Для связи в whatsapp +905441085890

Направления философских исследований и основные философские дисциплины — Этапы развития философии

Существует группа философских дисциплин, название которой часто используется как единый термин: «философия, логика и методология науки». Это сложное философское направление, занимающееся многогранным анализом научной деятельности: проблемами ее структуры и динамики, изучением социокультурных предпосылок и условий научного познания.

Само понятие науки имеет много значений. Принято различать следующие перспективы:

  • наука как система знаний;
  • наука как вид деятельности;
  • наука как социальный институт;
  • наука как культурно-исторический феномен.

Можно также выделить два наиболее общих контекста, к которым с определенной долей условности можно отнести философский анализ научной деятельности: 1) когнитивный и 2) социально-культурный контексты научных знаний.

Когнитивный план (латинское cognitio — познание) включает в себя спектр тем, охватывающих внутренние концептуальные вопросы науки. Это традиционно включает теоретико-познавательный, или эпистемологический (из греческой эпитемы — знание, познание), методологический и логический аспекты. Однако научное познание также характеризуется сложными взаимоотношениями с социальными, историческими, культурными и другими факторами. Эти взаимосвязи относятся к социокультурному контексту научного анализа.

Наука изучается не только на обобщенном философском уровне. Она также является предметом специальных дисциплин: социологии, экономики, психологии, истории и т.д., где развиваются соответствующие области (социология науки, экономика науки и т.д.). Сегодня существует обширная, сложная область, объединяющая различные дисциплины с целью многогранного изучения науки — наукология. Философия науки и специальности изучения науки тесно взаимодействуют в рамках изучения науки.

Аналогичным образом, не существует четкой границы между когнитивным и социокультурным контекстами анализа научных знаний. Важной тенденцией последних десятилетий является их неуклонное сближение.

Философия науки: Формирование и этапы

Философия науки как самостоятельное направление исследований начала формироваться примерно во второй половине 19 века. У ее истоков стояли такие крупные ученые, как Гельмгольц, Э. П. Дюхем (Дюхем), Э. Мах, К. Пирсон, А. Пуанкаре и другие.

Формированию этой отдельной области философского анализа способствовал ряд предпосылок: в это время наука приобретает серьезное социальное значение, расширяет масштабы своей деятельности, разворачивает собственные институты, совершает ряд фундаментальных открытий. В то же время происходит огромное усложнение научного знания, оно становится все менее визуальным, все более и более абстрактным. С начала XX века в связи с созданием специальной теории относительности и появлением физики микромира возникает связанный с ней кризис классической физики и мировоззрения. Отсюда особенно остро встает проблема обоснования научного знания и осмысления научного метода.

Направления философских исследований и основные философские дисциплины

Этапы развития философии

Важной программой философии науки в первой половине ХХ века был так называемый логический позитивизм, или неопозитивизм. Особенно влиятельными были идеи неопозитивизма в 1930-1940-е годы. Среди его деятелей наиболее известны К. Хемпель, Р. Карнап, О. Нейрат, Х. Райхенбах, М. Шлик, Х. Файгл. Организационно неопозитивистское движение связано, прежде всего, с Венским кружком и Берлинской группой философов науки.

Основное убеждение неопозитивистов заключалось в том, что наука имеет определенную жесткую логико-методологическую структуру. Неопозитивисты основывались на очень сильных предположениях. С их точки зрения, существует единый научный метод, общий для всех наук, и, соответственно, некий «эталонный», единственно возможная наука. Научная деятельность однозначно определяется следующей логико-методологической схемой:

Это означает, что:

  • существует нейтральная основа фактов; факты — это результаты наблюдений и экспериментов;
  • существует единый методологический стандарт работы с эмпирическим материалом; благодаря применению научного метода происходит корректная обработка фактов;
  • конечным результатом деятельности является научная теория как достоверное, обоснованное теоретическое знание; теория — адекватное описание и систематизация эмпирического материала.


