Для связи в whatsapp +905441085890

Наука эпохи Возрождения

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Возникновение науки. Проблема «начала»
  2. Наука в культуре античного полиса
  3. История науки. Возможные варианты реконструкции научного знания
  4. Схоластическое и опытное естествознание в Западной Европе (ХI – ХIV вв.)
  5. Средневековая теология как опыт теоретического мышления
  6. Наука Нового времени: признаки и идеалы
  7. Типы научной рациональности Нового времени (XVII–XXI вв.): классический, неклассический и постнеклассический
  8. Классическое естествознание (XVII–XVIII вв.): торжество механицизма и дисциплинарно организованная наука
  9. Поиск путей дифференциации научного знания в конце XVIII – нач. XIX в
  10. Неклассическая наука и её особенности

Введение

После Средневековья эпоха Возрождения принесла множество научных открытий и достижений, не только технических, но и интеллектуальных. Сознание и понимание людей постепенно меняется, в том числе благодаря научному прогрессу и росту грамотности населения. Некогда неопровержимые постулаты, основанные на божественном восприятии мира, постепенно опровергаются, а некоторые ученые подвергаются давлению и преследованиям. В то же время в Европе происходило активное развитие товарно-денежных отношений и зарождение новой культуры. В свою очередь, формирование новой культуры было подготовлено общественным сознанием, изменениями в установках различных социальных слоев ранней буржуазии. Аскетизм церковной морали в период активного торгово-промышленного и финансового предпринимательства серьезно расходится с реальной жизненной практикой этих социальных слоев с их стремлением к мирским благам, накопительству, жадностью к богатству. В психологии купцов, вершителей ремесел четко прослеживаются такие черты, как рациональность, осмотрительность, смелость в деловых начинаниях, осознание личных возможностей и больших возможностей. Сформировалась мораль, оправдывающая «честное обогащение», удовольствия мирской жизни, венцом успеха которой был престиж семьи, уважение сограждан, слава в памяти потомков.

Термин «Ренессанс» (возрождение) появился в XVI веке. Эта концепция возникла на основе распространенного в то время исторического мнения о том, что Средние века были периодом безнадежного варварства и невежества, который последовал за разрушением блестящей цивилизации классической культуры. Историки того времени считали, что искусство, некогда процветавшее в древнем мире, возродилось к новой жизни в их время.

Теперь этот термин означал мирскую власть, образование и науку, в отличие от теологии. В новых исторических условиях гуманизм продолжает традиции античного гуманизма, но глубоко отличается от него. Очевидную преемственность с античностью подчеркивали сами итальянские гуманисты — отсюда и термин «Ренессанс» (французское Renaissance, итальянское Rinascimento), означающий возрождение античной культуры.

Общие понятие эпохи Возрождения

Термин «Ренессанс» был впервые введен Джорджо Вазари, архитектором, художником и историком искусства XVI века, для обозначения исторической эпохи, определяемой ранней стадией буржуазных условий в Западной Европе. В современном значении термин был введен французским историком Жюлем Мишле в 19 веке Ренессанс, эпоха // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах. (82 тома и 4 издания). — СПб., 1890—1907.

Среди определений Ренессанса нет общепризнанного. Мыслители, писатели, историки и искусствоведы предлагают свои объяснения этого культурного феномена и указывают на его различные характеристики. Суммируя множество различных персонажей, мы можем понять культурное значение эпохи Возрождения:
расцвет культуры;
культурный переворот;
культурный переход;
восстановление античности.

Каждый из этих признаков может проявляться независимо от Ренессанса, но только их сочетание образует качественно новый этап в развитии культуры. Поэтому мы можем определить европейское Возрождение как период мощного культурного расцвета, восстановления многих культурных традиций греко-римской античности, решительной культурной перестройки и перехода к новой эпохе в истории европейской цивилизации. Эта эпоха характеризуется светским характером культуры и ее антропоцентризмом (т.е. интересом прежде всего к человеку и его деятельности).

