Для связи в whatsapp +905441085890

Научное и гуманистическое измерение философии К.Маркса

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Т. Гоббс и Дж. Локк о государстве и естественных правах человека
  2. Основные идеи философии Просвещения ХVIII века
  3. Этическое учение Э.Канта
  4. Объективный идеализм Г.Гегеля
  5. Антропологический материализм Л.Фейербаха
  6. Значение немецкой классической философии для развития европейской мысли
  7. Россия в диалоге культур. Славянофильство и западничество в русской философии
  8. Практически-нравственная ориентация русской философии
  9. Философия русского космизма
  10. Основные черты философии экзистенциализма

Введение

Идеи марксизма сыграли чрезвычайно важную роль в европейской и мировой истории XIX — XX веков. Их влияние на социально-экономическую и духовную жизнь мира, основательно подорванное к концу XX века, даже сейчас нельзя отрицать.

Марксизм не был преимущественно философским учением, но в его становлении и историческом развитии философские идеи и концепции были необходимы. Представляя собой своеобразный сплав социально-политических, экономических и философских идей, в котором каждая из «составных частей» находила опору и оправдание в других, она была выражением одного из влиятельных направлений мирового социалистического движения, его идеологии и практики.

Основой марксистской идеологии, созданной К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1940-х годах, является концепция истории человечества как истории классовой борьбы. Маркс и Энгельс понимали классы как большие группы людей, связанные общим отношением к средствам производства, местом в общественном разделении труда, способом получения дохода, словом, общей экономической ситуацией. Классовая борьба является источником всех социальных изменений. Сами Маркс и Энгельс не считали идею классов и классовой борьбы своим собственным открытием и указывали, что заимствовали ее у современных буржуазных историков. Свой вклад они видели в том, чтобы доказать, что именно классовая борьба является главной движущей силой истории, что классовые интересы стоят за каждым социальным изменением, за каждым политическим действием.

Другая предпосылка марксизма — определяющая роль экономики в жизни людей. Согласно этому принципу, экономика образует базис общества, на котором вырастает его политическая, правовая и духовная надстройка: государство, политические институты, право и другие формы общественного сознания, включая религию и идеологию. В ходе общественного развития в отношениях между базисом и надстройкой возникают противоречия, которые в конечном итоге разрешаются и преодолеваются революцией.

Видное место в марксизме занимает критика капитализма, буржуазного общества, созданных им политических институтов и вытекающая из этой критики теория социальной революции. Эта часть марксистской идеологии содержит конкретные практические указания по борьбе за свержение капиталистического строя, завоевание власти пролетариатом и его союзниками и построение нового общества. В этом смысле можно говорить о политической доктрине марксизма.

Важнейшей составляющей марксизма, его концепции направления истории и будущего человечества, является обоснование необходимости и неизбежности коммунизма. Коммунизм в его высшей фазе — это идеальное, совершенное состояние общества, достижение которого является целью, внутренним смыслом человеческого развития. С построением коммунизма заканчивается предыстория человечества и начинается его подлинная история.

Возникновение марксизма. Его основные идеи

Марксистская философия — это собирательный термин, отражающий философские взгляды Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895), а также взгляды их последователей. Используются термины «диалектический материализм» и «исторический материализм», которые вошли в обиход в 90-е годы XIX века. Позже они были связаны с партийными идеологическими трактовками философских составляющих марксизма как теории, идеологии и практики социалистического преобразования общества.

