Для связи в whatsapp +905441085890

Немецкая классическая философия и ее значение в развитии философской мысли и культуры человечества

Немецкая философия конца XVIII — середины XIX века является, во-первых, вершиной всемирно-философской мысли, потому что в ней философия проявила себя самым высоким, «яснейшим» образом: она, по словам Гегеля, «показала нам мир и наше место в нем через движение только философских категорий» [3.p.408]. Во-вторых, она дала нам полную и исчерпывающую систему для решения всех мировоззренческих проблем. Немецкая философия конца XVIII — середины XIX века стала высшей ступенью и одновременно завершением развития античной и, соответственно, самой европейской философской мысли. Она развязала все проблемы и такие, которые и как были заложены в условиях культуры античности.

Немецкая философия девятнадцатого века — уникальное явление в мировой философии. Уникальность немецкой философии состоит в том, что немногим более чем за сто лет она сумела

  • глубоко изучить проблемы, которые мучили человечество на протяжении веков, и прийти к таким выводам, которые определили все последующее развитие философии;
  • объединить почти все известные в то время философские течения, от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма;
  • Откройте для себя десятки имен выдающихся философов, вошедших в «золотой фонд» мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и т.д.).

Основными проблемами немецкой классической философии были: Цельность и структурность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность нравственных форм.

На современном этапе истории происходит фундаментальный разрыв с привычными стереотипами, устоявшимися, догматическими представлениями. Рождается новый образ мышления. И это не первый и не последний случай в истории человечества. В такие времена философия, как реакция на ускорение исторического процесса, обычно вырабатывала, применяла и совершенствовала приемы и методы диалектических идей, чтобы мысленно справиться со все более стремительным развитием общества и истории.

Противоречия современной цивилизации — ее взлеты и падения, стремительный ход, небывалое ускорение и вдруг душное время, мертвые зоны застоя, наконец, самый страшный парадокс: угроза гибели цивилизации, причем не какой-то внешней силой, а творениями самой цивилизации, — что в конечном итоге заставляет нас осветить в новом веке и новом тысячелетии именно цивилизационные аспекты человеческого существования, увиденные через призму историософии.

Из огромного разнообразия отдельных периодов, этапов в историческом развитии философии действительно выдающиеся мыслители ставят проблему противоречия человеческой цивилизации и человеческой цивилизации. Можно выделить мыслителей Запада, таких как Сократ, Платон, Аристотель, Дж. Бруно и И. Кант, которые были особенно вдумчивы и озабочены проблемами цивилизации. Эти мыслители более прочно утвердили идеи, без сохранения и развития которых человечество не спасет свое творение, цивилизацию, которая оказалась такой хрупкой.

Эти великие мировоззренческие идеи, такие старые и такие новые: единство, целостность мира, вселенной космоса и человека; единство свободы и ответственности, прав и свобод личности; единство личности и человечества, личности и народа, нации, народов человечества.

Подводя итог, можно сказать, что немецкая классическая философия является не только высшей ступенью, но и завершением развития европейской философской мысли. Это не означает, что развитие философской мысли завершилось немецкой классической философией. Вовсе нет! Как не может остановиться развитие содержания нашего восприятия мира и нашего места в нем, так и развитие философской мысли не может быть остановлено народами все еще существующей европейской культуры. Но все же следует признать, что, согласно немецкой классической философии, философия европейских народов выходит за пределы самих европейских народов и начинает развиваться в мировом масштабе, во-первых, а во-вторых — внутри самой европейской культуры она начинает развиваться не только на традиционно древних, но и на тех основах, которые когда-то были чуждыми и неизвестными.

Немецкая классическая философия и ее значение в развитии философской мысли и культуры человечества

Иммануил Кант — основоположник немецкой классической философии

Иммануил Кант (1724-1804) считается основателем немецкой классической философии — грандиозного этапа в истории философского мировоззрения. Охватывает более века духовного развития — интенсивного, очень живого по своим результатам и значительного по своему влиянию на интеллектуальную историю человечества. По правде говоря, она связана с великими именами: помимо Канта, это И. Г. Фихте (1762-1814), Г. Гегель (1770-1831), Л. А. Фейербах (1804-1872) — все весьма оригинальные мыслители.

Прежде всего, мыслители немецкой классики, объединенные основным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Выражение Гегеля: «Философия есть… современная эпоха, постигнутая в мысли». И представителям немецкой классики удалось передать ритм, динамизм, требования своего бурного и грозового времени — времени великих социально-исторических потрясений. Они направили свой взгляд как на человеческую историю как таковую, так и на сущность человека.

