Для связи в whatsapp +905441085890

Народная педагогика на Руси и ее значение для формирования отечественной педагогической науки

Предмет: Педагогика

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Межэтнический диалог как средство формирования толерантности у подростков/старшеклассников
  2. Использование технологии проектного обучения в процессе преподавания истории
  3. Метод М. Монтессори в развитии сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста
  4. Технологии сотрудничества с родителями как основа психолого-педагогического партнерства
  5. Педагогические средства организации нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников
  6. Роль христианской благотворительности и милосердия в социальной реабилитации детей
  7. Генезис домашнего воспитания в России как историко-педагогическая проблема
  8. Нравственно – эстетическое развитие воспитанниц женских учебно- воспитательных заведений закрытого типа в России до начала 20 века
  9. М.В.Ломоносов и его вклад в развитие просвещения России
  10. Педагогические взгляды и просветительская деятельность декабристов

Введение

В данной работе рассматривается зарождение и развитие педагогических идей в Древней Руси.

Историю образования в Древней Руси и в Русском государстве до XVII века нельзя рассматривать вне контекста общего исторического и культурного развития восточнославянских народов, для которых важнейшим событием, безусловно, было принятие христианства в 988 году. В целом, этот длительный период можно разделить на два этапа: дохристианский и христианский, Киевский период (10-13 века) и Московский период (14-17 века), разделенные нашествием монгольского хана Батыя в 1237-1243 гг.

От этого периода сохранилось мало записей о воспитании и образовании детей. В летописных источниках этого периода, а также в более или менее официальных документах, почти нет конкретной информации о школе и образовании. Даже в довольно позднем документальном источнике — постановлениях Стоглавого собора (1551 год) — выражалась лишь озабоченность плохим состоянием школьного образования.

Важными для истории педагогики в этом контексте являются литературные памятники, такие как «Поучение детям» князя Владимира Мономаха или «Послание архиепископа Геннадия Новгородского митрополиту Симону». Однако их авторы давали одностороннее изложение событий, не учитывая особенностей эпохи. Важным событием для исследователей стало обнаружение берестяных грамот, которые свидетельствуют о распространении грамотности в Древней Руси и существовании некоторых форм образования.

Отсутствие прямых источников для создания картины воспитания и обучения в Древней Руси приводит к необходимости использования разнообразных косвенных источников — богослужебной литературы, записок иностранцев, фольклора, книжных миниатюр, икон и т.д.

Зарождение и развитие педагогических традиций в древней Руси

В первом тысячелетии истории Руси можно выделить два периода: старый — до Петра I, и новый — от Петра I до 1960-х годов. Первый период, в свою очередь, делится на три других периода: 1) до монгольского владычества, с византийским влиянием; 2) монгольское владычество; 3) преобладающее влияние южнорусской схоластики и схоластическое владычество.

Педагогическое мышление Древней Руси основывалось на педагогических традициях, насчитывающих более двух тысяч лет. Во второй половине первого тысячелетия нашей эры завершилась экспансия славян и их разделение на три группы: Восток, Запад и Юг. В ходе своей долгой истории славяне выработали свои образовательные практики, создали свою собственную культуру, которая выросла из недр трудовой жизни народа. Образование детей осуществлялось в соответствии с необходимостью наследования молодым поколением социального и исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями, для подготовки их к жизни и труду.

Работа была основой жизни славян. Только тяжелым трудом люди могли заработать на жизнь, поэтому детей с раннего возраста привлекали к трудовой деятельности, воспитывали трудолюбие, развивали трудовые навыки и умения.

Особое внимание уделялось здоровью и физическому развитию детей. Основными средствами физического воспитания были закаливание, игры на свежем воздухе и физический труд. Исторические саги и легенды прославляли подвиги героев, защищавших русскую землю от захватчиков, воспитывали гордость за свою страну и формировали патриотическое сознание. Образы эпических героев воспринимались как нравственный идеал. В их поступках молодое поколение находило проявление лучших духовных качеств человека, черпало веру в силу народа, в торжество справедливости.

