Для связи в whatsapp +905441085890

Национальное в философии — Национальное самосознание и национализм

Каковы истоки такого социального явления, как нация? Первой именно человеческой формой сообщества, пришедшей на смену первобытному стаду, был клан, кровное объединение людей, главная ячейка общества. Клан — это группа людей, объединенных кровными узами, коллективным трудом, общей защитой общих интересов, а также общностью языка, морали и традиций.

Союз нескольких кланов образовал племя, своего рода этническую общность и общественную организацию. Ее типичными характеристиками являются: общая территория, обычно отделенная от соседних племен естественными границами; экономическая общность и взаимопомощь членов племени, выражающаяся, например, в коллективной охоте; общий язык и сознание; общность происхождения и родственные связи. Через формирование племенных объединений, сопровождаемых интенсификацией экономических и культурных связей между племенами, военными столкновениями, миграцией населения, обусловленной ростом численности населения, появлением частной собственности, постепенным смешением племен, заменой прежних племенных родственных связей на территориальные и появлением новой формы исторической общности, национальности.

В процессе становления национальностей они формировались из нескольких племен, которые были схожи по происхождению и языку или смешались в процессе завоевания одних племен другими. В процессе формирования национальностей они формировали территориальное, культурное и в некоторой степени экономическое сообщество, которое зачастую не имело стабильного характера. Гражданство — это языковая, территориальная, экономическая и культурная общность. Создание государства способствовало консолидации гражданства. В ходе исторического развития естественные места проживания национальностей не могли совпадать с границами государства ни территориально, ни лингвистически.

Развитие капиталистических условий укрепило экономические и культурные связи, создало национальный рынок, устранило экономическую раздробленность национальностей, а ее различные части объединились в единое национальное целое — национальности стали нациями. В отличие от нации, нация — это более стабильное сообщество людей.

Каждое государство вносило и продолжает вносить свой вклад в сокровищницу мировой цивилизации и культуры. У нации есть не только нечто особенное, что отличает ее от других народов, но и нечто общее, что объединяет некоторые из них: есть разные народы, которые говорят на одном языке, или живут на общей территории, или имеют много общего в своей истории, культуре, повседневной жизни, психологии (например, англичане и североамериканцы).
Дух истории создал огромное разнообразие наций, и все они вместе образуют своеобразный особый букет в саду общественного бытия, в котором каждая нация имеет свой неповторимый аромат, словно сияющий своей особой аурой. В этом смысле нация сравнима с личностью. И как много выиграет человечество, если люди и нации научатся ценить национальные особенности друг друга как свои собственные.

Национальное в философии

Национальное самосознание и национализм

Общий климат национальных отношений во многом зависит от гражданской зрелости каждого человека и глубины понимания им основополагающих интересов своего народа и общества в целом. Это основа национального самосознания, которое является чувством и самосознанием духовного единства народа и его культурной самобытности — обычаев, традиций, верований. Тот, кто говорит о своем народе, означает прежде всего духовное единство своего народа. Он имеет в виду то, что остается реальным, несмотря на уход людей и смену поколений. Нация — это что-то общее для многих.

Нация — это великая семья, объединяющая всех сыновей и дочерей, дедов и бабушек, прадедушек и прабабушек, так что каждая душа связана с ней живой связью, даже те, кто умер. Человек не в силах стать существом другой национальности (хотя формально это делается, но это только видимость, потому что что что-то и кому-то это нужно). Национальная идентичность обладает огромной регулирующей и жизнеутверждающей силой: она помогает сближению людей определенной национальности и выступает в качестве своего рода защитного механизма, позволяющего ей сохранять свою целостность и социокультурную самобытность в общении с другими нациями и национальностями, а также противодействовать таким разрушающим нацию факторам, как нарушение интересов, ассимиляция и т.п.

Национальная идентичность способствует общему культурному возвышению нации, ее историческому развитию совместно с другими нациями.
В процессе образования культивируется национальное искусство, национальные обычаи и традиции, передается из поколения в поколение чувство гордости за героев истории и культуры, память о которых живет в душах народа. Это способствует единству нации и народа как особого сообщества.

