Для связи в whatsapp +905441085890

Неклассическая наука. Неклассическая рациональность

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Поиск путей дифференциации научного знания в конце XVIII – нач. XIX в
  2. Неклассическая наука и её особенности
  3. Современная постнеклассическая наука (посл. треть XX в.)
  4. Рациональность в доклассической науке
  5. Классическая наука и классическая рациональность
  6. История науки как смена типов рациональности
  7. История науки как смена научных картин мира
  8. Прогностическая роль научного знания в развитии науки
  9. Философия позитивизма О. Конта
  10. «Венский кружок»: история становления и основные принципы

Введение

Неоклассическая философия — это не направление, а способ мышления и действия, предполагающий реакцию на классические образцы, на кризис классичности и его преодоление. Это реакция на несоразмерность абстрактного предмета классики конкретным личностям, абстрактного объекта — эволюции природы, ее методологии — поиску ресурсов интенсивной деятельности во всех областях практики. Ситуация, которую обычно называют «неклассической», изначально не проявляется в философии. Она проявляется на границах философии и науки, когда классические теории познания сталкиваются с объектами, которые не «вписываются» в привычные формы познания.

В начале двадцатого века такие объекты воспринимались как исключения из правил, как экзотические представители микро- и мегамиров. Однако количество таких объектов неуклонно росло, и приходилось признать, что до недавнего времени «простая и ясная природа» (которой предстояло «подражать») окружала человека паутиной ненаблюдаемых и неидентифицируемых объектов. Более того, в начале ХХ века становится ясно, что общество, система жизни людей с ее условиями, средствами, продуктами, также принадлежит к миру неклассических объектов и не может быть сведено к вещам, к инструментам, механизмам и машинам, которые работают с вещами. Классическая установка на стабильные закономерности природы и мышления и следующая за ней позитивистская ориентация на «логику вещей» оказались несостоятельными.

Неоклассицизм вырос из периферии, то есть с рубежей науки и практики, в центр, в центр мировоззренческих и методологических форм, ориентированных на классические философские образцы. Стабильность образцов казалась последним оплотом культуры, а значит, науки, морали и социальности в целом.

Традиция прочно связала существование образцов с их неприкосновенностью и неизменностью, так что угроза их неподвижному состоянию почти всегда воспринималась как угроза их уничтожения. Но режим стационарного существования образцов подошел к концу. И дело даже не в том, что они подвергаются все более массированной критике с разных позиций и точек зрения, а в том, что справиться с неклассической ситуацией стало возможно только при условии изменения «режима работы» образцов. Это условие, однако, было заметно упрощено под давлением мощной критической массы и интерпретировано в терминах отказа от образцов как методологических и мировоззренческих норм.

Формирование неклассической науки

В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков считалось, что научная картина мира практически создана, и если исследователям и остается что-то делать, так это разбираться с некоторыми деталями. Но вдруг последовала серия открытий, которые никак не вписывались в эту теорию. Беккерель (лучи Беккереля), Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри в 1898 году открывают полоний и радий, а само явление называют радиоактивностью. В 1897 году английский физик Дж. Дж. открывает составную часть атома — электрон, создает первую, но очень недолговечную модель атома и так далее.

Если в классической науке универсальным способом определения объектов теории были операции абстрагирования и прямого обобщения существующего эмпирического материала, то в неклассической науке введение объектов осуществляется по пути математизации, которая выступает в качестве основного индикатора идей в науке и приводит к формированию новых их разделов и теорий. Математизация приводит к увеличению степени абстракции теоретических знаний, что влечет за собой потерю очевидности.

Переход от классической науки к неклассической характеризуется революционной ситуацией, которая заключается в том, что предмет познания входит в «тело» знания как его необходимый компонент. Изменилось понимание объекта познания: это уже не реальность «в чистом виде», зафиксированная живым созерцанием, а ее срез, заданный через призму принятых теоретических и операциональных средств и способов ее достижения субъектом.

Раскрытие относительности объекта к исследовательской деятельности привело к тому, что наука стала концентрироваться не на изучении вещей как неизменных, а на изучении условий, при которых они ведут себя тем или иным образом. Поскольку исследователь фиксирует только конкретные результаты взаимодействия объекта с устройством, это создает некоторый «разброс» в конечных результатах исследования. Отсюда следует обоснованность и равноправие различных способов описания объекта, построение его теоретических конструкций.

Научный факт больше не поддается проверке. Теперь он реализуется в пакете с другими внутритеоретическими способами познания: принципом соответствия, который раскрывает совершенство теории. Этот факт показывает, что теоретическое предположение оправдано для определенных условий и может быть реализовано в определенных ситуациях. Принцип экспериментальной проверяемости наделен свойствами фундаментальности, то есть не существует «интуитивной очевидности», а есть «соответствующая адаптивность».

