Для связи в whatsapp +905441085890

Наука Нового времени: признаки и идеалы

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Наука в культуре античного полиса
  2. История науки. Возможные варианты реконструкции научного знания
  3. Схоластическое и опытное естествознание в Западной Европе (ХI – ХIV вв.)
  4. Средневековая теология как опыт теоретического мышления
  5. Наука эпохи Возрождения
  6. Типы научной рациональности Нового времени (XVII–XXI вв.): классический, неклассический и постнеклассический
  7. Классическое естествознание (XVII–XVIII вв.): торжество механицизма и дисциплинарно организованная наука
  8. Поиск путей дифференциации научного знания в конце XVIII – нач. XIX в
  9. Неклассическая наука и её особенности
  10. Современная постнеклассическая наука (посл. треть XX в.)

Введение

Философия, как сложившаяся система знаний, имеет ряд конкретных вопросов, на которые она должна ответить. Один из таких вопросов — «Что такое философия?». В зависимости от решения, философ создает свою концепцию, определяет конкретные проблемы и использует ту или иную категорию для ее раскрытия. Каждая философская система имеет ядро, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание и сущность. Так, для античных философов это был вопрос об основных принципах всего сущего, для Сократа он был связан с принципом «Познай самого себя», для философов Нового времени — как возможно знание, для современного позитивизма — в чем суть «логики научного открытия» и т.д.

Но есть общие вопросы, которые раскрывают природу философской мысли. Среди этих вопросов, прежде всего, вопрос о том, что первично: разум или материя, идеальное или материальное? Общее понимание бытия зависит от его решения, ибо материальное и идеальное — это его предельные свойства. Другими словами, просто нет ничего, что существовало бы отдельно от материального и идеального. Кроме того, в зависимости от решения выделяются основные философские направления, такие как материализм и идеализм. Формулируется ряд категорий и принципов, способствующих раскрытию философии как общей методологии познания Лавриненко В. N., Ikonnikova G. И., Ратников В. П. М. М. Сидоров // Философия // 2-е издание, переработанное и дополненное // Юрист; 1998.

Исторические условия и особенности развития философии нового времени

Начиная с 17-го века, естественные науки развивались быстрыми темпами. Потребности мореплавания определяют развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело — развитие математики и механики. Новая наука опирается прежде всего на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности.

Философия Нового времени характеризуется сильной материалистической тенденцией, которая исходит в основном из экспериментального естествознания.

Важными философами Европы XVII века являются Ф. Бэкон, С. Гоббс и Дж. Локк (Англия), Р. Декарт (Франция), Б. Спиноза (Голландия), Г. Лейбниц (Германия).

В современной философии, особенно в XVII веке, большое внимание уделяется проблемам онтологии, то есть учению о бытии и сущности, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.

Задача науки и философии — способствовать власти человека над природой, здоровью и красоте человека — привела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил. Поэтому проблемы вещества и его свойств интересуют буквально всех философов Нового времени.

В философии этого периода появляются два подхода к понятию «субстанция»: первый связан с онтологическим пониманием субстанции как предельной основы бытия; второй — с гносеологическим пониманием понятия «субстанция» и его необходимости для научного знания.

Основателем первого был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626), который качественно описал субстанциальные формы и отождествил субстанцию с формой конкретных вещей. По образному выражению Карла Маркса, его материя «все еще улыбается своим поэтически-чувственным сиянием» Маркс К., Энгельс Ф. // Opus: 2 изд. Том 2. С. 142-143.

В его вкладе философия Маркса воспринимается как нечто качественно разнообразное, демонстрирующее различные формы движения и «переливающееся всеми цветами радуги».

Философия нового времени сделала большой шаг в развитии эпистемологии (гносеологии). Основными проблемами были проблемы философского научного метода, методологии человеческого познания внешнего мира, соотношения внешнего и внутреннего опыта. Задача состояла в том, чтобы получить достоверные знания, которые стали бы основой для всей системы знаний. Выбор различных путей решения этой проблемы обусловил появление двух основных эпистемологических направлений — эмпиризма и рационализма Лавриненко В. N., Ikonnikova G. И., Ратников В. П. М. М. Сидоров // Философия // 2.

В исторический период новой эры меняется общая направленность философии и стиль философствования. На первом плане стоит проблема человека, которая определяет гуманистическую направленность философии.

