Для связи в whatsapp +905441085890

Наука как форма специфической познавательной деятельности — Наука как социальный институт

Рассмотрение науки как специфического вида когнитивной деятельности является доминирующим для философии науки и особенно для методологии науки.

Интуитивно понятно, что наука отличается от других форм когнитивной деятельности человека. Однако ясная характеристика специфических особенностей науки оказывается достаточно сложной задачей. Об этом свидетельствует разнообразие определений науки, а также дискуссии по проблеме разграничения науки и других форм познания.

Научное познание, как и другие формы духовного производства, в конечном итоге необходимо для регулирования человеческой деятельности, для обеспечения воспроизводства основных систем человеческих отношений. Различные виды познания выполняют эту роль по-разному, и анализ этой разницы служит первым и необходимым условием для выявления особенностей научного познания.

Как способ познания наука возникает из практической деятельности человека и является прямым продолжением повседневного, спонтанно-эмпирического познания. Именно в этом сознании и через него люди осмысливают свойства и отношения вещей, необходимых им в практической жизни. Основой таких знаний является так называемый здравый смысл. В простейших случаях здравый смысл оказывается достаточным для обычного познания предметов и явлений, встречающихся в повседневной практической деятельности человека, для ориентации человека в окружающем мире.

Однако здравый смысл оказывается несостоятельным в тех случаях, когда ему приходится выходить за рамки повседневной жизни и практики. Энгельс (1820-1895) точно отметил, что «здравый смысл, очень респектабельный спутник человека в стенах его домашней жизни, переживает самые удивительные приключения, как только он отправляется в широкие исследовательские рамки».

Хотя здравый смысл фокусируется на объективно реальном существовании окружающего человека мира, хотя чаще всего он отвергает присутствие сверхъестественных сил в окружающем нас мире, такие понятия основываются на вере, а не на доказательственном знании. На самом деле, обычное знание — это бессистемный, случайный набор простейших индуктивных обобщений, вытекающих из повседневных наблюдений и практических результатов.

В отличие от здравого смысла, наука, вытекающая из практики, в процессе своего развития опережает ее в освоении новых объектов реального мира.

Наука добивается таких результатов благодаря тому, что начинает строить теоретические модели реальных объектов с помощью абстрактных и идеальных моделей. Такие модели относительно правильно отражают реальные свойства и отношения исследуемых объектов. Корректность научных моделей будет проверяться не столько с помощью непосредственной практики, сколько с помощью специально созданного для этого экспериментального метода. Логические последствия, которые вытекают из идеальной модели, непосредственно проверяются по результатам экспериментов.

Если эмпирические следствия отвергаются, то модель либо отвергается, либо должна быть принципиально пересмотрена и исправлена. В то же время, в случае подтверждения последствий можно говорить только об относительной истине теоретической модели, поскольку последствия гипотез, как правило, носят только вероятностный, или правдоподобный, характер. Для поиска и проверки новых истин в науке используются специальные теоретические и эмпирические методы, материально-технические средства наблюдения и измерения — различные приборы и экспериментальные установки.

Наука как форма специфической познавательной деятельности

Наука как социальный институт

Социальные институты — исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и взаимоотношений людей, выполняющих социально значимые функции. Считается, что итальянский философ и историк Д. Вико (1668-1744) первым употребил термин «институт» в социальных науках. Институциональный подход восходит к основателям социологии Г. Графу и Г. Спенсеру. Так, О. Конте назвал семью, сотрудничество, церковь, право и государство важнейшими органами общества как социальный организм.

Понятие «социальный институт» подразумевает:

  • существование в обществе потребности и ее удовлетворение через механизм воспроизводства социальных практик и отношений;
  • Эти механизмы представлены в виде ценностно-нормативных комплексов, регулирующих социальную жизнь в целом или ее отдельные сферы.
    Процесс институционализации, т.е. формирования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:
  • Появление потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
  • формирование общих целей;
  • возникновение социальных норм и правил в процессе спонтанного социального взаимодействия;
  • возникновение процедур, связанных с нормами и правилами;
  • институционализация норм, правил и процедур, т.е. их принятие и практическое применение;
  • установление системы санкций за поддержание норм и правил, дифференциация их применения в отдельных случаях;
  • создание системы статусов и ролей, охватывающей всех без исключения членов учреждения.
    Важную роль в понимании сущности социальных институтов сыграли представления Г. Спенсера (1820-1903) об их роли как механизмах самоорганизации совместной жизни людей, обеспечивающих трансформацию асоциального по своей природе человека в социальное существо, способное к совместным действиям.