Особое место в России занял праздник. Игры были неотъемлемой частью многих русских народных праздников и представляли собой сокровищницу народной культуры и педагогики. Неотъемлемой частью педагогического наследия древних славян является устное народное творчество, в котором мир впервые предстает перед ребенком в картинках, звуках и красках. Колыбельные песни, детские стишки, сказки, загадки, пословицы, саги и легенды на протяжении веков были важнейшим средством воспитания подрастающих поколений. Через первые поэтические произведения (колыбельные, патетические песни и частушки), которые являются средством развития языка, эмоциональной сферы ребенка, эстетических чувств, усваивается родной язык. Глубокий нравственный смысл этих песен служит фундаментом, на котором строится эстетический мир ребенка.

Дети росли с первыми нравственными императивами детства — уважением к старшему поколению, главенствующей ролью отца, беспрекословным послушанием, уважением к матери, обязанностью сохранять свое достоинство, осознавать свой сыновний долг и быть благодарным людям. Дети в русских семьях воспитывались в любви и строгости, применялись наказания, в том числе и физические. Но родителям советовали заботиться о своих детях, воспитывать их добрыми советами, учить их «благополучию», а также ремеслам и ручному труду.

Влияние христианской веры на развитие образовательных традиций

Главной основой образования на Руси была христианская вера (дата крещения Руси 988 год). Оно внесло новые, животворные начала в российское образование и определило нравственный характер русской жизни. Христианская вера дала религиозно-церковное направление русской жизни. Религиозный дух преобладал в произведениях духовного содержания и во взглядах наставников и общественных людей.

Летописи свидетельствуют, что уже Владимир Апостол начал строить в городах церкви и священников, везде стал приводить людей к святому крещению и велел отбирать детей у знати и «учить их по книгам». О Ярославе Мудром летопись говорит, что в его время в нашей стране были созданы монастыри со школами, что он любил книги, прилежно читал их и очень способствовал распространению их переписки, а также очень любил книжное обучение. С самого начала государственная власть способствовала успеху образования.

Первобытные русские школы преследовали две цели: готовить способных служителей для Церкви и наставлять русский народ в доктринах веры и христианской морали. В первые века христианства на Руси в этих школах обучались не только дети духовенства, но и вообще — все чины, даже незнатные, заключенные; вместе с детьми могли учиться и взрослые. После завершения «книжного обучения» не все поступали на службу, но и уходили в другие отделения. Призвание, способности и успехи в учебе каждого ученика обеспечивали его дальнейшую карьеру.

Монастыри, при которых создавались школы, в Древней Руси не жили отчужденно, не впадали в аскетизм, не ограничивали педагогическую деятельность узким кругом специализированных учителей, а охотно наставляли всех желающих в вере, благочестии, добрых делах, обучали чтению и письму. Таким образом, она проводилась как в мужских, так и в женских монастырях. Летописи сохранили имена многих русских женщин, которые делали все возможное, чтобы научить своих служанок ремеслам, пению, рукоделию, чтению и переписыванию книг. К таким лицам относятся, например, монахиня Анна Всеволодовна, дочь великого князя Всеволода Ярославовича; святая Евфросиния Полоцкая, дочь князя Ростислава Всеславича и другие.

Более того, с момента зарождения христианства на Руси сироты и дети бедных родителей помещались в церкви и монастыри на церковный счет. В этих детских домах они получали содержание, христианское образование и «изучение книг». Таким образом, Церковь была источником духовного света и добра для русского народа. Школы приобрели значение христианских, образовательных и благотворительных учреждений. Духовенство, конечно же, имело высокий моральный авторитет в народе.

Внутренняя организация древнерусской школы вначале полностью соответствовала византийским образцам, ибо первыми представителями православной церкви и нашими первыми учителями были по большей части греки. С дальнейшим развитием школы, помимо обучения грамоте, преподавались различные предметы, составлявшие круг византийского обучения того времени. И такие школы существовали уже в первые века христианства на Руси не только в Киеве и Новгороде, но и в Курске, Смоленске, Владимире-Волынском, Владимире-на-Клязьме, Галиче, вообще в городах юго-западной и северо-западной Руси.