Гуманизм ассоциируется с такими именами, как Леон Баттиста Альберти, Лоренцо Балла, Эразм Роттердамский, Монтень, Томас Мор и другие. Это период отказа от догматической схоластики и обоснования идеи возрождения человека из духа античности. Гуманистическое течение представлено философами и поэтами Данте Алигьери (1265 — 1321) и Франческо Петраркой (1304 — 1374). Сам факт объединения поэзии и философии в творчестве одного человека является значимым, как бы указывая на путь гармонии, по которому должен идти каждый человек. Как в поэтических произведениях, так и в философских трактатах мыслители отстаивают идею ценности земной жизни, критическое отношение к официальной религии и ее представителям, и прежде всего постулируют новое отношение к человеку, его чувствам, его месту в мире. По всей Италии формируются гуманистические кружки, где обсуждаются и развиваются эти взгляды, которые находятся в оппозиции к религии и к университетам, придерживающимся схоластических традиций Алексеев П.В., Панин А.В. // Философия // Учебник // 3-е — 608 с.

Материализм в Англии XVII веке: Ф. Бэкон.

Материализм повторяет себя в своих конкретных проявлениях. Соответственно, можно выделить различные формы материализма. Таким образом, с точки зрения исторического развития материализма, можно определить следующие его основные формы. Материализм Древнего Востока и Древней Греции — первоначальная форма материализма, в которой предметы и окружающий их мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания, как состоящие из материальных сущностей и элементов (Фалес. Лейципп. Демокрит, Гераклит и др.). Метафизический (механистический) материализм Нового времени в Европе. Она основана на изучении природы. Но все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи (Галилей, Бэкон, Локк, Ламетрициан, Гельвеций и др.). Диалектический материализм, в котором материализм и диалектика представлены в органическом единстве (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.) Лавриненко В. N., Ikonnikova G. И., Ратников В. П. М. М. Сидоров // Философия // 2-е издание, переработанное и дополненное // Юрист; 1998.
Существуют также такие разновидности материализма, как последовательный материализм, в котором принцип материализма распространяется как на природу, так и на общество (марксизм), и непоследовательный материализм, в котором отсутствует материалистическое понимание общества и истории (Л. Фейербах). Специфической формой непоследовательного материализма является деизм (от лат. deus — Бог), представители которого признавали Бога, но сильно преуменьшали его функции, сводя их к созданию материи и приданию ей начального импульса движения (Ф. Бэкон, Дж. Толанд, Б. Франклин, М.В. Ломоносов и др.). Далее, проводится различие между научным и вульгарным материализмом. Особенно последние сводят идеальное к материальному, отождествляют сознание с материей (Фохт, Молешотт, Бюхнер).
Для адекватного понимания специфики философского знания необходимо также рассмотреть вопрос о соотношении и характере взаимодействия материализма и идеализма. В частности, здесь следует избегать двух крайних позиций. Одна из них заключается в том, что в истории философии идет постоянная «борьба» между материализмом и идеализмом, «линией Демокрита» и «линией Платона». Согласно другому — «история философии по своей сути вовсе не была историей борьбы материализма с идеализмом…». Зотов А. Ф. Феномен философии: о чем говорит нам плюрализм философских доктрин? 1991. № 12 С. 21.

На наш взгляд, такая «борьба», причем вполне осознанная, в истории философии, несомненно, имела место. Достаточно вспомнить противостояние материализма и идеализма в античности или воинствующий идеализм Беркли в Новое время, или, наконец, можно обратить внимание на позицию «воинствующего материализма» в нашем веке. Но в то же время не следует абсолютизировать эту «борьбу» и считать, что она всегда и везде определяет развитие философии. Указывая на сложность взаимоотношений материализма и идеализма, известный русский философ В.В.Соколов пишет: «Эта сложность заключается в том, что материализм и идеализм не всегда образовывали два «взаимно непроницаемых лагеря», а в решении некоторых вопросов они сосуществовали и даже пересекались» Соколов В.В. «Основной вопрос философии в его историко-философской конкретности и развитии// Философские науки. 1990. № 8. С. 83.. Примером сопряжения материализма и идеализма может служить позиция деизма. Не случайно к деизму присоединились мыслители материалистического (Ф. Бэкон, Дж. Локк), идеалистического (Г. Лейбниц) и дуалистического (Р. Декарт) направлений. Но еще более четко единство позиций материализма и идеализма проявляется в решении вопроса о познаваемости мира. Так, агностики и скептики были в лагере как материализма (Демокрит), так и идеализма (Кант), а принцип познаваемости мира отстаивали не только материалисты (марксизм), но и идеалисты (Гегель).

Социальные и научные предпосылки философии Нового времени

Начиная с 17-го века, естественные науки развивались быстрыми темпами. Потребности мореплавания определяют развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело — развитие математики и механики. Новая наука опиралась прежде всего на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование средств производства в угольной и металлургической.