Карл Маркс (1818 — 1883) родился в Трире в семье адвоката. Будучи студентом Берлинского университета, он вступил в контакт с «Клубом докторов», кружком молодых преподавателей, приверженных демократическим идеям. Гегелевская философия сыграла заметную роль в их развитии и была использована в критических целях. Окончив университет и защитив диссертацию («Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура», 1841), Маркс отказался от академической карьеры и занялся журналистикой. В оппозиционной газете Rheinische Zeitung он опубликовал серию ярких статей, темой которых был прусский абсолютизм и его идейные поклонники. После закрытия газеты он переехал в Париж и начал редактировать «Deutsch-Französisches Jahrbuch» вместе с А. Руге. В это время К. Маркс пересматривает взгляды Л. Фейербаха, критикуя иллюзорное сознание (религию и гегелевский идеализм) в связи с его предполагаемой верой в социалистическое будущее человечества и критику своих недавних соратников, младогегельянцев. В это же время он создал свой собственный творческий союз и завязал крепкую дружбу с Ф.Энгельсом. В 1848 году К. Маркс и Фридрих Энгельс написали «Манифест Коммунистической партии» от имени Второго съезда Лиги коммунистов, который проходил в Лондоне. После поражения революции 1848/49 гг. в Германии постоянным местом жительства К. Маркса стал Лондон. Первые годы своей жизни он посвятил осмыслению уроков революции и политической деятельности, которая привела к основанию Первого Интернационала (1864). С 1850 года он возобновил изучение политической экономии. В 1867 году он опубликовал первый том «Капитала», главного теоретического труда Маркса. Последующие тома (2 и 3) были подготовлены к изданию Ф. Энгельсом (1885, 1894), а 4-й том был опубликован в полном виде только в 1954 — 1961 гг. в СССР.

В студенческие годы Маркс принадлежал к так называемому младогегельянству, левому крылу последователей Гегеля, целью которого было активизировать критический потенциал гегелевской философии и обратить присущий ей дух исторической диалектики против «окаменевших порядков», догм и предрассудков немецкого общества того времени. В развитии младогегельянского мировоззрения, как и в формировании философских идей Маркса, значительную роль сыграла философия Людвига Фейербаха, например, его работы «Природа христианства» (1841), «Предварительные тезисы о реформе философии» (1843) и др. Влияние идей Фейербаха и их переосмысление позволило Марксу пойти по собственному и независимому пути.

Существуют классические и неклассические версии марксистской философии. В первом случае это философские идеи самих Маркса и Энгельса, во втором — различные интерпретации этих идей. Классический философский марксизм не является законченной философской системой, поскольку мы можем четко проследить его развитие, выделить этапы «молодого» и «зрелого» Маркса и «позднего» Энгельса, отметить трансформацию многих категорий. Несмотря на сходство и одинаковость взглядов, мысль Маркса и Энгельса часто шла разными путями, и их интеллектуальный вклад в философские построения марксизма различен.

Учение о человеке

Материалистическая концепция сформировала идеологическую основу, которая помогла сформировать взгляд на общество и мир в целом и раскрыть материальную основу общественной жизни. Начав с натурального хозяйства, марксизм поставил в зависимость от него отношения, в которые вступают люди в процессе воспроизводства жизненных отношений, и саму жизнь. Наиболее существенные отношения и связи между людьми (независимо от класса) в обществе определяются их участием в процессе общественного производства, в производительных силах, состояние которых определяет тип социально-экономической формации и фактор свободы.

Одним из самых важных открытий Маркса является его указание на то, что свобода человека во все времена была в значительной степени ограничена экономической зависимостью. Маркс блестяще развил формулу Гегеля «Свобода есть известная необходимость» на основе материалистического взгляда на историю и указал на важнейшие реальные условия: «Только оказавшись по ту сторону экономической зависимости, человек обретает подлинную свободу. Этот переходный момент знаменует собой столь решительный поворот в истории, что его нельзя сравнить ни с чем, что происходило в прошлом. Благодаря этим идеям его учение актуально не только для XIX века, но и для XXI.

Маркс — величайший гуманист в истории человечества. Если у философов прошлого слово «человечность» ассоциировалось не более чем с некоммуникабельным «быть человеком», то для Маркса это слово означает один из идеалов, высшую ценность человечества. В центре всех его произведений — человек и его социальное бытие. Все рассматриваемые им явления измеряются мерой человеческих ценностей, мерой человеческого присутствия. В частности, в своем анализе истории и «предметного бытия промышленности» он характеризует ее как «открытую книгу человеческой сущности».

Одной из главных задач, над которой Маркс размышлял на протяжении всей своей жизни, было духовное освобождение человека, его освобождение от зависимости от учений религии. По мнению многих западных ученых, в современном общественном сознании можно наблюдать своеобразный ренессанс Маркса. При этом наибольшее внимание уделяется тем положениям его учения, которые касаются сущности человека, сущности гуманизма.

