Для связи в whatsapp +905441085890

Наука в культуре античного полиса

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Основные концепции взаимоотношения науки и философии
  2. Функции науки в жизни общества
  3. Роль науки в современном образовании и формировании личности
  4. Миф, преднаука, наука
  5. Возникновение науки. Проблема «начала»
  6. История науки. Возможные варианты реконструкции научного знания
  7. Схоластическое и опытное естествознание в Западной Европе (ХI – ХIV вв.)
  8. Средневековая теология как опыт теоретического мышления
  9. Наука эпохи Возрождения
  10. Наука Нового времени: признаки и идеалы

Введение

В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древних восточных цивилизаций, которые развивались более трех тысяч лет. Разве это не чудо? Конечно, никто не имел в виду сверхъестественное происхождение греческой цивилизации, но указать исторические причины возникновения «греческого чуда» оказалось довольно сложно. Возникновение и расцвет греческой цивилизации, происходившие на протяжении нескольких поколений, были загадкой для самих греков. Первые попытки объяснить этот феномен появились еще в V веке до нашей эры. Египет был объявлен прародителем многих достижений греческой культуры. Одним из первых здесь был «отец истории» Геродот, который высоко оценил культуру Древнего Египта. Знаменитый ритор и Сократ утверждает, что Пифагор воспринял свою философию в Египте, а Аристотель называет эту страну родиной теоретической математики. Родоначальник греческой философии, Фалес, был финикийского происхождения. Придя в Египет, он учился у жрецов и позаимствовал у них концепцию воды как первоначала всех вещей, а также знания геометрии и астрономии. Те же сведения мы находим у античных авторов о Гомере, Ликурге, Солоне, Демокрите, Героклите и других выдающихся представителях греческой культуры. Что заставило греков искать восточные корни своей культуры?

Современная наука указывает на несколько причин. Во-первых, греки, знакомясь с египетской культурой и культурами других стран древнего Востока, действительно многое заимствовали, а в других случаях находили черты сходства между своей культурой и культурами Востока. Сознавая великую древность восточных цивилизаций, греки были склонны объяснять происхождение того или иного явления греческой культуры заимствованиями эллинов с Востока, что казалось логичным. Во-вторых, этому способствовал консерватизм образа жизни, характерный для всех древних обществ. Греция не стала исключением в этом отношении. Древние греки испытывали глубокое уважение к прошлому. Именно поэтому греки были готовы щедро раздавать собственные достижения другим народам. Современная наука дает другие объяснения происхождения древнегреческой цивилизации. Ренан видел причину «греческого чуда» в качествах, якобы присущих арийским языкам: Абстрактность и метафизика. Они подчеркивали особый талант греков по сравнению с другими народами древности.

ГомеровскаягрецияXI-IXВВ.дон.э.

В условиях родовых отношений греческое общество находилось около трех столетий (XI-IX века до н.э.). Основным источником, по данным которого можно реконструировать картину жизни греков в эти века, являются поэмы «Илиада» и «Одиссея», которые приписываются легендарному слепому сказителю Гомеру. Исходя из этого, весь период с одиннадцатого по девятый век до нашей эры называется гомеровским периодом. Описание Гомера показывает, что население жило в сельских поселениях и не имело понятия о городах. Основным занятием жителей было сельское хозяйство; виноградарство и выращивание оливок имели второстепенное значение. Свиноводство играло более важную роль. Ремесленники бродили по деревням в поисках работы, их услуги не пользовались спросом у населения.

Упоминаний о торговой деятельности очень мало. Гомеровские греки практически ничего не знали о других странах и охотно расспрашивали о них у случайных иностранцев, случайно оказавшихся среди них. Каждая семья жила своим рудиментарным натуральным хозяйством.

Жизнь даже высшего общества у Гомера была очень похожа на жизнь рядового члена местного коллектива. Гомер также упоминает рабов, которые работали в домах басилеев, но рабов было мало, и их бытовое положение в доме вполне аналогично положению хозяина. Гомер также ничего не знает о существовании государственной бюрократии, централизованной власти царя, региональных вождей или налогообложения. Гомеровская Греция была разделена на небольшие племенные федерации, которыми управляли вожди народа. В случае внешней опасности они собирали ополчение племенных вождей, так как специального военного подразделения, отличного от общего ополчения, не существовало. Иными словами, признаки государства как особого института в гомеровских поэмах не просматриваются.

