Для связи в whatsapp +905441085890

Научная картина мира ХХ -ХХІ столетий — Современные модели эволюционного подхода

Современное общество принято называть постиндустриальным, а современную культуру — постмодернистской. Поскольку общество, культура и наука представляют собой единый организм, наука не исключена из изменений, происходящих во всех сферах человеческой жизни — современная наука находится на этапе перехода от неклассической рациональности к постнеклассической рациональности.
В ходе развития науки в последней трети 20-го века были раскрыты основы для создания нового научного мировоззрения — эволюционно-синергетического. Она основана на принципах эволюции и системности, которые стали общенаучными принципами. Теоретическую основу этого мировоззрения составляют теории самоорганизации (синергетика) и систем (системология), а также информационный подход, в котором информация понимается как атрибут материи наряду с движением, пространством и временем. Пока рано оценивать полное содержание эволюционно-синергетического мировоззрения, но можно выделить некоторые его существенные черты. Во-первых, она рассматривает эволюцию как универсальный (происходящий везде и всегда) и глобальный (охватывающий все и всех) процесс. Эта особенность данного мировоззрения выражается в развитии концепции универсального (глобального) эволюционизма. Во-вторых, сама эволюция интерпретируется как самодетерминированный нелинейный процесс самоорганизации нестационарных открытых систем. Такое понимание процессов развития приходит из синергетики. В-третьих, утверждается фундаментальное соответствие основных законов и свойств Вселенной существованию в ней жизни и разума.

Эти особенности эволюционно-синергетического мировоззрения позволяют по-новому решить проблему единства мира, понять взаимосвязь между различными уровнями организации материального мира (мега-, макро- и микромиры), живой и неживой материи, природы и общества, по-новому увидеть место и роль духа во Вселенной.

Вышеперечисленные особенности формирующейся новой НКМ также отражают основные черты современной науки.

Во-первых, принцип развития (эволюции) в современной науке приобрел статус фундаментальной мировоззренческой и методологической константы. В общенаучной концепции универсального (глобального) эволюционизма принцип развития воспроизводится на уровне оснований науки, которая служит центром идеологической кристаллизации нового научного мировоззрения — эволюционно-синергетического.

В рамках универсального эволюционизма устраняется понятие изолированной системы, а вместе с ним и понятие абсолютного (ланласовского) детерминизма. Теперь любой локальный процесс эволюции (геологический, биологический, социальный и т.д.) может быть объяснен только как необходимый момент единого универсального процесса развития Вселенной в целом.

Научная картина мира     ХХ -ХХІ столетий - Современные модели эволюционного подхода

Современные модели эволюционного подхода

Современные космологические модели, безусловно, демонстрируют эвристическую силу эволюционного подхода, который предполагает рассмотрение физической реальности с точки зрения принципа эволюции. Если Вселенная реконструируется в космологических моделях как эволюционирующая целостность, то, конечно, конкретные формы материи (химические, геологические, биологические, социальные), возникающие в едином «универсальном» процессе эволюции, также подвержены направленным изменениям, т.е. эволюционируют.

Во-вторых, во второй половине 20-го века научное сообщество полностью осознало целостность и, соответственно, систематику метагалактики. Основополагающим здесь является то, что центральный аспект систематики метагалактики образует универсальность процессов развития. Это синхронный аспект отношений между развитием и системностью. Диахронический аспект развития и системности заключается в том, что процесс развития впервые был реализован (как во временном, так и в субстратном отношении) в физической реальности. Результатом этого процесса стал субстрат химии — атом. Наступила космологическая эпоха рекомбинации: Материя была отделена от излучения. В этот момент унитарный процесс эволюции расходится: теперь он воплощается в физической и химической ветвях эволюции Вселенной. Пространственно-временная суперпозиция физической и химической ветвей эволюции порождает биологический способ развития. На определенном этапе своего развития биологическая эволюция, взяв за основу физико-химическую эволюцию, «взрывает» новую ветвь эволюции — социальную, которая в свою очередь порождает новый виток эволюции — информационную эволюцию (опять же, через суперпозицию с ее природной основой — единством живого и неживого).