Дисциплина древнерусской школы на протяжении всего периода до схоластики была разумной и мягкой. Из предписания митрополита Михаила учителям следует, что им предписывалось «учить детей толково и систематически по книге, воспитывать — в духе заповедей Божиих, в благочестии, правде и любви, ни гневом, ни жестокостью, но терпеливо и кротко», чтобы страх и уныние не вошли в души детей.

Среди школьных предметов псалтырь, пение и письмо были наиболее распространены с древних времен и привлекали особое внимание учителей. Псалтырь в древности был первой настольной книгой каждого образованного человека, будь то гражданин или князь. Эта книга, полная религиозного вдохновения и поэзии, имела в наше время, как и на Западе, глубокое воспитательное значение. Пение использовалось в древности не только в церкви, но и в собраниях, на пирах князей и бояр, и служило для удовлетворения жизненно важной общественной потребности, присущей всем людям и не ограниченной их естественным умственным развитием. Поэтому школа была поставлена в известность об этой необходимости.

Писание в то время было единственным средством распространения книг Священного Писания, моральных наставлений и светских сочинений. Очевидно, что Священное Писание активно преподавалось в школах, а еще более эффективно посвящалось в монастырях, в княжеских и боярских домах.

Кроме того, уже сам процесс письма на уставе и полууставе, со всеми ударениями, титлами, нижним и верхним регистром, прямого, правильного и ясного, был гораздо более сложным занятием, чем письмо в наши дни, оно носило скорее характер рисунка или живописи, чем письма.

Положение учителя в старой России было обусловлено отношением народа к церкви, школе, духовенству и тем авторитетом, которым эти учреждения и это сословие естественно пользовались в обществе. В тех официальных документах, в которых законодательные или административные органы пытаются выяснить отношение народа к церкви, школе и учителям, везде прослеживается стремление поддержать и усилить моральное влияние последних. Их называют подходящими, характерными именами: Переписчики, хранители документов, учителя.

Очевидно, что в это время учителем в его общине был не мастер грамоты, ремесленник-учитель, а человек, близкий к народу, человек влиятельный, наставник.

Среди учебных материалов того времени, помимо Псалтыри, можно назвать те книги, которые наиболее широко использовались в школах и среди состоятельной светской публики. Все это были переводные книги — с греческого, болгарского, сербского; оригинальных книг было мало. Это были патерики, т.е. сборники жизнеописаний различных святых — египетских, иерусалимских, греческих, печерских — в которых интересно сочетались вымысел и описание реальной жизни; хроники, т.е. летописи; сборники самого разного литературно-научного и нравственно-назидательного содержания; сказки и рассказы полуисторического, полуповествовательного содержания; хождения по святой земле, т.е. т.е. записи о различных достопримечательностях. т.е. заметки о достопримечательностях Иерусалима, Константинополя и других святых мест; пчелы — сборники различных фрагментов научных сведений, поучений, афоризмов и комментариев мудрецов и поэтов; азбуковники — энциклопедии, лексиконы и справочники по различным отраслям знаний. Этот склад чтения русская школа унаследовала от византийского Просвещения. Византийское влияние доминирует в нашем Просвещении во все первые пять веков после принятия христианства.

На Руси ценились такие виды литературных произведений, как Летописи; апокрифы — переводы канонических изданий с толкованием, например, на мудрость царя Соломона; Проповеди священников, например, проповеди Луки Жидяты — новгородского епископа «Не ссорься с другими, а мирись», «Не рой яму другому, Бог тебя туда бросит»; указы — наставления молодежи, первый такой педагогический памятник — «Поучение» Владимира Мономаха.