Феномен Возрождения связан с целым рядом факторов. Среди них:
Исторические причины. Огромное расширение интеллектуальных горизонтов началось в основном в результате крестовых походов и торговли Италии с Востоком. Исследователи Азии, такие как венецианец Марко Поло, поразили ограниченное воображение Средневековья обширной панорамой мира и положили начало открытию Америки Колумбом.
Политические и социальные причины. Замена республиканских правительств тираниями или диктатурами, такими как Сфорца в Милане, дом Эсте в Ферраре, Медичи во Флоренции и т.д. Отсюда пышность дворов, более свободные нравы, большая роскошь в искусстве. С другой стороны, буржуазный класс вошел в интеллектуальную и социальную жизнь. Так рыцарский идеал сменяется насмешками, разнузданностью и началом свободомыслия. Изменения, которые можно наблюдать в «Декамероне» Бокаччо.
Научные причины. Жгучее любопытство, глубокая жажда знаний овладели разумом. Когда душа погружалась в мистические мечты и размышления, разум отступал перед ней. Вера не была низвергнута, но возникло желание изучать и понимать природу. Гомер и Вергилий изучались наряду с Библией. Цицерона предпочитали отцам церкви. Аристотель и Платон заняли место Альберта Великого и Дунса Скотуса. Галилея и Джордано Бруно еще не было, но они были совсем рядом. Человеческий разум стремился исследовать и охватить видимый мир.
Движущая сила, внутренний привод. Все эти внешние влияния предстают перед нами как неотъемлемые факторы Ренессанса, но они были объединены еще более мощным фактором, который, так сказать, свел их вместе. Этот фактор существовал в воле человека того времени, в глубочайшем импульсе его внутренней жизни. Возникла новая потребность в том, чтобы личность развивалась свободно, без ига и барьеров, во всей своей полноте и независимости.

Социально-экономическое положение государств в эпоху возрождения

Италия. Формой правления была абсолютная монархия. Богатство городов-государств было основано на торговле и финансовых операциях. Италия была оживленным перекрестком торговых путей на Ближний Восток. В результате итальянские купцы и финансисты стали пионерами банковского дела и бухгалтерского учета, города стали богатыми, а искусство и наука получили щедрую поддержку меценатов. Итальянские города сохраняли свою независимость на протяжении веков борьбы за власть между папами и императорами, которые вмешивались в расширяющиеся сферы влияния друг друга. Великие города распространяли свою власть на соседние территории, что сопровождалось слиянием земельной аристократии с новым городским классом купцов и банкиров. К началу пятнадцатого века на территории Италии образовалось пять крупных государств.

Республиканская Флоренция, которая с 1434 года была самым динамично развивающимся из всех итальянских государств. Папа был не только духовным главой западного христианства, но и мирским правителем центральной Италии. В городах-государствах часто происходили конфликты, и даже такие титаны, как Медичи, иногда были свергнуты вершителями власти. Искусство дипломатии стало развиваться как баланс сил, формирование альянсов и коалиций, чтобы помочь обуздать аппетиты иностранных агрессоров.

Германия. Германия в 15 веке была типичной средневековой страной, разделенной на множество карликовых княжеств (курфюршеств). Идеи Реформации мистифицировали развитие светских, жизнеутверждающих тенденций ренессансного искусства в Германии. Хаотизм и разобщенность препятствовали экономическому развитию, хотя немецкие города продолжали играть важную роль в международной торговле. Ситуация в Германии была такова, что все классы: и крестьяне, и мещане, и даже рыцари, — ненавидевшие деспотизм князей, «имперских чиновников», находились в оппозиции. Это тотальное противостояние проявилось в мятежных событиях начала XVI века, в Реформации и Крестьянской войне, где так сложно и драматично соединились, переплелись и сразу обнаружили свою несовместимость интересы различных сословий.

Франция. К концу шестнадцатого века Франция стала одной из самых могущественных стран Западной Европы, с сильной королевской властью, развитой экономикой и быстро растущей культурой. Столетняя война с Англией (1337-1453) закончилась победой. Во Франции результаты XV и XVI веков противоположны результатам в Германии: движение Реформации здесь потерпело неудачу, и Франция осталась католической, но государственная централизация была достигнута раньше и полнее, чем в других странах. По сути, Франция в начале шестнадцатого века была абсолютной монархией. Королевская власть была довольно сильна в XV веке.

Нидерланды. Формирование новой социально-экономической структуры, разрушение средневековой религиозной догмы и возникновение нового светского мировоззрения. Новая социальная структура, возникшая в богатых, экономически развитых городах, все еще формировалась в рамках феодального бургундского государства, и это повлияло на общий характер голландской культуры. Голландские города, хотя и не были политически независимыми, давно разбогатели и окрепли, вели обширную торговлю, а затем развили свои мануфактуры по производству текстиля, ковров и стекла. Важным центром международной торговли был древний Брюгге, поэтический город каналов; к концу XV века он ослабел и уступил первенство оживленному Антверпену.

Научные открытия эпохи Возрождения

Необходимость развития производительных сил послужила толчком для экспериментального познания природы, для переориентации философии с теологических и схоластических проблем на вопросы познания природы, а необходимость труда, свободного от внешних ограничений, послужила толчком для возникновения новых представлений о человеке, его свободе и достоинстве.

Новые взгляды на мир и человека сделали возможными выдающиеся научные открытия, создали новые теории и подготовили основу для последующей научной революции, благодаря которой родилось классическое естествознание. В это время Н. Коперник создал гипотезу гелиоцентризма, которая требовала научного и философского обоснования.

