Для связи в whatsapp +905441085890

Народная игровая культура как педагогическое явление — Проблема изучения народной игровой культуры, как педагогического явления

Кардинальные социально-экономические и политические изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, затронули практически все стороны общественной жизни, в том числе и дошкольную педагогику. Новая концепция дошкольного воспитания ориентировала педагогов на признание самоценности дошкольного детства как уникального периода в жизни человека исходя из этого задача педагога состоит не в подготовке ребенка к школе, а в обеспечении условий для полноценного проживания этого уникального периода. Забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, развитие дошкольных форм деятельности, прежде всего, конечно, игры.

В связи с переходом от единой государственной программы к вариативному образованию и с появлением множества альтернативных программ для дошкольных учреждений особую актуальность приобретает вопрос об едином для всех программ источнике детского развития, к которому можно обращаться снова и снова, который проверен временем. Я думаю, что таким источником является народная игровая культура. Ведь испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. А эти человеческие качества актуальны всегда.

Детские народные игры, песенки, потешки, прибаутки, частушки, небылицы, скороговорки, сговорки, чистоговорки, считалки, загадки являлись средством умственного, нравственного, эстетического, эмоционального развития детей особенно дошкольного и младше школьного возраста, представляли собой ядро детской культуры, универсальную форму общения между детьми, детьми и взрослыми. На сегодняшний день перед обществом стоит задача создания условий для бережного отношения и сохранения детского языка, детских традиций, детской субкультуры.

Народная игровая культура как педагогическое явление - Проблема изучения народной игровой культуры, как педагогического явления

Проблема изучения народной игровой культуры, как педагогического явления

Хейзинга Йохан (1827-1945)-нидерландский историк, философ, теоретик культуры. Автор игровой концепции культуры: игра-источник культуры, «культура первоначально разыгрывается». Игровые инстинкты присущи человеческой природе. С ними связано восхождение к более высоким формам культуры. В игре рождаются великие движущие силы культурной жизни: право и порядок, общение, предпринимательство, ремесло и искусство, наука и.т.д. Игра- необходимый способ социальной жизни, то, что поддерживает идеал и определяет духовную жизнь эпохи. Но играть необходимо по правилам.

Игра старше культуры, ибо понятие культуры, как бы совершенно ни определяли его, в любом случае предполагает человеческое сообщество, а животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть. Животные играют точно так же как люди. Все основные черты игры уже присутствуют в игре животных.

Если проанализировать любую человеческую деятельность до самых пределов нашего познания, она окажется не более чем игрой. Человеческая культура возникает и развертывается в игре, как игра.

Игра — содержательная функция со многими гранями смысла. В игре подыгрывает, участвует

Кто обратит свой взгляд на функцию игры в культуре он находит игру в культуре как заданную величину, существовавшую величину, существовавшую прежде самой культуры, сопровождающую и пронизывающую ее самого начала вплоть до той фазы культуры, в которой живет сам. Он всюду замечает присутствие игры как определенного качества деятельности, отличного от обыденной жизни.

Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества все уже переплетаются с игрой.

Хейзинга Йохан считал, чтокультура возникает в форме игры, культура первоначально разыгрывается.

Подлинная культура не может существовать без определенного игрового содержания, ибо культура предполагает известное самоограничение и самообладание, известную способность не видеть в своих собственных устремлениях нечто предельное и высшее, но рассматривать себя внутри определенных, добровольно принятых границ. Культура все еще хочет в известном смысле играться – по обоюдному соглашению относительно определенных правил. Подлинная культура требует всегда и в любом аспекте, а честная игра есть не что иное, как выраженный в терминах игры эквивалент порядочности. Нарушитель правил игры разрушает и культуру. Для того чтобы игровое содержание культуры могло быть созидающим или подвигающим культуру, оно должно быть чистым. Оно не должно состоять в ослепление или отступничестве от норм, предписанных разумом, человечностью или верой. Оно не должно быть сиянием, которым маскируется намерение осуществить определенные цели с помощью специально взращенных игровых форм. Подлинная игра исключает всякую пропаганду. Она содержит свою цель в самой себе. Ее дух и ее атмосфера – радостное воодушевление, а не истерическая взвинченность. Сегодня пропаганда, которая хочет завладеть каждым участником жизни, действует средствами, ведущими к истеричным реакциям масс., и поэтому, даже когда она принимает игровые формы, не может рассматриваться как современное выражение духа игры, но только как его фальсификация.