Концепция монофакторного эксперимента была заменена полифакторной: отказ от изоляции субъекта от окружающих воздействий для «чистоты наблюдения», признание зависимости детерминированности свойств субъекта от динамики и сложности его функционирования в познавательной ситуации. Динамизация представлений о природе объекта — переход от изучения равновесных структурных организаций к анализу неравновесных, нестационарных структур, которые ведут себя как открытые системы. Это нацеливает исследователя на изучение объекта как средоточия сложных обратных связей, возникающих в результате действий различных агентов и контрагентов.

Химия, особенно в области строения материалов, развивается на основе достижений физики. С развитием квантовой механики стало возможным постичь природу химической связи. Начинаются такие химические дисциплины, как физикохимия, стереохимия, химия комплексных соединений, разработка методов органического синтеза. В области биологии русский физиолог растений и микробиолог открыл Д. И. Ивановский (1864-1920) открыл вирус и заложил основы вирусологии. Дальнейшее развитие получила генетика, основанная на законах Менделя и хромосомной теории наследственности американского биолога Т. Ханта (1866-1945). Хромосомы — это структурные элементы клеточного ядра, содержащие (ДНК), которая является носителем наследственной информации организма. Во время деления ДНК точно дублируется, что обеспечивает передачу наследственных признаков от одного поколения к другому.

Этапы неклассической науки

Отличие этой стадии от предыдущих в том, что она еще не полностью сформировалась, поэтому ее признаки, характеристики не до конца определены. Основные трудности в изучении и исследовании современного этапа: многие историки вообще отказываются от его анализа, ссылаясь на непрактичность и сложность исследования.

Причины необходимости изучения данного этапа:

1) Он позволяет лучше понять прошлое, чтобы выявить важные, ценные тенденции.

2) Современный этап общественного развития в целом, включая развитие науки, характеризуется дисгармонией, противоречием, катастрофичностью. Часть ответственности за катастрофы несет и наука — Чернобыль, ядерные взрывы и т.д. — Необходимо оценить место и роль науки, ее развитие в современном обществе, чтобы оценить перспективы на будущее.

3) Связано с тем, что источники выводов и оценок современного этапа развития науки стали чрезвычайно разнообразными. К традиционным печатным источникам добавились огромные объемы электронной информации (в основном в виде Интернета).

4) Современный этап породил очень серьезные экологические проблемы, и эти проблемы конкретно связаны с научно-техническим прогрессом (изменения в литосфере, гидросфере, загрязнение атмосферы).

Наука развивается очень быстро, появляется большое количество ответвлений, поэтому оценить современное состояние развития науки крайне сложно.

По ряду научных проблем ведутся жаркие споры. Прежде всего, это следующие проблемы:

1) Возможности и перспективы развития ядерной энергетики (pro/contra).

2) Возможности и ограничения использования генной инженерии (клонирование животных и человека).

3) Использование компьютерных технологий, особенно в образовании.

4) Основные направления космических исследований.

С точки зрения социальной роли, статуса науки в современном обществе, следует отметить, что в настоящее время для науки характерно следующее. Оптимистические ожидания, характерные для классической науки, сегодня в значительной степени ослабли. Таким образом, в современном взгляде на перспективы развития биосферы четко обозначились 2 альтернативные возможности: 1) превращение биосферы в ноосферу — сферу разума, где господствует наука; 2) превращение биосферы в некросферу — прообразы которой человечество видело на примере Хиросимы, Нагасаки, Чернобыля.

Основные черты

Среди этих первых неклассических идей наиболее важной является теория эволюции Ч. Дарвина. Как известно, согласно этой теории, биологические процессы в природе протекают сложным, необратимым, зигзагообразным образом, который совершенно непредсказуем на индивидуальном уровне.

Что принципиально нового привнесла неклассическая естественная наука в понимание природы?

прежде всего, следует иметь в виду, что решающие шаги к формированию новых концепций были сделаны в области атомной и субатомной физики, где человек вступил в совершенно новую ситуацию познания. Те понятия (положение в пространстве, скорость, сила, траектория движения и т.д.), которые успешно работали при объяснении поведения макроскопических природных тел, оказались недостаточными и поэтому непригодными для представления явлений в микромире. Причина этого заключалась в том, что исследователь имел дело не непосредственно с самими микрообъектами, как он привык делать в контексте классической науки, а лишь с «проекциями» микрообъектов на макроскопические «инструменты».