С помощью концепции годового и суточного движения Земли теория Коперника сразу же объяснила все основные особенности запутанных видимых движений планет и раскрыла причину суточного движения небосвода.

Самое главное, что теория Коперника логически последовательна, ясна и проста. Поиск аргументов в пользу гипотезы Коперника был главной задачей научной революции, которая началась с работ Галилео Галилея (1564 — 1642). Галилей заложил основы новой науки и нового взгляда на мир. Новая научная методология Галилея может быть обобщена следующим образом: Объективность (учет только количественно измеряемых свойств объектов, таких как размер, форма, количество, масса, скорость); Экспериментализм (проверка гипотез проводилась эмпирически); Демонстративность.

Леонардо да Винчи внес свой вклад в развитие и обоснование научного опыта. Не книжные схоластические рассуждения теологов, а опыт, по его мнению, является основой всех знаний. Титаническая фигура Леонардо да Винчи по праву считается самым совершенным воплощением гения Ренессанса, воплощением идеала «героического человека». Его необыкновенный талант лишь подчеркивал особенно значительную степень реализации возможностей совершенствования, присущих человеку в соответствии с учением гуманизма. Поразительная многогранность таланта Леонардо, одного из величайших мастеров живописи и одновременно строителя крепостей и градостроителя, гидротехника и ирригатора, одинаково глубоко интересовавшегося проблемами математики и механики, астрономии и космологии, геологии и палеонтологии, анатомии и ботаники, оптики и перспективы — словом, всем, что неотделимо от мира природы, окружающего человека, и самого человека в этом мире, — универсальность, вызывавшая у современников смесь восхищения и настороженности, заставившая далеких потомков на протяжении многих веков говорить о ее предвосхищении позднейших научных открытий, — если не по степени своего развития, то хотя бы по факту своего существования вписывается в общую картину художественного и научного творчества эпохи Возрождения.

Немецкий натурфилософ Парацельс был образом ученого-эзотерика эпохи Возрождения. Медицинские учения Парацельса основывались на натурфилософии, алхимии, астрологии, ботанике и некоторых других науках.

Первые достижения в области математики и астрономии относятся к середине 15 века и связаны в основном с именами Г. Пейербаха (Пурбах) и И. Мюллера (Региомонтан). Мюллер создал новые, более совершенные астрономические таблицы (вместо таблиц Альфонсо XIII века) — «Эфемериды» (опубликованы в 1492 году), которые использовали Колумб, Васко да Гама и другие мореплаватели во время своих путешествий.

Прогресс философско-правовой мысли эпохи Возрождения

Прогресс науки в эпоху Возрождения также повлиял на возрождение философской и научной мысли, в том числе и правовой. Признание человека как индивидуальности привело к новому поиску обоснования сущности и государства. Возникло гуманистическое течение в юриспруденции, представители которого активно занялись изучением источников действующего права. Процесс рецепции римского права усилился. Начинают развиваться основы исторического понимания и толкования права.

Право понимается прежде всего как концепция права. Высказываются идеи против феодальной раздробленности, за централизацию государственной власти, единое законодательство и равенство всех перед законом. Стремление к самовыражению и правовому мышлению достигает такого предела, что предлагаются утопические теории о государстве, похожие на предложения античных мыслителей. Таким образом, современная наука о государстве и праве начинается со знаменитого флорентийца Макиавелли Пикколо (1469-1527), который ставил своей целью создание стабильного государства в нестабильной социально-политической ситуации в Европе того времени. Электронный источник: http://drevlit.ru/texts/m/makkiavelli_10pisem.php Макиавелли различал три формы правления — монархию, аристократию и демократию. Макиавелли считал перечисленные формы неустойчивыми, примером для него был Рим эпохи Республики, где консулы были монархическими, сенат аристократическим, а народные трибуны — демократическими. Для Макиавелли не существует лучшей формы правления, главное, по его мнению, — это результат политических действий. Поэтому для разрешения и предотвращения конфликтов в государстве всегда необходим сильный правитель. Макиавелли не отвергал предпринимательство, напротив, идея равенства всех перед законом и предоставление прав только способствовали развитию экономики, однако, по мнению Макиавелли, за ней должен следить сильный правитель, экономика должна быть под контролем.

Помимо Николло Макиавелли, Томас Мор (1478-1535), Марсилио Фичино (1433- 1499), Дезидерий Эразм Роттердамский (1469-1536) внесли значительный вклад в философскую и правовую мысль эпохи Возрождения.

На уровне философского осмысления права в эпоху Возрождения происходит процесс преодоления средневековой схоластики с помощью европейской Реформации.

