители «административной» ветви классической теории в ходе своей карьеры становились крупными промышленниками, по сути, возглавляли крупные предприятия: А. Файоль (горно-металлургический комбинат во Франции), Генри Форд (автомобильная компания «Форд Моторс»), Альфред Слоан и Джеймс Муни («Дженерал Моторс»), Эндрю Карнеги (американская металлургическая компания) и др.

Классическая теория управления систематизировала существующие знания в различных областях и предложила новое универсальное знание законов, методов и способов управления социально-экономическими системами.

Основные положения классического менеджмента: разделение труда (специализация), ведомственность, единоличное управление, иерархическая организационная структура, строгое соблюдение формальных правил, четкое разграничение обязанностей и полномочий, наличие различных обязательных норм (как производства, так и поведения) и т. д.

Школа научного менеджмента, возникшая в начале XX века, представляла собой систему знаний, принципов и методов рациональной организации труда и производства. Основателем этой системы по праву считается Ф. Тейлор (1856-1915), который изложил свои идеи в 1903 году в книге «Управление циклом» и в 1911 году в книге «Принципы научного управления». — В своей книге «Принципы научного управления» 1911 г., обобщая суть своей системы, Ф. Тейлор писал: «Наука вместо традиционных навыков, гармония вместо противоречий, сотрудничество вместо индивидуальной работы, максимальная производительность вместо ограничения производительности труда, развитие каждого работника до его максимально приемлемой производительности и максимального процветания».

Ф. Тейлор определил четыре основных принципа научного управления:

  • научное изучение отдельных элементов работы;
  • научный отбор, обучение, воспитание и развитие каждого сотрудника;
  • Взаимодействие руководителей и работников в осуществлении научного менеджмента в работе;
  • справедливое распределение обязанностей между руководителями и работниками.

Ф. Тейлор ввел понятие человеческого фактора и разработал целую систему стимулов к труду, как материальных, так и моральных. Он доказал, что если улучшить рабочий процесс работника и стимулировать его морально и материально, то за отведенное время работник выполнит в 3-4 раза больше, чем при нормальных условиях. Невозможно переоценить его вклад в науку управления. По словам П. Друкера, весь современный менеджмент стоит как бы на камне на тех идеях, которые были заложены Тейлором.

Представители школы поведенческих наук и человеческих отношений стремились устранить недостатки классической школы в признании человеческого фактора в качестве важнейшего элемента эффективного управления. В 1930-х годах начала развиваться доктрина человеческих отношений, знаменующая собой поворот к гуманизации производства и управления. Основателем и наиболее ярким представителем этого направления считается американский психолог и социолог Э. Майо (1880-1948). Эксперимент Хоторна, проведенный под его руководством в 1927-1932 гг., показал, что следующие социально-психологические факторы положительно влияют на производственную деятельность:

  • Замена авторитарного стиля руководства на демократический;
  • Использование неформального общения и неформальных групп в управлении;
  • Вмешательство личных интересов в интересы организации;
  • Внимание к условиям труда сотрудников.

В целом, доктрина человеческих отношений основывается на следующих постулатах: человек является социальным животным, поэтому необходимо использовать такие методы и стимулы управления, которые могут регулировать его поведение в группе; в управлении человеком необходимо в большей степени использовать его психологические, эмоциональные качества и интеллектуальный потенциал, так как его природа несовместима с иерархией и формализацией отношений; это задача менеджеров и предпринимателей — решать проблемы работников, они должны решать вопросы гуманизации труда, обучать их.

Представители школы поведенческих наук сосредоточились, прежде всего, на изучении методов установления человеческих отношений. Основными достижениями представителей этой школы считаются: Применение технологий управления межличностными отношениями для повышения удовлетворенности работой; применение наук о человеческом поведении в организационном управлении, с тем, чтобы работник мог в полной мере использовать свой потенциал.

В целом, школа человеческих отношений и школа поведенческих наук подчеркнули важность человеческого фактора в повышении эффективности управления, открытии феноменов самоорганизации и самоуправления. По мнению А.В. Тихонова, ошибка неклассических понятий заключалась в том, что они принижали роль формальных отношений и сместили акцент управления с управления производством на управление человеческими ресурсами. Сторонники этих концепций считали, что удовлетворение важных социальных и психологических потребностей людей приведет к повышению производительности труда. Однако результаты отечественных и зарубежных эмпирических исследований не подтвердили эти положения.

Начало неоклассического этапа в развитии теории управления связано с развитием кибернетики, операционными исследованиями и компьютеризацией, которые начались в середине ХХ века. Ученые связывают эту фазу с появлением школы наук об управлении, которая сосредоточена на применении количественных методов в управлении. Представители школы количественных методов сосредоточились на планировании и принятии решений, использовании математического моделирования и компьютеров. Количественные методы, сгруппированные под общим названием исследования операций, были использованы для решения сложных управленческих задач, таких как распределение ресурсов, управление запасами, выбор стратегии развития, массовое обслуживание и т.д. После того, как проблема была поставлена, группа исследователей операций разработала модель ситуации, которая облегчила восприятие сложной реальности. На основе этой модели принимались решения по планированию и управлению.

На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Концепция преобразующего лидерства, или лидерство для изменений
  2. Планирование на предприятиях различных форм собственности
  3. Совершенствование системы управления персоналом в организации
  4. Источники управленческих решений
  5. Менеджмент в электроэнергетике
  6. Мотивация и стимулы в управлении
  7. Модель планируемых изменений
  8. Личностные особенности профессионального стресса менеджеров по продажам
  9. Основные подходы к определению понятия «менеджмент»
  10. Уровни организационных изменений