Для связи в whatsapp +905441085890

Необходимость и случайность, возможность и действительность в историческом процессе — Взаимопревращение действительности и возможности

Принцип реальности и возможности подобен суммированию пройденного отрезка пути, потому что он интегрирует в себя рассмотренные до сих пор модификации материи, содержит их в удаленном виде, выражает в себе диалектическое развитие этого отрезка в целом, в его полноте, всеохватности. Поэтому он более конкретен и богат содержанием, хотя и труднее усваивается.

Понятия реальности и возможностей, зародившиеся в древней философии, также имели свой путь развития — от отдельных односторонних моментов, являющихся продуктом прямого, чувственного созерцания, до современного конкретного, холистического научного понимания их в марксистской философии.

Аристотель рассматривает эту проблему в связи с развитием таких категорий, как движение, материя и форма. В его понимании собственно движение — это переход возможности к реальности, реализация того, что существует в возможности. Рассматривая вещь как единство формы и материи, он доказывает, что материя есть возможность, а форма есть реальность. Материя и форма — одно и то же, первая — возможность, а вторая — реальность. Первая пассивна, вторая активна. Развивая основные принципы формальной логики, Аристотель классифицирует суждения по модальности — на суждения о возможности, реальности и необходимости (соответственно проблемные, утверждающие и аподиктические). Все суждения — это либо суждения о чем-то внутреннем, либо суждения о чем-то необходимом внутреннем, либо о чем-то возможном внутреннем. Учение Аристотеля о реальности и возможности является значительным вкладом в развитие этих категорий. Однако его концепция пассивности материи и активности формы, «формы форм», энтелеки и т.д. не позволила ему научно решить проблему возможности и реальности.

Дальнейший шаг в развитии этих категорий был сделан материализмом XVII-XVIII вв., который в борьбе против схоластики и идеализма, опираясь на достижения естествознания, разработал научный взгляд на действительность. Однако этот взгляд был исторически ограничен, поскольку материалисты этого времени приравнивали случайность и возможность и отрицали объективное существование как случайности, так и возможности.

Кант пытался преодолеть это ограничение механического материализма, рассматривая реальность и возможность в их единстве, но делал это на субъективно-идеалистической и формально-логической основе. И если материалисты-метафизики отрицали только объективное существование возможности, то Кант отрицает объективное существование и возможности, и реальности, рассматривая их как продукт разума, как априорные категории модальности. По Канту, то, что согласно формальным условиям опыта (если иметь в виду созерцание и концепцию) возможно. То, что связано с материальными условиями переживания (ощущения), является действительным. То, что связано с действительным, определяется в соответствии с общими условиями опыта, обязательно существует. Он разделяет возможность на логическую, реальную и практическую.

Необходимость и случайность, возможность и действительность в историческом процессе

Взаимопревращение действительности и возможности

Реальность и возможность одновременно идентичны и различны. Их идентичность заключается в их взаимопроникновении и взаимопреобразовании. Их отличие заключается в том, что в своем единстве они занимают разные места, играют разные роли, имеют разные особенности и т.д. Возможность — это и в то же время не реальность.

Во-первых, не каждая возможность реализуется напрямую, но реальная возможность трансформируется в реальность. Во-вторых, ее реализация требует определенных условий, без которых она может стать просто невозможной, т.е. может быть реализована не как нечто иное, а как нечто совсем. Так называемое «голое» уничтожение — это не что иное, как уничтожение данной реальной возможности, т. е. превращение последней в невозможность, или, что то же самое, ее превращение в любую другую, только не в другую. Однако не все реальные возможности в действительности уничтожаются, ибо если бы это было так, то развития бы не произошло. Несмотря на то, что на самом деле происходит «обнаженное» уничтожение реальных возможностей, определенная их часть при определенных условиях все же превращается в свою другую и наоборот. В то же время необходимо подчеркнуть, что если в природе возможности реализуются сами по себе, спонтанно, то в обществе они реализуются как целесообразная деятельность людей, что требует следующих условий:

  1. Прежде всего, необходимо учитывать другие возможности, как негативные, так и позитивные для этой возможности. Без строгого учета всех реальных возможностей, без научного анализа этих возможностей реализовать эту возможность невозможно.
  2. Поскольку, как правило, существуют условия не только для реализации данной возможности, но и других противоположных возможностей, только при ликвидации последней можно реализовать данную возможность, В общественной жизни, например, одни возможности, представляя новые, прогрессивные в конечном итоге выигрывают, а другие, представляя старые, терпят поражение, так как защищают интересы устаревших.
  3. Не только другие выступают против этой возможности, но есть и те, кто ее продвигает. Следовательно, необходимо должным образом и всесторонне учитывать и использовать эти благоприятные возможности для реализации этой возможности.
  4. Необходимо и далее находить, находить и создавать новые внутренние и внешние возможности, которые способствуют реализации этой возможности.
  5. Необходимо решительно отвергнуть теорию самопотока и организовать победу возможности.

