Для связи в whatsapp +905441085890

Наука и антинаука («псевдонауки», «альтернативные науки», «маргинальные науки», «паранаучные знания» и т.д.)

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Проблема демаркации между наукой и другими областями познавательной деятельности
  2. Методология в структуре научного знания
  3. Гипотетико — дедуктивная схема научного знания
  4. Научное объяснение, его общая структура и виды
  5. Субъект научного познания, его социальная природа, виды и функции
  6. Понятие истины в современной науке. Основные концепции истины: корреспондентская, когерентная, прагматическая
  7. Проблемы интернализма и экстернализма в понимании научной деятельности
  8. Организационная структура современной науки
  9. Когнитивное творчество, его сущность, механизмы и основания.
  10. Научные коммуникации, их виды и роль в функционировании и развитии науки

Введение

«Затраты маркизы де Помпадур на науку культуру составляли около полутора процентов ее затрат на наряды и косметику, и этого хватило для того, чтобы провозгласить век Просвещения, создать Энциклопедию и т. п. В России нет маркизы де Помпадур, и угроза наступления века невежества кажется совершенно реальной». (Академик В.И. Арнольд)

В ходе истории человечество не раз сталкивалось с необычными и неизвестными явлениями и процессами, пытаясь их объяснить то с помощью научных доводов, то, прибегая к так называемым ненаучным методам. Когда человек не имеет достаточных инструментов для досконального исследования нового явления, он пытается его объяснить, используя научные доводы, а если ему не удается найти научное объяснение, то он продолжает строить свои догадки и искать ответы в других, не научных теориях, которые всегда могут объяснить все. Одно дело — принимает он эти ответы за истину, или, сомневаясь, продолжает искать другие, более похожие на истину. В этом процессе поиска важна его мировоззренческая составляющая и способность человека отличать истину от лжи. Для человека не имеющего необходимых знаний это сложно сделать, однако он неосознанно к этому стремится.

Человек по природе своей не может смириться с тем, что он не способен что-то понять или объяснить и, именно, поэтому возникли ненаучные способы объяснений неразгаданного, неизвестного. Например, причин возникновения землетрясений древние люди не знали, и придумали разумное объяснение, исходя из того, в чем они не сомневались — Земля держится на трех китах. Древние люди предположили, что киты устают и меняются местами — Земля начинает качаться, и от того бывают землетрясения.

Понятия науки, лженауки и квазинауки

Статус науки многократно пересматривали, определяя с самых различных точек зрения. Наука может быть сколько угодно предварительной, но она всегда уместна.

Наука — это высокоспециализированная деятельность человека по выработке, систематизации, проверке знаний с целью их высокоэффективного использования.

Наука — это знание, достигшее оптимальности по критериям обоснованности, достоверности, непротиворечивости, точности и плодотворности. Знание, не достигшее необходимой зрелости, называют не-наукой.

Сначала о термине «не-наука». Его заместителями являются термины «ненаука» и «вненаука». В термине «ненаука» приставка не придает слову наука слишком резкое, негативное содержание: ненаука — это то, что противостоит науке. Не-наука — это ненаука, которая сохраняет соотносительность (эту позицию выражает дефис) с наукой. Термин «вненаука» содержит не совсем уместную отсылку к феномену пространственности (вне). К тому же надо иметь в виду, что в самой науке недостижима стерильная чистота, внутри науки то и дело, особенно при новациях, обнаруживаются элементы ненаучности. Обыденное знание, т.е. знание, которое используется в обиходе, может быть как научным, так и не-научным, все зависит от уровня научной компетентности индивидов

Следует отметить, что когда мы говорим о ненаучных идеях и практиках, то невольно сталкиваемся с областью явлений, которые в силу своей пестроты и многообразия образуют весьма неопределенную и трудно расчленяемую совокупность утверждений и соответствующих услуг. Другими словами, между ними трудно провести четкие границы. Их сложно структурировать, хотя бы потому, что их представители и защитники редко бывают последовательны и строги в своих суждениях и желании ясно сформулировать то, о чем они говорят. Особенно очевидна размытость граней между квазинаукой, паранаукой, псевдонаукой и лженаукой. Тем более что в ряде случаев явно паранормальные, оккультные или мистические вымыслы сознательно маскируются под научные теории или выдаются за открытия. Попробуем разобраться с терминологией.

Квази (от лат. quasi — якобы, как будто) означает «мнимый», «ненастоящий» и в то же время «почти», «близко».

