Для связи в whatsapp +905441085890

Навыки и приемы творческого мышления — Творческое мышление и его механизмы

Давайте проследим развитие концепции творческого мышления. Древние философы (Гераклит, Демокрит, Платон) пытались объяснить природу творчества, поставив человека в центр философского рассмотрения. Для этого периода характерно разделение творчества на божественное (акт рождения, создание космоса) и человеческое (ремесло, искусство). «Божественное творение», плодом которого является вселенная, — это момент божественного созерцания. Подобным образом, человеческое творчество — это лишь момент в достижении высшего «ментального» созерцания, доступного человеку и осуществляемого под влиянием божественного вдохновения.

Таким образом, античная философия отводит творчеству подчиненное значение созерцания вечного и неизменного бытия.

Углубленное изучение человека продолжили мыслители эпохи Возрождения (Ф. Петрарка, Д. П. Мирандола), развивавшие идеи гуманизма, согласно которым благополучие человека является главной целью общественного и культурного развития. Гуманисты подходят к человеку с точки зрения деятельности, где ценность индивида определяется его заслугами и плодотворностью его работы. Сам человек рассматривается как творец. Творчество понимается как искусство в самом широком смысле, гении — как носители творческого начала, а акт творчества — как «субъективный процесс в душе художника».

Реформация, пришедшая на смену Возрождению, рассматривала творчество не в его эстетическом содержании, а как действие, делая акцент на предметно-практической деятельности и проводя своеобразную аналогию между творчеством и изобретением. Ф. Бэкон, Гоббс и Локк трактовали творчество как удачное, но в основном случайное сочетание различных заранее существующих элементов.

Проблема творчества рассматривается, в частности, представителями немецкой классической философии: И. Кант, Ф.В.Й. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах. В 18 веке И.Кант создает гармоничную концепцию творчества, называя творческую деятельность продуктивной способностью воображения. Он приходит к выводу, что творческий процесс является важнейшим компонентом структуры сознания и лежит в основе познавательной деятельности.

Ф.В.Й. Шеллинг развил идеи Канта и объяснил творческую способность воображения единством сознательной и бессознательной деятельности. По мнению философа, гении, наиболее одаренные этой способностью, творят бессознательно, однако этот объективный процесс происходит в человеческой субъективности. С этой точки зрения творчество предстает как непреодолимый, бессознательный элемент, являющийся выражением активности «мировой души», которая проявляет себя в «земных делах» через создание произведений искусства. Поэтому творчество признается художниками и философами как высшая форма человеческой жизнедеятельности.

Г. Гегель нарисовал общую схему творческой деятельности «мирового духа» и назвал ее «абсолютной идеей»; он первым указал на противоречия как основу всякой деятельности, как основу развития.

Подход к творчеству как к деятельности, направленной на формирование и преобразование окружающей действительности, отражен в марксистской концепции творчества. У К. Маркса творчество рассматривается как деятельность человека, который перестраивает мир в соответствии со своими потребностями и создает себя на протяжении всей истории.

По мере того как психология становится самостоятельной наукой, творческое мышление становится объектом ее изучения. А.Бен предложил ценную для понимания творчества идею о том, что творческое мышление требует борьбы с устоявшимися ассоциациями, т.е. разрушения стереотипов.

Гештальтпсихология стала пионером систематического исследования механизмов творческого процесса. Гештальтисты сформировали понимание мышления как деятельности по последовательной реконструкции, которая продолжается до тех пор, пока не будет найден необходимый гештальт (структура). Этот момент называется «озарение» или «прозрение». Представители этой психологической школы абсолютизировали принцип системности и целостности и, понимая творчество как процесс синтеза целостной картины мира, впервые обосновали роль прошлого когнитивного опыта субъекта, преломленного текущей проблемной ситуацией. Они подчеркивали необходимость подготовительного и осознанного решения проблемы и роль личностных качеств в процессе творчества.

Навыки и приемы творческого мышления - Творческое мышление и его механизмы

Творческое мышление и его механизмы

Мышление — это неразрывный процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы.

Творческое мышление — это вид мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразований в процессе познавательной деятельности по его формированию. Эти новообразования связаны с мотивацией, целями, оценками и смыслами.

Существует поразительное сходство между механизмами творчества и процессом воспроизводства потомства. Оба процесса проходят через семь стадий, которые можно описать в терминах репродуктивной физиологии. Такой анализ механизма творческого мышления, кроме того, позволяет рассмотреть условия, необходимые для совершения открытия и получения новых знаний.

