Для связи в whatsapp +905441085890

Научные коммуникации, их виды и роль в функционировании и развитии науки

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Наука и антинаука («псевдонауки», «альтернативные науки», «маргинальные науки», «паранаучные знания» и т.д.)
  2. Понятие истины в современной науке. Основные концепции истины: корреспондентская, когерентная, прагматическая
  3. Проблемы интернализма и экстернализма в понимании научной деятельности
  4. Организационная структура современной науки
  5. Когнитивное творчество, его сущность, механизмы и основания.
  6. Наука как основа инновационной системы современного общества
  7. Традиции и новации в науке
  8. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания.
  9. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности
  10. Организационная структура современной науки

Введение

Коммуникация – в широком смысле – обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Научная коммуникация – это совокупность видов и форм профессионального общения в научном сообществе, а также передачи информации от одного его компонента к другому. Наличие коммуникации как формы интенсивного информационного обмена между членами научного сообщества всегда признавалось существенной характеристикой научной деятельности. Но объектом специального анализа она становится только во второй половине 20 в. Этот анализ был инициирован т.н. информационным взрывом. Возникает особая область исследований науки – наукометрия. Школа Прайса. Изучение коммуникации в науке позволило обосновать несколько моделей их описания: — познавательные (акцентируется внимание на когнитивно-информационных аспектах научной деятельности и основной задачей сообщества считается максимально возможное приращение массива имеющейся научной информации); — социально-организационные (выделяются в качестве приоритетных стратификационные моменты в реальном общении ученых, решающих те или иные проблемы научных школ или профессиональных сообществ).

Понятие коммуникации

Успешное функционирование современного индивида в обществе невозможно без знания и понимания универсальных механизмов общения и взаимодействия людей, как на межличностном уровне, так и на уровне социальных групп, социальных институтов, человеческих сообществ в целом. Такие знания необходимы для выполнения профессиональных задач в любой сфере деятельности, поскольку любые социальные взаимодействия реализуются благодаря и посредством коммуникации. Полезными окажутся эти знания также при любых вариантах межличностного общения.

Интерес науки и общества к процессам коммуникации прослеживается с самого момента их зарождения. И это вполне объяснимо. Коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, организацию совместной деятельности. Коммуникация делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, трансляцию культуры. Таким образом, фактически каждый человек «погружен» в информационную среду посредством коммуникативных взаимодействий. И это в значительной степени предопределяет качество нашей жизни в целом.

Однако, прежде, чем приступить непосредственно к рассмотрению феномена «коммуникации», следует сделать ряд терминологических уточнений. Изучая социальную коммуникацию, приходится оперировать такими понятиями, как «общение» и «коммуникация», которые зачастую употребляются как синонимы. Однако с точки зрения научного осмысления между ними существуют определенные различия.

Понятие «общение» довольно широкое и часто используется не в строго терминологическом смысле. Социологи рассматривают общение, прежде всего, как социально обусловленный вид деятельности людей, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации. Более точно общение можно определить как сложный многогранный процесс, который может выступать и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга. Исходя из этого, в структуре общения можно выделить 3 составные части: 1. коммуникация (обмен информацией); 2. интеракция (обмен действиями, организация взаимодействи); 3. социальная перцепция (взаимное восприятие). Интеракция и социальная перцепция основаны на использовании преимущественно невербальных компонентов. Коммуникация предполагает использование вербальных и невербальных средств.

Таким образом, коммуникацию можно рассматривать как один из компонентов общения. И в качестве такового она представляет собой процесс обмена информацией посредством специальных знаков, символов или сигналов. И в таком качестве коммуникация является объектом изучения многих наук — не только гуманитарных, но и точных.

В тоже время, каждая наука вычленяет из коммуникации как объекта исследования свой предмет изучения.

Например, естественные (технические) науки изучают возможности и способы передачи, обработки и хранения информации, создание специальных кодов — систем определенных символов и правил, при помощи которых можно представить необходимую информацию.

Основные функции науки

Очень важны функции науки, как социальной силы в решении глобальных проблем   современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно–технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука — один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Возрастающая роль науки в   общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности искусством, обыденным сознанием.

Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет   большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях научно–технического развития, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

Наука как   социокультурный феномен в современных условиях должна заботиться не только об открытии объективных безличностных закономерностей, но и о коэволюционном вписывании в мир всех её достижений. Имея в виду эту приобретающую особую значимость проблему, необходимо рассматривать вопрос о социальных функциях науки. Выделяют следующие основные функции науки:

-   культурно–мировоззренческую;

— функцию непосредственной производительной   силы;

— функцию социальной силы.  

Культурно–мировоззренческая функция   проявляет себя в том, что многие открытия в естественных и точных науках всегда несут в себе определенную мировоззренческую нагрузку. Проще говоря, науки в ходе своего развития вырабатывают некоторую сумму знаний, тем самым внося большую ясность в существующие представления людей о мире.

Функция науки как   непосредственной производительной силы проявляется в форме новых технологий, принципов организации труда, новых технических средств и оборудования.

Наука берет на себя функцию социальной силы в том смысле, что она   обеспечивает общество необходимыми, полезными знаниями, ресурсами, которые используются им во всех сферах жизнедеятельности. В современных условиях методы и средства науки активно вовлечены в разработку масштабных планов экономического, технического, социального развития, и призваны регулировать так называемые глобальные проблемы и минимизировать их влияние на природные и социальные миры.

Кроме перечисленных функций нельзя забывать и группы   присущих ей традиционных функций. Среди них:

— гносеологическая   функция;

— объяснительная функция;  

— логико–методологическая   функция;

— прогностическая функция.  

Гносеологическая функция   нацелена на построение системы объективных знаний о свойствах отношений и процессов объективной реальности.

Объяснительная функция науки направлена   на выявление причинно–следственных связей и зависимостей, построение так называемых «мировых линий» (выведение некой равнодействующей сил, энергий, полевых структур).

Прогностическая функция науки проявляется в создании по   критериям научной рациональности перспективных моделей изучаемых, любых возможных объектов.

Как и в философии науки следует разграничивать образы   философии техники как направления интеллектуального поиска и как учебной дисциплины. Именно от того, что понимается под философией техники, зависит содержание тех задач и функций, которые выполняет данная отрасль знания.

В   первом случае, философия техники — в связи с наметившимся общепланетарным характером развития технологий — выполняет преимущественно:

Познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение   которой — как раз познание природы, общества и человека, рационально–теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания.

Социальная роль науки

Чтобы понять, найти объяснения многим философским вопросам, таким как   познание природы, для пользы всему человечеству, необходимо обратиться к науке, использовать для достижения своей цели важные научные открытия.

Современная наука возникла в Европе в период XV–XVII вв. Являясь особой   формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся.

Надо заметить, что все же существуют три основные   концепции науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт. Современная наука представляет собой органическое единство этих трех моментов. Здесь деятельность — её основа, своеобразная «субстанция», знание — системообразующий фактор, а социальный институт — способ объединения ученых и организации их совместной деятельности. И эти три момента и составляют полное определение современной науки.

Первая концепция, наука как знание, с   многовековой традицией рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний. Так понимали науку еще Аристотель и Кант. Подобное понимание наук долгое время было, чуть ли не единственным.

Логико–гносеологическая трактовка науки обусловливается как   общественно–историческими условиями, так и уровнем развития самой науки.

Эта концепция не может в своём одиночестве раскрыть полное определение   современной науки. От исследователей ускользает её социальная природа, творцы, материально–техническая база, ограничиваются возможности для более глубокого и всестороннего исследования специфики, структуры, места, социальной роли и функций науки.

В 50–60–е годы стали появляться работы, в которых был   разработан деятельностный подход к науке, в результате чего она стала трактоваться не только и не столько как знание само по себе, а прежде всего как особая сфера профессионально — специализированной деятельности, своеобразный вид духовного производства. Несколько позже наука стала пониматься и как социальный институт.

Наука как социальный институт — это социальный способ   организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально–профессиональной группой, определенным сообществом.

Цель и   назначение науки как социального института — производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

В период   становления науки как социального института вызревали материальные предпосылки, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам. Так было, например, с гидравликой и термодинамикой.