Согласно этому пониманию, социальный институт науки — это социальный способ организации совместной деятельности ученых, представляющих собой особую социально-профессиональную группу, определенное сообщество. Целью и задачей науки как социального института является производство и распространение знаний, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

Одной из наиболее развитых концепций науки как социального института является концепция американского социолога Р. Мертона (1910-2003). Оно основано на методологии структурно-функционального анализа, с точки зрения которого любой социальный институт является прежде всего специфической системой отношений, ценностей и норм поведения.

Историческое развитие институциональных форм научной деятельности

Формирование дисциплинарной структуры науки привело к тому, что задачи, которые ранее решались индивидуальным мыслителем, теперь решаются усилиями коллективного субъекта знаний — научного сообщества, объединенного определенными типами организации, отражающими специфику научной профессии. В рамках этого типа организаций осуществляется научная коммуникация — профессиональное общение, т.е. научный обмен информацией и изучение полученных результатов.

В науке до XVII в. основной формой объединения и перевода знаний была книга (рукопись, фолиант), в которой ученый излагал конечные результаты своих исследований, соотнося эти результаты с существующей картиной мира. Между учеными велась переписка для обсуждения промежуточных результатов. Письма ученых друг другу часто принимали форму научных сообщений с изложением результатов отдельных исследований, их обсуждения, аргументации и контраргументации. Систематическая переписка велась на латинском языке, языке общения, доступном для ученых разных европейских стран.

Так, человеком-академией Европы XVII века, координировавшей и координировавшей деятельность ученых посредством переписки, был французский монах Марен Мерсенн (1588-1648 гг.), корреспондентами которого были Р. Декарт, Х. Галилео, Б. Паскаль и другие. Его научная переписка, опубликованная во Франции, занимает 17 томов. М. Мерсенн организовал переписку Р. Декарта, И. Бекмана и Г. Галилео по проблеме свободного падения тел, в переписке с лучшими учеными Европы он обсуждал проблемы природы звука, измерения его скорости, линии самого быстрого спуска и др. По словам известного английского исследователя Д. Бернала, М. Мерсенн был «главным почтовым отделением для всех ученых Европы, от Галилея до Гоббса». Сообщать ему о чем-то новом — значит информировать весь мир.

В семнадцатом веке начали формироваться институционализированные ассоциации ученых. Речь идет, прежде всего, о национальных, дисциплинированных ассоциациях исследователей. Эти ассоциации также сформировали общие средства научной информации — научные журналы, благодаря которым статья начинает играть большую роль в научной коммуникации. Для научной статьи характерно следующее:

  • она значительно меньше книги и представляет взгляды на конкретную проблему, а не целостную общую картину мира, как это делает книга;
  • требует значительно меньше времени на публикацию и ускоряет обмен научной информацией;
  • адресованная анонимному читателю, требует более четкой и ясной аргументации, чем письмо;
  • является наиболее важным средством передачи научных знаний.
    Научные журналы стали своеобразными центрами кристаллизации новых типов научных сообществ, возникших рядом с традиционными ассоциациями ученых.

Со второй половины XVII в. формируются национальные академии наук, предтечей которых является Флорентийская академия экспериментов (1657-1667 гг.), провозгласившая принципы коллективного исследования (описание экспериментов, проводимых в ней, было обезличено). В 1662 году было основано Лондонское королевское общество (фактически Национальная академия наук), в 1666 году — Парижская академия наук, в 1700 году. — Берлинская академия, Санкт-Петербургская академия в 1724 году и Стокгольмская академия в 1739 году.

Культурологические характеристики науки

Действительно, наука полностью принадлежит к миру артефактов, поскольку наука в целом и система ее результатов являются продуктами целенаправленной и в то же время одной из самых сложных форм человеческой деятельности.

Средством выражения результатов научного познания является язык науки, имеющий, если можно так выразиться, «двойную» культурную природу: он не только спонтанно формируется в процессе научной деятельности (как специфическое разнообразие культурной деятельности), подобно природным языкам, но и подвергается дальнейшей «культурной обработке» для большей ясности, однозначности, однозначности. Таким образом, по своему языку наука принадлежит как к миру знаков, так и к миру значений.