Воспитательное значение патриотизма огромно. Это школа, в которой человек развивает идею гуманности, понимает необходимость заботы и максимальной заботы обо всем национальном, начиная с природы и заканчивая тонкими сферами искусства и легко уязвимым чувством национального достоинства. По словам Х. Гегеля, «можно отметить, что национальная психология обладает удивительно большой устойчивостью: арабы, например, даже сейчас везде проявляют себя в точности так, как их описывали в древности». Исторический опыт свидетельствует о стабильности национального чувства.

Таким образом, каждый народ как социальный субъект общественно-исторической жизни, особенно его наиболее продвинутые представители, поднимается до сознания своих социальных интересов, особенностей своей культуры, традиций, нынешнего положения в потоке бытия и перспектив развития. У него свой особый менталитет, форма выражения чувств, в частности, собственного чувства достоинства и соответствующей гордости. Но все должно иметь свою меру. Подобно тому, как преувеличенная ориентация сознания субъекта по отношению к самому себе приводит к эгоизму, так и преувеличенная ориентация национального сознания только на особенность национальной жизни и гипертрофированный смысл могут привести к национализму.

Если национальность — это «факт, который никто не игнорирует, то национализм — это еще и факт, подобный чуме или сифилису». Смертоносность этого факта стала особенно чувствительной в наше время…». Национализм является одной из форм национального эгоизма. Нация и национализм — это очень разные вещи, это как личность и ее отягощенный эгоизм. В основе национализма лежат идеи национального превосходства и национальной исключительности, которые создают национальное высокомерие. Д.Н. Овсянико-Куликовский подчеркнул, что «гипертрофия нации возникает как болезненный процесс….. Вызывает рост национальных чувств. Отсюда недалеко до национальной исключительности, национального тщеславия и шовинизма».

Культурные традиции Востока и Запада. Философия и национальное самосознание

Ряд исследователей отмечают, что философские миры Запада и Востока разделены «непреодолимой демаркационной линией». Запад наделен такими качествами, как современный, рационалистический, индивидуалистический, свободолюбивый, реалистический, логический, активный. Она контрастирует с Востоком как архаичная, субъективная, интуитивная, идеалистическая, мистическая, пассивная.

В то же время близкое сравнение «материалистического» Запада и «спиритуалистического» Востока показывает, что западная философия ни в коей мере не является синонимом материализма и науки; интерес к «потустороннему» характерен не только для западной культуры, но и для восточных народов, в том числе и для индейцев, чей интерес к природной и социальной среде особенно часто отрицается (Мур, Дас, Раджу).

Непредвзятый взгляд на западную мысль и теорию культуры показывает, что спиритуалистическая точка зрения не только преобладала здесь до середины XIX века, но и не чужда современности. Такие философские течения, как экзистенциализм, феноменология, персонализм, неотомизм и другие, гораздо ближе к спиритуалистическому взгляду, чем ученые аналитической философии. Против оценки восточной философии как спиритуалистической, Раджу заявил, что индейцы — самый материалистический народ, и поэтому Веданта, буддизм и джайнизм обеспечивают самые антиматериалистические идеалы для равновесия. Оторванность от мира, с другой стороны, в индуизме возможна только после того, как человек выполнит свои обязанности в обществе.

Противоречие интуитивного Востока и логического мышления Запада показывает, что «мистик — не восточная, а универсальная фигура», если под этим подразумевается человек, который видит Единого во многом. Интровертная природа мистического опыта одинакова на Востоке и на Западе. Скорее, мы должны говорить об универсальном характере спиритизма и мистицизма, о близости их форм, как они развивались на Востоке и Западе.

Философы сегодня все чаще переходят от первичного противостояния между философскими системами Востока и Запада к философскому компаративизму, к необходимости взаимопонимания, культурной коммуникации и взаимного обогащения.

Теории национального суверенитета

Борьба за власть, приведшая к династическим, гражданским и религиозным войнам в период становления национального государства, вращалась вокруг вопроса о признании национального государства в качестве основной формы самоорганизации народа на данной территории. Некоторые элементы теории национального суверенитета были первоначально разработаны во Франции на рубеже средневековья и современности в борьбе зарождающихся национальных монархий против Римско-католической церкви и Священной Римской империи, а также против феодальной раздробленности. Она должна была помочь правящей династии утвердить свою единственную власть в рамках национального государства.

