Для связи в whatsapp +905441085890

Начало философии в Индии: веды, упанишады. Буддизм — Человек — божественное творение

Индийская философия возникла на основе богатой культурной традиции многочисленных народностей великой Бхарата Варша — древней Индии. По самым скромным оценкам, индийская цивилизация возникла за несколько тысяч лет до нашей эры. Некоторые исследователи, симпатизирующие теософской историографии, склонны значительно расширять эти временные рамки — до десятков и даже сотен тысяч лет. В необъятные исторические глубины уходят истоки и духовная культура Индостана, представленная многочисленными мифами, эпическими поэмами, религиозными учениями и аскетическими практиками йоги.

Непосредственной основой многих философских систем древней Индии были священные тексты ведической литературы и связанная с ними древняя религия индусских народов — брахманизм (от имени Верховного Бога — Брахмы или Брахмана). В настоящее время науке известны четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. Период их происхождения историки оценивают очень противоречиво: от тысячи до десяти тысяч лет. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что Веды являются одним из древнейших известных памятников человеческой мысли.

В Индии Веды считаются священным писанием или откровением (гирути), записанным древними духовными мудрецами (ригья). Тексты Вед представляют собой собрание изречений, религиозных гимнов, жертвенных песен и заклинаний. Их тематика очень широка. Некоторые из гимнов были философскими по своему охвату и подходам.

К тексту каждой Веды присоединяется еще несколько текстов, сборников произведений различных авторов, написанных позднее. Во-первых, это религиозные книги, называемые брахманами. Они представляют собой сборники комментариев и ритуальных текстов. Во-вторых, это араньяки (буквально «лесные книги»), которые возникли как предписания для лесных отшельников и аскетов. В-третьих, это Упайшады (буквально «сидящий у ног учителя»), философские произведения, которые считаются высшими сокровенными объяснениями текстов Вед. Таким образом, Веды, Брамины, Араньяки и Упанишады возникли в течение длительного периода времени и оказали значительное влияние на формирование древнеиндийской философской мысли.

Пураны (религиозные тексты), итихасы (исторические произведения) и эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна» также оказали значительное влияние на всю индийскую культуру. Одна из частей Махабхараты, Бхагават-Гита (буквально «Песнь Бога»), была особенно важна для последующего развития философии в Индии. В ней рассказывается о том, как полулегендарный духовный учитель Кришна (считающийся в индуистской традиции аватарой бога Вишну) объясняет своему другу и ученику Арджуне основные положения духовной философии и принципы йоги.

Начало философии в индии: веды, упанишады. Буддизм - Человек - божественное творение

Человек — божественное творение

Традиционно история индийской философии начинается с древнейших дошедших до нас памятников индийской религиозной мысли — Вед. Они начали формироваться в середине второго тысячелетия до нашей эры, а это значит, что они такие же древние, как самые старые фрагменты Ветхого Завета, и на несколько столетий старше «Илиады» и «Одиссеи». Тексты написаны на санскрите, одном из древнейших индоевропейских языков, который ближе к общеиндоевропейскому исходному языку, чем большинство других. Кстати, именно открытие санскрита в конце XVIII века дало толчок развитию сравнительного языкознания в Европе, что позволило сначала реконструировать протоиндоевропейский язык, а затем разработать методы реконструкции других семейств языков, предшествующих этому.

Развитие философских школ или систем философского умозрения (даршан) древней Индии было тесно связано с развитием религиозного мировоззрения. Первоначальная ведическая религия ариев со временем трансформировалась в брахманизм. Арийская верховная божественная троица (Индра — Сурья — Агий) была постепенно заменена богами новой священной троицы. Это Брахма (бог-создатель), Вишну (бог-хранитель мирового порядка) и Шива (бог-разрушитель). Под влиянием неортодоксальных философских доктрин (джайнизм, буддизм и аджайвизм) в лоне брахманизма к концу первого тысячелетия до н.э. усилились изменения философского, этического и ритуального характера. Из брахманизма развилась новая форма индуизма, которая почти без изменений сохранилась в виде двух основных религиозных течений (шиваизм и вишнуизм) до настоящего времени.
Основные представления о мире и человеке, характерные для ведической религии и брахманизма, впоследствии были доработаны или подвергнуты критике индийскими философскими школами. Основные аспекты этого религиозного мировоззрения схематично выглядят следующим образом.

Брахман рассматривался как причина вселенной, сначала понимаемый чисто религиозно как божественная Абсолютная Личность, позже философски как высшая Абсолютная Инициатива объективного порядка. Вселенная состоит из трех миров (трилоки) — высшего духовного (небесного), земного и нижнего преисподней. В них обитает множество живых существ: Боги, люди, животные, демоны, духи, элементали и души.