Любовь или желание. Первая предпосылка для творческих открытий — пылкий энтузиазм, страстная жажда знаний, которую необходимо удовлетворить. Этот энтузиазм может питаться любовью к природе, стремлением к истине, тщеславием, потребностью в признании, простым любопытством, желанием быть полезным или любым другим мотивом, но он должен быть достаточно горячим, чтобы преодолеть все препятствия на своем пути.

1)Оплодотворение . Как бы ни была велика потенциальная творческая энергия разума, она остается бесплодной, если ее сначала не оплодотворить фактами, собранными путем наблюдения и изучения. В истории каждого открытия есть неотъемлемый подготовительный период сбора и сознательного изучения фактов и идей, которые могут привести в движение новый существенный вклад в науку.

2)Созревание . На этом этапе человек «вынашивает» идею. Вначале он или она может даже не осознавать этого, но все, кто изучал механизм.

Интуиция согласна с тем, что если анализ проблемы с помощью сознания не дает результатов, то проблема должна быть отложена для дозревания, которое осуществляется путем бессознательного сопоставления с огромным запасом накопленного опыта. В процессе созревания устоявшиеся, неплодотворные ассоциации исчезают из памяти, предоставляя возможность для возникновения новых, потенциально плодотворных ассоциаций.

3)Схватки при родах . Когда вы чувствуете, что лелеете идеи, вы страдаете. Трудно точно описать природу этого страдания, но оно вполне ощутимо: Очевиден элемент разочарования, ощущение, что внутри вас есть что-то, что должно выйти наружу, хотя вы не знаете, как этому помочь. Многие сравнивают это чувство с желанием и невозможностью чихнуть или произнести слово, когда оно вертится на кончике языка.

4)Рождение . Рождение действительно хорошей идеи приносит огромное удовлетворение. Новые идеи, согласно нашим данным, никогда не достигают поверхности сознания в разгар «родовых мук»: это происходит совершенно неожиданно и гораздо позже, обычно перед самым засыпанием — или пробуждением.

За интуитивным озарением обычно следует ощущение полного счастья, радости и облегчения. Вся накопившаяся усталость и разочарование предыдущего периода — периода сбора фактов и заботы о них — сразу же исчезает. На смену ему приходит ощущение полного благополучия и наполненности энергией. Со временем настроение может резко измениться. Первоначальное радостное чувство постепенно утихает, незаметно перетекает в обычную повседневность, и наступает разочарование. Все, что мы делаем, кажется настолько незначительным по сравнению с важностью предыдущего открытия, что это чувство может даже перерасти в тяжелую депрессию.

5)Тестирование . Когда рождается ребенок, мы сразу же узнаем, насколько он жизнеспособен и не страдает ли он от уродств. То же самое верно и для идей, которые рождаются в нашем сознании. Как только из подсознания появляется новая идея, она должна быть проверена и подтверждена сознательным мышлением и логически спланированным экспериментом.

7-я жизнь . После того, как новая идея была должным образом проверена ипризнан жизнеспособным, он готов к жизни, т.е. к использованию.

Характеристика творчества и творческого потенциала

В настоящее время проблема творчества стала настолько актуальной, что ее считают «проблемой века». В этой части нашей работы мы хотели бы раскрыть суть таких понятий, как «творчество» и «творческий потенциал».

До двадцатого века не было особой необходимости в развитии творческого потенциала человека. Талантливые и одаренные люди появлялись как бы сами собой, они создавали шедевры искусства: изобретали и делали научные открытия, удовлетворяя потребности человеческой культуры. Сегодня ситуация радикально изменилась. Жизнь в эпоху научно-технических инноваций становится все более сложной и разнообразной, что требует от человека нестандартных действий, гибкости и активности мышления, быстрой адаптации и ориентации в новых условиях, творческого подхода к решению различных повседневных проблем. Ведь все культурные ценности, накопленные обществом, являются результатом творческой деятельности человечества. И то, как будет развиваться общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом сегодняшнего молодого поколения.

В концепции духовно-нравственного развития и формирования личности гражданина России говорится, что «образовательные учреждения должны <…> раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в конкурентном высокотехнологичном мире». «В сфере личностного развития образование учащихся должно обеспечить: готовность и способность к реализации творческого потенциала в интеллектуальной и материально-производственной деятельности, социальную и профессиональную мобильность на основе моральных норм, непрерывное образование и универсальную духовно-нравственную установку «стать лучше».

