Для связи в whatsapp +905441085890

Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности людей — Понятие и сущность социальной политики

теория социальной работы — это область знаний о закономерностях организации и совершенствования социальной работы как практической деятельности. Объект и предмет являются основными методологическими показателями развития научных знаний. На данном этапе развития научного знания, отмечает С. И. Григорьев [20;с.17], самостоятельной наукой признается область, имеющая свой объект исследования, конкретные методы научного анализа.

Если теория — это научно обоснованное объяснение состояния дел, часть науки, занимающаяся общими принципами и знаниями, а не практическими методами и навыками, то теория социальной работы — это система взглядов на объяснение социальных процессов, явлений, взаимосвязей и влияние на них социальных служб.

В широком смысле теория социальной работы — это система взглядов и представлений об использовании или объяснении явлений и процессов, социальных отношений, которые находятся под влиянием деятельности социальных служб и социальной защиты и помощи населению.

В более узком, особенном смысле, теория общественного труда — это организационная форма научного познания о наиболее существенных связях и взаимоотношениях, возникающих под воздействием деятельности социальных служб и органов социальной защиты населения.

Теория социальной работы характеризуется разнообразием подходов к присвоению объекта и предмета. В словаре социальной работы отмечается: «Объектом исследования социальной работы является процесс взаимоотношений, взаимодействий, методов и средств регулирования поведения социальных групп и индивидов в обществе. Объектом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, определяющие характер и направление развития социальных процессов в обществе»

Социальные явления, процессы и отношения являются объектом научного внимания других наук: философии, истории, социологии. Каждая отдельная наука изучает не весь объект, а только его часть, «кусочек», определенное отношение. Объектом исследования в социальной работе являются не глобальные социальные процессы, а специфические, непосредственно связанные с жизнью индивидуума, социальной группы.

Объект исследования в теории социальной работы как науки рассматривается некоторыми исследователями как клиенты, нуждающиеся во внешней помощи, а объектом исследования являются социальные проблемы. Другие рассматривают тему через социальную ситуацию клиента как специфическое состояние проблемы конкретного клиента, со всем богатством его связей и медиаций, связанных с решением этой проблемы.

Некоторые специалисты социальной работы единодушно признают, что объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, взаимного влияния механизмов, способов и средств регулирования поведения социальных групп и индивидов, способствующих реализации их жизненных сил и социальной субъективности, а также характер связи жизненных сил индивида и группы и средств обеспечения их реализации в различных социальных ситуациях

Они рассматривают закономерности помощи в формировании и реализации жизнедеятельности человека в новых экономических условиях, а также совершенствование механизмов сопряжения жизненных сил и средств обеспечения их реализации, реабилитации как объекта социальной работы как самостоятельной общественной науки

Несмотря на разные формулировки объекта и субъекта, они схожи в том, что социальная работа в современных условиях выходит за рамки социальной помощи крайне нуждающимся категориям и становится теоретическим знанием человека и путей повышения его социального благосостояния.

Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности людей

Понятие и сущность социальной политики

Социальная политика интерпретируется как неотъемлемая функция цивилизованного государства и модернизированного общества.

Социальная политика является обязательным элементом деятельности общества и государства, его основным направлением построения желаемого состояния социальной сферы, которое является ее основным объектом. Это деятельность по управлению развитием социальной сферы и определению приоритетов ее совершенствования с целью повышения уровня жизни всех социальных групп. Термин «жизненный уровень» характеризует структуру человеческих потребностей и возможность их удовлетворения на основе системы показателей, указывающих на нормы социальной защищенности работающих и неработающих людей, уровень социальных ресурсов из государственных источников и т.д.

Государство, представленное компетентными органами на федеральном и региональном уровнях на основе принципа социальных гарантий, несет ответственность за рост уровня жизни и социальное улучшение граждан

Следовательно, социальная политика показывает, насколько цели, поставленные базовыми социальными институтами в данный период времени, соответствуют представлениям людей о необходимом уровне их социальной защищенности. Сфера социальной политики включает в себя распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения.

Она направлена на ограничение уровня абсолютной бедности, обеспечение нуждающихся источником средств к существованию, поддержание социального здоровья и т.д. Соответственно, результатом эффективной социальной политики является предоставление более широких возможностей для удовлетворения потребностей членов общества, поддержание их стабильности, развитие системы социального страхования, активизация факторов, стимулирующих высокопроизводительный труд, дальнейшее развитие системы социального обслуживания, стимулирование занятости, формирование отношения к социальной ответственности членов общества за свое социальное благополучие и др.

Существует целый ряд определений социальной политики, одно из них — широкие атрибуты социальной политики, все, что способствует достижению социальных целей, узкое понимание сводит это явление только к поддержке более слабых в социальном отношении групп населения.

Среди отечественных авторов в качестве наиболее полной точки зрения можно выделить П.Д. Павленка согласно которой социальная политика государства — это определенная направленность и система мер, направленных на оптимизацию социального развития общества, отношений между социальными и иными группами, создание определенных условий для удовлетворения жизненных потребностей его представителей. Это широкое определение включает в себя все содержание социальной деятельности общества, но исследователь также включает в себя механизмы постановки целей и социального контроля.

