Для связи в whatsapp +905441085890

Неклассическая философия религии — Каким образом на неклассической философии сказывается кризис рационализма?

Появление неклассической философии было социально подготовленным и обусловленным, вызванным необходимостью задуматься о кризисе западной цивилизации и культуры, несоответствии рационально выстроенных моделей мироустройства реальному, часто антирациональному, т.е. иррациональному, миру иного рода.

Кризис рационализма, переживаемый неклассической философией, ведет к расширению поля философской рефлексии. Переосмысляется состояние самого разума, познавательного субъекта, структура познавательного процесса, что приводит к актуализации форм понимания бытия и человека, являющихся альтернативой рационализму — иррационализму (Latin irrationalis — неразумному, бессознательному), при котором разум считается неспособным постичь все многообразие реального мира, а внимание обращается на иррациональные формы проявления человеческой психики (воля, интуиция, бессознательное и т.д.).

В неоклассической философии центральное место занимает антропологическая программа, в которой человек рассматривается не как рационально-познавательный или социально-активный, а как переживающее, вопрошающее, чуткое, самосозидательное существо, которое на практике преображает природу и общество. Смысл, таким образом, не в том, чтобы извлечь универсальные истины из глубин утонченного, безупречного сознания, которое затем используется для руководства массами, а в том, чтобы прояснить сознание, которое было «брошено» в современном мире и подвержено массовым, репрессивным социальным воздействиям. Главная забота неклассической философии — понять, что происходит с человеком, с его свободой, от которой он иногда хочет убежать из-за бремени ответственности, с его сознанием под массовыми манипуляциями. Неоклассическая философия задается вопросом, как сохранить совесть, силу, духовную и психологическую независимость индивидуального сознания, что делать, чтобы остаться человеком в такой социальной среде. От монологического, поучительного стиля мышления, неклассической философии переходит к диалогическому, субъектно-субъективному стилю. Новый способ философии видит соавтора как предполагаемого адресата созданного произведения, опирающегося на его понимание, интуицию и использование художественных образных форм в изложении, открытость, недосказанность, предлагая возможность собственной интерпретации.

Философия неоклассицизма переходит от поиска универсальных принципов и высших сущностей и универсумов к самооценке личности, уникальной, своеобразной и единственной в своем роде. И эта уникальность индивида проявляется благодаря волевым компонентам (в философии жизни, в волюнтаризме), интуитивным импульсам (в интуиционизме), бессознательным действиям и установкам (в психоанализе), в условиях постоянного выбора, в «пограничных ситуациях», в процессе постоянного самосоздания и формирования (в экзистенциализме).

Неклассическая философия религии

Каким образом на неклассической философии сказывается кризис рационализма?

В связи с критическим отношением неклассической философии к рационализму, в частности, происходит переосмысление Нового европейского рационализма, который расширяет рамки рациональности. Ряд исследователей начинают рассматривать научную рациональность лишь как один из вариантов многих специфических типов рациональности (ненаучный, на уровне обычных знаний и естественного языка, религиозный, художественный и т.д.).

Происходит изменение классических идеалов строгости по отношению к философскому языку, который становится более гибким, художественным, релевантным, допускающим различные интерпретации и соответствующую глубину понимания. Иногда предполагается, что образ, метафора, картинка и т.д. — это вариант «романтической» постклассической солидарности как регулятивного идеала. (Ричард Рорти).

В рамках неклассической философии происходит смена парадигмы, выраженная в языковом повороте — переход от философии сознания к философии языка. Анализ предметно-объектных представлений заменяется изучением отношений между языком и миром, выдвигая на первый план коммуникативную роль и функцию языка (философию языка, структурализм, пост-структурализм).

Основные проблемы лингвофилософии религии

В первой половине 20 века логический позитивизм считал, что язык по своей сути является описательным (описательным), так что смысловые значения знаков должны ассоциироваться только с тем, что дано нам на опыте. Что касается религиозных и этических высказываний, не относящихся к наблюдаемым объектам, то логические позитивисты объявили их бессмысленными. Со временем.