Авторитетный американский философ Эрих Фромм утверждает, что гуманизм является характерной чертой марксизма. Однако доктрина гуманизма Маркса была грубо искажена. Русские коммунисты, пишет Фромм, — «присвоили себе теорию Маркса и попытались убедить весь мир, что они являются преемниками Маркса в этой теории. Хотя на самом деле все было как раз наоборот.

История становления, формирования и развития гуманизма показывает, насколько разнообразна идея гуманизма. При всех своих разнообразных интерпретациях гуманизм всегда заключался в признании человека высшей ценностью, уважении его достоинства, расширении прав и возможностей слабых, угнетенных и уязвимых, филантропии и благородстве. Сюда же следует отнести терпимость к инакомыслию, культ свободы и творчества.

Все творческое наследие Маркса посвящено социальной природе человека, его истории и его проблемам. «Коммунизм — это гуманизм», — пишет он.

В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» (1844), отстаивая гуманизм, основанный на идее свободной, универсальной творческой сущности человека, Маркс писал, что реализации этой сущности мешает отчуждение как противоречие, обнаруживающееся в превращении овеществленного, т.е. т.е. овеществленные результаты человеческой деятельности в отчужденные — выведенные из-под контроля и власти человека, господствующие над самим человеком — что ведет к дегуманизации человека в капиталистическом обществе. Согласно его концепции, существуют различные виды отчуждения человека: отчуждение человека от процесса и результатов своего труда, от природы, от собственного родового бытия, отчуждение человека от человека и от общества. В основе всех форм отчуждения лежит отчуждение труда, основанное на отношениях частной собственности. Проблема, по Марксу, должна быть решена путем «отмены» отчуждения и присвоения человеку его истинной родовой сущности, что возможно только через отмену частной собственности.

Диалектический материализм

Диалектика глубоко пронизывает все мировоззрение марксизма. Появление материалистической диалектики означало возникновение теоретической системы, принципы, законы и категории которой постоянно развиваются и обогащаются новыми результатами познания и общественно-исторической практики.

Материалистическая диалектика исходит из предшествующего духовного развития человека. Его непосредственными теоретическими источниками были: развитие диалектического метода немецкими идеалистами, материализм Фейербаха и великие открытия естествознания, обнаружившие, что «в природе все происходит диалектически».

Среди принципов материалистической диалектики Энгельс выделяет такие, как принцип материального единства мира, принцип всеобщей согласованности, принцип развития. К числу фундаментальных законов он относит закон взаимопроникновения противоположностей, закон перехода количества в качество и обратно, а также закон отрицания отрицания.

Эпистемология была разработана с позиций диалектического материализма Марксом и Энгельсом. Как и все материалисты, он признавал первичность и бескачественность материального мира.

Решая вторую сторону основного вопроса философии, а именно: как соотносятся наши мысли об окружающем мире с самим миром, способно ли наше мышление правильно отражать действительность, Энгельс показывает диалектико-материалистические взгляды на познаваемость мира.

Исходя из принципа познаваемости мира, он рассматривает наши знания как отражение внешнего мира в человеческом сознании. Процесс отражения объективного мира рассматривается как сложный, противоречивый процесс, пронизанный диалектикой: «Точное представление о Вселенной, ее развитии и развитии человечества, а также об отражении этого развития в сознании людей, может быть получено только диалектическим путем. В то же время вещи и процессы отражаются в чувственных восприятиях и понятиях. Более существенным, более полным является отражение в виде суждений, выводов, в виде научных законов и развитых теоретических систем, разработка и принятие которых подготавливается гипотезами.

Энгельс подчеркивал, что сам принцип отражения следует понимать не натуралистически, не только как естественную способность человеческой головы, а как способность, сформировавшуюся исторически, в процессе материальной деятельности людей, общественной практики. Если мы представляем себе сознание и мысль «вполне натуралистически», просто как нечто данное априори и противопоставленное бытию и природе, что было характерно для досовременного материализма, «то должно показаться крайне удивительным, что сознание и природа, мысль и бытие, законы мысли и законы природы должны так сильно совпадать. Конечно, говорил Энгельс, мы не должны забывать, что сознание и мышление — это продукты человеческого мозга, и что сам человек — продукт природы, развивающийся в определенной среде и вместе с ней». Но главную роль в установлении диалектического единства мышления и бытия играет предмет материальной деятельности человека — праксис.

