Для связи в whatsapp +905441085890

Народная педагогика — Анализ наследия Ибн Сины ( Авиценны ), Бируни, Джами, Хорезми

Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Слова великого российского педагога К. Д. Ушинского о том, что «воспитание существует в российском народе столько же веков, сколько существует сам народ», целиком относятся ко всем иным народам. Совместно с тем они предполагают, что народная педагогика появилась в глубочайшей древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на ее ранешние формы. Анализ истории старой педагогической мысли народов
Средней Азии и Казахстана указывает, что первые социальные монументы педагогики возникли под прямым действием народной жизни, народной педагогической культуры. Справедливо утверждение историков педагогики С. Д.

Бабишина и Б. Н. Шитюрова, что «древнерусские мыслители как представители официальной педагогики не могли не учесть богатейшего опыта воспитания, скопленного соотечественниками ». От «Слова о законе и благодати»

Иллариона до «Молния Даниила Заточника» наблюдаются неизменные обращения к мудрости народной педагогической мысли. Эта взаимосвязь является важнейшей чертой произведений XI – XIII в.В.

Исследователи древнерусской педагогической мысли убедительно проявили взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга. Если в официальной педагогики постоянно ощущалась влияние церкви и идеологии господствующих классов, то народная педагогика, хоты и в известной мере подвергалась этим влияниям, в целом выражала думы и чаяния народа, его представление и воспитании и обучении юного поколения.

Народная педагогика -  Анализ наследия Ибн Сины ( Авиценны ), Бируни, Джами, Хорезми

Анализ наследия Ибн Сины ( Авиценны ), Бируни, Джами, Хорезми

Дехлеви, Хайяма, Навои, Фараби, Саади и остальных просветителей указывает, что их идеи о воспитании в частности тесновато перекликается с идеями и мыслями, выраженными в монументах народной педагогики : в поговорках, пословицах, притчах, преданиях. Более того некие предания люд конкретно связывает с поступками, жизнью и деятельностью великих людей.

 Эти учёные выражали идеи гуманизма, подчёркивали необходимость привития молодому поколению больших нравственных свойств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности. Прогрессивные демократические идеи великих ученых и поэтов перекликаются по форме и содержанию с идеями народной мудрости, поэтому они оказывали огромное влияние на формирование педагогической культуры народов Средней Азии и Казахстана, сохраняя свою актуальность и до наших дней.

 Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта домашнего воспитания народа. В сложных взаимоотношениях с официальной педагогической доктриной народное воззрение пробивало себе дорогу, выражая мысли и чаяния народа об обучении и воспитании детей – самого драгоценного собственного достояния. На путях исторического развития люд преодолел косность ложных представлений и понятий о воспитании. Базы народных воззрений на воспитание и обучение соединены своим происхождением не религии, не магии, не ритуалу, а трудовой производственной деятельности и житейской практике самого народа. Если сделать сопоставительный анализ творчества великих мыслителей и народного взора на воспитание, то можно узреть полное их единство, в большей степени в виде просто запоминающихся афоризмов. Образное слово, выполняя, с одной стороны, изобразительно-выразительную, с другой – информационно-коммуникативную функцию, служила в известной мере связывающим звеном меж назиданиями мыслителей и богатейшими афоризмами народа.

 Народная педагогика – совокупное педагогическое знание и воспитательный опыт народа. Формирование концепции

Народная педагогика и её характерные особенности

 Историография научных исследований заморочек народной педагогики свидетельствуют, что исследование народного опыта воспитания как социально- исторического парадокса на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошедшего и реального. Великий чешский педагог Я.А. Коменский обосновал идею «материнской школы», делая упор конкретно на опыт домашнего воспитания. Известный швейцарский педагог Г. Песталоцци свою «Книгу для матерей» создал, обобщив опыт швейцарской народной педагогики. Он был убежден, что природосообразное воспитание, начатое в семье, обязано потом длиться в школе. Великий российский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, — писал он, — имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых наилучших системах, основанных на абстрактных идеях…» Он глубоко верил в принцип «народ без народности – тело без души» и, делая упор на этот принцип, обосновал идею народности. Отлично зная народные обычаи, ритуалы, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым прототипом в процессе народного развития.

 Принцип народности воспитания осуществляется в ранешном детстве, в процессе овладения родной речью. Н.К. Крупская огромное значение придавала развитию речи детей в семье, в

особенности в процессе общения матери с ребенком, она направляла внимание на то, что «материнский язык служит ему орудием выражения себя, собственных мыслей, собственных настроений».