В связи с этим в теоретический аппарат естествознания были введены термины, которые не являются наблюдаемыми величинами в эксперименте, а лишь позволяют определить вероятность того, что соответствующие наблюдаемые величины будут иметь те или иные значения в той или иной ситуации.

Второй особенностью неклассического естествознания является преобладание уже упомянутого вероятностно-статистического подхода к природным явлениям и объектам, что фактически означает отказ от концепции детерминизма. Переход к статистическому описанию движения отдельных микрообъектов был, пожалуй, самым драматическим моментом в истории естествознания, поскольку даже основатели новой физики не могли принять онтологический характер такого описания («Бог не играет в кости», говорил А. Эйнштейн) и видели в нем лишь временный промежуточный этап развития естествознания. 3.

идея, сформулированная Н. Бором, ставшая основой естествознания, вышла далеко за пределы естественных наук. Сформулированная Н. Бором идея дополнительности, ставшая основой неклассической физики, вышла далеко за пределы естествознания. Согласно этому принципу, получение экспериментальной информации о некоторых физических величинах, описывающих микрообъект, неизбежно влечет за собой потерю информации о некоторых других величинах, в дополнение к первой. Такими дополнительными величинами являются, например, координаты и импульс, кинетическая и потенциальная энергия, напряженность электромагнитного поля и количество фотонов и т.д. Таким образом, с точки зрения неклассического естествознания невозможно не только однозначно, но и комплексно предсказать поведение всех физических параметров, характеризующих динамику микрообъектов.

неклассическое естествознание характеризуется объединением противоположных классических понятий и категорий. Таким образом, в современной науке понятия непрерывности и дискретности уже не являются взаимоисключающими, а могут применяться к одному и тому же объекту, в частности, к физическому полю или микрочастице (корпускулярно-волновой дуализм). Другой пример — относительность одновременности: события, одновременные в одной системе отсчета, оказываются неодновременными в другой системе отсчета, движущейся относительно первой.

роль опыта и теоретического мышления на пути к новым результатам была также переоценена в неклассической науке. Первоначально парадокс новых решений был установлен и осознан с точки зрения «здравого смысла». В классической науке не было такого резкого расхождения науки со здравым смыслом. Главным средством достижения нового знания было не его конструирование снизу, начиная с фактической, эмпирической стороны дела, а сверху. Явно предпочитая метод математической гипотезы, усложнение математической символики стало все чаще использоваться как средство создания новых теоретических конструкций, связь которых с опытом оказывается не прямой и не тривиальной.

Становление неклассической рациональности.

Практика реализации капиталистического способа производства бросила вызов гегелевской формуле: «Что разумно, то действительно». Прекрасные заветы для реализации свободы, равенства, братства потерпели крах. Контакт теории рационализма с практикой показал инверсию рациональности в иррациональность, стыдливо прикрываемую формулировкой «формальная рациональность».

Формальная рациональность утвердилась во всех сферах общественной жизни. Она наложила свою печать на политику и право, мораль и искусство, философию, науку и религию.

Примат формы над содержанием был следствием экономического отчуждения, природу которого К. Маркс раскрыл в своих «Экономико-философских рукописях 1844 года» (См: Essays, Vol. See: Opus. Vol. 42).

В результате отчуждения бюрократия превратилась в бюрократизм; наука стала своеобразной интеллектуальной игрой; право — воля правящего класса, возведенная в статус закона; формализм восторжествовал в искусстве и религии; он захватил и философию.

С другой стороны, быстрое развитие естественных и гуманитарных наук, обусловленное потребностями общественного производства:

Распространение идей эволюционизма и интерес к природе бессознательного.

Общество объявило себя сложным организмом, нуждающимся в собственном изучении. Ответом на это стало формирование социологии, тем более что этнография накопила значительный материал, свидетельствующий о социокультурном разнообразии мира, который не вписывался в «лестницу прогресса» эпохи Просвещения.

Противниками классического рационализма были иррационализм философии жизни А. Шопенгауэра (1788-1860) и философия экзистенциализма С. Кьеркегора (1813- 1855).

А. Шопенгауэр выдвинул и обосновал тезис о том, что «миром управляет не разум, а слепая, необузданная воля, проявление которой приносит человеку только страдания» (См.: Шопенгауэр А. Мир как воля и воображение).

С. Кьеркегор обращает внимание на то, что конкретный человек в философии Гегеля оказывается заложником «анонимных сил». Человеческое существование, постоянно порождая сомнения и тревоги, ускользает от понимания с позиции абстрактного бытия человека. (См.: Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1990).

I. Кант также заложил свою «бомбу замедленного действия» под рационализм, поставив вопрос о возможности познания мира и обосновав ответ о границах чистого разума. (См.: Кант I Критика чистого разума).