Диалектико-материалистическая теория познания рассматривалась в марксизме как теория отражения. В этом случае рефлексия понималась как активный, а не пассивный процесс взаимодействия между субъектом и объектом. Здесь был преодолен главный недостаток домарксистского материализма, который заключался в игнорировании роли праксиса и, следовательно, активности субъекта познания.

Введя в эпистемологию принцип праксиса, Маркс диалектически связал признание объективности знания с активностью субъекта. Объект не входил в сферу познания сам по себе, а опосредованно, через практическую деятельность. Такой подход позволял преодолеть не только созерцательный характер домарксистского материализма, но и идеалистическое понимание активности субъекта.

Общество в идеологии марксизма

В процессе возникновения природы социальность является высшим и последним моментом. Оно непосредственно идентично общению лиц. Развитие социальности как коммуникации заключается в функции адаптации (в организации и управлении) коллективной жизни в соответствии с родовой сущностью. Как межличностное общение, оно целиком зависит от субъективности индивидов, соответствующей закону их природной сущности во множественности экзистенции.Усилия, воля и разум всех, объединенные в деятельности одного человека, в едином централизованном коллективе, надежно и продуктивно обеспечивают потребности воспроизводства жизни в самом материальном производстве и создают условия и стимулы «бессмертия» в развитии свободной индивидуальности каждого в высших формах человеческой деятельности. Таким образом, в идеале в реальной социальной деятельности отождествляются субъективность и объективность, отношения между универсальными индивидами становятся простыми, ясными и прозрачными, полностью подчиненными научному предвидению и контролю, каждый член общества способен выполнять любую функцию руководства и контроля в общей деятельности, совмещая исполнительские и управленческие задачи в материальном производстве и общественных социальных отношениях.

В сфере общественных отношений антропологизм делает возможным осуществление гегелевского эстетического идеала неразрывного слияния конкретной индивидуальности и субстанциального начала, полного и адекватного воплощения Идеи в действительности. «А поскольку идеальное характеризуется свободой и автономией субъективности, то в окружающем мире состояний и условий не должно быть никакой внутренне необходимой объективности, независимой от субъективного и индивидуального. Идеальный индивид должен быть самодостаточным, цель должна принадлежать ему и не должна быть завершена сама по себе как нечто оторванное от индивидуальности субъектов, поскольку в противном случае субъект был бы заметен как нечто вторичное по отношению к завершенному миру самому по себе», — критикует Маркс гегелевское понимание социальности с антропологической точки зрения. Возведение объективности общества в самостоятельную реальность, существующую сама по себе, превращает силы и свойства человеческих индивидов в отдельную личность, которая действует совместно с живыми людьми и господствует над ними в достижении своих собственных целей, отличных и даже совершенно противоположных целям и воле индивидов. Объективация и гипостазирование сущности всеобщего как такового является органическим элементом системы абсолютного идеализма. Общество сразу же является определенным этапом в шествии мирового разума к самосознанию, а в конце оно связано с осознанием трансцендентности Абсолюта. То есть, это рационализированный аналог божественного провидения; он вводит религиозную веру, которая чужда научному знанию (и освоению человеком законов истории). Фактически, по Марксу, идея независимости социальных, т.е. концентрированных, сил нескольких индивидов является выражением факта их изолированности друг от друга и враждебно-эгоистического способа осуществления их связи. Другими словами, это негативная реализация родовой сущности человека в диссоциированных, разобщенных, антагонистических формах существования. Отчуждение социальности от индивидов фиксирует факт их подлинных форм существования. Задача истории — преодолеть формы общения, недостаточно и неполно раскрывающие родовую природу человека, и обобщить социальные качества индивидов на позитивной основе универсальной природы (и универсального сознания), которая реализуется позитивным образом, то есть в простых и явных формах братского (любовного) общения. История — это не что иное, как человеческое действие, и если в ней есть отчуждение, то оно еще недостаточно сделано. Жизнь еще не настроена на счастье и творчество, но ее можно и нужно сделать такой.