Развитие педагогических традиций. Важнейшие педагогические деятели Древней Руси

863 — Братья Кирилл и Мефодий создали первый славянский алфавит (глаголицу), на основе которого их ученики затем написали кириллицу. Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885) открыли первую школу с обучением на славянском языке (в Велиграде, столице Моравского княжества). Они заложили основы славянской письменности, литературы, философии, богословия. Канонизирован православной и католической церквями.

Выбор веры был в то же время выбором школы, характера воспитания. В 988 году Киевская Русь приняла православие, а князь Владимир Святославич (ум. 1015) открыл первую школу «книжного обучения». Великий князь и его окружение были заинтересованы в распространении новой религии как идеологической основы формирующегося государства. Владимир заботился о распределении образования, особенно среди правящего класса. Образование изначально навязывалось сверху, поскольку школа была совершенно новым явлением и воспринималась с опаской. Матери оплакивали детей, отданных в школу «как за мертвых», не зная, что их ждет.

Но результаты не заставили себя ждать: к середине XI века в Киеве уже появились разборчивые, с довольно широкими познаниями знатные люди: великий князь киевский Ярослав Визе (около 978-1054), его дети, окружение. Сын Ярославля Всеволод выучил пять иностранных языков, о чем упоминает Владимир Мономах в своем «поучении». Анна, дочь Ярослава, ставшая королевой Франции, также получила образование. Известны документы, подписанные ею: «Anna digs» (Анна Королева), в то время как ее муж Генрих I ставил только крест.

Ярослав Мудрый создал первую библиотеку в Софийском соборе в Киеве. В нем содержались переведенные произведения с греческого и древнеболгарского языков. Во время своего правления (1019-1054 гг.) Ярослав Мудрый открыл школы «книжного обучения» не только в Киеве, но и в Новгороде. А к XIII веку школы уже существовали в Переяславле, Суздале, Владимире, Чернигове, Полоцке, Муроме, Турове, Ростове и других городах. Первоначально такие школы создавались государством при княжеских дворах, но с укреплением церковной организации в России они постепенно перешли в собственность церкви. На это было две причины: Во-первых, владение христианской книжной грамотой было необходимо, особенно для священников — распространителей православной религии в стране, а во-вторых, грамотность и обучение вере воспринимались как единый процесс.

Владимир Мономах (1053 — 1125) — внук Ярослава Мудрого, великий князь Киевский, выдающийся государственный деятель и писатель Древней Руси, светский человек. В своей деятельности он полагался на свой личный опыт и просвещенных писцов. Его педагогические взгляды ярко выражены в «Назидании». Он выделил три идеи: отношения с Богом, отношения между властями и их подданными, отношения человека с самим собой и отношения между людьми. Мономах считал образование одним из важнейших средств воспитания детей: «Не забывай того хорошего, что знаешь, а чего не знаешь, тому учись». Он уделял большое внимание развитию инициативы детей и приучал их преодолевать различные трудности. По мнению принца, земной мир — это мир сложной реальности, в котором успех жизни зависит от настойчивости и работоспособности, которые формируются под влиянием воспитания. Он делает работу обязанностью каждого человека, где бы он ни находился. Дети должны делать все сами и не затруднять других: рано вставать, помогать по дому, не забирать оружие во время боевого похода, быть бдительными. Он предостерегает от лжи и прелюбодеяния: «Берегитесь лжи, пьянства и прелюбодеяния, ибо тем самым погибает душа и тело»; от лени: «Ради Бога, не ленитесь, умоляю вас, не забывайте трех дел, они не трудны: ни отшельничеством, ни монашеством, ни голодом, которые терпят другие добродетельные люди, но по мелочи вы можете получить благодать Божию.

Мономах считал, что успех воспитания зависит не от отдельных наставлений, а от совокупности различных воспитательных средств, включая этикет, манеры, тон, и поэтому необходимо воспитывать в детях трудолюбие и вежливость. Идея защиты Отечества послужила Мономаху основой для разработки стройной системы военно-физического воспитания, основанной на тренировке и охоте, обеспечивающей развитие таких волевых и нравственных качеств человека, как сила, выносливость, ловкость, подвижность, смелость, отвага и мужество. Для проявления этих качеств необходимы соответствующие условия. Мономах увещевал следовать христианской морали, помня, что «не пост, не уединение, не монашество спасут вас», а только добрые дела.