Философия позитивизма и прагматизма, в которой разум рассматривается не как универсальный принцип мироздания или универсальная человеческая способность, а как инструмент логического исследования мира, средство обеспечения доказательств в науке, сделала свое дело.

Но, несмотря на противопоставление рационализма и иррационализма, граница между ними не была абсолютной. И поскольку оба они основывались на общих фундаментальных принципах, то это была смена типа рациональности, когда классическая рациональность уступила место неклассической рациональности.

Неклассическая рациональность направлена не на поиск сущности объективного мира, а на познание явлений этого мира, данных человеку в его опыте (чувственном, интеллектуальном, интуитивном).

Следствием феноменализма и субъективизма является отказ от поиска всеобщего (универсальных законов развития природы — общества) и обращение к установлению факторов связей и отношений на феноменальном уровне. Требование «изучать мир таким, какой он есть» уступило место поиску ответа на вопрос «что это значит для нас».

Человек потерял позицию объективного наблюдателя и был помещен в проблемную реальность, которая автоматически несла на себе печать его интереса и, в свою очередь, работала по принципу познания.

Произошла переориентация с онтологических на эпистемологические проблемы, главной из которых стал поиск методов исследования, направленных на достижение цели. Интеллектуальный характер знания предпочел абсолютную истину относительной истине, подходящей к тому или иному классу объектов. Относительность знания принесла с собой признание исторической обусловленности человеческого знания.

Заключение

Таким образом, в рамках неклассической философии были сформулированы идеи, которые «основали» философию И. Канта и Гегеля. Их строгие формы (системность, концептуальность, язык, логика, диалектика и т.д.) были отвергнуты или считались более не обязательными. В философии появились нерациональные способы познания и выражения мысли. Неоклассическая философия вернула человеку, так сказать, человеческое — волю, субъективный опыт, интуицию, мистическую веру, сложное восприятие жизни. Она оказала влияние на важные течения философии 20 века в экзистенциализме, феноменологии, персонализме, герменевтике, отчасти в психоанализе, в A. Идея Швейцера о благоговении перед жизнью, среди прочих.

Общий образ мышления неклассической философии подчеркивает несовершенство научно-технического прогресса как идеологии и выделяет проблему человеческой личности как главную цель философии нашего века.

Неоклассическая наука обнажила границы «наивного объективизма» и показала зависимость научного знания от способов и средств деятельности познающего субъекта. Она показала, что можно и даже желательно описывать одну и ту же реальность с разных исследовательских позиций и с помощью разных методов.

В неклассической науке появилось много принципиально новых теорий и законов по сравнению с классической наукой. Решающие шаги в формировании новых концепций были сделаны в области атомной и субатомной физики, где человек попал в совершенно новую ситуацию познания. Понятия (положение в пространстве, скорость, сила, траектория движения и т.д.), которые хорошо зарекомендовали себя при объяснении поведения макроскопических природных тел, оказались недостаточными и поэтому непригодными для представления микроскопических явлений. В теоретический аппарат естествознания были введены понятия, позволяющие определить вероятность того, что соответствующие наблюдаемые величины будут иметь те или иные значения в определенных ситуациях.

Другой особенностью неклассического естествознания является преобладание упомянутого вероятностно-статистического подхода к природным явлениям и объектам, что фактически означает отказ от концепции детерминизма. Неклассическое естествознание характеризуется объединением противоположных классических понятий и категорий. Таким образом, в современной науке понятия непрерывности и дискретности уже не являются взаимоисключающими, а могут быть применены к одному и тому же объекту, особенно к физическому полю или микрочастице. Другой пример — относительность одновременности: события, одновременные в одной системе отсчета, оказываются неодновременными в другой системе отсчета, движущейся относительно первой.

Особенностью неклассической науки было также явное предпочтение метода математической гипотезы, усложнение математической символики стало все больше выступать как средство создания новых теоретических конструкций, связь которых с опытом оказывается не прямой и не тривиальной.

Список литературы

  1. История науки. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: учебник. Изд. 2-е — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007 г. — 448 с.
  2. Степин В.С. C79 Философия науки. Общие проблемы : учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / В.С. Степин. — М.: Гардарики, 2008. — 384 с.
  3. Т.Г. Лешкевич, «Философия науки: традиции и инновации» М.: ПРИОР, 2010. 4.
  4. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М., 2009. философия науки: традиции, инновации 4.
  5. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 2007.
  6. Краткая философская энциклопедия. М., 2009.
  7. Структура развития науки. Из Бостонских исследований по философии науки. М., 1978. С. 170-190.