Поэтому современные общеобразовательные учреждения должны способствовать тому, чтобы ученик средних классов мог развивать свои потенциальные творческие способности в процессе деятельности. Что такое творчество?

«Несмотря на то, что в современной научной психологической литературе достаточно много внимания уделяется изучению творчества и креативности, до сих пор нет согласованности в понимании смысла этих психологических категорий разными исследователями, что отражается в их различных определениях.

Большинство как обыденных, так и научных пониманий творчества связывают его в первую очередь с результатами творческого процесса, то есть с получением нового, социально значимого продукта. »

Так, в психологическом словаре творчество определяется как «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей».

Творчество — очень важный эпизод в развитии ребенка. Прекрасно, когда ребенок видит красоту и богатство окружающего мира. Но еще лучше, когда она не только замечает эту красоту, но и создает ее. Полученный результат эмоционально интересен для ребенка, ведь ту или иную трогательную вещь он сделал сам. Тогда, когда ребенок начнет создавать красоту своими руками, он обязательно начнет относиться к нашему миру с любовью и заботой. И в его жизнь придут любовь и гармония. В творческой деятельности ребенок развивается, приобретает социальный опыт, открывает свои природные таланты и способности, удовлетворяет свои интересы и потребности.

По сути, творчество — это «способность создавать любую принципиально новую возможность» (Г.С. Батыев).

Поскольку это довольно сложное образование, не существует четкого, общепризнанного определения творческого потенциала индивида.

ФГОС НОО гласит: «Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального образования должны отражать: наличие мотивации к творческой деятельности, работе на результат.

<…> Метадисциплинарные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: владение способами творческого и поискового решения проблем».

Понятие творческого потенциала является ключевым понятием в педагогике для определения личности как системной целостности в контексте ее формирования и наиболее полной реализации внутренних качеств.

Логика и интуиция как компоненты творческого мышления

В творческой деятельности логические методы и стратегии решения проблем взаимодействуют с интуитивными механизмами мышления, дополняя и усиливая друг друга. Кажется, что противопоставление логики и интуиции, разума и «предчувствия» в творчестве — сильно преувеличенная и, возможно, даже надуманная проблема. Не случайно интуитивное озарение возникает лишь после длительного периода вполне сознательного, рационального размышления, тогда как фактический канал логически упорядоченного размышления индивида часто выбирается им интуитивно, о чем говорилось выше. Сила человеческой психики заключается в том, что все формы отражения человеком действительности — воображение, память, различные уровни мышления и т.д. — сосуществуют в тесном единстве и дополняют друг друга.

Сравнивая интуитивное и логическое мышление, мы, несомненно, можем отметить следующие различия:

  • В интуитивном мышлении переход к новому знанию происходит через «инсайт» (озарение);
  • Процесс интуитивного мышления является бессознательным и сливается с самим действием;
  • Объекты — оригиналы, с которыми взаимодействует человек, — являются объектами мышления;
  • Интуитивное мышление имеет функцию приобретения новых знаний
  • Логическое мышление — это плавный логический переход от данного к новому
  • Процесс мышления становится осознанным, отделяется от своего продукта, а способы действия выделяются и преобразуются в операции, применимые ко многим сходным объектам;
  • Объектами логического мышления являются системы знаков;
  • Логическое мышление выполняет функцию перевода (уже приобретенных знаний).

Таким образом, и логическое, и интуитивное мышление участвуют в процессе решения проблем на разных уровнях, которые рассмотрены ниже.

Многие исследователи приравнивают интуицию и творчество в науке. При этом интуитивный творческий акт считается бессознательным, иррациональным (не подчиняющимся обычной логике и рациональности), спонтанным и не обусловленным прошлым опытом.

Понятие интуитивного принятия решений как ключевого звена в творческом процессе привело к большому количеству экспериментальных исследований. Классическая процедура эксперимента для исследования мышления, которая до сих пор используется в подобных ситуациях, была разработана школой гештальтпсихологии. Особый тип задач, в ходе выполнения которых можно наблюдать эффект внезапного решения, озарения, стал известен как задачи Дункера, по имени одного из представителей этой школы, занимавшегося проблемой мышления.

