Для связи в whatsapp +905441085890

Написание статьи как учебная дисциплина, ее использование на уроках русского языка и литературы — Методы инновационного обучения


«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова», — писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его развития, обучения.

Трудно поверить, что были времена, когда познавательный интерес пытались изгнать из школы как несерьезное, развлекательное начало учебного процесса. Его подменяли такими понятиями, как долг, обязанность, прилежание. Конечно, это очень важные стимулы обучения,
но ведь заинтересованность предметом не противоречит им, а, наоборот, помогает привести ученика к успеху.

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески;        познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения – это не только накопление суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели — воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Написание статьи как учебная дисциплина, ее использование на уроках русского языка и литературы - Методы инновационного обучения

Методы инновационного обучения

А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам. При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

  • ассоциативный ряд,
  • опорный конспект,
  • ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления),
  • мозговая атака,
  • групповая дискуссия,
  • чтение с остановкам и вопросы Блума,
  • кластеры,
  • синквейн,
  • продвинутая лекция»,
  • эссе,
  • перепутанные логические цепочки,
  • медиапроекты,
  • дидактическая игра,
  • лингвистические карты,
  • лингвистическая аллюзия (намек),
  • исследование текста,
  • работа с тестами,
  • нетрадиционные формы домашнего задания.

Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления. Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана Международной Ассоциацией и Консорциумом Гуманистической педагогики. В последние 15 лет она получила широкое распространение в системах общего и профессионального образования в 29 странах мира.

Теоретико-методической базой исследования данной технологии в нашей стране являются идеи: гуманизации профессионального образования (Е.М. Бондаревская, Л.А.Волович, З.Г.Нигматов, Г.В. Мухаметзянова), индивидуализации и дифференциация обучения (А. Ахиезер, А.А. Кирсанов, И.Г. Унт); проблемного обучения (Д.В. Вилькеев, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин), групповых форм организации обучения (В.И Андреев, В.С. Безрукова, В.К. Дьяченко, И.М. Чередов, Г.И. Ибрагимов);        

Критическое мышление — это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов- Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия — вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме,
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,  мотивировать ученика к учебной деятельности,
  • сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы,
  • побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия — осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

  • получить новую информацию,
  • осмыслить ее,
  • соотнести с уже имеющимися знаниями,
  • искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третья стадия — рефлексия. Здесь основным является:        

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации,
  • присвоение нового знания, новой информации учеником,
  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя я считаю такие приемы, как дискуссия (от лат. — исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса). Дискуссия — одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка, поэтому при проведении такого урока в 6-8 классах знакомлю ребят с правилами ведения дискуссии, с речевыми штампами, помогающими ребятам выражать свои мысли.

Основные задачи дискуссии:

  • обмен первичной информацией,
  • выявление противоречий,
  • переосмысление полученных сведений,
  • сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.

Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:

  • уважение к различным точкам зрения ее участников;
  • совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача — обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором — это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

Чтение с остановками и вопросы Блума

Эффективным также нахожу на некоторых уроках чтение с остановками и вопросы Блума (условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов).

Подготовительная работа:

Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:
текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема),
динамичный, событийный сюжет,
неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.
Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.
Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.
Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»). Этот прием, как правило, использую в работе с 8 класса, когда ученики уже имеют определённые навыки содержательного анализа текста.

Данный прием я часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть « С» в КИМ-ах ЕГЭ по русскому языку), т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на том или ином этапе.

При работе над частью «С» особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста (их, как правило, несколько). Поможет в этом составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы,
вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»),
по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

не бояться записывать все, что приходит на ум,
дать волю воображению и интуиции,
продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут,
постараться построить как можно больше связей,
не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

На уроках литературы в 10-11 классах часто обращаюсь к эссе (жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы). Эссе- очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Его целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Если ребята обучаются с помощью технологии развития критического мышления, то они, как правило, имеют на многие вопросы свою точку зрения, а в силу возрастных психологических особенностей не всегда могут проявить сдержанность, поэтому возникает на уроке ситуация, когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи, предположения, не давая остальным время сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием эссе: каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать самостоятельный выбор.

Главное правило свободного письма — не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя — это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1) написать, что они узнали по новой теме,

2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Подготовка к нетрадиционным урокам

Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина, исследование, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.

Например, урок-семинар имеет повторительно-обобщающий характер и его целесообразно проводить в старших классах. Хотя в сильном классе можно попробовать такую форму уже в среднем звене, так как она способствует формированию научного стиля речи, самооценке собственных высказываний, оказывается эффективной формой контроля и самоконтроля, ребята учатся работать самостоятельно, пользоваться научной литературой. Основой содержания урока-семинара служит теория. Ведущая цель — формирование теоретического мышления, которое позволит учащимся самостоятельно отбирать, изучать информацию и применять полученные знания на практике.