Я думаю, речь здесь идет, прежде всего о народной игре. Ведь именно народная игра хранит в себе культуру своего народа.

Русский мыслитель П.А. Флоренский писал, что культура есть среда, растящая и питающая личность. Она прежде всего средоточение творческих возможностей человека.

Самоценность народной игры, как педагогического явления

Народные игры — наиболее универсальная, естественная, традиционная форма взаимодействия детей, которая осуществлялась одновременно в трех аспектах:

1. речевого (словесного) общения;

2. ритмического или мелодического выражения;

3. совместных движениях и действиях.

До сих пор популярны среди детей такие народные игры, как «Зелена», «Каравай», «Колобок», «Бояре», «Гуси-гуси», «Горелки» и т. д., те немногие крупицы некогда богатейшей детской культуры, которые являются и источником положительных эмоций и средством проявления коллективного вдохновения, единодушие детей, с помощью которого удовлетворяются насущные социальные потребности каждого нормального ребенка: быть частью группы, членом детского коллектива, быть принятым компанией сверстников, быть участником игры и т. д.

На определенном этапе развития перед ребенком встает задача научиться организовываться, договариваться, идти на компромисс, подчиняться общепринятым требованиям, соблюдать дисциплину и т. д. В такой естественной, игровой, художественной форме, как народные игры, считалки, сговорки, зачины и т. д., ребенок усваивал необходимость распределения обязанностей и соблюдения правил (в противном случае, он выпадал из игры, а эта санкция достаточно действенна для него), а также получал возможность, умение и навык совместной деятельности, коллективного взаимодействия в целом.

Научить ребенка соблюдать разумные правила – это краеугольный камень педагогики, основа, принцип и условие человеческого существования, пренебрежение которым ведет общество к распаду.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Чепена», «Олени и пастухи» и так далее.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, то есть мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благополучному результату («Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и другие.).

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, то есть они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка » коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости, находчивости (наседка).

Доказательство ценности народной игровой культуры, как педагогического явления

Чтобы попытаться доказать ценность народной игровой культуры как педагогического явления, обратимся к конкретному примеру. Например, такая народная игра как «Лапта». В игре ребенок может, поймав мяч, вернуть в круг игрока, «засаленного» ранее. Значит, поведение в игре направляется двойной задачей: самому бегать, увертываясь от меча, и поймать мяч, чтобы помочь товарищу в которого попали мячом. Действия ребенка могут ограничиться лишь ловким бегом, но он ставит перед собой другую цель — помочь товарищу, хотя это связанно с риском: если попытка поймать мяч окажется неудачной, придется покинуть круг играющих. Таким образом, в играх с двойной задачей ребенок по собственной инициативе оказывает помощь товарищу и радуется, когда это удается. В реальной жизни подобные ситуации складываются не часто, и поведение детей чаще направляется словесными указаниями педагога. Товарищескую солидарность такими указаниями воспитать трудно. Другое дело – народные игры, требующие от участников взаимопомощи, особенно если действуют и соревнуются команды. Наличие двойной задачи в игре особо выделял Эльконин в плане морального развития. Таким образом народная игра выступает как средство нравственного воспитания.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Народная игра как одно из средств нравственного воспитания является наиболее доступной для ребенка формой освоения морали.

Народные игры, игры с правилами дают возможность каждому участнику сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других. Ценно и то, что ребенок пытается самостоятельно оценить свои действия и действия других играющих (в отличие от иных видов деятельности, где это делают взрослые). Таким образом, игры с правилами благоприятны для развития у дошкольников способности к взаимооценке и самооценке. То, что ребенок в конкретной ситуации игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствия требованиям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, то есть рождает стремление к самосовершенствованию. Также и успех в игре поднимает его в собственных глазах и глазах других детей, побуждает к новым усилиям и достижениям. Таким образом, игры с правилами – важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В зависимости от характера обучающей задачи народные игры делятся на две большие группы – дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом различных оснований. Так, дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и другие), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).

Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и другие), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и другие).

Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательной для детей форму.