Такой набор идей можно рассматривать как некую идеальную модель научности. Ошибки и заблуждения в науке, с этой точки зрения, всегда являются лишь следствием отхода от идеальной модели научности. Неопсивисты считали своей задачей идентификацию, детальное изучение и точное утверждение идеала научности и всех связанных с ним компонентов. Неопсивисты собирались разъяснить, уточнить и представить в виде строгих формулировок, что такое научный метод и логически безупречная теория, а также выделить логические структуры объяснения, обоснования и подтверждения. Основным средством осуществления неоопсивистской программы был логический анализ языка науки.

2 Однако в ходе логико-методологических исследований исходные предположения неоопсивистов были ослаблены и размыты. Например, выяснилось, что невозможно достичь идеала полного обоснования научной гипотезы и что научные концепции не имеют такого четкого содержания, которое можно было бы исчерпывающе прояснить.

Другими словами, реализация программы сильной модели науки столкнулась со многими трудностями.

Постепенно первоначальная концепция научного мышления стала подвергаться критике, в том числе и со стороны самих неопсивистов. Примерно в 1950-х гг. начинается пересмотр неопозитивистских принципов[1]. Но полный крах этой программы происходит в 1960-х годах. В то время было достигнуто гораздо более сложное видение науки, включавшее в себя отрицание нейтральности эмпирической основы, существование единого правильного научного метода, незыблемость научной теории.

Новый период философии науки, начавшийся в 1960-х годах, называется пост-позитивистским.

Важную роль в критике ключевых неопсивистских позиций и в формировании нового взгляда на науку сыграл В. Хайн. Хином, Т. Куном, В. Селларсом, П. Фейерабеидом и другими. Давним противником неопозитивизма был также Карл Поппер, идеи которого получили значительное влияние в пост-позитивистский период.

В 1970-е годы окончательно сложилось общее мнение о том, что позитивизм в философии науки подошел к концу. В 1977 году Ф. Суппе описывает историю неопозитивистского движения и приходит к выводу, что эпоха неопозитивизма закончилась.

Структура философского знания

В процессе развития философии развиваются различные области изучения, каждая из которых охватывает определенный комплекс взаимосвязанных проблем. Со временем они трансформируются в разделы философских знаний — «философские науки» или «философские дисциплины». Таким образом, формируются основные разделы философских знаний:

  • онтология (теория бытия), исследующая принципы мироустройства;
  • гносеология (теория познания), изучающая общие принципы, формы и методы познания;
  • антропология (теория человека), включающая в себя аксиологию (общая теория ценностей), этику (теория морали) и эстетику (теория красоты);
  • социальную философию (теория общества и его исторического развития).

Однако состав философских знаний этим не исчерпывается. Существуют более узкие предметные области: философия науки, культуры, религии, философия права, искусства, философия техники или бизнеса. Такого рода «частные философии» возникают тогда, когда необходимо понять конечные основания той или иной формы человеческой деятельности, того или иного явления. Процесс формирования отдельных философских дисциплин продолжается и сегодня.

Важное место в формировании философского знания занимает история философской мысли. Невозможно изучать философию без изучения ее истории. Можно даже сказать, что философия и история философии в каком-то смысле одно и то же. История философии насчитывает около трех тысяч лет и охватывает огромное разнообразие идей и доктрин. Для того чтобы понять это многообразие доктрин, стоит сделать их наиболее общую классификацию, определив пути решения важнейших проблем в основных разделах философии.

Онтология, учение о бытие, уже в древности считалась важнейшей частью философии. Категория бытия возникла как высшая обобщенная характеристика того, что присуще всему миру. Сам термин «бытие» ассоциируется с понятиями «бытие», «бытие» и «бытие». Общая черта множества вещей, процессов, явлений, которые человек фиксирует в своем восприятии реальности, сводится к тому, что все они существуют, присутствуют как некое данное. Факт существования сингуляра является эмпирическим обобщением, из которого мышление исходит в своем движении к познанию бытия.