Очень большую роль в развитии образования в средневековой Руси играли монастыри. Фактически, они представляли собой крупнейшие образовательные центры того времени. Основателем таких монастырских центров считается русский просветитель и религиозный деятель Сергий Радонежский (1314-1391). В них учились не только те, кто готовился принять духовный сан, но и те, кто просто хотел освоить чтение и написание книг. В этих монастырях значительная часть русского населения получила начальное образование и воспитание.

В этот период в среде монахов постепенно укреплялось негативное отношение к рациональному знанию, наукам о внешнем мире, строго в соответствии с формулой апостола Павла, который считал, что все человеческое знание исходит от Бога. Интерес к этическим и моральным проблемам оставлял все меньше места для изучения общефилософских вопросов и дидактических задач. В западноевропейских университетах, открытых в то время, преподавание было направлено на то, чтобы вооружить студентов инструментами познания, методами рационального доказательства, в то время как в монастырях России преобладало отношение к книжным знаниям как к интеллектуальному сокровищу, которое нужно собирать «как пчелы собирают мед с цветов». На Западе возникло желание понимать и изучать Священное Писание, а на Востоке — следовать ему. В монашеских кругах России ценилось не собственное мышление, а послушание.

В целом, анализ различных источников свидетельствует о том, что уровень овладения элементарной грамотностью в Древней Руси был достаточно высоким, грамотность пронизывала практически все слои населения.

Нашествие татар разрушило материальное довольство русского народа, уничтожило первые успехи образования и христианской общинной жизни, деградировал дух русского народа в целом. В учении владимирского епископа Серапиона, современника татарского нашествия, была нарисована страшная картина разрушений на Руси: города были разрушены, деревни заросли хворостом, русская кровь в изобилии залила землю, храбрецы в ужасе бежали, народ был обращен в рабство, земля и труд стали собственностью чужеземцев, а «мы сами, — говорит проповедник, — стали предметом презрения соседних стран и посмешищем наших врагов». Тартарское иго оказало очень, очень печальное влияние на жизнь России в целом и на Просвещение в частности.

В монастырях таились остатки книжной образованности и нравственной силы, которые поддерживали мужество и надежду русского народа на искупление. Количество школ сократилось настолько, что летописцы вообще не упоминают о них с XIV века.

Грамотность снизилась не только среди простого народа, но даже среди духовенства, князей и бояр. В XV веке, даже если кто-то хотел научиться читать и писать, для этого не было школ. Почти неграмотные люди должны были стать священниками.

Русь, отрезанная от образованной Европы византийскими татарами и Польшей, Литвой и Ливонией, все больше и больше впитывала в себя черты азиатских нравов. Одно только явление в русской жизни в это время представляет собой утешительное и многообещающее явление. Борьба с татарами сделала Москву сильнее, и она постепенно превратилась в новый центр политической власти.

В 15 веке северо-восточная Русь начала предпринимать решительные попытки выйти из долгого невежественного застоя. Именно новгородский епископ Геннадий стремился основать повсеместно начальные школы, где людей учили бы читать Псалтирь и Апостол, чтобы в конце концов из таких людей вырастить образованных священников. В 1499 году Геннадий собрал и составил полный список книг Священного Писания. Максим Грек (1480-1556) усердно исправляет богослужебные книги, испорченные неграмотными переписчиками, и пытается исправить нравы духовенства. Князь Андрей Курбский убеждает московских бояр не отстраняться от науки и не бояться книг.