Ребенка привлекают в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определенны обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.

Дидактические игры

Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную особенность маленьких детей – восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр и игрушек. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидактические игры, были созданы своеобразные дидактические игрушки, ставшие частью его народной игровой культуры. В содержании дидактических игр и игрушек отразились особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Но можно проследить и нечто общее, свойственное всем дидактическим играм и игрушкам независимо от того, в каком уголке земного шара они возникли. В них отчетливо прослеживается сложившийся в представлениях разных народов взгляд на ребенка как на существо, которое нуждается для своего полноценного развития в познании окружающего мира, радостном настроении, эмоционально окрашенном общении с окружающими близкими ему людьми, в активных действиях, движениях, позволяющих раскрыться, проявить себя. С полным основанием можно считать народные дидактические игры воплощением гуманного, уважительного, бережного отношения к силам, возможностям, тенденциям развития ребенка.

Народные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учетом возрастных психофизиологических особенностей ребенка. Для народных дидактических игр характерно четко выраженное обучающее эмоционально-познавательное содержание, воплощенное в игровой форме, образности, динамичности игровых действий. Содержание игры событийно, то есть отражает какой-либо случай, происшествие, вызывающее определенный эмоциональный отклик у ребенка и обогащающее его социальный опыт.

Классикой русской народной педагогики стали такие дидактические игры как «Сорока-белобока», «Гули-гули», «Ладушки», «Прыгунки», «Фанты», «Барыня», «Краски» и многие другие. Из поколения в поколение передаются дидактические игрушки, созданные народом для развития речи, воли, внимания, точности и координации движений, формирования представлений о цвете, форме, величине, пространственном расположении. В содержании и конструкции дидактических игрушек нашло выражение свойственное русской народной педагогике представление о воспитании у детей самостоятельности как внешней черты характера. Во многих игрушках заложена возможность самообучения ребенка через игровые действия, их повторность, поиск правильного решения задачи, достижение успешного результата. Способ игрового действия часто подсказывается самой конструкцией народной дидактической игрушки, что отвечает задаче воспитания самостоятельности в игре.

В русской народной педагогике имеются дидактические игры и игрушки, предназначенные для детей разных возрастов: от раннего до школьного. Они входят в жизнь ребенка очень рано – на первом году жизни. Мать, играя с ребенком 7 – 9 месяцев отроду, привлекает его внимание к окружающим предметам учит первым игровым действиям. Так, слушая «Сороку-белобоку», малыш перебирает пальчики своей руки, трясет мизинчик, которому не досталось каши зато, что он «мякинку не принес», «за водицей не ходил, дров не носил, кашку не варил», поднимает ручки к голове при словах «Шу, шу! На головку села!». А двух летний малыш, охотно включаясь в игру-перекличку, учится говорить, участвовать в диалоге, приобретает первые конкретные представления о нормах поведения. Простые рифмованные тексты, которые вызывают у слушающих желание их проговаривать, стимулируют несложные игровые действия, создают у малыша радостное настроение, удовлетворяют потребность в активном познании окружающего мира.

Для детей постарше русская народная педагогика предназначает дидактические игры, в которых заложена возможность развития активности, сноровки, инициативы, смекалки. Здесь находят выражения присущая дошкольникам потребность в движении, в общении со сверстниками, заключается обильная пища для работы ума воображения. Выдумка, шутка, юмор, оптимистический характер – отличительные особенности русских народных игр. Они приучают ребенка преодолевать трудности, радоваться выигрышу, мужественно переносить неудачу. В каждой народной игре решается комплекс воспитательно-образовательных задач. Так, игра «Барыня», в которой много запрещающих правил, ненавязчиво учит ребенка выдержке, умению подчинять чувства рассудку; развивает память, гибкость мышления.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Ведущие факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание
  2. Условия успешного воспитания ребенка в семье
  3. Система воспитания в школе С. Френе
  4. Совместная проектировочная деятельность педагогов и обучающихся
  5. Методика в педагогике, определение
  6. Модульное обучение
  7. Особенности словарной работы с детьми, которые имеют нарушения в сенсорной сфере
  8. Методические основы обучения дошкольников счету и счетной деятельности в ДОУ
  9. Книги по педагогике для студентов
  10. Онтогенез речевой деятельности