E. И. Чолостова дает следующее определение социальной политики: «Социальная политика — это совокупность идеологических представлений общества и государства о целях социального развития и деятельности по достижению социальных показателей, отвечающих этим целям»

Можно выделить пять групп подходов к пониманию социальной политики в современной науке. Во-первых, социальная политика рассматривается как деятельность, направленная на решение проблем всего общества, поэтому с этой точки зрения она направлена на достижение своих основных целей. Во-вторых, социальная политика рассматривается как политика стабилизации социально-трудовой сферы общества — в данном случае она направлена на регулирование отношений между трудом и капиталом.

Взаимосвязь социальной политики и социальной работы

В социальной политике можно выделить два взаимозависимых, взаимодействующих элемента — научно-познавательный и практическо-организационный.

Научно-познавательный элемент является результатом анализа и понимания возникающих в обществе потребностей, тенденций социальных процессов, как обобщенного результата и оценки предыдущего курса социальной политики государства. Она отражает уровень общественного мнения и взглядов, степень социальной стабильности различных слоев населения. Весь этот аналитический материал позволяет власти разработать концепцию социальной политики, сформулировать ее основные цели и направления

Практико-организационный элемент относится к непосредственной реализации концептуальных ориентиров, стратегических целей социальной политики. Большое значение здесь имеет многогранная организационная деятельность органов государственного управления системы социального обслуживания и работы с населением, которая подчинена задачам социальной политики государства. Комплексная социальная политика государства, научно обоснованная и отвечающая интересам народа, является основной содержательной основой социальной работы, что придает ей целенаправленность и дает организаторам уверенность в практических шагах.

Организационная работа — упорядочивающая деятельность органов управления по рациональному разделению труда при решении поставленной задачи, по оптимальному использованию сил и средств, методов стимулирования для качественного и своевременного выполнения задачи. Организационная работа по реализации социальной политики является организационным уровнем социальной работы и включает в себя: Углубленное разъяснение, вытекающее из содержания социальной политики, задач и всесторонний анализ и оценка условий их решения; подбор и расстановка кадров, создание или изменение организационных структур в интересах решения поставленных задач; доведение задачи до исполнителей, определение их функций, полномочий и ответственности, имеющихся ресурсов и средств; Объяснение важности и социальной значимости качественного и своевременного выполнения заданий, методов стимулирования труда; координация усилий и действий подразделений и конкретных исполнителей, обеспечение целесообразности их работы; поэтапное выполнение заданий и в целом оценка работы исполнителей, извлечение уроков и формулирование выводов для будущей деятельности

Научно-познавательная сторона, которая в основном характеризует уровень научной обоснованности социальной политики, формулирует цели и общее содержание развития социальной сферы, ее инфраструктуры, определяет направленность и стратегию организационной работы в этом направлении, а значит, выполняет важную методологическую функцию по отношению к социальной работе в обществе.

В то же время методологическая функция научно-познавательной составляющей социальной политики не означает ее одностороннего воздействия на характер и содержание организационно-социальной работы в обществе.

Социальная работа с ее разветвленной структурой органов управления в различных регионах общества и разветвленной сетью центров социальной помощи населению оказывает обратное и активное влияние на социальную политику, играя роль обратной информационной связи в системе управления социальными процессами. Она берет на себя практический и организационный аспект социальной политики государства и обеспечивает реализм последнего, контролирует его жизнеспособность. Это диалектика взаимодействия социальной политики и социальной работы.

ЭССЕНЦИАЛЬНЫЕ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Проблема определения основ существования человека, понимания его места, роли и назначения в мире является источником развития не только философских и научных знаний, но и культуры в целом.

В истории философской мысли эта проблема решалась в зависимости от преобладающей в обществе идеологии, системы ценностей и идеологических ориентаций — от откровения «истинной природы» человека до полного отрицания основ его существования.

В философских учениях Древнего Востока и в древней философской традиции человек считался микрокосмом, частью макрокосма, неотъемлемой частью Вселенной. Носитель мифологического сознания, не имея других средств самовыражения, «создал мир» по своему образу и подобию, наделив природные и социальные явления антропоморфными особенностями. В средневековой философии место человека в мире радикально меняется: из творения творения он становится творением, созданным Богом по своему образу и подобию. Мир делится на природный и сверхъестественный, а сам человек рассматривается как «состоящий» из души, духа и тела. Ренессансная эпоха знаменует собой возвращение к древнему пониманию человека путем восстановления его естественного, физического происхождения и дополнения его культом человеческой красоты и величия как творца. В философии Нью-Эйджа фундаментальный факультет человека — это ум, единственный «судья» всего.

Сопротивление природной среде в процессе завоевания и трансформации природы является результатом иррациональности и ментальной отсталости, а не свидетельством безграничных возможностей и возможностей «венец творения». Поскольку человек отделил себя от царства природы, он жил в искусственно созданном мире и обречен на вечные поиски истины и утраченную гармонию, с бесконечными препятствиями, стоящими на его пути в познании мира и самого себя.