 А.С. Макаренко на своем многолетнем опыте народного учителя убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях настоящего коллектива. Он подчеркивал, что «семейная, трудовая подготовка имеет самое принципиальное значение для будущей квалификации человека».

 В.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и значимость исследования нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на достояние и большущее практическое значение народной педагогики, она в подабающей мере не изучается, глубочайшие исследования по этим проблемам не проводятся.

 « О народной педагогике никто до сих пор серьезно на думал, и по- видимому, это принесло много бед педагогике, — писал он.

 — Я уверен, что народная педагогика – это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности государственного характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы в особенности ярко появляются в созданных им притчах, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах.

 В середине XIX века ряд ученых, педагогов и мыслителей стали обращаться к проблемам народной педагогики. В 1861 году В.И. Водовозов написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав её «Русская народная педагогика». В 1890 году в первый раз в более широком аспекте Д. Булгаковский и Г. Пинчук обращаются конкретно к памятникам народной педагогики – пословицам, песням, загадкам, ритуалам, отличая их воспитательное значение в народном быту. Большой научный энтузиазм представляет попытка Е.А. Покровского в этнографическом и педагогическом плане проанализировать детские игры и их роль в физическом и нравственном развитии детей. Другой исследователь А. Соболев, трудности детских игр разглядывает в сочетании с детскими песнями и тем самым еще более расширяет границы народной педагогики.

 Народная педагогика тесновато связана с этнографией и языкознанием.

 трудности народной педагогики в социально-экономическом и этнографическом аспекте затрагивались в целом ряде исследований историков, филологов, этнографов.

 В русский период одним из первых к проблемам народной педагогики обратился узнаваемых этнограф и педагог Г.С. Виноградов, давший описание сущности этого явления как составной части педагогической культуры народа, утверждавший право существования термина и понятия «народная педагогика».

 Народная педагогика «не столько система, сколько сумма знаний, умений», — утверждал Г.С. Виноградов. Он характеризовал народную педагогику как совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении. По мнению ученого, когда речь идет о народной педагогике, то имеется в виду не педагогическая теория, а педагогическая практика. Исходя из этого, Г.С. Виноградов считал, что совокупность народного взора, принимаемых народом средств действия на юное поколение в целях его обучения и воспитания следует назвать народной педагогикой.

Вопросы народной педагогики были предметам исследования А.Ф. Хинтибидзе, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, В.Ф. Афанасьева, Г.Н

Каждый из них, естественно, внес свой вклад в теорию и практику народной педагогики.

 Исходя из исследований этих ученых, мы пришли к выводу, что объектом и предметом народной педагогики является процесс воспитания и процесс обучения, а основным элементом народной педагогики является совокупность эмпирических знаний, сведений, скопленных народом о человеке и его воспитании, и практическая деятельность трудящихся по воспитанию юного поколения.

Народная педагогика, будучи предшественником научной педагогики, в гносеологическом, историческом, логическом, структурном отношении имеет некие своеобразные и характерные особенности. Анализируя содержания и формы памятников народной педагогике, можно выделить её отличительные черты.

 Народная педагогика исторически сложилась в глубочайшей древности. Она существует столько времени, сколько существует сам люд. В эру среднеазиатской античности (III век н.Э.) Уже были известны эталоны художественного народного творчества. Искусство слова, родившееся в глубочайшей древности, до этого всего воплотилось в художественном народном творчестве – в притчах, легендах, эпосе, поговорках, пословицах и остальных монументах народной педагогики.

 Великим педагогом различных времен и народов в собственных произведениях развивали идеи народности, природосообразности воспитания, обширно употребляли примеры из народной педагогики как выражение народной мудрости.

 Поскольку в базе народной педагогики лежат эмпирические знания, она наряду с фактически достоверными ценными, полезными знаниями, сведениями содержит искаженные, неточные, а порой под влиянием религии и господствующей идеологии ошибочные и даже вредные идеи. К примеру, некие пословицы и поговорки выражают пренебрежительное отношение к даме, покорность к проявлениям социальной несправедливости, рекомендуют использовать физические наказания в семье и.Т.Д.

 Как понятно, основой народной педагогики является наивно- реалистическое и стихийно-материалистическое воззрение народной философии.

 люд в основном правильно представлял себе материальность мира, проявления обстоятельств и следствия, взаимосвязь и взаимообусловленность явлений в природе и в обществе, единство формы и содержания, борьбу противоположностей. Когда люд оперирует таковыми афоризмами, как «В каждой трудности есть легкость»,

 «Даже наилучшее зеркало не отражает обратную сторону вещей» и т д, то нельзя не заметить, что но имеет верное представление о диалектике жизни.