Э. Торричелли экспериментально установил факт давления воздуха, изобрел ртутный барометр и воздушный насос. И. Ньютон сформулировал фундаментальные законы механики, включая закон всемирного тяготения. Р. Бойль применил механику к химии, разработал концепцию химического элемента. Английский физик У. Гильберт изучал свойства и практическое применение магнита. У. Гарвей открыл циркуляцию крови и эмпирически исследовал ее роль. Выдающийся вклад в развитие математики, механики, физики, физиологии внесли Р. Декарт и Г. Лейбниц. В общественных науках развивается теория естественного права (Т. Гоббс в Англии, Х. Гроций в Голландии).

Такое развитие науки не могло не повлиять на философию его времени. В философии происходит решительный разрыв со схоластикой и религией: в борьбе против господства религиозных догм, авторитета и давления церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.

Философия Нового времени характеризуется сильной материалистической тенденцией, которая проистекает, прежде всего, из экспериментального естествознания.

В развитии европейской интеллектуальной культуры этот век определяется как век «разума»: его почитают, на него ссылаются как на «верховного судью» в делах человечества; утверждается идея «разумности» мира. Формируется новая, так называемая просветительско-модернистская философская парадигма.

В эту эпоху сформировалась вера в безграничные возможности разума — неограниченный рационализм. Нет ничего, что человек не мог бы изучить и понять. Наука не знает границ. Новое время утвердило роль науки, которая отличалась от античных и средневековых ценностей. Наука не является самоцелью; ею не следует заниматься ради развлечения, любви к дебатам или для того, чтобы облагородить свое имя. Она должна быть направлена на благо человечества, на увеличение его власти над природой.

Одной из важных особенностей этой парадигмы является стремление навязать новую концепцию реальности, бытия. Развитие мануфактурного производства, буржуазный образ жизни ориентировали на познание природы, природного бытия как реальной действительности. Не божественный дух, а природа («естество») является истинной «мировой субстанцией», «реальным бытием» с точки зрения мыслителей этой эпохи. Соответственно, знание о природе — естествознание — становится «главным знанием». При этом философия «очищается» от своей гуманистической ориентации и направляется на «чистую» (без специфически человеческого, социального аспекта), объективную природу.

Усилия философов XVII века по совершенствованию философского знания, по преодолению схоластических принципов и предрассудков средневековой философии, основывались на осмыслении и обобщении результатов и методов новой науки, науки о познании природы, а не божественного разума. Таким образом, были созданы условия для утверждения философского материализма в истинном смысле этого слова.

Эмпиризм, иррационализм — главные направления философии нового времени

В исследованиях философов XVII века акцент делается на методологических и эпистемологических проблемах. Познание рассматривается как отражение реальности в человеческом разуме, как наблюдение и экспериментирование с объектами природы, которые открывают познающему разуму тайну своего существования, а сам разум наделяется статусом суверенности. Кажется, что он наблюдает и исследует вещи со стороны («внешний наблюдатель»).

Новое время — это эпоха разносторонней критики традиционной средневековой схоластики. Критика схоластики и формирование новой философской парадигмы велись с двух позиций. С одной стороны, философы XVII века осознавали несовместимость схоластических взглядов и концепций с требованиями жизни. — С одной стороны, философы XVII века — F. Бэкон, Дж. Локк и Т. Гоббс — осознали, что надежная структура истинной философии может быть построена только на основе экспериментального и эмпирического естествознания. Они заложили основу эпистемологического течения, называемого эмпиризмом.

С другой стороны, многие философы Нового времени считали авторитарную схоластическую философию, для которой догмы христианского вероучения и предписания, содержащиеся в трудах «отцов церкви» и Аристотеля, были единственным источником знаний, главным препятствием на пути создания подлинно научной философии, и обратились к осмыслению и обобщению методов математического познания. Это Р. Декарт, Б. Спиноза, Лейбниц — видели в истинах математики проявление «естественного света» человеческого разума, который собственной силой, без помощи каких-либо авторитетов и даже без помощи сверхъестественного «откровения Бога» может проникнуть в любую тайну и постичь любую истину. Наиболее влиятельным и глубоким критиком схоластики с этих позиций был Р. Декарт. Он стал основателем этого направления в эпистемологии, которое получило название рационализм.

Таким образом, с самых первых шагов нового становления философии наука поляризовала философские взгляды: Математика и математическое естествознание повлияли на философию в направлении ее превращения в абстрактную рациональную науку, а эмпирическая методология предложила совершенно иную архитектуру философских взглядов.