Квазинаука — это область такого знания, в котором в разной степени и пропорции содержатся ложные и, возможно, истинные утверждения и которая может содержать утверждения как фактуального, так и сфальсифицированного характера.

Образно говоря, это что-то близкое к науке, но не наука

Квазинаука — это мнимая, ненастоящая наука. Так называемая лысенковская сельскохозяйственная наука — типичная квазинаука. К сожалению, лысенковщина в науке — не разовое заболевание, а эпидемия, которая трудноизлечима. Вряд ли когда-нибудь оскудеют ряды тех, кто желает стать учеными в редкие периоды отдыха от политики, бизнеса или даже обострения параноидальных и шизофренических состояний

Пара (от греческого parб — возле, мимо, вне) как часть сложных слов означает находящееся рядом, отклоняющееся от нормы или нарушающее что-либо. Как видим, слова «квази» и «пара» близки по своему смыслу.

Термин «паранаука» относится к утверждениям или теориям, которые в большей или меньшей степени отклоняются от стандартов науки и содержат в себе как существенно ошибочные, так и, возможно, истинные положения.

Близость по смыслу понятий «квазинаука» и «паранаука» позволяет использовать их как синонимы.

Понятия лженауки и псевдонауки семантически более определенны и практически также синонимичны. Псевдо (от греческого psйudos — ложь) — часть сложных слов, означающих «ложный», «мнимый».

Лженаука — это такая теоретическая конструкция (и, не исключено, соответствующая ей практика), содержание которой, как удается установить в ходе независимой научной экспертизы, не соответствует ни нормам научного знания, ни какой-либо области действительности, а ее предмет либо не существует в принципе, либо существенно сфальсифицирован.

Между тем, все идентифицированные выше феномены объединяет одна общая черта — их претензия быть истиной и иметь статус науки. К этому следует добавить, что, если установлена ошибочность того, то первоначально можно было квалифицировать как квазинауку или паранауку, то они переходят в разряд псевдонауки или лженауки.

 Лженаука и ее проявления

Нередко лженаучные публикации сами становятся предметом научного исследования. Например: «Существует несколько разновидностей лжеученых. В простейшем и самом печальном случае — это душевнобольные, одержимые бредом изобретательства. Другая разновидность лжеученых — обычные шарлатаны, аферисты и мошенники. Следующую, самую многочисленную группу составляют невежды и дилетанты. Наконец, еще одна разновидность лжеученых — фанатики. Разумеется, описанные типы лжеученых характерны именно как типы, в действительности мы обычно наблюдаем смешанные формы.

Лжеученые всех типов существовали и существуют везде, ибо люди по своей психике бесконечно разнообразны. Распознать лжеученого не составляет большого труда, поскольку, как утверждает академик Мигдал, «у лженауки есть устойчивые, почти непременные черты — нетерпимость к опровергающим доводам, претенциозность и малограмотный пафос». «Лжеученый не любит мелочиться, он решает только глобальные проблемы, как правило, работ меньшего значения у него никогда не было». У него самого нет «сомнений, задача только в том, чтобы убедить тупых специалистов. Почти всегда он обещает громадный, немедленный практический выход. Далее, почти без исключения — невежество и антипрофессионализм».

Следует отметить, что лжеученые в большинстве своем тяготеют к злобе дня, чутко улавливают дух сенсации. Если в моде космические полеты, то они устремляют свои взоры в космос. Они — в первых рядах уфологов и парапсихологов, если общественное мнение благосклонно к этим темам (кстати, различие между наукой и лженаукой не проходит строго по границе предмета исследования, уфолог может быть и ученым и лжеученым). Такие трагические события последних лет, как чернобыльская авария и армянское землетрясение вызвали активные вспышки лженаучной деятельности, поток сенсационных сообщений о неких таинственных «геодинамических зонах», вдоль которых, конечно же, и были сосредоточены разрушения в армянских городах.

К сожалению, все эти сенсационные сообщения «успешно предсказывали» лишь те катастрофы, которые уже произошли.

Лженауки разнообразны по своим характеристикам и целям, но, тем не менее, они обладают определенными общими свойствами, по которым их, возможно, определять и объединить в общее понятие. Обобщение понятие лженауки позволяет классифицировать лженауки и в дальнейшем рационализировать контроль над лженауками.

Предметная классификация лженаук включает 8 видов: религиозно-мифологические, философо-пророческие, психологические, целительские, физические, исторические, научные фальсификации, бесперспективные концепции (перечислены в порядке приближения к науке).