Таким образом, победа данной реальной возможности в развитии общества объясняется совокупностью внутренних и внешних условий, средств, способов, преимуществ новой, активной деятельности субъективных факторов и т.д.

Таким образом, практическая реализация этой возможности реализуется путем преодоления всей системы противоречий между практикой и познанием, общего и единственного, качества и количества, абсолютного и относительного, прерывности и непрерывности, конечности и бесконечности, идентичности и различия, сущности и явления, содержания и формы, необходимости и случайности, причины и следствия и т.д. и др.

Возникновение и разрешение, разрешение и возникновение противоречия между действительностью и возможностью

В этой связи крайне важно подчеркнуть, что более высокие, более конкретные шаги, непосредственно вытекающие из любого состояния нижнего, неуместны, так как в противном случае опосредованные связи игнорируются, что в конечном итоге приводит к нарушению принципа совпадения логического и исторического. Это мы видели на примере метода Смита и Рикардо, одним из главных недостатков которого является просто игнорирование опосредующих связей. Рассматривая происхождение жизни, следует исходить из того, что любая попытка вывести жизнь непосредственно из любого состояния неживой природы приводит к тем же заблуждениям, что и у Смита и Рикардо. Природа должна долгое время по своим собственным имманентным законам развиваться сама по себе до тех пор, пока противоречие между реальностью и возможностью жизни не достигло той стадии зрелости, при которой, при определенных условиях, ее появление стало возможным. Следовательно, между жизненной и неживой природой существует множество промежуточных, опосредованных связей усложнения и развития самой неживой природы. Возможность живой природы могла стать реальностью только на определенном этапе модификации природы в результате длительных физико-химических процессов.

При этом не только происхождение жизни было результатом длительных физико-химических преобразований в неживой природе, но и само происхождение жизни имеет свою историю, пройдя различные стадии ее внутреннего усложнения — от до-клеточных, простейших фирм живой материи до человеческих существ. Поскольку живое тело является дальнейшим осложнением в развитии реальности, определение должно включать в себя следующие особенности.

Живое тело существует в неразрывной связи с неорганической природой. Оно представляет собой единство различных взаимосвязанных химических соединений, составляющих как бы его «вещество» и принимающих различное участие в обмене веществ. Это невозможно без механических, молекулярных, химических, тепловых, электрических и т.д. изменений.

Наличие боковых форм движения в живом организме не выражает его сущности. Они являются внутренними условиями существования основной, биологической формы движения. Живое тело невозможно без этих боковых форм. Но в то же время биологическая форма не может быть сведена к ним. В единстве всех этих форм в живом организме преобладает биологическая форма и за свое существование подчиняет себе все нижние формы движения, которые не составляют «автономию» в живом организме, но сливаются воедино с биологической формой, существующей в нем в обособленной форме.

Сущность биологической формы движения заключается в метаболизме. Живое тело может существовать только в том случае, если в нем непрерывно протекают ассимиляционно-диссимиляционные процессы. Вот, собственно, что это за процессы. Ассимилируя необходимые вещества из окружающей среды, он преобразует их в свои собственные моменты, стороны, т.е. самообновляется, самовоспроизводится. Но его самовоспроизводство — это одновременно и самоуничтожение, и рассеивание. Самовоспроизводство и самоуничтожение — это одно и то же отношение, стороны которого одновременно обуславливают друг друга, немыслимы друг без друга и взаимно исключают друг друга. Только в этом единстве они обуславливают характерные особенности жизни: раздражительность, подвижность, рост, воспроизводство, изменчивость, наследственность, эволюцию и т.д. Живое тело — это неразрывное единство наследственности и адаптации. Поскольку условия существования живого организма постоянно меняются, заставляя его приспосабливаться к ним, соответственно изменяется и наследственность. Следовательно, наследственность включает в себя собственную изменчивость и без нее немыслима.

Естественный и искусственный отбор

Конечно, ассимиляционно — диссимиляционные процессы в организме составляют абсолютную и самую элементарную, абстрактную его основу. Но эволюция создает другие, более сложные физиологические функции, нервную деятельность и т. д. в результате чего из примитивных, простейших доклеточных организмов образовались одноклеточные, давшие начало первым растениям и животным. А из первых животных путем дальнейшего дифференцирования развились бесчисленные классы, отряды, семейства, роды и виды животных и, наконец, та форма, в которой достигает своего наиболее полного развития нервная система — именно позвоночные. Среди последних рождается, формируется то позвоночное, в котором природа приходит к осознанию самой себя, — человек2 . Возникает человеческое общество.