Заключение

Таким образом, Маркс рассматривает объективность акта, изменяющего социальное качество человека, как обусловленную объективным процессом объективно-чувственного преобразования природы, достигаемого в индустрии ее всесторонней гуманизации. Во-вторых, тождество субъективного и объективного в субъекте как живом существе, в сумме субъективно-чувственных сил и способностей самих индивидов. В-третьих, объективным местом, занимаемым производящим классом в самом материальном производстве, в мире частной собственности и в человеческой истории, достигшей точки перехода от предыстории к подлинной истории. Как открытие связи между производительными силами родового человека и формами его социальности, так и установление самостоятельной роли рабочего класса в общественном прогрессе являются несомненной заслугой Маркса. Оба открытия вытекают из признания решающего значения воспроизводства человеческой жизни как первого и абсолютно необходимого факта истории.
Философия Маркса — это социальная философия, направленная на эмансипацию человека. При этом человек рассматривается прежде всего как практически действующее существо, чье отношение к природе (развитие производительных сил) является основой для дальнейших отношений в обществе.

Хотя человек — существо социальное, никто специально не организовывал отношения между людьми в обществе, они складывались стихийно, в зависимости от той или иной стадии развития производительных сил. Разделение людей на классы формировалось стихийно, в зависимости от обладания или «необладания» этими производительными силами. Возникло подчинение одних людей другим, а в капиталистическом обществе и подчинение людей вещам как отчужденным результатам их собственной деятельности. Освобождение от отношений господства и подчинения предполагает, таким образом, сознательный контроль над организацией и развитием общества; средством достижения этой цели является переход к общественной собственности, условия для которой создает капитализм. Для человека это означает универсальность потребностей, возможностей, средств потребления; это «абсолютное движение становления человека».

Отставание марксизма от жизни стало очевидным в то время, когда социалистическая революция восторжествовала в отдельной, экономически отсталой стране, большинство населения которой составляли крестьяне, а не пролетарии. Строительство нового общества началось с создания надстройки, под которую еще предстояло подвести соответствующий базис.

Реальный социализм, построенный в Советском Союзе и ряде других государств, не только не обеспечил социального равенства и справедливости, но и создал свои привилегированные социальные группы, сохранил отчуждение трудящихся от собственности и институтов власти, не смог обеспечить превосходство над капитализмом в экономической и социальной сферах. Утопизм марксистского прогноза, предусматривавшего движение человечества к коммунизму, стал очевиден.

Слабые стороны марксизма хорошо известны и доказаны. Тезис «Практика — критерий истины» сработал против тех, кто его выдвинул. Эти слабости заключаются в преувеличении роли экономики и политики и недооценке духовности, в отношении к революционным изменениям (с очевидной закономерностью происходящим в эволюционном развитии мира) и в игнорировании человека как личности и индивидуальности.

Таким образом, во второй половине двадцатого века марксизм-ленинизм фактически утратил свою адекватность и эффективность. Однако руководство КПСС, Советского государства и других социалистических стран оказалось неспособным реалистично оценить ситуацию и сделать необходимые теоретические и практические выводы. Это стало одной из причин краха СССР и мировой системы социализма.

Возрождение марксизма, даже в обновленной форме, маловероятно. Из-за своей неуместности в современном мире она устарела и как теоретическая конструкция, и как политический инструмент. Образовавшуюся идеологическую нишу, скорее всего, заполнит один из вариантов современного социализма.

Список использованной литературы

1. Губин В.Д., Сидорина Т.Ю., Филатов В.П. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТОН — Остожье, 2001. — 704 с.

2. Добрынина В.И. Философия XX века. Учебное пособие. М., ЦИНО общества «Знание» России, 1997. — 288 с.

3. Миронов В.В. Философия. Учебник для вузов.

4. Перевалов В.П. О романтизме в марксистской концепции деятельности //Федорова М.М., Хевеши М.А. Из истории политической философии. — М., 1994. — 212с.

5. Яцкевич В. Рефлексия марксизма Киев – 2005г.