Современная наука и философия считают человека биопсихосоциальным существом, принадлежащим к природному и социальному миру, обладающим собственным внутренним миром, способным к самопознанию и познанию себя как части мироздания, миро-космического целого.

К основополагающим характеристикам человека относятся: способность к целенаправленной деятельности, направленной не только на адаптацию к постоянно меняющимся условиям окружающей среды, но и на их переосмысление с точки зрения собственных интересов; наличие сознания и самосознания; потребность в общении и самореализации.

Уникальность человеческого существования заключается в возможности сознательного самосоздания и самоуничтожения, раскрытии потенциального содержания и разумном ограничении собственной личности до точки самоуничтожения. Человеческое существование характеризуется преодолением пределов окружающей среды, стремлением выйти за пределы реальности в царство трансцендентного. Особую роль в существовании человека играет необходимость не только быть активным в фактической деятельности, но и придавать смысл и цель своему существованию, развивать видение того, какой должна быть жизнь и сам человек. Исполнение судьбы остается за самим человеком, наделенным свободой выбора и осознающим ответственность за последствия этого выбора.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ЖИЗНЕННОМ МИРЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Для достижения так называемого духовного мировоззрения человек формирует определенные режимы сознания и поведения, которые при более внимательном рассмотрении оказываются «духовными пробелами», заполненными следующими проблемами:

  • абсолютная идентичность, разрешение дихотомии, присущей «игре в других»; такой выбор является начальной болевой точкой, периферией ума;
  • Осознание конфликта личности и индивидуальности; чем больше человек впитывает страданий и мучений других, тем больше он становится личностью, но чем больше он становится нереализованным в своей индивидуальности.

Развитие личности имеет тенденцию разворачиваться во времени, развитие индивидуальности в пространстве; существование человека формируется этими законами. Соответствие между личностью и индивидуальностью предполагает, с одной стороны, личную и индивидуальную уверенность и, с другой стороны, взаимную некую «неполноту».

Духовное обрамление существования человека предполагает невозможность взаимного стремления личности и индивидуальности друг к другу, поскольку индивидуальность так или иначе противопоставляется «социальной» личности. Самое личное в человеке — это его опыт. Но может ли он утверждать, что это именно его опыт? А абсолютная «полнота» индивидуальности может быть трагичной для человека: ответы на все вопросы, срабатывает механизм сочувствия, его «я» рассматривается как некая завершенность и завершенность, все в таком человеке не только «есть», но и проявляется.

Возникает еще одна проблема: осознание значимости пограничных состояний, существующих на границе «я — не я» (например, осознание идеала). Бытие и моральные ситуации «подталкивают» человека к отправной точке, когда на стыке культуры и хаоса, индивидуального и всеобщего, мысли и чувства человека замедляются, и он сталкивается с существованием, сталкивается с выбором. В этом контексте духовное — это не то, что сказано и сделано самим собой, а то, что сказано и сделано чем-то большим, чем самим собой. Духовность создает единое целое, которое всегда отличается от нашего восприятия, а возможности, проецируемые из этого целого, продиктованы логикой.

Пространство становления индивида, «непрерывное движение к бытию, прогрессивный шаг к бытию» имеет свои существенные формации — объективную, интеллектуальную, нравственную, социальную, эстетическую, религиозную, рефлексивную составляющие.

Духовное обрамление индивидуального бытия — это прежде всего индивидуальная эволюция в бессознательном признании ценностей. Это интуитивный поиск истины, идей, символов, метафорических образов. В основе этого поиска лежит резко осознанная базовая человеческая потребность. Это может быть связано и с вечной неудовлетворенностью человека самим собой, его отношением к тому, что жизнь может дать, но еще не дала, именно потому, что человек еще не является тем, кем он мог бы быть.

Человек может не знать, что такое хорошо, а что такое плохо, но он следует не мистическим прозрениям, а собственному «я» и чувствует себя «до нравственности», «до долга». Не зря Розанов разделил жизнь по мотиву и жизнь по долгу. «Моя глубочайшая субъективность сделала так, что, строго говоря, я прожил всю свою жизнь за занавеской, не снимая, не срывая… Там я жил, там я был верен себе….. Но когда я писал искренне, это было не из любви к правде, а из небрежности. Я не знаю, что я делаю хорошо, но я делаю (думаю, чувствую, действую) хорошо»

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Ортегга-и-Гассет и его философия
  2. Астрономические открытия Н. Коперника и Д. Бруно их мировоззренческое значение — Мировоззренческий поворот эпохи Возрождения
  3. Соотношение философии и мифа, философии и искусства, философии и науки.
  4. Философско-исторические проблемы генезиса государства
  5. Проблемы культуры и языка в философии К. Леви-Строса
  6. Дмитрий Сергеевич Мережковский, русский поэт, писатель, религиозный философ
  7. Габриэль Оноре Марсель, французский философ, драматург
  8. Вольтер и его философия
  9. Способы представления человека в русской культуре и философии
  10. Арабоязычная философия — История арабской философии средних веков