Описанная схема — не более чем очень общий сценарий порождения и повышения системности той части мира, которая доступна научному знанию. И этот процесс осуществляется в форме развития.

Системный характер объектов, изучаемых наукой, основан на процессе развития. Системная парадигма во второй половине XX века приобрела статус общенаучной именно потому, что в этот период развития науки в подавляющем большинстве ее сфер была осознана историчность, изменчивость ее предметных областей.

Из этого факта вытекают выводы, имеющие принципиальное значение в перспективном и методологическом плане.

Современная наука рассматривает развитие как нелинейный, вероятностный и необратимый процесс, характеризующийся относительной непредсказуемостью результата. В силу указанных обстоятельств прогнозирование как необходимый элемент философского и научного знания в настоящее время воплощается в виде построения возможных миров, которые представляют собой набор предполагаемых будущих состояний того или иного объекта.

В-третьих, современная наука становится человеческой. В концепции универсального эволюционизма антропный принцип занимает одно из центральных мест. Этот принцип позволяет установить связь между самыми ранними этапами эволюции во Вселенной и последующей биологической эволюцией на Земле. Следовательно, человеческое существование рассматривается как эндогенная форма бытия по отношению к миру в целом и к той его части, которая называется природой. Краткая формулировка антропного принципа выглядит следующим образом: «Мир таков, потому что есть люди».

Действительно, в известной сфере мира — нашей Вселенной — основные параметры ее существования настолько «тонко» подогнаны друг к другу, что только при таком наборе базовых характеристик возможно возникновение и развитие жизни, тем более осмысленное. Человек, таким образом, не является случайным явлением. Это результат направленного мирового процесса самоорганизации, с бесконечно возрастающим «многоканальным» согласованием его параметров и снижением степени устойчивости существования новых, более сложных форм существования.

Антропные принципы

Аспект антропного принципа выражается в поиске ответа на вопрос: «Почему природа устроена так, а не иначе? Здесь речь идет о происхождении и обусловленности системы законов «нашей» Вселенной, которые определяют ее развитие и структуру. Примечательно, что постановка этого вопроса сопровождается сменой представления о стабильности Вселенной (возведенной в абсолют классической механикой) на представление о ее радикальной нестабильности. Нестабильность мира, в свою очередь, основана на неопределенности, которая имеет место в микромире, поскольку неопределенность самих микрообъектов является следствием противоречивого движения вообще и движения элементарных частиц в частности. Из этого следует, что неопределенность является атрибутивной характеристикой объективного мира. Этот принципиальный факт был установлен квантовой механикой. Неопределенность стала рассматриваться как объективная, в отличие от неопределенности во всей предыдущей физике, где она интерпретировалась как неполнота или недостаточность знаний.

Другой аспект антропного принципа раскрывается в процессе понимания кризиса цивилизации. Здесь в игру вступает обратная сторона антропного принципа: «Существование человека во Вселенной возможно потому, что она такова, какова она есть». Это означает, что существует предел того, как и в какой степени может быть преобразован окружающий человека мир. Сегодня, как никогда ранее, эти пределы буквально осязаемы. Каждая экологическая проблема является видимым выражением этих пределов.