Кант, Фихте, Гегель отстаивали философию, поскольку рассматривали ее как строгую и систематическую науку, как науку, специфическую по сравнению с естествознанием.

Вторая особенность немецкой классической мысли состоит в том, что перед ней стояла задача придать философии вид широко развитой и гораздо более дифференцированной, чем прежде, специальной системы дисциплин, идей и понятий, сложной системы, отдельные звенья которой связаны в единую мысленную цепь философских абстракций. Именно немецкая классика, несмотря на свою трудную усвояемость, смогла оказать огромное влияние не только на культуру, но и на общественную деятельность.

Кант и другие философски рассуждают о мире — о мире в целом, о законах его развития. Это так называемый онтологический аспект философии — учение о бытии. В тесном единстве с ним строится учение о знании, то есть теория познания, гносеология. Философия развивается как учение о человеке, т.е. философская антропология. В то же время классики немецкой мысли пытаются осмыслить человека, исследуя различные формы человеческой деятельности, включая социальную деятельность человека. Они размышляют об обществе, социальном человеке в рамках философии права, морали, всемирной истории, искусства, религии — таковы были дисциплины философии во времена Канта. Задолго до Канта понятие «метафизика» было осмыслено. Немецкая классическая философия была по своей сути метафизической в смысле целостного мировоззрения.

Поэтому третьей отличительной особенностью этой философии было то, что она проложила путь новому, по сравнению с метафизикой, методу мышления и познания — методу диалектики, который разработал целостную и разветвленную диалектическую концепцию развития, применимую к изучению всех сфер человеческой жизни. Диалектические идеи пронизывают всю немецкую классическую философию, обогащая и развивая от одной философской доктрины к другой.

Четвертый момент — некоторые общие принципы подхода к проблеме исторического развития. К интерпретации развития общества применяются рациональные стандарты и критерии: историческое развитие должно изучаться научно и теоретически, а не с помощью озарения — интуиции. Законы истории понимались как принципы исторической «рациональности». Немецкие философы считали, что главным двигателем истории являются взгляды, идеи, мотивации людей, то есть идеальные мотивы, объединенные в понятиях сознания, «духа», мышления, познания, которые являются центральными в немецкой классической философии.

Наконец, последнее, что объединяет немецкую классическую философию в единое целое: в своем рассмотрении человека и истории эта философия четко центрируется вокруг принципа свободы и других гуманистических ценностей.

Немецкая классическая философия — это непреходящее достижение философской мысли, за которым последовало множество других философских достижений человечества немецкого классицизма. Она имеет универсальное значение, поскольку пытается ответить на вопросы, которые человечество задавало себе с самого начала развития философии и продолжает задавать сегодня.

Особенности немецкой классической философии

Немецкая классическая философия охватывает сравнительно короткий период, ограниченный, с одной стороны, восьмидесятыми годами восемнадцатого века, а с другой — 1831 годом, годом смерти Гегеля. Тем не менее, в ряде аспектов она представляет собой высшую точку философского развития, которая могла быть достигнута в то время, и, таким образом, высшую точку домарксистской философии в целом. Перечислим хотя бы некоторые из его характерных особенностей.

Философия Канта завершает поэтическую (ноэма, ноэзис. — Пер.) философию. В философии Канта мы находим теоретическое отражение соображений свободы и равенства человека в период, предшествовавший Французской революции. В немецкой классической философии мы находим зачатки «философии активной стороны» у Фихте, основы умозрения о природе у Шеллинга, его концепцию «динамического процесса» в природе, близкую к материалистической диалектике, диалектическую концепцию Гегеля, близкую к реальности и в то же время далекую от нее из-за его идеализма. Начиная с Гердера, немецкая философия вводит историзм в учение об обществе, отвергая неисторические и механистические концепции предшествующей эпохи.

Посткантианская философия вводит серьезную критику агностицизма и всей предыдущей поэтической позиции. Философия Гегеля развивает законы не только объективной, но и субъективной диалектики.

Обратной стороной этих положительных результатов является идеологическое утверждение идеализма большинством философов. Эта тенденция обусловлена рядом обстоятельств, присущих концепции идеализма, где не требуется строго научного объяснения при формулировании новых открытий, идей и теорий. Материалистическая позиция предъявляет высокие требования к точности высказывания, к строгости формулировки, которая подразумевает определенный период времени. Идеализм немецкой классической философии связан с доведением концепции до абсурдных выводов, несмотря на опыт или эмпирические доказательства. Свою роль в этом сыграла экономическая и политическая слабость немецкой буржуазии, которая привела к тому, что Германия переживала свое существование скорее в теории, чем на практике.