Интеллектуальная бедность» логического позитивизма стала настолько очевидной, что к концу 20-го века потеряла всех своих адептов на Западе.

Х.-Г. Гадамер сказал: «Сущность, которую можно понять, — это язык». Религия не только думает, но и говорит о существе. Инвариантный квант религиозного смысла, похоже, является семантикой утверждения жизни, победы жизни над смертью1.

Прежде всего, высказывания о Боге важны на языке религии. Они используют термины, которые имеют смысл в человеческих терминах, но двусмысленны по отношению к Богу, который радикально отличается от человека. Если такие заявления не могут быть подтверждены или опровергнуты опытом, следует ли считать их правдивыми или ложными? Или все они метафоричны, как суд «Бог — Пастырь мой»? Может ли быть так, что все высказывания о Боге выражают только человеческие чувства, отношение, ориентацию на жизнь? На эти вопросы нет четких ответов.

Язык является частью культуры: знаки и символы относятся к важнейшим ее явлениям. В постиндустриальном мире символический инструментарий стал наиболее широко используемым средством массовой культуры, идеологии и политики. Особенно сильный теоретический интерес к предмету символов возник в начале ХХ в. в связи с бурным развитием аналитической философии и философии языка, а в середине ХХ в. — в связи с «языковым поворотом» и языковой революцией, причем «языковой поворот» и языковая революция оказались тесно связаны с неклассическим стилем мышления и критикой декартовского cogito. По словам Л. Витгенштейна, «весь туман философии сконденсирован в капле грамматики», «вся философия — это критика языка».

Сегодня общая философия развивается преимущественно с точки зрения критической философии языка, а современные отечественные религиоведы начинают интересоваться лингвофилософией религии. Рациональная интерпретация Священного Писания в прошлом стала сопрягаться со строго символической интерпретацией религиозных текстов. Это обстоятельство остро ощущается необходимость теоретического понимания природы, сущности и функций священной символики. Скрытые возможности символа — как знакового посредника между человеком и абсолютной реальностью — начали пониматься в древности, с появлением первых религиозных учений, когда возникла интеллектуальная потребность духовно соединить невидимые и явные аспекты бытия.

Для выполнения посреднической функции, к которой она стремилась, древняя религиозная мысль изобретала и сакрализовала особые знаки — сакральные символы, которые стали важнейшими атрибутами национальных и мировых религий. Во всех последующих религиозных культах эти символы продолжали признаваться как спекулятивные «бордерленды» между священным и светским мирами и обладать таинственными онтологическими и эпистемными атрибутами — мистическими свойствами, связывающими верующего с Абсолютом и служащими способом выражения и хранения знаний об Абсолюте.

Типы рациональности

Развитие науки и антинаучного мышления, их взаимная критика и борьба способствовали разработке новой идеи рациональности. Оказалось, что помимо научной рациональности можно выделить другие виды рациональности, соответствующие другим формам интеллектуальной культуры — философии, религии, искусства. Различные модели рациональности частично пересекаются, но в то же время сохраняют свои особенности. Идентификация рациональности только с научной рациональностью, а научной рациональности только со строгими логическими процедурами приводит к противоречивому пониманию самой науки.

В новых открытиях в науке, их обосновании и интерпретации используются не только логические и формальные логические приемы, но и интуиция, особые предпочтения ученых и даже случайные обстоятельства играют большую роль в развитии науки. Попытка связать научность и рациональность только с априорным, аисторическим логическим критерием приводит к выводу о полной неопределенности критериев научности и нерациональности самой науки. К такому выводу пришли пост-позитивисты Томас Кун, Имре Лакатос и Пауль Фейерабенд1 . Это приводит к выводу, что неправильно сводить разум только к логике, а рациональность — только к следованию формальным логическим правилам. Логика — лишь одна из разновидностей рациональности; большинство критериев рациональности имеют существенный характер и меняются со временем.