Важную роль в структуре гомеровского общества играют институты родоплеменного строя: филы и фратрия. После фил и братств создается общее ополчение, и народ собирается на народное собрание для обсуждения важных вопросов. Человек, не принадлежавший ни к одной филе или клану, считался изгоем и исключался из общественной жизни. Жестокий институт клановой системы, кровная месть, продолжал существовать.

Археологические данные — а их очень мало — подтверждают картину, нарисованную Гомером. Не только монументальные, но и значительные здания не сохранились с одиннадцатого по девятый века до нашей эры. Гробницы гомеровского времени впечатляют своей простотой: их непритязательное убранство включает несколько примитивных глиняных сосудов, мечи из бронзы или железа, наконечники стрел и копий в мужских гробницах и простые украшения в женских.

Изделия гомеровских мастеров явно уступают по качеству и художественному исполнению изделиям других мастеров того периода.

Эволюция подходов к анализу науки.

a) Предмет философии науки и ее развитие.

Это целостная дисциплина, включающая в себя историю познания, методологию науки, социологию знания и другие отрасли, позволяющие изучать науку в разных ее ипостасях.

Три основных вида (аспекта или ипостаси) — это:

1) Наука как вид деятельности;

2) Наука как социальный институт;

3) Наука как культурный феномен.

Наука возникла в 17 веке на основе философского проекта, создателями которого можно считать Фрэнсиса Бэкона, Галилея, Декарта, Ньютона и Лейбница.

Наука в учениях философов и методологов была представлена именно как проект. В 20 веке, наряду с развитием учения о методе и принципах научного познания, появился новый подход к изучению природы науки, ее динамики. Изучение науки как реального явления. Определите внешние и внутренние факторы, предопределяющие научную жизнь. Выявлена социальная и культурная детерминация научного знания. Структурная и содержательная зависимость научного знания от философских оснований науки (неявные онтологические допущения), зависимость от языка.

б) Разработка подходов к анализу науки.

Изучение науки как особого явления началось уже в XIX в. В то же время изучение естественных наук и истории науки возникло как специальные дисциплины.

Рефлексивно-критический подход к науке формируется в рамках эмпириокритицизма («критика опыта») или махизма, субъективно-идеалистического течения, восходящего к Авенариусу и Маху. Эмпириокритицизм функционировал как форма позитивизма («второй позитивизм»). Мах стремился убрать философские понятия (материя, сознание и т.д.) из научных описаний. Эмпириокритицизм «очищает» понимание опыта от таких понятий, как материя (субстанция), необходимость, причинность и т.д., как рациональных понятий, якобы незаконно введенных в опыт. В результате эмпириокритицизм отстаивает представление о мире как о наборе «нейтральных» элементов или «ничьих» ощущений. Вводя доктрину принципиальной координации, т.е. непрерывной связности объекта, эмпириокритицизм становится системой субъективного идеализма.

Позитивизм (позитивный) — философское течение XIX века, которое объявляет конкретные (эмпирические) науки единственным источником истинного и достоверного знания и отрицает ценность всех других видов знания (особенно религиозного и философского). Позитивизм отвергал теоретические спекуляции, спекуляции как средство получения знаний. Позитивизм, проблемы, понятия и определения более ранней философии (о бытии, сущности, причинах и т.д.), которые не могут быть решены или проверены на опыте из-за их высокой степени абстракции, объявляются ложными или бессмысленными.

Исторически в развитии позитивизма можно выделить три этапа:

(а) Представители первой — Комте, Э. Латтр, П. Лаффит, Милль, Спенсер; наряду с проблемами гносеологии (Комте) и логики (Милль), позитивисты отводили важное место социологии;

б) Эмпириокритицизм (70-90-е годы 19 века) связан с Махом и Авенариусом (см. выше);

в) третья волна позитивизма — неопозитивизм (аналитическая философия) — одно из основных направлений в философии 20 века.

Неопозитивизм возник и развивался как философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, возникших в ходе развития современной науки, в частности, взаимоотношения философии и науки в условиях дискредитации традиционной философии, роли знаково-символических средств научного мышления, соотношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания.

Возникновение науки.

a) Наука в доисторическом обществе и древнем мире.

В доисторическом обществе и древней цивилизации знания существовали в предписанной форме, то есть знания были неотделимы от навыков и были неструктурированными. Эти знания были дотеоретическими, не систематизированными, в них не было абстракций. Инструменты дотеоретического знания включают в себя: Миф, магия, ранние формы религии. Миф (повествование) — это рациональное отношение человека к миру. Магия — это сами действия. Магия — это мышление посредством взаимосвязанных процессов физической, ментальной, символической и другой природы.