Категория бытия в самом широком смысле — это понятие всеохватывающей реальности, конечное общее понятие существования, включающее в себя бесконечное множество как материальных, так и духовных явлений. Уже древние философы знали о существовании двух рядов явлений в самой реальности (это вещи, процессы, объекты и представления человека о них), т. е. различали между самой вещью и идеей вещи.

Разделение бытия на две сферы — материальную и идеальную — связано с осознанием разницы между объективным бытием и субъективным бытием. Главной отличительной чертой объективного существа является его существование вне человеческого сознания и независимое от него. Субъективное существо означает существование внутри индивида. Специфика каждого вида бытия зафиксирована соответственно в понятиях «материя» и «сознание». С помощью этих понятий фиксируется различие самого бытия. «Бытие», с другой стороны, как чрезвычайно общее понятие, охватывает и материальное, и духовное, ибо для человека существуют как внешние тела, так и его помыслы.

Противоположностью категории «бытие» является категория «небытие». Существенной характеристикой всего конечного является его преходящая природа: все конкретные материальные и духовные сущности имеют начало и конец. За пределами своего бытия, как до их возникновения, так и после их исчезновения, они не имеют качественной формы, т. е. определенности. Отдельные вещи возникают, существуют какое-то время, исчезают, и мир остается.

Это показывает, что понятие небытия является относительным: относительно некой качественной формы бытия, из которой возникло то или иное существо или в которую оно превратилось после своего уничтожения. Конечные образования переходят в другую качественную определенность. В переходе материальных и духовных образований из одной качественной формы в другую лежит диалектика бытия, становящегося.

Концепция иррационализма

Заслуживает внимания концепция иррационализма, согласно которой ни опыт, ни разум не могут признавать основополагающие принципы мировоззрения. Эти первобытные постулаты (например, о вечности или конечности мира, бессмертии и смертности души) интуитивно «захватываются» мыслителем; они укоренены в сфере веры и убеждений.

Антропология, безусловно, может считаться важнейшей философской дисциплиной. Все философские проблемы вращаются вокруг смысла человеческого существования в этом мире. Философия пытается прояснить, что такое человек вообще, что такое его природа и сущность. Понятие человека меняется, когда тот или иной аспект философской антропологии выходит на первый план в разные эпохи. В древней культуре человек представлен как органическая часть космоса — природного и социального, а сам он является микрокосмосом, в котором гармонично сочетаются красота тела и добродетели души. Средневековая христианская философия видит в человеке образ и подобие Бога, испорченного грехом, и верит, что цель его жизни — обрести Царство Небесное. Человек является естественным существом и поэтому зависимым и смертным. Но из-за своего уникального дара свободы, он в то же время сверхъестественен. Человек протестует против рабства природы и выражает свое стремление к творчеству и бессмертию. Он не подчиняется природе, как животные, но преображает и одухотворяет ее. В то же время он преображает и создает самого себя, становясь творцом культуры, «второй природы», в которой происходит сама жизнь человека.

Философы эпохи Возрождения сравнивали человека с Богом и считали его деятельность продолжением божественного творения. Он стал центром мира и, в некотором смысле, соперником Творца. Так родилось гуманистическое мировоззрение, в рамках которого существует современная цивилизация. В модификации современного гуманизма человек — это существо без предопределенной сущности. Он должен выбрать и построить свою собственную сущность. Его свобода трансформируется в неограниченную ответственность за свою судьбу и все, что происходит в мире. Поиск смысла жизни оказывается неразрывно связан с самой жизнью. Кроме него есть и другие люди, и его отношения с ними создают реальный человеческий мир. Сущность человека раскрывается именно в диалоге и взаимодействии с другими людьми. Таким образом, человек становится частью другого, социального мира, который имеет свои собственные законы.