Допускается классифицировать цели лженаук с целью более эффективного искоренения этих учений, но это деление является условным, поскольку одно и то же учение может быть направлено на любые цели в зависимости от приверженцев этих лженаук, и уровня развития этих учений.

1. Лженауки первого типа. Лженауки этого типа непосредственно не стремятся к выгоде. К этому типу относятся религиозные учения, бесперспективные концепции, а также многочисленные концепции разных самоучек, стремящихся к прославлению, либо люди, страдающие психическими отклонениями, которые создают «великие идеи», оказывающиеся либо близкими к бреду, либо продуктом пустых рассуждений.

2. Лженауки второго типа. Лженауки данного типа стремятся к получению прибыли от частных инвесторов или торговли. Получение прибыли от людей осуществляется путем предоставления мнимых услуг и товаров, не обладающих заявленными действиями обществу, получая доход от этих продаж. Лженауки этого типа направлены на создание технологий промышленного применения или учений, которые могут заинтересовать распорядителей фондов и частных инвесторов. Также к этому типу относятся научные фальсификации, которые появляются в рамках официальной науки, в виде различных учений, чаще в актуальных направлениях, они рассчитаны на получение выгоды от грантов или иного финансирования «научной деятельности».

3. Лженауки третьего типа — организованные (наиболее опасные и влиятельные). Лженауки этого типа направлены на получение особо крупной прибыли от государственных фондов, крупных, частных инвесторов и иностранного финансирования. Лженауки этого типа стремятся к влиянию на власть и науку сверху, через высшую структуру власти (правительство, министры) или науки (академии, академики). Лженауки этого типа организованы в институты и академии, обладают устойчивым финансированием и влиянием в политике государства. В этой форме лженаука переходит в квазинауку.

3. Борьба с антинаукой в современном мире

В современном мире существует большой процент малограмотных или не до конца образованных людей, со временем забывших то, чему их учили в школе, но которые также хотят получить ответы на свои вопросы об устройстве мира. А так как поход к гадалке или чтение гороскопа, занимает меньше времени, чем поиск ответов в научных книгах, то, можно не сомневаться в том, что псевдонаука останется постоянным спутником науки до тех пор, пока общество не придет к «золотому веку» всеобщей грамотности и общей образованности.

В  чем, на Ваш взгляд, особенность науки, научного знания в отличие от иных форм знания?

Сегодня это – одна из острых проблемы философии науки. У человека, занимающегося научной деятельностью, всегда есть интуитивные представления о том, что является научным и вненаучным. Эти представления во многом определяются принятой им системой идеалов и норм научности: идеалов и норм объяснения, описания, доказательности обоснования знаний, их построения и организации. Частично они фиксируются посредством методологических принципов науки, но в большей части демонстрируются на образцах знаний. Ученый, усваивая необходимые знания и методы в процессе своей профессиональной подготовки, одновременно усваивает образцы доказательств, обоснований, проверок, способов получения теории и фактов. В результате у него складывается интуиция, определяющая его понимание научности. В этом интуитивном понимании оказываются сплавленными несколько уровней смыслов. Во-первых, – учитывающих специфику предмета той или иной дисциплины, особенности изучаемых его объектов. На этом уровне возникает различие в понимании идеалов научности, например, естествоиспытателей и гуманитариев. Во-вторых, – уровень смыслов, выражающих общие черты науки соответствующей исторической эпохи. На этом уровне можно установить различие в понимании идеалов и норм различных исторических этапов развития науки (например, различие норм объяснения и описания в классическом и неклассическом естествознании). Наконец, в-третьих, это глубинный уровень смыслов, определяющий общее, что есть в науке разных дисциплин и разных эпох. Именно на этом уровне фиксируются характеристики, отличающие науку от других форм знания.

Но чтобы выявить их, простой интуиции ученого недостаточно. В интуиции склеены все смысловые уровни идеалов и норм научности. А их следует различать, нужен особый методологический анализ, сопоставляющий различные этапы исторического развития науки и принципы регуляции научной деятельности в различных дисциплинах. Такие принципы существуют, и их разделяют представители различных наук. Все мы отличаем знания от мнений. Все считаем, что знание должно быть обосновано и доказано. Имея дело с процедурой доказательства, мы соглашаемся, что знание должно быть непротиворечиво. Мы допускаем, что научные представления могут быть уточнены и пересмотрены, но при этом понимаем, что имеется преемственность в развитии знания.