(b) Основные идеи абстрактно-теоретического мышления в древнегреческой философии. Теоретическое, систематическое и абстрактное мышление появляется в древнегреческой культуре. На этом основана идея специального знания (общего знания, первого знания). У древних греков появляется arche, первый (начало); physis, природа (то, из чего происходит вещь). Начало вещей одно, но их природа различна. Это были два сосредоточения теоретической мысли. Кроме того, возникли: закон тождества, закон исключения третьего, закон непротиворечия, закон достаточного основания. Это систематический подход. Первые теории были созданы в философии для нужд философии. Во втором веке до нашей эры теория начинает сочетаться с научными знаниями. Версии происхождения теории: уникальная экономика, греческая религия.

(c) Развитие научной мысли в средние века и современность. Вся совокупность знаний реконструируется. Метафизика заменяется теологией. Теология — это преподавание и защита учения о Боге. Апологеты (защитники веры) пытаются преодолеть противоречия с помощью четырех аксиом логики. Схоластика — школьная философия, попытки рационализировать и систематизировать христианскую доктрину. Патристика — совокупность философских и теологических доктрин христианских мыслителей со второго по восьмой век, направленных на защиту и обоснование христианской религии. Средневековая теология продолжала формировать принципы теоретической мысли, меняя механизм получения и формирования таких принципов, но оставляя неизменными схемы выводов и критерии систематизации.

Эпоха Возрождения. В эпоху Возрождения идея бесконечности мира в пространстве и времени вытекает из тезиса о безграничном всемогуществе и бесконечности Творца.

Новый век. Выдающимся представителем науки и основателем моделирования является Галилей. В природе существуют числа. Земное и небесное не имеют принципиального различия. Галилей был первым, кто синтезировал математику, физику и теоретические знания. Движение возможно без силы. (Согласно Аристотелю: природа боится пустоты). Аристотель отделил мифы от науки. Галилей выделил естественное направление. Галилей является основателем экспериментального подхода. С рождением новой физики меняются представления о математической величине: трансформируется философское понятие сущности, различие между сущностью и явлением. Рождение первых теорий пространства и времени. Физика, механика и математика слились воедино. В 17 веке было введено понятие реальности — свойства всех вещей. В настоящее время мир воспринимается как единая реальность, где универсальное является законом для всего единичного. Реальность управляется законами, которые по своей природе являются математическими. В естественных науках вещь лишается своего онтологического статуса (т.е. вещь не существует как таковая) и интерпретируется как видимость реальности. Была создана единая теория природы, единая теория механики. Естественные науки на долгое время становятся идеалом и стандартом науки par excellence.

Философия,естествознание,образование

Философия — это наука об общих законах природы, человеческого общества и мышления. Особенности греческой культуры, такие как отсутствие замкнутой касты жрецов и религии с различными догмами, способствовали отделению философии от религии. Взгляд греческих ученых был направлен на первопричину явлений, что послужило толчком для развития научной мысли. Греческие философы, освободившись от религиозного мистицизма, претендовали на рационалистическое объяснение мира с помощью опыта восточной науки. Усложнение общественной жизни, накопление знаний способствовало дальнейшему движению философской мысли. Греческая философия III и IV веков нашей эры заложила основу для многих течений и стала фундаментом, на котором развивалась мировая философия.

Философия VII-VI веков до н. э. Появление первых философских концепций было связано с подъемом уровня социально-экономического и культурного развития общества. На первом этапе своего существования философия была тесно связана с религиозным мировоззрением, преодоление которого привело к возникновению собственно философской науки.

Этот этап в развитии философии был представлен ионийской, пифагорейской и элейской шкалами.

Ионическая школа. Основное развитие греческой философской мысли происходило в ионийских городах Малой Азии — богатых, быстро развивающихся, дающих возможность выделиться независимым творческим личностям. Философы ионийской школы — Фалес, Анаксимандр и Анаксимен — пытались проникнуть в первооснову мира, то есть в материю, некое первозданное вещество, из которого состоит все сущее. Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н.э.) предложил существование бесконечной и неопределенной материи, состоящей из отдельных мелких частиц.