Одним из первых, кто противопоставил категориям схоластической философии, спекулятивного мышления о Боге, природе и человеке, доктрину «естественной» философии, основанной на эмпирическом знании, был Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Его часто называют последним великим философом эпохи Возрождения и отцом современной философии.

Ф. Бэкон первым сформулировал идею всеобщей реформы человеческого знания на основе создания экспериментального метода исследований и открытий. «Истина — дочь времени, а не авторитета» — бросил Бэкон свой знаменитый афоризм. По его словам, открытия отныне следует искать в свете природы, а не во мраке древности.

«Цель нашего общества — познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природой до тех пор, пока все вещи не станут для него возможными». Только истинное знание, по мнению Бэкона, дает человеку реальную власть и обеспечивает его способность изменить облик мира. Здесь два человеческих стремления — к знанию и власти — находят свой оптимальный противовес. Английский мыслитель считал, что все проблемы общества могут быть решены на основе научно-технического прогресса. И об этом он очень подробно пишет в «Новой Атлантиде».

Заключение

Очень трудно сделать вывод об окончательной правильности какой-либо из описанных концепций познания — полное отрицание важности опыта одной школой и отрицание организующего принципа как более сложной системы (частью которой является и наш трехмерный мир) другой школой не позволяет этого сделать.

Скорее всего, как уже не раз доказывала история, истина возникнет где-то вне конкурса, но философы по-прежнему будут пытаться выяснить, «что важнее», «что появилось первым», «что первично — идея или материя», пытаясь запустить колесо истории из одной абсолютной точки («начала времен») пространственных координат.

Это занятие увлекательно и достойно уважения, но совершенно недоступно человеческому разуму на его нынешней стадии развития, ибо невозможно найти начало в идеальном круге. Идея рождает материю и наоборот. Этот процесс всегда был и будет бесконечным.

Что касается Фрэнсиса Бэкона, то если мы сегодня задумаемся над его наследием — философией далекого английского Возрождения и одновременно европейского научного Ренессанса, — то сможем различить в нем множество элементов и слоев — новаторских и традиционалистских, научных и политических, мудрых и наивных, глубоко уходящих корнями в Средневековье и тех, которые со временем протягивают свои вечнозеленые побеги в миры с другими структурами, проблемами и способами мышления. Это уже удел классической философской мысли — долгая жизнь, в отличие от эпигонов и неглубоких философий, чья претенциозность уже болезненно ощущается современниками. Проанализировать и оценить последние, как правило, не составляет труда, и можно легко замаскировать их жалкое содержание. Оригинальная идея всегда содержит в себе секрет метаморфозы, возможность многократного и неожиданного преломления в сознании будущих поколений.

Работы Бэкона оказали глубокое влияние на общую интеллектуальную атмосферу, характерную для науки и философии семнадцатого века, особенно в Англии. Не случайно его обращение к опыту стало лозунгом основателей Лондонского натуралистического общества, в которое входили такие творцы новой науки, как Р. Бойль, Р. Гук, И. Ньютон и другие.

Бэкон считал знания, которые не приносят практических результатов, ненужной роскошью. Эту мысль он выразил в своем знаменитом афоризме «Знание — сила!», который проходит как нить через всю его философию.

Список литературы

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. // Философия // Учебник // М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2003 г. — 608 с.
  2. Алексеев П.В. // Учебник философии // Учебник // М., Проспект, 1997;
  3. Зотов А. Ф. // Феномен философии: о чем говорит нам плюрализм философских доктрин // 1991. № 12 С. 21.
  4. История философии в кратком изложении // Перевод с чешского И. И. Богута // М.: Мысль, 1995- 590 с.
  5. Лавриненко В. N., Ikonnikova G. И., Ратников В. П. М. М. Сидоров // Философия // 2-е издание, переработанное и дополненное // Юрист; 1998.
  6. Мир философии // книга в 2-х ч. // ч. 1. исходные философские проблемы, понятия и принципы / М.: Политиздат, 1991 г. — 672 с.
  7. Мир философии // книга в 2-х ч. // ч. 2. общество. Культура // М.: Политиздат, 1991 г. — 624 с.
  8. Соколов В. В. // Европейская философия в XV-XVII вв.
  9. Соколов В. В. // Основной вопрос философии в его историко-философской конкретности и развитии // Философские исследования. 1990. № 8. С. 83.
  10. Субботин А.Л. // Фрэнсис Бэкон // Москва, «Мысль», 1974.
  11. Фролов И.Т. / «Введение в философию» / учебник для вузов // 3-е переработанное и дополненное издание // М.: Республика, 2003 г. — 623 с.
  12. Шлегель Ф. // Философия эстетики. Критика: в 2-х томах. Т. 2. С. 104-105.