Следующий момент, объясняющий преобладание идеалистической позиции в немецкой классической философии, связан с развитием философии после Декарта. В противовес онтологической позиции античной и средневековой философии как недостаточно обоснованной, Декарт подчеркнул идею о том, что наиболее существенным моментом, с которого должна начинаться философия, является обоснованность самой познающей самости. В рамках этой традиции ряд философов Нового времени уделяли больше внимания субъекту, чем объекту, отдавая приоритет вопросу о природе познания, а не вопросу о природе бытия. Философия Канта также демонстрирует подобное привилегированное положение субъекта. В последующей спекулятивной фазе развития философии (Шеллинг, Гегель) происходит переход к онтологической позиции, но прежний поэтический приоритет субъекта проецируется на понятие основания всей реальности.

Менее известно, что характерной чертой этого идеализма был пантеизм (он характерен для Фихте, Шеллинга классического периода и Гегеля). Толчок к ее развитию дал Кант своей критикой метафизических идей (Бог, душа, идея тотальности мира). Другой причиной такой ориентации является так называемая дискуссия о Спинозе, которая была вызвана книгой Ф.-Г. Якоби (1743-1819) «Об учении Спинозы», опубликованной в 1785 году. Дискуссия, целью которой была реабилитация философии Спинозы, является важной вехой прогрессивного интеллектуального развития в Германии того времени. Гердер участвовал в дебатах Спинозы со своим трактатом «Бог» (1787), в котором он попытался модернизировать спинозизм (заменив «распространенность» на «органические силы», моделью которых является живое существо, а не физический объект). В отличие от атеистической интерпретации Спинозы Якоби, Гердер выступает за пантеистическую концепцию Бога с некоторыми личными чертами (мудрость, провидение). Обсуждение Спинозы показывает, что к посткантианской философии относились и те философские течения в Германии, которые развивались независимо от Канта [4. p.89].

Основные проблемы немецкой классической философии

Центры философских открытий — Франция, Англия. С 17 века остались вопросы о методе познания, месте человека в окружающем мире, цели его деятельности.

Роль личности возрастает. Ориентация на историзм и гуманизм. С другой стороны, невозможно полностью погрузиться в чувственность. Есть идеи…

Лейбниц, что разум — это ступенька к божественному.

Локк (конец XVII века) предлагает систему, в которой человеческий разум формируется под воздействием органов чувств. Появление британского эмпиризма: Д. Беркли, Дэвид Юм. Их основные идеи заключаются в том, что органы чувств питаются плотью, а мышление основано на чувственном восприятии. Поэтому мысль невозможна без органов чувств.

Проблемы философии XVIII века: через разум возможно движение к Божеству. Мышление развивается с помощью органов чувств. Чувства необходимы для познания Бога.

19 век. Идеализм.

Особенностью интеллектуальной жизни 19 века является разделение между художественными и научными занятиями.

Если раньше мыслители рассматривали науку и искусство с точки зрения общего принципа гармонии, то в XIX веке под влиянием романтизма возникла резкая реакция против давления научного прогресса на человека. Научный образ жизни с его экспериментами, казалось, подавлял дух свободы и поиска, которого требовали художники. Научный подход не позволит открыть тайны природы — эту точку зрения разделял и Гете, хотя он не был романтиком.

В то же время возникло расхождение между наукой и философией.

Огромное влияние науки породило новые социальные проблемы этического характера.

Остается требование не выходить за рамки опыта и не объяснять его. Это было связано с обращением к Канту и его последователям. Поиск причин явлений и попытка объяснить переход в мир нуменов, где категории и объяснения неприменимы, оказались неудовлетворительными. Такой подход к научной теории был характерен для целого поколения ученых, интересующихся философским содержанием исследовательской деятельности.

Интерпретация взглядов на предмет философии может стать линией сравнения по содержанию между классикой и современностью, а объектом методологического сравнения становятся стили мышления. Образ мира не является таинственным и может быть понят средствами, доступными активному человеку.

С точки зрения современной философии, немецкая классическая философия характеризуется определенной общей направленностью, идеологическим стилем мышления.