В духе материалистической диалектики разработал свою теорию великий естествоиспытатель Гераклит (ок. 530-470 гг. до н.э.). Он считал огонь первой материей: мир возникает из огня и превращается обратно в огонь. Гераклит вычислил высший закон природы, согласно которому все в мире находится в процессе непрерывного движения; каждое явление — лишь момент в общем развитии.

Пифагореец. Идеологическим противником Гераклита и философов ионийской школы был знаменитый ученый Пифагор (ок. 580-500 гг. до н.э.). Углубленное изучение математики привело Пифагора к выводу, что это не материя, а абстрактный порядок в мире. Количество и форма — это критерии, по которым существуют вещи. Мир состоит из количественно неизменных противоположностей: четное — нечетное, конечное — бесконечное. Со спора между Пифагором и Гераклитом началось в истории философии противостояние материализма и идеализма.

Аэлианская школа. Младшим современником Пифагора был философ и поэт Ксенофан (ок. 570 480 гг. до н.э.). Ксенофан, путешествовавший по городам в качестве странствующего рапсильона, критиковал антропоморфизм греческих богов в поэмах Гомера и отрицал их внешнее и внутреннее сходство с людьми. Он высказал идею о существовании единого божества, которое управляет миром силой своих мыслей. Парменид (ок. 540 — 480 гг. до н.э.), его ученик, подхватил идеи Ксенофана и развил их дальше. Основатель философской школы элеатов. Согласно Пармениду, источником знания является разум, а не эмоции. Человеческая мысль может постичь только то, что существует. Следовательно, бытие вечно, неизменно и неподвижно. Ученик Парменида Зенон (ок. 490-430 гг. до н.э.) разработал теорию неподвижности мира с помощью логических парадоксов.

Философия V-IV века до н.э. В этот период, благодаря софистам, произошло разделение собственно философии, которая стала доминировать в интеллектуальной жизни нового общества, и натурфилософии, продолжавшей тенденцию поиска сущности и происхождения Вселенной.

Заключение

Культура или цивилизация в широком этнографическом смысле состоит в совокупности знаний, верований, искусства, морали, законов, обычаев и некоторых других навыков и привычек, приобретенных человеком как членом общества.

Как второй самостоятельный этап в истории мировой культуры, античная (греко-римская) культура построена на вере в силу освобожденного человеческого духа, в знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации, культура античности внесла огромный вклад в мировую культуру. Архитектурные и скульптурные памятники, шедевры живописи и поэзии, дошедшие до наших дней, свидетельствуют о высоком уровне развития культуры. Они ценны не только как произведения искусства, но и в смысле их социальной и моральной ценности. Содержащиеся в них идеи добра, зла, чести и бесчестия актуальны и сегодня.

Категории научного мышления впервые появились на почве античной культуры и начали развиваться. Велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому древняя философия и наука сыграли такую важную роль в возникновении современной науки, развитии техники. В целом, культура античности заложила основу для дальнейшего развития мировой культуры.

К четвертому веку до нашей эры греческая система образования — общее или энциклопедическое образование, которое в своем основании не было отвергнуто ни Римом, ни христианским средневековьем, ни христианской демократической современной эпохой (гуманистическая или классическая гимназия или гуманитарное образование), получила всеобщее развитие. Классические языки — древнегреческий и латынь — вошли во все европейские и неевропейские языки в качестве так называемой международной лексики и, как международный язык науки и культуры, подобно живым нервам и кровеносным сосудам, связывают современную цивилизацию с ее живительными источниками — историческим опытом и достижениями прошлого.

Список литературы

  1. Античность: словарь по истории, культуре и мифологии : справочник для студентов гуманитарных вузов и факультетов и учащихся средних школ, лицеев и гимназий по древним языкам и культурам / И.Е. Ермолова, И.С. Култышева, Е.И. Светилова, И.Р. Шопина ; под ред. В.Н. Ярхо. — Дубна: «Феникс+», 2003. 2.
  2. Арнольдов, А.И. Введение в культуру / А.И. Арнольдов — М.: Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993.
  3. Боннар А. Греческая цивилизация / А. Боннар — Ростов-на-Дону: «Феникс, 1994».
  4. Ильинская Л.С. Античность: краткий энциклопедический справочник / под ред. А.И. Немировского. — Под редакцией А.И. Немирова, М.: Лабиринт, 1999. 5.
  5. История Древней Греции : учебник для бакалавров / В.И. Кузищин, Т.Б. Гвоздева, В.М. Строгецкий, А.В. Стрелков; Под ред. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  6. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / К. Куманецкий — М.: «Высшая школа», 1990.