Пересматривая свои представления о мире, наука не отбрасывает прежних фундаментальных теорий, а лишь определяет границы их применимости. Даже обнаружив, казалось бы, целиком неверные представления в прежней картине мира, она выявляет в ней рациональные элементы, обеспечивающие рост эмпирического и теоретического знания. Например, пересматривая представления о неделимости атома, наука сохранила саму идею атомистики. Более того, выяснилось, что в диапазоне энергий, с которыми имела дело механика и ее экспериментальный базис, было невозможно обнаружить сложность и делимость атома. Неделимый атом был идеализацией, теоретическим конструктором, который имел границы применимости, но в этих границах обеспечивал исследование механических процессов.

Все эти принципы научного исследования выступают своеобразной конкретизацией двух фундаментальных характеристик науки–установки на получение предметного и объективного знания и установки на непрерывное приращение этого знания. Наука может сделать предметом исследования любые объекты и процессы действительности – природные, социальные, состояния человеческого сознания. Но к чему бы ни прикоснулась наука – все для нее объект, функционирующий и развивающийся по естественным законам. В этом отношении наука подобна царю Мидасу из известной легенды, у которого, к чему бы он ни прикасался, все обращалось в золото. Наука непрерывно наращивает «золото объективного знания». В этом ее мощь, но и ее ограниченность.

Есть такие аспекты человеческого опыта, которые необходимы для воспроизводства и развития социальной жизни, но которые не может выразить наука. Их выражают другие формы познания – художественное постижение мира, обыденное познание, религиозный опыт. Возникающие здесь знания о человеке и мире вненаучны, но это не снижает их социокультурной ценности. В свое время Ф. Фейнман – известный физик, лауреат Нобелевской премии – сказал в шутку (в которой большая доля правды), что не все ненаучное плохо, например, любовь. Наука не исчерпывает собой всей культуры. Она является лишь одной из ее областей, которая взаимодействует с другими. И это взаимодействие выступает важным фактором развития как науки, так и культуры в целом.

 Что же такое антинаука (лженаука)? В чем ее сущность и отличия от науки?

Из уже сказанного мной следует, что нужно различать вненаучное знание и антинауку. Понятия антинауки фиксируются посредством множества терминов: девиантная наука, паранаука, псевдонаука и, наконец, лженаука. Что же обозначают этими терминами? Здесь уместно выделить два блока концепций, знаний и верований, которые не просто сосуществуют рядом с наукой, а претендуют на научный статус. Первый из этих блоков составляют различные эзотерические и мистические учения и практики – их сегодня пытаются истолковать в качестве своего рода научных знаний и описать в наукоподобных терминах. Такие знания и практики всегда были в культуре, их можно и нужно изучать научными методами, но сами они не являются наукой. Однако сегодня есть тенденция придать практикам магов, колдунов, экстрасенсов статус науки (например, парапсихология, альтернативная медицина). Эти практики описываются в терминах биополя, воздействия биополей на организм и т.п. Предлагается особая картина мира, альтернативная современной научной. При этом постоянно смешиваются два разных подхода и класса понятий: с одной стороны, понятия электромагнитного воздействия на живое (клетки, организмы), с другой – понятия биополя как особого поля, не сводимого к известным науке полям. Изучение электромагнитных полей, генерируемых клетками и многоклеточными организмами, – это, бесспорно, область научной проблематики, где сделан ряд открытий. В том числе и нашими учеными (исследования академика Ю.В. Гуляева). Но предлагаемые концепции биополя и стремление ввести в состав науки практику экстрасенсов и магов выходят за рамки науки.

Этот блок антинаучных концепций рождается как результат переноса представлений из соседствующего с наукой обыденного знания, магии и религиозного опыта в сферу науки и маскируется под науку. С чем связана эта маскировка? Почему религиозно-мифологический опыт начинает сейчас выступать в обличии научной терминологии и подается как форма научного знания? На мой взгляд, это связано с особым статусом науки в культуре техногенной цивилизации, которая пришла на смену традиционалистским обществам, зародившись в Европе примерно в эпоху Ренессанса и Реформации. Начиная с XVII столетия наука завоевывает себе право на мировоззренческую функцию, ее картина мира становится важнейшей составляющей мировоззрения. Научная идеология, идеалы науки, ее нормативные структуры, способы доказательства и ее язык выступают как основа принятия решений, часто подпитывая власть. Доминирующая ценность научной рациональности начинает оказывать влияние на другие сферы культуры – и религия, миф часто модернизируются под этим влиянием. На границе между ними и наукой и возникают паранаучные концепции, которые пытаются найти себе место в поле науки.