И все же антропный принцип позволяет нам совершенно по-новому интерпретировать место и роль человека во Вселенной. Человек занимает одно из центральных мест в мире не потому, что он является «вершиной» эволюционного процесса, ибо эта «вершина» может рухнуть из-за собственной несостоятельности (глупости, идущей от эгоизма и т.д.), а потому, что человек может стать фактором «направляемого» или «управляемого» развития, направляя его на повышение устойчивости глобальной системы общество-природа. Такое новое понимание человека в сочетании с современными взглядами на развитие нашло свое воплощение в теории устойчивого развития, ядром которой является идея коэволюции природы и общества. Суть последней заключается в определении параметров и механизмов развития человеческой цивилизации, согласованных с фундаментальными законами природы. Следует иметь в виду, что речь идет не только о явлении, но и о сущности, которая лежит в его основе. Таким образом, сегодня говорят, что человечество вступает в новую стадию своего развития, так называемую информационную цивилизацию. Этот этап человеческой истории характеризуется интенсивным обменом между людьми не материей и энергией, а информацией, которая становится главным объектом человеческой деятельности. Материя и энергия — это средства, с помощью которых люди работают с информацией. Если учесть тенденцию развития информационных технологий — снижение материальных и энергетических затрат на производство и работу с информацией — можно прогнозировать снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду, что должно привести к смягчению экологических проблем в традиционном понимании. В то же время можно предположить и возникновение экологических проблем иного характера, например, загрязнение информационного пространства.

Наиболее важные результаты разработки

В современной науке, производной от синергетики, получила признание идея о том, что эволюционные процессы протекают в форме самоорганизации сложных систем. Синергетические исследования возникли в конце 1970-х годов в результате открытия способности неживых систем поддерживать свой порядок и переходить из менее упорядоченного состояния в более упорядоченное, например, при образовании турбулентных потоков. Ранее такие способности приписывались только социальным и живым системам. Другими словами, так же как в обществе и живой природе, процессы самоорганизации происходят и в неживой природе.

По мнению И. Пригожина, открытие явления бифуркации в неживых системах стало началом проникновения идеи развития в основы современного естествознания, что свидетельствует о тесной связи основных положений синергетики с принципами философской теории развития — диалектики. Таким образом, понятие бифуркации само по себе является научной конкретизацией диалектического понятия скачка.

Главный результат развития синергетики как междисциплинарного научного направления заключается в том, что самым разнообразным (как в природе, так и в масштабе) системам присущи процессы самоорганизации, и протекают они по общим для всех систем законам, основанным на взаимодействии противоположных тенденций: Стабильность (устойчивость) — нестабильность, хаос (беспорядок) — порядок (регулярность), энтропия — неэнтропия, необходимость — случайность и т.д. Синергетика основана на том, что во Вселенной процессы развития, одним из аспектов которых является самоорганизация, протекают в направлении возникновения более сложных систем.

В-пятых, современная наука характеризуется междисциплинарностью, которая является кумулятивной тенденцией, определяемой первыми четырьмя признаками. Именно усиление этой особенности в последующем развитии современной науки может стать центральным условием построения единой картины мира, синтезирующей научные представления о трех основных сферах мироздания — неживой природе, органическом мире и обществе.

Таким образом, можно ожидать, что в науке XXI века будет доминировать парадигма, основой которой станут универсальные законы эволюции и самоорганизации, инвариантные на каждом уровне организации реальности (физическом, химическом, геологическом, биологическом, социальном и т.д.).

Мировоззренческой основой развития культуроцентричного знания об обществе, понимания жизненных сил человека с точки зрения их культурного потенциала является соединение представлений о современной научной картине мира, сосуществование различных взглядов на природу, общество, человека, способов их познания.

Последняя треть XX века в социальных науках, особенно в социологии, ознаменовалась рядом кардинальных изменений, одним из важнейших из которых стало возвращение к теоретико-методологическим вопросам как основе понимания и совершенствования современного общества, построения стратегий его развития и механизмов оптимального функционирования. Этого требовали не только качественные методы социологического анализа в их новом сочетании с количественными, формализованными, но и новые темпы социокультурных изменений, новые противоречия, взаимозависимость глобального и регионального, общечеловеческого и национального, социального, социально-группового и личностно-индивидуального.

Стратегический смысл для социального знания приобрел кардинальные изменения в доминирующем типе общественного развития, в эволюции научных образов мира и способов их познания, в критике их традиционных, классических версий.