Одной из самых значительных фигур движения Реформации является Мартин Лютер. Лютер установил права и обязанности человека как члена общества с религиозно-моральной точки зрения. Свобода совести должна быть равной для всех, не только вера, но и ее предпосылки должны быть защищены законом, свобода совести означает свободу слова, печати и собраний.

Возможно, эти права не касаются экономики, но идея светского государства является одним из элементов конституционного государства, государства, в котором экономика свободна.

Идеала светского государства придерживался также французский юрист и публицист Жан Воден (1530 — 1596). Однако он считал сильную монархию лучшим способом поддержания верховенства закона, поскольку монарх является единственным источником закона и суверенитета. Воден также выделил три формы правления: Монархия, аристократия и демократия.

Томас Мор и Томмазо Компанелла имели особое отношение к правительству и закону.

Томас Мор, канцлер английского короля Генриха VIII, в своей книге «Утопия» резко критикует современное английское общество и описывает жизнь на вымышленном острове. Там господствуют справедливость, мудрое управление, равенство в труде и распределении его продуктов, общественная собственность на средства производства. Томас Мор выступает против отмены частной собственности, в которой он видит главную причину социального неравенства.

Заключение

Наука эпохи Возрождения не оказала большого влияния на производительные силы, которые развивались по пути постепенного совершенствования традиций. В то же время достижения астрономии, географии, картографии стали необходимой предпосылкой для великих географических открытий, которые привели к фундаментальным изменениям в мировой торговле, колониальной экспансии и революции цен в Европе. Достижения науки эпохи Возрождения стали предпосылкой для возникновения классической науки в современную эпоху.

Однако эпоха Возрождения (особенно XVI век) уже была отмечена крупными научными потрясениями в области естествознания. Их развитию, которое в этот период было непосредственно связано с потребностями практики (торговля, судоходство, строительство, военное дело и т.д.), началом капиталистического производства, способствовали первые успехи нового, антидогматического мировоззрения. Процесс преодоления религиозно-мистических абстракций и догматизма средневековья происходил одновременно в науке и искусстве, а иногда совмещался в творчестве одного человека (ярким примером является творчество Леонардо да Винчи — художника, ученого, инженера). Астрономия, география и анатомия — это те области, в которых наука одержала наибольшие победы.

Великие географические открытия (Х. Колумб, Васко да Гама, путешествия Ф. Магеллана и др.) практически доказали шарообразность Земли и позволили определить очертания большей части суши. Открытия, означавшие революционный переворот в науке, были сделаны в астрономии в середине XVI века: с гелиоцентрической системой мира великого польского астронома Н. Коперника, которая подорвала основы религиозного мировоззрения, «… начинается освобождение естественных наук от теологии…». (Энгельс Ф., в Маркс К. и Энгельс Ф., соч., 2-е изд., т. 20, с. 347). Анатомы Падуанского университета под руководством А. Везалия заложили основы научной анатомии в XVI веке, начав систематические анатомические вскрытия. Испанский ученый М. Серветус был близок к открытию циркуляции крови в организме. В медицине происходит пересмотр взглядов, господствовавших в средние века, создаются новые методы лечения болезней (Парацельс, основатель ятрохимии и др.). Был сделан ряд открытий в математике, особенно в алгебре: найдены методы решения общих уравнений 3-й и 4-й силы (итальянские математики Дж. Кардано, Ш. Ферро, Н. Тарталья, Л. Феррари), разработана современная буквенная символика (французский математик Ф. Виет), введены десятичные дроби (голландский математик и инженер С. Стевин) и др. Механика получила дальнейшее развитие (Леонардо да Винчи, Стевин и др.). Объем знаний растет и в других областях науки.

Список литературы

  1. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М., 1976. С. 17-64
  2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989
  3. Гарен Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1982
  4. Европейская философия в XV-XVII веках: учебник для вузов / Соколов В.В. М.: Высшая школа. 2003 — 428с
  5. История философии: мыслители, концепции, открытия: Учебник для вузов / Канка В.А. М.: Логос. 2005 — 432с
  6. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978
  7. Антология мировой философии. Т.2. — М.: 1990.
  8. Введение в философию. В 2 частях. Ч. 1/ Под редакцией И.Т. Фролова. — Под редакцией И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1989.
  9. Горфункель, А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.:,1980.
  10. В истории философии вкратце / Пер. с бохутского И.И. — В: М.: Мысль, 1991.
  11. В Истории философии: Запад — Россия — Восток (книга вторая: философия XV-XIX веков). — М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А.Шикалин, 1996.
  12. В книге «Философия для аспирантов» / Под редакцией И.И. Княленького, Ю.А. Сандулова. — СПб: Издательство «Лань», 2003.
  13. В Канке В.А. Философия. В книге «Философия в историко-систематическом курсе». — М.: Логос, 2002.