Нормы рациональности, отличающиеся в современной философии, делятся на три основные группы:

  • когнитивные: логические законы и правила, стандарты объяснения и решения проблем;
  • Практично: целесообразность, эффективность, оптимальность, экономия;
  • Ценность: принятые понятия добра и зла, красоты, правильные и правильные.
    Таким образом, основы рациональности частично лежат вне логики; они существенны и порой обусловлены не только разумом, но и чувством.

Однако отсутствие единого логического критерия рациональности, а также разнообразие и историческая изменчивость типов рациональности не означают, что рациональности нет, а лишь показывают, что рациональность не так очевидна, как это казалось в XVII, XVIII и даже начале XIX веков. По мнению русского философа Владимира Швырева, возможность догмы лежит в природе рационального сознания. Дело в том, что рациональное сознание создает теоретический мир, мир идеальных конструкций, способных жить самостоятельной жизнью. Идеальные конструкции, претендующие на законченность и безусловность, заменяют реальную реальность. Человек, увлеченный такими идеями, не способен противостоять догматическому давлению и критиковать идеи и теории, он увлекается ограниченными представлениями о мире и о себе, а рациональное сознание становится догмой.

Иррационализм

Новый век — это время возникновения культа рационалистической философии, основанного на вере в безграничные возможности разума и науки, в понимание человека как рационального и свободного существа, в идеи социального прогресса и так далее. В XIX веке появились мыслители, которые критически переосмыслили традиционные формы философии и попытались прорвать границы рационализма и науки. А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, мыслители, благодаря которым философия обрела новое лицо.

Артур Шопенгауэр (1788-1860) — один из самых выдающихся деятелей иррационализма. Критикуя рационализм и панглизм гегелевской системы, Шопенгауэр считал себя последователем И. Канта, любил мистицизм и восточную философию.

В качестве главной движущей силы, определяющей все в окружающем его мире, Шопенгауэр считает бессознательную волю мира — иррациональный элемент, выходящий за рамки всех рациональных методов исследования. Только эта космическая воля обладает реальностью, она проявляется во всем ходе событий во Вселенной. Мир — это всего лишь зеркало этого Уилла, действующее как представление. Поэтому все, что человек знает и может знать, это лишь представление. Человек не знает ни солнца, ни земли; он знает только глаз, который смотрит на солнце и руку, которая касается земли. Пространство и время — это формы, в которых этот мир представлен.

В отличие от Канта, Шопенгауэр предполагает, что «вещи сами по себе» известны. Но природа вещей сама по себе иррациональна, потому что воля, а не разум — это основа мира. Первый и самый важный вид знаний — это интуиция. Шопенгауэр считает, что созерцание, свободное от любого отношения к практике и интересам воли, является по-настоящему совершенным знанием.

Воля представляет собой «ненасытное слепое влечение, темный глухой импульс». Он голоден и жесток, вынужден постоянно пожирать себя, поэтому весь мир — это всего лишь адская дыра печали и страданий. По отношению к человеку это больше зло, чем добро, поэтому жизнь человека бессмысленна, бесполезна, полна боли и страха. Счастье сводится только к облегчению страданий, за которым следуют новые страдания или скука. Великие страдания вызываются желаниями, поэтому задача человека — подавить проявление мировой воли, стараясь избавиться от всех желаний.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Аль-Фараби, один из крупнейших представителей средневековой восточной философии
  2. Эстетическое сознание и философия искусства
  3. Проблема свободы воли в философии зарубежного востока XX века
  4. Каппадокийские отцы
  5. Ханс-Георг Гадамер и его философия
  6. Софисты как оппоненты Сократа — Появление софистов
  7. Джон Остин, английский философ, представитель лингвистической философии
  8. Материализм и идеализм
  9. Философские исследования в современной России
  10. Русская философия 19 века. Особенности развития философских идей в России в первой половине 19 века