В современной культуре, рассматриваемой как мир информационных процессов, наука играет системообразующую роль в том смысле, что она задает информационное содержание культуры, формирует мировоззренческие и смысловые образцы так называемой «высокой» культуры, которая в определенном смысле противостоит «массовой», «народной» культуре, ориентированной на повседневные, банальные модели поведения. Благодаря науке современная культура формирует технологическую основу глобальных сетевых информационных процессов.

Наконец, наука вносит значительный вклад в реализацию главной функции культуры — функции создания человека. В своей ипостаси как социального института наука воспроизводит особый тип человека-творца — ученого, исследователя. Рассматриваясь как система знаний, наука выполняет созидательную функцию человека во всемирном масштабе и смысле, так как она определяет существенную основу образования (как общего среднего, так и высшего профессионального) практически во всех развитых странах мира.

Таким образом, наука по своим существенным характеристикам и реализованным функциям выступает как особая форма культуры и в то же время — как ее наиболее развитая форма.

Взаимосвязь науки и культуры

Среди основных форм культуры: философия, искусство, религия — наука является относительно самостоятельной формой культуры, обусловленной в то же время общими закономерностями культурно-исторического процесса, поэтому под определяющим влиянием культурных смыслов формируется научное отношение к миру, субъекту науки, типу научной рациональности, специфике исследовательской деятельности, системе ценностей науки.

Реальное взаимодействие науки и других форм культуры осуществляется в первую очередь через личность исследователя, через процесс его творческой самореализации. Если, например, в данном типе общества религия формирует духовную основу культуры, то религиозные значения влияют на систему познавательных значений науки, причем не всегда в негативном смысле.

Например, протестантизм оказал значительное влияние на формирование науки Нового времени, а работы ряда ученых (Дж. Кеплер, Р. Бойл, Дж. Ньютон и др.) были непосредственно вдохновлены религиозной мотивацией. Путь к высотам науки требует от человека постоянной мобилизации своих творческих сил, а это возможно при чрезвычайно сильной внутренней мотивации. В науке всегда были ценности, связанные с жаждой знаний, служения истине, человечеству. В духе протестантизма научное творчество переживалось как священный поступок.

Однако в современном мире эти великие культурные идеалы обоснованы, и, по мнению М.Вебера, уже в начале 20 века наука исходит из вполне прагматичной идеи: «Законы природы стоят того, чтобы их знать».

К этому времени стало ясно, что знание законов природы приносит в первую очередь технический и экономический успех, поэтому практическая ценность знания выходит на первый план. В результате наука перестала рассматриваться как особое призвание, судьба привилегированных, а наука превратилась в своеобразную профессиональную деятельность наемных душевнобольных. Как писал М. Вебер, «наука — это профессия, осуществляемая как особая дисциплина и служащая делу самосознания и познания фактических отношений, а вовсе не милостивый дар провидцев и пророков, приносящий спасение и откровение, и не неотъемлемая часть размышлений мудрецов и философов о смысле мира».

Профессионализация науки в некоторой степени противоречит ее изначальному смыслу, который связан с существованием науки как особой формы культуры.

Главной функцией науки является производство знаний. Эта функция носит культурно-творческий характер, поскольку знания, производимые наукой, расширяют пространство свободы, обогащают духовный мир человека, а значит, обладают самостоятельной духовной ценностью. Особенно важная роль в этом смысле принадлежит социальным и гуманитарным наукам, которые обосновывают и в определенном смысле формируют ценностные императивы конкретного общества, составляющие основу его культуры.

Научное знание участвует в создании материальных благ, позволяет находить новые способы использования природных сил и ресурсов, поэтому духовная ценность знаний неразрывно связана с их практической применимостью. Наука в современном обществе играет роль непосредственной производительной силы, так как производимое ею знание оказывает огромное и растущее влияние на все производственные процессы, изменяя их структуру, природу, цели. Таким образом, наука является средством формирования как духовных, так и материальных ценностей культуры.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Социальная философия и альтернативные варианты развития человечества
  2. Основные понятия философии Ф. Ницше
  3. Схоластика и культура средних веков
  4. Основные антропологические идеи М. Шелера, Х. Плеснера, А. Гелена
  5. Понятие укладов общественной жизни
  6. Соотношение биологического и социального в человеке
  7. Философские основания сциентистских концепций человека
  8. Философский анализ
  9. Философия и религия
  10. Сознание и мозг. Соотношение физиологического и психического