Сегодня,    в условиях научно–технической революции, у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития.

Понятие «коммуникация»

Для уточнения понятия «коммуникация» выделим следующие отличительные признаки:

1. В качестве участников коммуникации выступают два субъекта, которыми могут быть: отдельный человек или группа людей, вплоть до общества в целом, а также животные (зоокоммуникация). Согласно этому признаку из понятия коммуникации исключается взаимодействие неодушевленных объектов; так, взаимосвязи Солнца и Земли не есть коммуникационный процесс.

2. Обязательно наличие передаваемого объекта, который может иметь материальную форму (книга, речь, жест, милостыня, подарок и т. д.) или не иметь ее. Например, коммуникатор может неосознанно воздействовать на реципиента, внушая ему доверие, симпатию, антипатию, любовь.

3. Коммуникации свойственна целесообразность или функциональность, поэтому бред — не коммуникационный акт.

Исходя из сказанного, можно дать следующее научное толкование: коммуникация есть опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов.

Это взаимодействие может представлять собой: движение материальных объектов в реальном пространстве и времени, а также движение идеальных объектов (смыслов, образов) в умозрительных (виртуальных) пространствах и временах.

Таким образом, в зависимости от пространственно-временной среды в рамках которой осуществляется коммуникативное взаимодействие, коммуникацию можно подразделить материальную (транспортную, энергетическую, миграционную) и смысловую, где в качестве передаваемого сообщения выступает не данная в ощущениях вещь или вещественное свойство, а умозрительно постигаемый смысл. Смысловая коммуникация, в свою очередь, включает генетическую, психическую и социальную.

Благодаря генетической коммуникации мы получаем свойственные хомо сапиенс нейрофизиологические и анатомические предпосылки мыслительной и речевой деятельности: асимметричный мозг, «речевые зоны» в левом полушарии, артикуляционный аппарат для произнесения членораздельных звуков. Психическая (внутриличностная коммуникация или автокоммуникация) формируется в ходе интеллектуального становления человека в социальной среде. Это особая форма коммуникации — общение человека с самим собой (внутренняя речь, размышления, воспоминания и т. п.). Она формируется на более поздних этапах онтогенеза вследствие сращивания и интериоризации психических функций речи и мышления. При этом внутренняя речь выполняет две функции: во-первых, функцию осмысливания, наделения образов, идей, представлений неким смыслом (Л. С. Выготский); во-вторых, функцию особого коммуникационного канала, обращенного к «самости» личности, ее «внутреннему голосу». Именно этот скрытый диалог с самим собой активизируется при восприятии произведений искусства, которые нужно не просто осмыслить как сообщение о чем-то, а пережить как личный опыт. Промежуточной формой выступает эгоцентрическая речь, которая рассматривается как, своего рода атавизм, актуализирующийся в ситуации выполнения индивидом действий, вызывающих затруднение.

И, наконец, социальная коммуникация, обеспечивающая обмен смыслами между социальными субъектами. В таком понимании социальную коммуникацию можно рассматривать как движение смыслов в социальном времени и пространстве. Это движение возможно только между субъектами, так или иначе вовлеченными в социальную сферу.

Важно обратить внимание на то, что все виды смысловой коммуникации взаимосвязаны через личность (человека), т. е. субъекта социальной коммуникации.

Итак, социальная коммуникация неразрывно связана с генетической и психологической смысловыми коммуникациями, которые служат ее необходимыми предпосылками, и вместе с тем она сама воздействует на становление и формирование последних. Иногда понятие социальная коммуникация употребляется во множественном числе. Это происходит при необходимости дифференцировать коммуникационные потоки.

Заключение

Список литературы

Конецкая В. П. Социология коммуникации: Учебник. — М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1997. — 304 с.

Соколов А. В. Введение в теорию социальной коммуникации. Ї СПб., 1996. Ї С. 17 Ї43; 201 Ї228.

Социология. Основы общей теории. Учебник. Ред. Г. В. Осипова — М.: «НОРМА», 2003.

Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века, — М.: Ваклер. 2002.

Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации. — М.: Дрофа, 2009.

Подгурецки Ю. Н. Социальная коммуникация.- М.: Гелиос АРВ, 2006.