Этапы подготовки и проведения урока-семинара:

  • ознакомление учащихся с темой и микротемами семинара (за 2-3 недели до проведения),
  • осмысление и выбор микротем,
  • создание творческих групп,
  • подбор материала к семинару,
  • консультации учителя (за 7-10 дней до проведения семинара),
  • систематизация и обобщение материала,
  • выступление творческих групп на семинаре,
  • конспектирование дат, определений и других важных моментов сообщений,
  • выполнение практического задания,
  • обсуждение выступлений творческих групп,
  • подведение итогов,
  • оценивание работы,
  • объяснение домашнего задания.

Так в 10-ом классе в качестве заключительного урока по творчеству И. С. Тургенева  можно провести семинар по теме «И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе».

 Цель урока: познакомить учащихся с новыми литературными жанрами, особенностями тургеневского мировосприятия в последние годы жизни, отразившегося в его «закатных» работах. Вследствие того, что урок  итоговый, заключительный по теме, в начале урока ребятам нужно предоставить возможность поделиться впечатлениями о творчестве, рассказать о «своем» Тургеневе. В дальнейшем ученики работают по группам: ребята готовят сообщение о последних годах жизни великого русского писателя, останавливаясь подробнее на тех обстоятельствах его жизни, которые способствовали обращению к столь необычному жанру; другие знакомят класс со стихотворениями в прозе как жанром литературы, отметив его особенности, сравнив с такими «близкими» жанрами, как верлибр, афоризм, белый стих. Тут же ребятам можно было  предложить практическое задание — определить жанр прозвучавших произведений, которые подбираются учениками, работающими в этой группе, и на основе сделанных записей обосновать свой выбор. Ребята, работающие в остальных группах, знакомят с историей создания, художественными особенностями нескольких стихотворений И. С. Тургенева («Старуха», «Стой», «Как хороши, как свежи были розы…»). Задачей этих учащихся будет не только художественное исполнение маленьких шедевров Тургенева (последнее стихотворение в прозе исполняется на фоне музыки), анализ лирических произведений, но и определение их места в жизни автора, мотивов, послуживших их созданию, показать, что волновало писателя в последние годы жизни, как это отразилось в его «лирическом дневнике».

На уроках русского языка к такой форме можно обратиться уже в 6-7 классах. В соответствии с задачами повторения разделов семинарские занятия можно организовать по следующим темам: «Состав слова и словообразование», «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи», «Пунктуация простого предложения» и т.д.

Уроки такого плана требуют тщательной подготовки и ученика, и учителя. Воспитательная и образовательная ценность семинаров неоспорима. Она заключается прежде всего в том, что школьники учатся самостоятельно работать с научной литературой, строить свои выступления в соответствии с предложенным планом, а это готовит учеников и к обучению в вузе.

Одним из современных требований к уроку русского языка является работа с текстом. В связи с этим я использую в своей работе такую форму урока, как исследование. В самом названии «урок — исследование» просматривается основная задача — исследование языкового материала на основе текстов.

Этапы подготовки и проведения урока- исследования по русскому языку:

  • выбор текстов,
  • составление плана анализа текста,
  •  предварительная работа с произведением,
  • создание творческих групп,
  • дифференцированное распределение отрывков,
  • исследование художественного текста под «лингвистическим микроскопом»,
  • подготовка группы к «защите» исследования,
  • представление текста (художественное чтение) одноклассникам,
  • лингвистический анализ отрывка,
  • обсуждение, рецензирование анализов, проведённых группами,
  • подведение итогов урока; оценивание работы учащихся,
  • объяснение домашнего задания.

Особое внимание при подготовке к такому уроку следует обратить на выбор текста. Текст должен быть высоко художественным, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности учеников, и объём исследуемого материала. Целесообразно использовать для анализа тексты разных авторов, объединённых общей темой, тексты разных стилей и типов речи, чтобы впоследствии провести сравнительный и сопоставительный анализ.

На таком уроке перед учителем возникает задача: исследовать язык художественного текста /нескольких текстов/ «под лингвистическим микроскопом» и вместе с тем не лишить художественное произведение его поэтического очарования и целостности. Как правило, перед таким уроком знакомлю ребят с произведением на уроке литературы, чтобы они имели представление о произведении в целом.

Одна из основных сложностей при обучении русскому языку — написание сочинений. И чтобы такое домашнее задание не превращалось в катастрофу для всей семьи, надо провести на уроке серьёзную подготовительную работу. Научиться писать сочинение — значит научиться мыслить, видеть, анализировать увиденное. С этой целью я провожу урок-практикум по русскому языку в 5-ом классе.