Из сказанного следует несколько выводов.

  • В своем историческом развитии материя прошла различные, последовательные ступени усложнения. Она переходила от абстрактной сферы к конкретной, от менее конкретной сферы к более конкретной. Взаимопревращение форм движения и эволюция материи есть не что иное, как взаимопревращение действительности и возможности .
  • Это взаимопревращение имеет место не только между формами движения, но и внутри каждой из них. Именно потому, что внутри каждой формы движения саморазвитие происходит от низшего к высшему, через ряд последовательных ступеней, возможен пароход от данной формы к новой, высшей. Следовательно, высшая форма возникает не из любого состояния низшей, а из еевысшей .ступени, из ее самого зрелого и конкретного состояния. Иными словами, только саморазвитие до полной зрелости низшей формы обусловливает ее превращение в высшую форму.
  • Каждая следующая ступень в развитии содержит в себе предыдущую в снятом виде. Высшие формы движения несводимы к низшим, низшие формы всегда наличествуют в высших как подчиненные, побочные формы их развития. Конкретное содержит в себе абстрактное в снятом виде в процессе развития как всех форм движения, так и внутри каждой из них. При этом высший этап в развитии вырастает, возникает непосредственно из своего предыдущего.
  • Источником перехода низшей формы движения в высшую, а также перехода низшей ступени в высшую внутри каждой из них является противоречие между действительностью и возможностью, которое не разрешается внутри данного состояния, данного целого, но его разрешение есть переход в новое высшее состояние, в новое высшее целое, которое удержало в себе содержание всего предшествующего развитая.
  • Эта объективная диалектика развития материи в целом совпадет с логикой развития истории познания и с законами логического мышления. Так, сначала выдвигаются па первое место науки, которые изучают низшую форму движения материи (механика), затем — науки, изучающие более сложные формы движения (физика, химия и биология). Иными словами, история развития познания выступает как аналог истории развития объективной действительности и подчиняется тем же диалектическим законам, что и развитие материи.

Марксистская социология

Общество — это более конкретная сфера реальности, сложная, более высокая форма движения материи. И здесь мы имеем дело с совпадением объективной диалектики реальности с логикой истории познания. Об этом свидетельствует тот факт, что подлинная наука об обществе — марксистская социология — возникает позже, чем науки, изучающие нижние формы движения. В то же время история социологии в целом совпадает с законами логики; от отдельных, абстрактных моментов, элементов знания об обществе до всеобъемлющей, конкретной марксистской науки об обществе — это путь истории социологии. Как мы уже говорили, домарксистская социология была идеалистической. Главная причина того, что материалисты прошлого оказались идеалистами «на вершине», не видели решающей роли социальной практики, материального производства в познании и трансформации реальности, лежала в сложности самой социальной жизни, в ее недостаточной, в свое время, зрелости. Получая сознание непосредственно от природы как таковой, они не видели внутренней, необходимой, естественной связи, как в развитии объективной реальности, так и в развитии познания, не видели источника деятельности сознания. Метафизичность и созерцание были ахиллесовой пятой старого материализма, ослабляя его позиции против идеализма. Но, с другой стороны, его сильной стороной было материалистическое понимание природы. В то же время, если положительной стороной идеализма, особенно гегелевского, была диалектика, то слабой его стороной — мистификация как реальности, так и самого познания.

Таким образом, принцип трансформирования реальности и возможности раскрывает эволюцию материи, превращение неживой природы в живую, последней — в общество, а в дальнейшем — развитие общества само по себе — от низшего к высшему, а также эволюцию соответствующих логических категорий, отражающих этот процесс. В этом постепенном движении каждая новая ступень богаче, выше предыдущей, потому что результат содержит в себе свое начало, обогащенное новыми приобретениями; каждая более высокая ступень отрицает, снимает нижнюю, содержит в себе все свое богатство и отрицает, снимает себя в следующей, третьей ступени. Это отрицание отрицания является как синтетически и генетически развитым содержанием, так и тенденцией, направлением всего бесконечного процесса.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Средневековая христианская концепция о человеке
  2. Причинные и функциональные связи в историческом процессе
  3. Новейший позитивизм
  4. Алфред Джулс Фйер, английский философ-неопозитивист
  5. Философия русского космизма
  6. Пифагор и его учение о числе
  7. Научное и обыденное сознание
  8. Проблемы философии
  9. Либертарно-юридический тип правопонимания и философии права
  10. Галилей — основатель современного естествознания — Происхождение, детство и юность Галилео Галилея