Центральными понятиями, раскрывающими смысл жизни, являются идеал и ценность. Часть философских знаний, предметом которых является теория ценностей, называется аксиологией. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в структуре личности, в социокультурной реальности. Идея о том, каким может и должен стать человек, общество и культура, является сутью идеала. Преобразование реальности в соответствии с нормами идеала приводит к концепции ценности. Ценность — это не что иное, как воплощение идеала в объекте, деянии, событии. Материальный или духовный предмет имеет ценность, когда человек видит в нём средство удовлетворения своих желаний и потребностей. Значение определяется не столько свойствами объекта, сколько отношением человека к объекту. Необходимо принимать во внимание свойства предмета, но решающее значение имеют не сами свойства, а устоявшееся в культуре представление о том, что действительно ценно для человека.

Социальная философия

Важными философскими дисциплинами, тесно связанными с аксиологией, являются этика и эстетика. Этика — это теория морали, и философы на протяжении веков не только изучали моральные ценности, пытались определить сущность добра и зла, но и создавали нравственные идеалы, которые в некоторых случаях оказывают глубокое влияние на общество. Тема эстетики — красота в искусстве и в жизни. Он запечатлен в сравнении с уродливым. Комические и трагические, низшие и возвышенные также являются важными эстетическими категориями.

Социальная философия стремится понять природу общества, прояснить особенности, отличающие социальную реальность от природной. Социальная философия, как и философия вообще, находится в поиске «инициалов», первых принципов для объяснения социальной жизни. Более того, в сфере ее интересов существуют проблемы методологии. Это было особенно актуально в XIX веке, в период становления социологии как точной науки. Важно выяснить, возможно ли применить методы, ранее разработанные в естественных науках, к изучению общества — предмета, принципиально отличающегося от природы. Социальная философия формирует теоретические позиции и методологические стратегии, на которых базируются различные социальные науки: Социология, история, социальная психология, экономика и др.

Проблемная область социальной философии не имеет четко определенных границ, так как разные понятия представляют разные проблемы. Однако можно выделить некоторые основные темы: происхождение и характер государственной власти, взаимоотношения различных сфер общественного бытия — экономики, политики, религии, морали, искусства и других, взаимоотношения между индивидуумом и обществом. Именно последней теме в настоящее время уделяется наибольшее внимание.

Изучение природы общества невозможно без изучения законов его развития. Философия истории исследует законы и движущие силы истории; определяет «формы» исторического процесса, которые могут быть линейными, циклическими, волнистыми и т.д.; стремится разглядеть конечную цель, к которой стремится история, ее высший смысл.

Философия истории — относительно поздний феномен. Наиболее актуальной для этого периода философских знаний является проблема соотношения свободы и необходимости в истории человечества. Его размышления сформировали противоположные принципы — волюнтаризм и детерминизм. Согласно первому, историю создают люди, обладающие свободной волей, в основном выдающиеся люди — великие пророки, мыслители, генералы, политики. Историческая реальность принципиально отличается от естественной реальности, в которой отсутствует какая-либо объективная закономерность. Будущее неопределённое и непредсказуемое, оно зависит от воли, от свободного решения человека.

Исторический детерминизм утверждает существование объективных причин, не зависящих от воли и желания народа, объективной логики развития общества. В различных философских теориях — религиозной и светской — принцип закономерности истории приобретает конкретное содержание.

Итак, каждая область философских исследований охватывает определенный набор проблем. Эти проблемы, которые исключают определенные и окончательные решения, недаром называют «вечными». Такова природа философского знания, которое ищет истину, но не находит ее полноты.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Культура, этнос, язык
  2. Понятие субстанции и основные варианты субстанциального понимания бытия
  3. Феномен внутренней свободы
  4. Концепция антропогенеза Н. Гартмана
  5. Возникновение этики как системы знаний и этапы развития этической мысли
  6. Оригенизм
  7. История западной философии
  8. М. Бакунин и его философские идеи
  9. Понятие потребности как причиняющего фактора деятельности. Общие принципы типологии потребностей
  10. Средневековая христианская концепция о человеке