Одним из выдающихся произведений русской литературы XVI века, являвшимся основным сводом нравственных норм и правил для многих поколений русского православного общества, была «Книга Домострой, содержащая полезные сведения, назидания и советы для всякого христианина — мужа, жены, детей, слуг и служанок» — таково было полное название этого уникального произведения, воплотившего в себе многовековые уклады, традиции и опыт русской семьи, сохранившие много ценного и практически полезного для современного человека, семьи и общества. С первых строк «Домострой» заставляет нас задуматься о прошлом и настоящем, анализировать и делать выводы. Первое наставление «Наставление отца сыну» гласит, что главная роль в русской семье отводится мужчине надежному, трудолюбивому и ответственному.

Проблемы морали и этики в русской православной семье — лишь один из аспектов, рассматриваемых в «Домострое». Всего в книге заповедей, советов и поучений 64. Большинство из них содержат рекомендации по ведению домашнего хозяйства и регулируют отношение к православной церкви, ее служителям и Богу. Вечные истины «Домостроя» способствовали укреплению мира и согласия в обществе, пониманию необходимости трудиться, заботиться о близких, родных и слабых. В то время как северо-восточная Русь томилась под татарским игом, постепенно укрепляясь в борьбе с татарами и готовясь к окончательному свержению ига, юго-западная Русь, образовавшая вместе с Литвой Великое княжество Литовское, опережала ее в образовании. Благодаря близости к Польше и Европе, Юго-Западная Русь могла легко перенять оттуда как научное образование, так и европейские обычаи и идеи. Со времени присоединения Литовского княжества к Польше (1569) польское влияние начало решительно проявляться в образовании, в смысле порабощения русской нации и подчинения русского языка польскому, а православия — католицизму. С этой целью были введены религиозная Уния (1596), католическая пропаганда и иезуитское образование. Усилия отдельных, хотя и энергичных, поборников русской национальности и православия — таких как князь Андрей Курбский со своими спутниками князем Оболенским и игуменом Артемием, бежавшими из Соловецкого монастыря, и князь Константин Острожский — не могли остановить порабощенных. Нужны были другие средства — государственные.

Они были найдены в церковных братствах: Львовском, Киевском, Луцком, Могилевском, Оршанском, Брестском и других. До этого времени эти братства существовали отчасти с филантропическими целями помощи бедным и больным прихожанам, отчасти с целью поддержания базового образования и подготовки информированных и образованных священников и дьяконов.

Теперь эти братства стали создавать колледжи (братские школы) по образцу иезуитских колледжей и передавать в них те основательные и разнообразные знания, с помощью которых можно было бы подготовить надежных противников враждебной ортодоксии религии и бороться с врагами их же оружием: просвещением, красноречием и диалектикой. Курсы этих школ включали изучение языков: Греческий, славянский и польский языки, грамматика, риторика, пифика, диалектика, моральная теология и другие предметы. Первая школа была основана в Остроге князем Константином Острожским в 1580 году. При нем находилась типография, где в 1580-1581 годах была напечатана первая полная славянская Библия. По примеру Острожского училища другие братства стали открывать подобные школы.

Среди всех южнорусских высших школ особой известностью пользовалась та, которая была основана под названием «Школа эллино-славянского и латино-польского писания» в 1589 году братством при Богоявленской церкви в Киеве. Ее лидером был митрополит юго-западной Руси Петр Могила. В 1631 году, благодаря усилиям и пожертвованиям митрополита, школа получила те же условия, что и высшая иезуитская коллегия, и стала называться Киево-Могилянской академией, а с 1701 года — просто Киевской академией.

В конце шестнадцатого века в России появились первые печатные учебники — азбуковники. Он считается основателем отечественной полиграфии. Иван Федоров (ок. 1510-1583). В 1574 году во Львове и в 1580-1581 годах в Остроге он издал знаменитые буквари, вобравшие в себя опыт учителей-грамотеев прошлых веков. В эпилоге к «Азбуковнику» (1574) Иван Федоров установил некоторые методологические требования к использованию этих изданий. Само название эпилога — «Обращение к детям и родителям» — говорит о том, что букварь могли использовать как дети, так и родители, и что обучение чтению и письму считалось семейным делом.