Научный взгляд на мир

Обобщая критику всех прежних научных взглядов на мир, можно сделать вывод, что наука в конце 20 века, несмотря на свои великие достижения, оказалась неспособной решить стратегические проблемы развития общества и человека, развития его жизненных сил. И не только потому, что ей не хватает аргументов и способности решать насущные проблемы. Наука настолько хорошо приспособилась к сложившемуся порядку жизни, к типу господствующей социальной культуры, приравнивающей истину к прибыли, что вывести ее из этого состояния можно, только нарушив классический характер общественного развития, классическую социологию, традиционно сложившийся и развивающийся социальный интеллект.

На индивидуально-личностном, социально-психологическом уровне эта доминирующая тенденция оказалась закрепленной в наборе типичных смысло-жизненных ориентаций, представлений о справедливом и несправедливом, характерных для классической истории, классического социального интеллекта, ориентированного на такие механизмы, как индустриализм, рационализм, индивидуализм, экономизм, демократия, ставившие в качестве главной цели удовлетворение потребностей выживания, обогащения, наслаждения, обеспечение прав личности, индивида на свободное развитие. Вехой этой классической философии жизни и социологии стало признание примата прав личности над всеми другими жизненными ценностями общества и человека.

Эта позиция критикуется с точки зрения нового, неклассического видения истории. Существуют веские аргументы, подробные теоретические доказательства, например, того, что конец XX века ознаменовался новым изменением доминирующего научного образа мира, формированием адекватного доминирующего способа познания, включая социальное знание в целом.

В системе научного знания нового времени и современности наибольшее влияние и признание имели по меньшей мере пять доминирующих научных мировоззрений и способов познания

  • схоластическое (можно также говорить о мифологическом мировоззрении как исторически первом), в рамках которого природа и общество рассматриваются как некий шифр, текст, поддающийся (или нет) прочтению, расшифровке, пониманию;
  • механистический, характеризующий природу и общество как механизм, машину, в которой все части выполняют строго отведенные им характерные функции;
  • Статистический, где общество и природа мыслятся как равновесие, баланс различных сил (природных, культурных, экономических, политических, социально-бытовых, общественных, групповых и личностно-индивидуальных);
  • системный, где природа и общество характеризуются как организованные системы, причем подсистемы состоят из элементов, которые могут изменяться, но в то же время обеспечивают целостность и устойчивость как подсистем, так и более крупных систем;
  • диатропическое мировоззрение и способ познания, в рамках которого реальность рассматривается как ярмарка, сад, в котором возникающие флуктуации, комбинации сил, образующие ряд тропов, знаков бытия, позволяют видеть мир многомерно, полицентрично, изменчиво.
    Синергетика, синергетическое видение мира, технологии его синергетического понимания активно развиваются на пересечении системного и диатропического мировоззрений и соответствующих им способов познания. Как и диатропия, синергетика сочетает в себе многое из западной и восточной социокультурных традиций.

Это обстоятельство мы рассматриваем как один из решающих факторов, стимулирующих переход истории от ее классического этапа к неклассическому (постклассическому), классической социологии к неклассической, что, несомненно, влияет на характер формирования современной социальной мысли в целом.

Ключевая идея, принцип, способствующий этому, — целостное понимание единства человека, общества и природы, материального и духовного, характеристика человека как развивающегося и функционирующего биопсихосоциального существа.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Научно-техническая революция, ее сущность и основные черты
  2. Собственность и самоутверждение личности
  3. Н.Г. Чернышевский. «Антропологический принцип в философии» — Жизнь и творчество Н. Г. Чернышевского
  4. Философские идеи Аристотеля и их место в истории философии
  5. Данте Алигьери, итальянский поэт, мыслитель, богослов
  6. Религиозно-философское “Возрожденчество” в философии зарубежного востока XX века
  7. Проблема смерти и бессмертия личности
  8. Методологический анархизм как крайнее проявление релятивизма
  9. Гегелевское учение о гражданском обществе, правовом государстве, частной собственности — Философия права Гегеля
  10. Понятия «объективного мира» и «субъективного образа»