 Присутствие в монументах народной педагогики частей атеизма – свидетельство стихийно-материалистического воззрения народа. Люд выражал очень отрицательное отношение к служителям культа. К примеру , «Хоть у муллы чалма белая, да нутро черное».

 люд имел свое представление о роли среды в воспитании, не верил в фатальную наследственность. Люди логически рассуждали: «И от отвратительного рождается хороший, и от хорошего рождается нехороший человек».

Пословицы и поговорки – народные педагогические миниатюры

 Поговорки и пословицы – один из самых активных и обширно распространенных памятников устного народного поэтического творчества. В них люд на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт. Как правило, они имеют афористическую форму и поучительное содержание, выражают думы и чаяния народа, его взоры на явления публичной жизни, его эмпирически сложившееся представление о воспитании юного поколения.

 люд отобрал в собственной многовековой истории все ценное в педагогическом отношении в практике домашнего воспитания многих поколений и выразил его в форме поучительных афоризмов.

 В.И. Ленин писал: «Бывают такие крылатые слова, которые с умопомрачительной меткостью выражают сущность достаточно сложных явлений». Конкретно таковыми словами являются многие народные поговорки и пословицы, в которых синтезируются самые сокровенные мысли народа о человеке, о воспитании, о формировании личности.

 На поговорках, пословицах, изречениях обучалось и воспитывалось не одно поколение людей, более того, некие пословицы стали девизом в жизни великих людей.

 люд высоко ценит пословицы и поговорки потому что «в полой воде нет рыбы, в пословице нет лжи». В понимании народов поговорки и пословицы выступают как источник разума, как пример для подражания, как хороший советник и первый наставник, как поучительное наследие прежних поколений и как пример образного мышления.

 Народные афоризмы не просто выражают ту либо иную воспитательную идею, они сделаны, отшлифованы, имеют как бы определенную воспитательную задачку, дидактические цели, диктуемые педагогической интуицией народа, принципом целесообразности.

 до этого всего афоризмы максимально сжаты, лаконичны, малословны, назидательны, просто запоминаются и служат молодежи девизом в жизни. Очень характерны, к примеру, пословицы о трудолюбии и трудовом воспитании. «Будешь трудится – поешь», — молвят казахи. «Потрудишься – добро получишь», — рекомендуют киргизы.

 Краткость, лаконичность пословиц в особенности важны для запоминания нравственных норм и правил. И люд позаботился об этом: «Конец терпения – золото», «Доброе слово слаще меда».

 коротко и образно выражают афоризмы народные мысли о воспитании, формировании личности человека. Педагогический гений народа продуманно, сознательно создал не лишь однострочные, но и двух строчные, в ряде случаев многострочные, даже многоступенчатые афоризмы, наделенные поэтическими рифмами.

 большая часть миниатюр люд слагал однострочными: «Без еды не будет беседы», «В торговле дружбы нет», «Беда голова от уст». В двух строчных афоризмах вторая половина традиционно путём сопоставления увеличивает главную смысловую нагрузку и общую воспитательную идею пословицы. к примеру : «Ворона называет собственных птенцов беленькими, еж называет собственных детей нежненькими», «Не бойся черной тучи и говорливого, а бойся белой тучи и молчаливого».

Тут люд излагает уже более подробно свои мысли, где-то осуждает, где-то рекомендует, а где-то предостерегает. Ступенчатые многострочные афоризмы путём повторения сосредоточивает внимание слушателя на главной идее пословицы : «где много зелёной травки, там быки жирны, где много тяжб – судьи жирны, где много покойников – муллы жирны» либо другая – «Если женятся двое не плохих – будет счастье, если женятся хороший и дурной – будет беда, если женятся двое дурных – будет война». В этих пословицах люд путём повторения и сопоставления стремился укрепить в сознании слушателей чувство меры, справедливости, умение правильно оценить людей и.Т. Д.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Методика развития речи школьников
  2. Синергетический подход в педагогике
  3. Методы эвристического поиска. «Мозговой штурм»
  4. Государственная политика в области образования
  5. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе Зайцева
  6. Содержание высшего педагогического образования
  7. Методика включения детей и подростков в социально-значимые виды деятельности
  8. Организация игровой деятельности школьников
  9. Методология и методы организации исследовательской работы
  10. Этапы формирования умственного действия и типы учения