Религиозное воспитание детей было обязанностью церкви. Среди обязанностей священников было обучение основным догматам христианской веры и воспитание уважения к церковной и светской власти. Религиозное и нравственное воспитание сочеталось с начальным обучением, а большинство «колледжей» располагались в приходских церквях.

Связь между образованием и церковью становилась все крепче. Чтению и письму по-прежнему обучали по Псалтырю, Часослову и Евангелию, чтобы иметь возможность читать одобренные церковью книги. Формировалась идея, что школа — это «церковный уголок», и часто было невозможно отличить, где заканчивается одно и начинается другое.

Существовавшие в то время возможности образования полностью удовлетворяли потребности государства и общества, любая новая организация образования казалась ненужной, и вплоть до XVII века. Более высокий уровень образования был необходим только для тех, кто хотел занять место на государственной службе или в церковной иерархии. Правда, людей на государственную службу в то время требовалось немного, чаще это были приглашенные иностранцы (врачи, переводчики, архитекторы и т.д.). Есть информация, что некоторые из русских учились за границей, в частности, есть предположение, что в Краковском университете учился Иван Федоров. Однако выезд за границу не одобрялся ни церковью, ни государством, к освоению европейских языков и наук традиционно относились с предубеждением, кроме того, православная вера и незнание латыни препятствовали получению образования в Европе.

Заключение

По результатам работы можно сделать вывод, что путь развития педагогики в Древней Руси очень сложный и долгий. Также можно выделить ряд факторов, которые в наибольшей степени повлияли на прогресс и развитие педагогики в Древней Руси.

Одним из первых значимых факторов стало создание первого славянского алфавита. Как раз в период после принятия православия оказало большое влияние на развитие педагогики. Очень важную роль в развитии образования в средневековой Руси играли монастыри. Фактически, они являются крупнейшими центрами образования того времени. Различные деятели того времени также в той или иной степени оказали на него влияние. Следует отметить тот фактор, что вторжение монгольского ига надолго замедлило и остановило развитие педагогики.

Органическое единство педагогики и православия. Педагогика, понимаемая на Руси как «образование души», была призвана помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, мудростью христианского смирения и любви к Богу. Одновременное сосуществование православной педагогики, основанной на духовно-нравственных ориентирах, и народной педагогики, поддерживающей процесс социализации в повседневной жизни и профессиональном обучении. Обучение грамоте играло второстепенную роль и было призвано облегчить изучение религиозных текстов. Система внешкольного образования. В двадцатом веке проникновение европейского образования, формирование подходов к пониманию природы человека, целей, методов и средств воспитания и обучения нетипично для старой русской педагогической традиции. Повышенное внимание к рациональной познавательной деятельности.

В девятнадцатом веке в соответствии с методологией историзма образование в Древней Руси получает достаточно высокую оценку. Признание его непреходящего значения для национальной культуры основывается на представлении о характере культурного развития России, которое формировалось под влиянием православной церкви. Осознание сущности книжной культуры, науки и организации школы в контексте исторической жизни России имеет первостепенное значение. Оценка достоинств и недостатков отечественных школьных традиций имеет не только теоретический, но и практический смысл, если мы сможем определить их различные составляющие и проследить их происхождение, выделить относительную ценность, обусловленную историческими обстоятельствами, и ценность непреходящую, коренящуюся в самой сути культурного бытия России, которая связана с православной церковью.

Список литературы

  1. Джуринсий А.Н. История педагогики. — М.: Издательство «Владос», 1999. 432 стр.
  2. История педагогики и образования. Под редакцией З.И.Васильевой — Москва: Академия, 2008- 432с.
  3. история педагогики и образования. Под ред. А.И. Пискунова — Москва: ТЦ Сфера, 2005.- 512с.
  4. Константинов, Н.А. История педагогики. — М.: Просвещение, 1982.-447с.
  5. Латышина Д.И. История педагогики.- М.: Форум, 1998.- 584 с.