Человек — творение богов и в то же время часть природы. Он изначально наделен Атманом, духовным элементом субъективной природы, который является основой его бессмертной божественной души. Душа (джива) вовлечена в цикл постоянных перерождений в трех мирах (колесо Самсары), управляемых Кармой (сначала бог воздаяния, затем закон воздаяния). Существование души в земном мире неизбежно отягощено негативной кармой, что приводит к постоянным страданиям. Условия для нового рождения человека или животного также зависят от этой кармы.

Преодоление темной кармы, разрыв замкнутого круга самсары и достижение освобождения (мокша) считались высшими целями религиозной практики и целью земной жизни человека.

Истоки индийской философии

Корпус ведических текстов (записанных в двенадцатом веке, а до этого передававшихся и запоминавшихся) состоит из четырех «уровней». Первый уровень включает в себя Самхиты («собрание»): Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа, которые были добавлены к Самхитам позже остальных, в первом тысячелетии до нашей эры. Самым древним из них является Ригведа, собрание гимнов богам и заклинаний, самые ранние части которого датируются 15 веком до нашей эры. «Самаведа» и «Яджурведа» по содержанию не отличаются от «Ригведы» и содержат лишь несколько гимнов, которые не были включены в «Ригведу». Сам текст был окончательно доработан в первые века первого тысячелетия до нашей эры. Второй уровень — это брахманы, тексты, посвященные в основном правильному выполнению ритуалов. Третий уровень — это араньяки («лесные книги»); они посвящены правилам проведения ритуалов отшельниками, которые покинули мир и живут в лесу в одиночестве; их содержание скорее умозрительное, чем практическое, поскольку лесной отшельник не нуждается в сложных ритуалах, необходимых для жизни в обществе. Наконец, четвертый уровень образуют Упанишады — корпус текстов, в которых прослеживаются первые зачатки философской мысли, хотя, конечно, никакой философии в специфическом смысле этого слова там еще нет (хотя у современных индийских историков философии она есть). Все эти четыре «плоскости» вместе составляют Шрути («Услышанное», поскольку считалось, что древние мудрецы и провидцы-риши слышали гимны, мифы и ритуальные наставления, звучащие в мире, подобно музыке сфер, с незапамятных времен). Древнейшие из Упанишад — «Брихадараньяка Упанишада» и «Чандо-гья Упанишада» сложились, по мнению большинства исследователей, в VIII-VI веках до н.э., основные шрути формируются с V-IV века до н.э., поздние Упанишады создаются еще через несколько веков — вплоть до XTV-XV веков. (Например, «Алла Упанишада» была написана от имени правителя Великих Моголов Акбара).

Веды и Упанишады, которые большинство историков считают истоками индийской философии, представляют собой разнородные тексты; в них, особенно в Упанишадах, мы можем найти семена самых разных концепций: Материализм, идеализм, религиозный монизм (учение о том, что Бог — единственная истинная реальность), различные версии учения о природе души и так далее. Три гимна из десятой, самой младшей мандолы, обычно привлекают наибольшее внимание в Ригведе. Первый из них посвящен сотворению мира из тела первого человека Пуруши (отсюда частое название этого гимна «Хвала Пуруше»): боги, создавшие первого человека, принесли его в жертву себе и из различных частей его тела создали небесные тела, воздух, землю, растения, животных и людей.

Философия и медицина

Веды — это религиозные и философские трактаты, созданные арийскими племенами, пришедшими в Индию из Центральной Азии и Ирана после 15 века до нашей эры. К ним относятся «священные писания», религиозные гимны, религиозные ритуалы и, наконец, философские комментарии к Ведам, Упанишады, которые представляют наибольший интерес для исследователей.

Упанишады — это древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера. Она входит в состав Вед и является одним из священных писаний индуизма. В основном они обсуждают философию, медитацию и природу Бога. Считается, что Упанишады излагают основную суть Вед — поэтому их также называют «Веданта» (конец, завершение Вед), и они являются основой ведантистского индуизма. Упанишады в основном описывают безличный аспект Абсолютной Истины.

Брахман в индийской идеалистической философии (как в ведической философии в целом, так и в йоге в частности) обозначает безличный, безразличный Абсолют, «душу мира», корень всех вещей и явлений. Брахману нельзя дать положительного определения, его можно охарактеризовать только отрицанием: бесконечный, неизменный, неподвижный. В ведической философии понятие Брахмана (то есть Бога, Абсолюта) тесно связано с личным восприятием вселенского Бога-Брахмана как индивидуального Атмана — высшего запредельного Я. Таким образом, Упанишады неоднократно поддерживают идею трансцендентного тождества Атмана и Брахмана — например, в Махавакье («великом изречении») «Этот Атман есть Брахман» («Айам атма брахма»).

Буддизм — это религиозно-философское учение, распространившееся в Индии, Азии после V века до н.э. Основателем этого учения считается Гаутама Сидхартха (Будда), который родился в княжеской семье на севере Индии. Основная идея буддизма — «срединный путь» жизни между двумя крайностями — «путем удовольствий» (наслаждения, праздность, лень, физическое и моральное разложение) и «путем аскетизма» (умерщвление плоти, лишения, страдания, физическое и моральное истощение). Срединный путь — это путь знания, мудрости, разумных границ самосовершенствования. Путь к освобождению от страданий — это путь ума. Результат — нирвана, высшая благодать (состояние полной невозмутимости и безразличия).