Классика трактуется как культурно-философско-методологический стандарт применения субъективной способности человека предполагать свое бытие в мире3 .

Во второй половине XIX века под влиянием романтиков с их субъективизмом возрастает интерес к проблемам иррационального в целом.

Во второй половине 19 века возникает так называемая «иррационалистическая» философия. Есть Шопенгауэр, Кьеркегор,

Ницше, Дильтей, интуитивист Бергсон.

Хайдеггер объявил Шеллинга вершиной немецкой классической философии. К немецкой классической философии обращаются, находя в ней иррациональное или иррациональное.

Если мы продолжим хронологически прослеживать развитие иррационалистических идей — мы придем к философскому психоанализу, экзистенциализму и т.д.

Немецкая классическая философия разработала некоторые общие проблемы, которые позволяют говорить о ней как о целостном явлении. Это:

  • направил внимание философии с традиционных проблем (бытие, мышление, знание и т.д.) на изучение человека;
  • уделил особое внимание проблеме развития ..;
  • значительно обогатил логический и теоретический аппарат философии;
  • значительно обогатил логико-теоретический аппарат философии; рассматривал историю как целостный процесс.

Место и значение немецкой философии в истории

С конца 18 века было очевидно, что существующая философия (философия Нового времени) уже исчерпала себя. Она не могла ни обобщить мировоззрение, достигшее состояния человеческого знания, ни послужить основой для дальнейшего развития научного знания. Наука того времени уже преодолела механистическое мировоззрение Декарта, Лейбница, Ньютона. Наука на практике показала диалектичность, противоречивость реальности, ее постоянную изменчивость. Обобщить философски состояние и уровень понимания мира, достигнутый наукой, и тем самым открыть путь новым научным открытиям во всех областях знания, невиданным в истории человечества, выпало на плечи немецких философов[1. с.302].

Немецкая философия конца XVIII — середины XIX века занимает чрезвычайно важное место в истории философской мысли. Эту позицию можно сравнить с позицией греческой философии в античности.

Немецкая классическая философия изменила стиль мышления в европейской и, следовательно, в мировой культуре. Новизна утвержденного им стиля заключалась в чрезвычайной широте его мышления, его универсальности.

Благодаря научной революции в 17 веке, а также открытиям в области естественных наук в 18 веке, в общественном сознании начал формироваться устойчивый образ идеального знания. Все остальное «ненаучное», то есть не поддающееся математической обработке знание, было объявлено второстепенным. Классики немецкой классической философии показали, что наука является одной из возможных форм познания. Язык, мифология, религия, философия, искусство и т.д. также представляют собой неисчерпаемое богатство; они самоценны и незаменимы.

Новые найденные концепции не отрицают старые, потому что истины относительны и многослойны.

Немецкая классическая философия также доказала, что не существует варварских или цивилизованных народов, а каждый народ имеет свой собственный «дух», который уникален и имеет индивидуальную судьбу.

Таким образом, немецкая классическая философия отменила уникальность дихотомий «научное-ненаучное», «истинное-ложное», «цивилизованное-варварское» и т.д. Картина мира стала несравненно сложнее и обширнее.

Формирование таких тезисов стимулировало возникновение новых отраслей знаний в 19 веке. Немецкая классическая философия дала толчок росту культурологии и гуманитарного знания.

Философские открытия немецкой классической философии: разработка идей выделения активности субъекта, развития через становление и разрешение противоречий, универсальной природы разума, сознания.

Разработка философских понятий и категорий осуществлялась на очень высоком уровне. Немецкая классическая философия до сих пор является образцовой.

Значение немецкой классической философии было частично обесценено идеалистической формой, что впоследствии стало ее гибелью. В то же время, несмотря на свой неспецифический, мистифицирующий характер, исключающий строгий причинно-следственный анализ изучаемых явлений, она способствовала тому, что отражение новых научных знаний и эффектов общественного развития было настолько своевременным, что она, как говорится, мгновенно реагировала на новые раздражители.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Концепция информационного общества (р. Коэн)
  2. Религиозная вера и рациональность
  3. Естественнонаучные и философские представления о пространстве и времени
  4. Философия как особая форма познавательного отношения человека к миру
  5. Особенности нравственного сознания. Мораль, обычай и право
  6. Бытие и небытие: их сущность и взаимосвязь
  7. Начала научно-технических знаний в трудах Архимеда
  8. Структура сознания. Сознание и бессознательное
  9. Сократ: жизнь, основные философские идеи
  10. Горгий, древнегреческий софист