С легкой руки гештальт-исследователей лабораторный эксперимент по решению проблемных задач на долгие годы стал основной моделью для изучения творческого и даже научного мышления. Испытуемому предлагалось решить конкретную проблемную ситуацию. Он должен был произнести свои рассуждения вслух, чтобы экспериментатор мог зафиксировать ход решения, чтобы при необходимости задать наводящие вопросы или дать подсказку и проследить, как она будет использована в дальнейшем. Считалось, что такая организация эксперимента позволяет выделить и проанализировать процесс решения проблемных ситуаций в «чистом» виде, подобно научной деятельности.

Гештальтпсихология пыталась объяснить решение творческой задачи внезапной перестройкой восприятия проблемной ситуации, ее «переструктурированием», выявлением в ней новых связей, смещением акцентов, но все это не снимало главного вопроса — почему происходит такая перестройка и как она происходит.

Сущность и виды воображения

Воображение — это форма психического отражения, которая заключается в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Она является отображением реальности и служит средством познания.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и контролирует ее. Почти вся материальная и духовная культура человечества является продуктом воображения и творчества человека. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает ему будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разных временах: прошлое зафиксировано в образах памяти, которые произвольно оживляются усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Особенность воображения как процесса заключается в формировании зрительных образов объектов, которые субъект ранее не воспринимал. Каждое воображение создает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и трансформации могут выражаться в том, что человек, исходя из знаний и опыта, представляет себе что-то, то есть формирует образ того, чего он никогда не видел в реальности. Например, новости о полете в космос стимулируют наше воображение рисовать картины фантастической и необычной жизни в невесомости, в окружении звезд и планет. Одним из факторов, стимулирующих деятельность воображения, являются различные связи явлений, событий и предметов. Они способны вызвать свободную игру ассоциаций.

Отношение человека к процессу воображения напрямую определяет существование различных уровней воображения. Приведем классификацию некоторых форм воображения.

На низших уровнях воображения смена образов происходит непроизвольно, под влиянием малореализованных потребностей, влечений и тенденций, независимо от сознательного вмешательства субъекта. В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями. Используя их, человек по своей воле, усилием воли вызывает соответствующие образы творческой деятельности человека. Эта форма воображения называется активной.

Воображение также может быть: активным, пассивным, продуктивным (преобразующим) и репродуктивным (воспроизводящим).

Активное воображение характеризуется тем, что человек использует его для вызова соответствующих образов посредством собственного желания, собственного волевого усилия. Творческое активное воображение — это самостоятельное создание новых образов по отношению к предмету. Она проявляется в продуктах деятельности, воплощается в практике. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, независимо от воли и желания человека.

Продуктивное воображение характеризуется тем, что в нем реальность сознательно обозначается человеком, а не просто механически копируется или имитируется. В то же время она по-прежнему творчески реализуется в изображении. В репродуктивном воображении задача состоит в том, чтобы изобразить реальность такой, какая она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, это воображение больше связано с восприятием или памятью, чем с творчеством.

Существует также различие между воссоздающим и творческим воображением.

В первом случае это воссоздание набора изображений. Это происходит в тех случаях, когда человек, следуя описанию, должен представить себе объект, который он никогда раньше не воспринимал. Основой для творческого воображения являются знания. Например: человек никогда не видел моря, но, прочитав описание в книге, он может представить себе море более или менее ярким и живым. Творческое воображение создает то, что есть, то, что существует, и то, как оно существует. В нем не должно быть отклонений от реальности, иначе он не будет служить целям познания, которые стоят впереди — расширению круга знаний человека об окружающем мире (на основе перевода описаний в зрительные образы). Благодаря реконструктивному воображению человек на основе одних только описаний может представить себе и далекие страны, где он никогда не был, и давно прошедшие исторические события, и многие предметы, которых он не знал в реальности.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Формирование навыков по осуществлению процесса групповой психодиагностики
  2. Псикосмология
  3. Влияние большинства в группе проблемы конформизма и независимости — Общая характеристика конформизма
  4. Негативное влияние информационной среды на подростков, склонных к девиантному поведению — Понятние и факторы формирования личности школьника
  5. Психология счастья
  6. Виды слушания в психологии общения
  7. Феномен эмпатии, симпатии и антипатии
  8. Структура деятельности по А.П. Леонтьеву
  9. Общая характеристика современных стилей руководства предприятием — Факторы формирования стилей руководства
  10. Анонимный психолог — Личные качества психолога — как основа профессионализма