Теория национального или национально-государственного суверенитета формировалась вместе с идеей национального государства. Продолжая традицию договорного происхождения государства, Т. Беза анонимно опубликовал в 1574 г. «О правах правителей в отношении их подчиненных», в котором задал вопрос: «Следует ли подчиняться правителям так же безоговорочно, как и воле Божьей? Отвечая на этот вопрос отрицательно, Беза оправдал мысль о том, что когда цари нарушают божественные заповеди и являются несправедливыми, народ имеет право не подчиняться им. «Народы не для правителей, — писал он, — но для народов правители, как пастух нужен для стада, а не для пастуха».

Эти и связанные с ними идеи послужили основой теории народного суверенитета, в развитие которой внесли свой вклад Х. Гроций, Ж. Боден Т. Хоббс, Ж. Локк, Ч. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Г. В. Ф. Гегель и др.

Приоритет в формулировке этой идеи принадлежит юристу периода религиозных войн во Франции Ж. Бодену, который в своем главном произведении «Шесть книг о республике» (1576 г.) (1576 г.) подробно проанализировал сущность государства в его основных аспектах. Суть книги заключалась в том, чтобы установить тезис о том, что о существовании государства можно говорить только в том случае, если оно наделено суверенитетом, как считал Дж. Бодин. По мнению Бодина, государство возникает тогда, когда политически плохо связанные феодальные владения объединяются под эгидой верховной власти, единого суверена. На отдельной территории нет и не может быть никакой власти выше суверенной власти государства. Полагая, что источником суверенитета является народ, Боден утверждал, что о «верховной и постоянной власти над гражданами, с правом на жизнь и смерть, народ может наделять одного из граждан без каких-либо ограничений, так же, как и владелец, желающий сделать кому-то подарок, может сделать это Боден утверждал, что суверенная власть народа такая же, как и власть народа.

Из этого постулата он сделал вывод: «Суверенитет — это неограниченная верховная власть над подданными. Иными словами, Бодин понимал под суверенитетом «абсолютную и постоянную власть», «верховную власть командования» Суверенитет — это власть, которая является «абсолютной и постоянной». Она едина, неделима и неограничена, и не ограничена никакими ограничивающими условиями.

Поэтому, как утверждал Бодин, не может быть разделенного суверенитета, а должно быть распределение функций, подчиненных осуществлению единой суверенной воли. С юридической точки зрения, суверен не может быть низложен и не может быть противопоставлен. Либо правитель независимого государства обладает абсолютной властью, на чем настаивал Бодин, либо он подчиняется другой власти над и рядом с ним.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФИИ РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Русская философия 20-го века развивалась в чрезвычайно сложных условиях. Это было время революции в начале века, которая привела к радикальному разрыву тысячелетнего уклада жизни российского общества, гражданской войне и массовой эмиграции русской интеллигенции. Это также время великой победы советского народа в Отечественной войне и время перестройки, из которого возникла новая Россия. Теоретическое содержание русской философии XX века, ее темы и проблемы вытекают из ее предыстории и выражают важные для российского общества ценности: Патриотизм и гуманизм, интернационализм и коллективизм, духовность и нравственность. Русская философия экзистенциальна и уникальна по своему интеллектуальному и историческому опыту, что не противоречит ее содержательному единству с лучшими образцами мировой философии. Наши мыслители делали практические выводы из абстрактных суждений о человеке и обществе, разрабатывали проекты по перестройке общества и государства, по улучшению жизни человека, его нравственному воспитанию и духовному совершенствованию. Их философские выводы были конкретизированы в поисках синтеза истины и правды.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Концепция деконструктивизма Ж. Деррида
  2. Мишель фуко, французский философ, историк, теоретик культуры
  3. Возрождение — кризис религиозного мировоззрения
  4. Сознание и бессознательное. (Фрейд, Юнг, Райх, Хорни, Салливан) — Соотношение сознания и бессознательного в работах З. Фрейда
  5. Шарль Фурье, французский философ, социолог, представитель утопического социализма
  6. Особенности современного развития науки
  7. Категории в рассудочном познании И. Канта
  8. Глобальные проблемы человечества. Предпосылки и возможные пути их решения
  9. Философия науки
  10. Инженерные исследования и проекты Леонардо да Винчи