Развитие речи

Для развития речи учащихся я использую и сочинения-миниатюры, которые развивают образное мышление ребёнка. Например, на уроке русского языка в 5-ом классе при изучении имени прилагательного пишем сочинение о зиме. Ставлю задачу — создать образ зимы: волшебницы, художницы, хозяйки, злой ведьмы, шалуньи. Работа интересная, хотя для пятиклассников довольно трудная. Поэтому после выполнения задания читаем несколько работ (обязательно по желанию), обсуждаем прочитанное с классом, отмечая удачные находки, интересные мысли, а также недочёты и ошибки, затем дописываем или переписываем работы дома. И вот что интересно: практически все ученики, даже те, чьи работы понравились классу, высказывают желание переписать свои маленькие «шедевры». Параллельно знакомлю ребят с эпитетом как выразительным средством языка.

В шестом классе при описании осени знакомимся и с метафорой. Какие яркие метафоры используют ребята в своих сочинениях, создавая образ осени: и «янтарное колье», и «золотой дождь», и «шуршащий ковёр» и «златогривые листочки». Работы, как всегда, читаем вслух. Задание слушающим — выписать метафоры. Ребята, которые не смогли сразу справиться с работой, выполняют её дома, пользуясь составленными на уроке «словариками».

Сочинение-миниатюра по пословице — тоже интересный и полезный вид работы, т.к. позволяет ребятам поразмышлять над проблемами, волновавшими народ и много лет назад, и сегодня.

На уроках по изучению лексики, чтобы повысить интерес ребят к слову, показать его многообразие, предлагаю ребятам самим сочинить загадки, используя многозначность слова, синонимы и антонимы. Такая работа вызывает у ребят интерес, увлекает их, особенно если выполняется по группам. Часто ребята сами удивляются полученным результатам, открывая новые грани знакомых слов.

Одним из основных приемов работы по развитию речи учащихся является комплексный анализ текста, элементы которого ребята начинают осваивать уже в пятом классе, определяя тип текста, вид связи предложений, определяя тему, идею автора, подбирая заголовок, называя изобразительно-выразительные средства (известные учащимся), используемые автором. Для анализа подбираю высоко художественные, небольшие по объёму тексты, с ярко выраженным авторским стилем (часто с произведениями именно этого автора знакомимся на уроке литературы). Постепенно работа с текстом усложняется, как и сам текст.

Этот вид работы не требует много времени, а ребята привыкают работать с текстом, что очень помогает при написании изложения: учащиеся уже при первом прочтении пробуют определить тему, выявить изобразительные средства, языковые особенности текста, эмоционально окрашенные слова, вид связи, тип речи. Анализ текста, как и любой анализ вообще, также способствует развитию критического мышления.

Эта работа имеет ещё один, важный, на мой взгляд, плюс: ребята, работая с образцами высоко художественной литературы, не только знакомятся с миром большой, но нехрестоматийной литературы, но и сами учатся создавать художественные тексты, что так важно при написании сочинения — самого трудного вида работы по развитию речи, ведь именно на это — письменное или устное изложение своих мыслей, и направлена вся работа по развитию речи учащихся, потому что человек, не владеющий свободно родным языком, похож на рыбу, выброшенную на берег. Как рыба не может жить вне воды, так и человек не может оставаться человеком вне языка. И если несвободное дыхание — угроза жизни, то несвободное владение языком — угроза личности. Поэтому владение языком — главное, чему стоит учиться в жизни, и в школах любой страны родной язык — самый важный предмет.

Статистика подсчитала, что в среднем ученик в течение 5 уроков говорит 3-5 минут. Я думаю, что учителей эти данные не удивят, но, бесспорно, заставят задуматься над проблемой. Поэтому сегодня актуальными являются уроки — диспуты, дискуссии. Большая доля работы при подготовке к такому уроку ложится на плечи учителя: выбор темы, подход к проблеме, составление плана дискуссии, отбор вопросов. Такая форма работы более эффективна на уроках литературы.

Эффектным видом контроля успеваемости учащихся является урок-зачёт. Тематика таких уроков соответствует ранее изученному материалу. О проведении зачета ребят предупреждаю заранее, знакомя их с планом урока, не забываю и о дифференцированном подходе к обучению: наиболее подготовленные ученики дома самостоятельно составляют вопросы, карточки с практическими заданиями для одноклассников. Эта группа учащихся осваивает некоторые функции учителя. Дети готовятся к объяснению того, как пользоваться изученным правилом, консультируют одноклассников, проверяют выполнение работы.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Субъективные факторы воспитания
  2. Общая и профессиональная педагогика
  3. Семья как источник образования
  4. Проблемы современного детства и воспитания
  5. Общая характеристика педагогической профессии
  6. Систематика нарушений в речевом развитии ребенка
  7. Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников
  8. Методическое творчество
  9. Коррекция агрессивности
  10. Конфликты в образовательном учреждении