Дхарма — это индийский философский и религиозный термин, являющийся одним из важнейших понятий в индийской культуре. Дхарму можно описать как набор установленных норм и правил, следование которым необходимо для поддержания космического порядка. Трудно найти эквивалент для дхармы. Слово «дхарма» буквально означает «то, что поддерживает или поддерживает». В зависимости от контекста, дхарма может означать моральные устои, религиозный долг, универсальный закон бытия и т.д. Дхарма играет первостепенную роль в учениях индийских религий, каждая из которых исповедует и практикует дхармические принципы. Индийские религиозные традиции утверждают, что люди, живущие в гармонии с учением дхармы, могут достичь нирваны. В индуистском обществе дхарма — это религиозно-нравственное учение о правах и обязанностях человека. Дхарма имеет некоторое сходство с даосизмом и даосизмом в его общем значении.

Йога — это широкий индийский термин, обозначающий совокупность различных духовных, психических и физических практик, разработанных в рамках индуизма и буддизма, направленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения возвышенного духовного и психического состояния человека. В узком смысле йога — это одна из шести ортодоксальных философских школ индуизма.

Мир и человек Древней Индии

Первым свидетельством самостоятельного систематического изложения индийской философии стали сутры (изречения, афоризмы), VII-VI вв. до н.э. До новейшего времени индийская философия практически развивалась в рамках шести классических систем — даршан (веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса), руководствуясь авторитетом Вед, и неортодоксальных течений: Локаята, джайнизм, буддизм. Ведантисты отстаивали монистическую модель мира, согласно которой Брахман является идеальным Единым, причиной мира. Санкхьяики и йоги склонялись к дуализму: они признавали не проявленную Пракрити, которая имеет неопределимые элементы — гуны. Локаяктисы или чарваки — индийские материалисты — видели истоки в четырех «великих сущностях»: земле, воде, воздухе и огне. Представители ньяи и особенно вайшешики были одними из древних атомистов (атомы создают нравственный образ мира и реализуют нравственный закон Дхармы). Позиция буддизма была средней в том смысле, что, согласно ей, вселенная рассматривалась как бесконечный процесс появления и исчезновения отдельных элементов материи и духа, без реальных личностей и прочной субстанции.

Возникновение древнекитайской философии во многом было похожим. Если в Индии многочисленные философские школы так или иначе путали с ведизмом, то в Китае — с конфуцианской ортодоксией (соперничающие школы даосизма, моизма и легизма). Древние мифы описывают возникновение космоса не иначе, как по аналогии с биологическим рождением. Для индейцев это был брак между небом и землей. В китайском воображении из бесформенной тьмы родились два духа, которые упорядочили мир: мужской дух Ян стал править небом, а женский Инь — землей.

Постепенно порядок из хаоса и организацию Вселенной стали приписывать «первому человеку». В ведических мифах это юсехеруки, юсехеруки Пуруша. Дух или Spiritus, от которого произошли луна, солнце-глаз, огонь-рот, дыхание-ветер. Пуруша — это не только модель общества, но и человеческого сообщества с самой ранней социальной иерархией, проявившейся в разделении на «варны»; из уст Пуруши возникли жрецы (брамины), из рук — воины, из бедер — торговцы, из ног — все остальные (шудры). Аналогичным образом, в китайских мифах происхождение связано со сверхъестественным человеком Пансу.

При переходе к рациональному пониманию причинности мира в его различных проявлениях постоянства и изменчивости человеку пришлось заново увидеть свое место и назначение в нем, что отражало специфику социального строя древнеазиатского общества: централизованной деспотии и сельской общины. В Китае обожествляется единственное «великое начало» на небе — «Тянь». В «Ши цзин» (Канон стихов) Небо является всеобщим прародителем и великим правителем: оно порождает человеческий род и устанавливает правила жизни: правитель должен быть правителем, сановник — сановником, отец — отцом….. Конфуцианство, составлявшее идеологическую основу китайского общества с древнейших времен, представляло ли, — норму, правило, церемонию как краеугольный камень социальной организации.

Ли предполагал сохранение ранговых иерархических различий в веках. В Индии Брахма, формирующий реальное и нереальное, является не только «вечным творцом» существ, но и определяет для каждого имя, профессию (карму) и особое положение. Ему приписывают установление кастового деления (законы Ману), в котором брамины занимают высшее положение.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Идея закона в философии
  2. Эстетика Ницше
  3. Человек в философии Ф. Ницше
  4. Немецкая классическая философия
  5. Развитие западноевропейской философии в XV-XVIII веках
  6. Вопросы демографии
  7. Жан-Жак Руссо и его философия
  8. Типы мировоззрений
  9. Современная философия
  10. Индивид, индивидуальность, личность