Теперь о втором блоке антинаучных концепций. Истоки его – внутри самой науки. Часто многие ученые, увлеченные той или иной идеей, претендуют на радикальное изменение научной картины мира, не имея на то достаточных оснований. Тогда начинается апелляция к власти, обращение через СМИ к общественному мнению, которые начинают поддерживать это «открытие». Идет борьба за средства, перераспределение денег. Но такие люди не обязательно прагматичны – они могут быть убеждены, что сделали переворот в науке, хотя этого никто и не признает.

Например, еще в XIX – начале XX вв., когда было открыто рентгеновское излучение, в науке возникло целое направление поиска новых типов излучений. Французский ученый Блондо объявил об открытии им так называемых N–лучей. По его мнению, некоторые металлы, например алюминий, излучают N–лучи самопроизвольно, и эти лучи усиливают при определенных условиях освещенность окрашенных поверхностей. Все газеты Парижа писали о «выдающемся открытии Блондо». Ему даже дали золотую медаль Парижской академии. А разоблачил его известный экспериментатор Р. Вуд, который попросил Блондо продемонстрировать его опыты. В процессе демонстрации Вуд незаметно взял алюминиевую призму, которая якобы была источником N–излучений, и положил ее себе в карман – а Блондо между тем все повторял, что по-прежнему регистрирует излучение. После этого разоблачения ему пришлось вернуть золотую медаль, и этот бедный человек сошел с ума, окончив жизнь в психиатрической клинике. Этот пример свидетельствует, что многие авторы лженаучных представлений могут искренне заблуждаться, маниакально настаивая на своих псевдооткрытиях.

Заключение

В работе получены ответы на поставленные вопросы: что есть истинная наука? и что есть истинное, правильное познание? что есть антинаука и каковые ее формы?

Это позволило: выявить внешние общие признаки антинаучных явлений; указать ту грань, которая отделяет науку от лженауки, а также указать причины возникновения бума псевдонаук в настоящее время.

В заключении хочу отметить некоторые выводы, которые можно сделать из всего вышесказанного. Во-первых, антинаука вследствие постоянного существования неизведанных областей знания всегда будет оставаться спутником науки и будет существовать помимо науки. Это закономерный процесс. И если даже наука перестанет существовать, то антинаука вследствие потери своей противоположности трансформируется в чистую мистику, ведь существовала же она в разные времена и у разных народов, формируя их мировоззрение.

Во-вторых, наука не может бороться с антинаукой методами, отличными от научных: научный спор, дискуссия, проведение контрольных опытов — способны привести к истине. В третьих, борьба необходима — нельзя отдавать мировоззренческую функцию в руки антиученых, иначе наука рискует просто исчезнуть, а общество, незаинтересованное в науке, — погрузиться во тьму мистики. В четвертых, любая наука — живой организм, находящийся в постоянном развитии, и философия — не исключение. В процессе восстановления роли науки в современном обществе перед философской наукой должна быть поставлена реальная задача — восстановление принципов функционирования научных методов познания.

Итак, появление лжеученых обусловлено изначальным разнообразием человеческой психики. Формальной процедуры отсечения лжеученых от науки не существует, но последняя всегда умела избавляться от них. Единственной возможностью, позволяющей лжеученому «внести свой крупный вклад в науку», является квазинаука. Если квазинауки в сообществе не возникает, то у лжеученого нет способа реализоваться. Отсюда можно сделать вывод, что проблема лжеученых не так уж и важна. До тех пор пока наука остается наукой, она в состоянии справиться с лжеученым сама, об этом можно не волноваться. Когда наука превращается в квазинауку это уже не наука. Ученый в данном случае даже вреднее, поскольку способен защищать квазинауку более эффективно.

Список литературы

1. В.А. Леглер. Наука, квазинаука, лженаука // Вопросы философии, 1993, № 2, с. 49-55.

2. В. Канке. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX ст. часть 2 — философия науки. [Електронний ресурс]: — Режим доступа: //Krotov.info/libr_min/11_t/an/ke_02.htm.

3. С.Н. Савинов. Методология лженаук. [Електронний ресурс]: — Режим доступа: //www.ateizm.ru/article.htm?no=1484.

4. В.А. Леглер. ИДЕОЛОГИЯ И КВАЗИНАУКА// Философские исследования, 1993, № 3, с. 68-82.

5. Леглер В.А. Истина дороже // Знание — сила. 1989. № 4.